Из опыта работы по подготовке к ОГЭ

Корыбко Ольга Геннадьевна

Статья на тему  "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korybkoog_kirillovaev.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

Корыбко О.Г.

Учитель математики

МОУ «СОШ № 76»

г. Саратов

Кириллова Е.В.

Учитель математики

МОУ «СОШ № 76»

г. Саратов

E-mail: koribkoolga@mail.ru , alena_max_71@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков.

Ключевые слова: инновационные процессы, межпредметные связи, интегрированный урок.

Подготовка к ОГЭ – это всегда ответственный процесс. И оттого, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит наш результат.

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в формате ОГЭ в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике, химии (задачи на смеси и сплавы). Учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный.

На протяжении всего учебного года мы, учителя, работающие с 9-ми классами, готовим учащихся к выпускным экзаменам. Экзамены в формате ОГЭ – это очень важный и сложный момент в жизни каждого выпускника девятого класса. Порой в погоне за лучшими результатами мы перестаем проводить уроки с ними в форме игры, считая их взрослыми. Учителя часто забывают, что перед ними ученики 15 лет, которые все же еще  дети. И поэтому мы, учителя математики,  решили подготовить и провести нестандартный интегрированный урок, который назвали интеллектуальная игра БРЕЙН-РИНГ «Дорогами наук…». При выборе формы мероприятия мы учитывали тот факт, что учащиеся 9а и 9б классов нашей школы  с удовольствием включаются в различные игры, имеющие элемент состязательности, проявляют при этом активность и любознательность.

Цель интегрированного мероприятия: повторить и систематизировать знания учащихся по алгебре и геометрии, подготовиться к сдаче ОГЭ в неформальной обстановке.

Задачи: обобщить и расширить знания учащихся, продолжить развитие умений обобщать, сравнивать, анализировать, активизировать творческую деятельность, воспитывать мотивацию к учению.

Данное мероприятие рассчитано было на 45 минут. Участники – две команды  9а и 9б классов по десять человек, остальные учащиеся – это болельщики. Игра состояла из нескольких этапов.

Первый конкурс – приветствие команд, где ребята представляли название команды, заранее подготовленную эмблему, девиз. Надо отметить, что болельщики тоже пришли не с пустыми руками, а принесли плакаты для поддержки своих команд.

Второй конкурс – это разминка. Каждой команде задается по пять вопросов с кратким ответом. Правильный ответ - один балл.  Если команда, которой адресован вопрос, не знает ответ, то имеет право высказаться команда соперника, и за  правильный ответ команда получает один балл. Время обсуждения вопроса командой - 10 секунд. В этот конкурс были включены вопросы теоретического характера, необходимые для выполнения 1 и 2 части ОГЭ по математике.

Третий конкурс: Домашнее задание - «Ты – мне, я – тебе!» Команды задают друг другу по очереди по 3 вопроса с кратким ответом, заранее ими подготовленные.  Время обсуждения – 10 секунд. За правильный ответ – 1 балл, если команда ответила неправильно, она не получает балл, а отвечает хозяин вопроса (балл команде не дается).

Четвертый конкурс: «Не просто ответь, а подумай…». Командам предлагалось решить по три задания из ОГЭ по математике. Первое задание: решить систему уравнений (задание №6), решить 2 задачи по геометрии (задание №16). Участники команды могут поделить вопросы. Каждая команда должна пояснить решение. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.  Одновременно болельщикам так же предлагается выполнить задания из ОГЭ по математике 1 части, за каждый верный ответ команда болельщиков получает 1 балл.

Пятый конкурс - «Конкурс капитанов». Капитанам было предложено задание № 21 из ОГЭ: построить кусочно-линейную функцию и определить количество точек пересечения с прямой у=kx. В это время команда решала задаче по комбинаторике (задание №9), а болельщики выполняли задание, связанные с графиками различных функций (задание №10).

При выборе содержания мероприятия мы учитывали следующее: отработка заданий из ОГЭ по математике в командной атмосфере. Мы стремились сделать содержание мероприятия доступным и увлекательным для школьников. Это достигалось за счет следующего: обращение к ранее изученному материалу по математике, использование средств наглядности (презентация, карточки с заданиями), постоянная смена видов деятельности. Презентация обладает наглядностью и выразительностью. Это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

Вопросы были разного уровня сложности. Выбранная форма мероприятия, а также характер вопросов и заданий позволили поддерживать активность и самостоятельность участников на протяжении всего мероприятия. Надо отметить, что в мероприятии участвовали все желающие: одни учащиеся вошли в состав команд, другие в состав болельщиков. И те и другие выполняли задания различного уровня, зарабатывая очки для своих команд. С небольшим преимуществом победила команда 9а класса.

Цели и задачи мероприятия были достигнуты. Игра вызвала явный интерес детей, что проявилось в виде бурного обсуждения в командах, живой включенности в игру. Были очень активны болельщики команд, которые тоже получали задания для помощи командам, зарабатывали баллы за верно решенные задачи из ОГЭ по алгебре и геометрии. Мероприятие было тщательно продумано. Время было распределено рационально. Был подготовлен материал для проведения игры: наборы карточек с заданиями для команд, презентация, сопровождающая игру, эмблемы, плакаты болельщиков. Это способствовало созданию должного эмоционального настроя на мероприятие. После каждого конкурса проводился подсчет баллов. Все участники игры получили заряд бодрости и много положительных эмоций. Данное мероприятие было положительно охарактеризовано другими учителями и администрацией школы, которые присутствовали на нем. Надо отметить, что задания могут быть такими, которые необходимо отработать или повторить. Подобные мероприятия следует проводить чаще, это способствует положительному настрою девятиклассников к предстоящему экзамену.