Для родителей


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

      

 «У кого кто?»:

(единственное и множественное число имен существительных)

у утки — утенок, утята, много утят; у гусыни — ..., у индюшки — ....

 «Кто чем питается?»

 (употребление творительного падежа имен существительных)

кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ...

 «Назовите разные слова»

Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие?), соответствующих предложенному объекту.

Например, «собака» большая, лохматая, добрая, старая, веселая…

 «Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) мяч — мячик, кукла — ... ; белка — ... ; стул — ... ; ворона — ...

 «Исправь ошибку»

(на логическое мышление):

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

 «Из чего — какой?»

(образование относительных прилагательных)

 из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... .

 «Пересчет различных предметов»

(согласование числительных с существительными)

один автобус, 2 автобуса, 3 автобуса, 4 автобуса, 5 автобусов;

один воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьёв;

одна липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип и т. д. 



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped1-1.jpg

К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped1-2.jpg

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь],[ф],[фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped1-3.jpg

К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped1-4.jpg

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped1-5.jpg

В 6 лет, нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.



Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребёнку держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

 

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения  по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

 

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

 «Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

 «Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

 

«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

 «Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

 «Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

 «Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

 «Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

 «Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

 «Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

 

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 «Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

 

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. .к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

 

 



Предварительный просмотр:


Как учить запоминать стихотворение. Рекомендации для родителей.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:

  1. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.
  2. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
  3. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.
  4. После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.
  5. Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.

  • Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.
  • Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.

В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ покартинкам. 
Понимание грамматической конструкции предложений. 
"Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы? 
"Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).


Узнавание предметов по заданным признакам. 
Назови предмет, про который можно сказать: 
желтый, продолговатый, кислый; 
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

 

Какой предмет обладает следующими признаками: 
пушистый, ходит, мяукает; 
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.


Кто или что может быть: 
высоким или низким; 
холодным или горячим; 
твердым или жидким; 
узким или широким.


Какому времени года соответствует следующее описание:

 "День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда"

 


Сравнение двух или более предметов.

  Чем похожи эти слова:

кошка, книга, крыша;

число, весло, кресло;

Назовите общие признаки:

яблока и арбуза;

кошки и собаки;

стола и стула;

ели и сосны;

голубя и дятла;

ромашки и гвоздики.

Чем отличается:

ручка от карандаша;

рассказ от стихотворения;

сани от телеги;

осень от весны;

дерево от кустарника;

лиственное дерево от хвойного дерева.

 


К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано , и подробно объяснить свой выбор. 
Пример: стрелка – часы; колесо - ? 
Стрелка – это часть часов, значит к слову "колесо” можно подобрать слово "машина”, потому что колесо – часть машины. 
колесо – круг, ковер - ? 
белка – дупло, медведь - ? 
магазин – продавец, больница - ? 
день – обед, вечер - ? 
охотник – ружье, рыбак - ? 
слово – буква, дом - ? 
лес – деревья, поле - ? 
палец – кольцо, ухо - ? 
море – капля, толпа - ? 
цветок – бутон, листок - ?

 


Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. 
ночник, торшер, свеча; 
слива, яблоко, персик; 
брюки, шорты, юбка; 
корова, лошадь. Лев; 
елка, береза, сосна; 
картофель, морковь, огурец; 
петух, гусь, воробей; 
коза, свинья, корова.

 


Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом "а”, в котором будут объединены оба антонима.

 покупать –

 открывать –

 помнить –

 встречать –

 толстый –

 мелкий –

 полный –

 знаменитый –

 голодный –

 брать -

 


К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение. 
Пример: умный друг – глупый враг. 
тихий плач – 
радостная встреча – 
вспомнить радость – 
светлый верх – 
темное прошлое – 
слабый мороз -

 

 


Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

ваза хрустальная, а стакан легкий;

зебра полосатая, а леопард злой;

холодильник белый, а ковер мягкий;

огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

 


"Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными. 
Таблица, разделенная на 9 клеток. 
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь. 
Вопросы по таблице:

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

Кого больше зверей или насекомых?

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?



Предварительный просмотр:

ИГРЫ С БЕЛЬЕВЫМИ ПРИЩЕПКАМИ

        В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Современный, «технически грамотный» с раннего детства малыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть...

Наверное, в каждом доме можно обнаружить запас бельевых прищепок, которые мы используем для закрепления белья, когда развешиваем его после стирки. Дорогие родители, посмотрите на эти вещи по-иному. Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игрушками для ребенка.

        Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могли прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори - известный итальянский педагог, автор оригинальной педагогической системы. Конечно, в ее системе эти предметы - бельевые прищепки - занимали незначительное место. Давайте попробуем представить, что игрушек у нас мало, а вот прищепок - много.  

         Посмотрим, будет ли ребенку интересно? Давайте попробуем...

В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом, цветом.

        Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.

        Сложите прищепки в большую корзинку с тонкими краями, попросите ребенка прикрепить их к краям корзины. Это только начало игры. Обратите внимание малыша на то, что прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга. Это мы с вами развиваем у ребенка чувство ритма. Он об этом и не догадывается, но малыша привлекает гармония ряда. Он сосредоточенно и старательно располагает прищепки, а если нарушает ряд, то обратите на это его внимание. Прищепки можно также прикреплять к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя и складывая их в ритмический рисунок: по две-три рядом, а затем с промежутком и т. д.

        Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Потренируйте его в этом, попросите положить из корзинки в коробочку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Игры с прищепками окажут помощь в формировании элементарных математических представлений вашего ребенка. В определенной степени они являются аналогом абака, т. е. счетного прибора, который используется для определения количества, сравнения двух групп множеств по количеству, для усвоения количественных отношений независимо от величины, протяженности и т. п.

        Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три... Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества. В  более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов больше, меньше. Игра с прищепками поможет вам сформировать у ребенка понятие о цифре методом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. Например, предложите ребенку на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре. Можно взять полоски, отличающиеся по длине, к ним соответственно прикрепляется различное количество прищепок, например, к самой короткой — одна прищепка, к следующей по длине — две и т. д. Так составляется числовая лесенка.

        Для игр могут использоваться различные по величине круги, к ним в зависимости от размера прикрепляется определенное количество прищепок. Например, к самому маленькому кругу — три прищепки, к следующему по величине четыре или пять и т. д. Прищепки могут прикрепляться и к другим фигурам, например к треугольникам,   квадратам,   овалам.

        Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей. Поиграйте в такую игру: вы произносите звуки (можно использовать какой-либо музыкальный инструмент), а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных звуков, в различном пространственном расположении: прямо, по кругу, на сторонах квадрата, треугольника и т. п.

Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани квадратной формы, картона, вырезанного в форме звездочки, и т. п.

Игры с прищепками очень полезны для развития конструктивного мышления вашего ребенка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: елочку, солнышко, бабочку, тучку. Можно даже «нарисовать» целую картину. Для этого вам потребуется лист ватманской бумаги, круг желтого цвета, треугольники зеленого цвета (большой и маленький), овал синего цвета, разноцветные удлиненные овалы (все это изготавливается вместе с ребенком) и, конечно же, прищепки разных цветов. Предложите ребенку сделать солнышко, т. е. прикрепить желтые прищепки-лучики к краям желтого круга, а затем — елочку. Для этого к краям зеленого треугольника ребенок крепит зеленые прищепки-веточки. Если к одному краю зеленой полоски прикрепить зеленые прищепки, получится травка. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, можно сделать тучку, из которой идет дождик. К небольшим разноцветным овальчикам ребенок прикрепляет по четыре разноцветные прищепки — бабочки. Если ребенок затрудняется, помогите ему. И не забывайте сопровождать все действия речью. Диалог с ребенком во время любой игры — основное условие его всестороннего развития.

        Вы можете придумать самые разные истории и рассказать их вместе с вашим малышом. Например, попросите его вспомнить картину, которую он мог наблюдать летом. «Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло, тепло. Я посмотрела вокруг: на земле лежала ровным ковром зеленая трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками.) Я дотронулась рукой до травы. Каждая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями от самой земли. (Пусть ребенок тоже дотронется до «травы».) Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела солнце, оно светило яркими лучами. (В это время ребенок кладет в правый верхний угол листа солнышко.) Над травой порхали бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребенком разместите бабочек на траве, над травой.) Я посмотрела вокруг и увидела, что на небе появилась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и пошел дождь. (Положите тучку на солнышко.) Дождь капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки большой зеленой елки. А рядом с ней росла маленькая елочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее

веточки не могли спрятать бабочек от дождя. Тучка прошла мимо, дождик прекратился. (Уберите тучку.) Бабочки опять вылетели на полянку. Они так интересно летали: то собираясь в круг, то разлетаясь в ряд, то летая друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была бабочка с разноцветными крыльями, а внизу — с синими. Потом бабочки устали летать и опустились на траву».

        Затем предложите ребенку самостоятельно составить картину, какую он видел, когда гулял на поляне. Повторите свой рассказ, попросите ребенка составить какую-то одну фигуру. Это уже игра «Составь фигуру». Ребенок прикрепляет к каждой фигуре определенное количество прищепок. Например, чтобы составить солнышко, надо взять пять прищепок желтого цвета, чтобы составить тучку, нужно взять четыре прищепки синего цвета, чтобы получилась елка, можно прикрепить с двух сторон треугольника прищепки зеленого цвета по три к большой елке и по одной — к маленькой. Попросите ребенка подумать, как можно сделать травку (нужно взять много зеленых прищепок и прикрепить их к зеленой полоске).

        Картину можно разместить на картоне, на полу. Для того чтобы возникло ощущение законченности, если картина создается на полу, она обрамляется рамкой из реек или прямоугольником из толстого шнура. Ваш ребенок должен иметь возможность творить - «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок картинок.

        После того как ребенок составит ту или иную фигуру, предложите ему сказать, сколько прищепок ему понадобилось. Ребенок считает количество прищепок, называет его. Предложите ему назвать количество прищепок определенного цвета. Например, чтобы составить фигуру бабочки, надо взять две прищепки красного цвета и две — синего.

Помогите ребенку обобщить свои действия. Он должен сказать, что всего прищепок четыре, и все они одного цвета (для одноцветных фигурок), или: всего прищепок четыре — две красного и две синего цвета.

        Предложите ребенку расположить бабочек на поляне. Сначала скажите, что все бабочки, летая над поляной, расположились в круг. Затем они выстроились в ряд, затем бабочки летали, где хотели. Пусть ваш ребенок вспомнит, куда спрятались бабочки, когда пошел дождь. Ребенок открепляет прищепки от контурного изображения тучки и располагает их над травкой — идет дождь. В это время бабочки прячутся под елкой. Затем ребенок убирает тучку и дождик, оставляя солнышко, и располагает бабочек там, где ему хочется.

        Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. — из прищепок), «Корзина с морковью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.

        С прищепками можно играть и в другие игры. Например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». Для этого попробуйте вместе с ребенком сделать штативы, между которыми натяните веревку. Предложите ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок, например, самый маленький платочек прикрепить к веревке одной прищепкой, побольше — двумя, еще больше — тремя и т. д. Или красный платочек прикрепить к веревке двумя красными прищепками, синий — двумя синими прищепками и т. д., а затем сравнить количество прищепок, ориентируясь на цвет. Количество прищепок одного цвета зависит от количества платочков того или иного цвета. Например, на веревку повесили два платочка синего цвета. Соответственно и прищепок взяли по две, т. е. всего четыре, и т. д. Затем попросите ребенка сравнить количество прищепок разного цвета. Одинаковое ли число прищепок красного и синего цвета? Какого цвета больше прищепок прикрепили к веревке? И т. п.

        Для игр с прищепками можно сделать специальные деревянные панно, к которым шурупами привинчиваются прищепки. С помощью этих прищепок дети прикрепляют к панно свои рисунки, аппликации и т. п. Не поленитесь сделать на одной из стен детской комнаты такое панно. При выполнении игровых упражнений решается сразу несколько задач: на пространственную ориентировку, на развитие мелкой моторики, на формирование соответствующих заданию математических представлений (количественных, временных, величинных,  пространственных) и т. п.

        Многолетний практический опыт показал нам, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Итак, раз прищепка, два прищепка... Может получиться интересная игра.



Предварительный просмотр:

Лето! Отдыхаем с пользой!

(Советы логопеда в летний период)

Какое же это замечательное время года – лето! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на проплывающие в небе пышные облака, можно купаться и загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять! Летние прогулки дарят нам неисчерпаемые возможности для развития наших детей.

  • Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветов, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.
  • Поговорите дома с детьми о лете. Поинтересуйтесь, понимают ли они значение "летних слов": теплое, яркое, жаркое (солнце); густая, высокая (трава); спелые, сочные, ароматные (ягоды); прозрачный, чистый (воздух); купаться, загорать, рыбачить (ловить рыбу), нырять; загар, жара, зной, ливень, лес, поле, луг, река, озеро; цветы, ягоды, грибы.
  • Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйтесказки,
    рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.
  • Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении. Например, «Шишка упала из ветки» - Шишка упала с ветки. «Дети играют в игры интересные» - Дети играют в интересные игры. «Я видел на ветке две птичек» - Я видел на ветке двух птичек.
  • Следите за произношением детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Не забывайте о домашней логопедической тетради, повторяйте летом скороговорки и стихи. Можно приобрести некоторые логопедические книги (они понадобятся, если в семье подрастает ещё ребёнок) и закреплять звуки с помощью подобранного в книге дидактического материала. Разучите скороговорки вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее их произнесёт. Не забывайте проводить артикуляционную гимнастику и упражнения для развития мелкой моторики (перебирание круп, пуговиц; рисование и т.д.)
  •  Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительной и связной речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш ребёнок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено  — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно  потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.

1.  ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макароны  хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Волшебные палочки - Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур,  предметов,  узоров.  Вырезанные из бумаги трапеции,  круги,  овалы дополнят изображения.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

 Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

 

Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые  ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими  даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

2.  ИГРЫ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕБЕНКА

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,  затем Вы ему, и так до тех пор,  пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие,  кислые,  соленые,  горькие слова.

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу,  а ребенок заканчивает ее:

 Ворона каркает,  а воробей . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

«Скажи, как я». Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый  предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степеньюгромкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок  испытывают затруднения.

 «Чудесный мешочек». По опыту, эта игра остается самой любимой  предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

 «Какой предмет?». Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

3.  ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

«Приготовим сок». Из яблок сок (яблочный).  Из груш,  из слив,  моркови,  лимона,  апельсина? И наоборот:  апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова».  Расскажите ребенку,  что есть на свете «упрямые» слова,  которые никогда не изменяются (кофе,  платье,  какао,  кино,  пианино,  метро).  «Я надеваю пальто.  На вешалке висит пальто.  Я гуляю в пальто.  Сегодня тепло,  и все надели пальто и т. п.».   Задавайте вопросы ребенку и следите,  чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один  и  много». Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много.

Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.

 Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего  не  стало?».Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных предметов (можно  игрушки) – 4 – 7 штук. Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах.

«Волшебные  очки». «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то все  становится  красным  (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный мяч, красные  сапоги, красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и  прочие.

«Я  внимательный»Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице), которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.

Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

4.  ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВ

«Перепутаница». Жили были:  слова.  Однажды они веселились,  играли,  танцевали.  И не заметили,  что перепутались.

Помоги словам распутаться.

 Слова:  босака (собака),

ловосы (волосы),

 лекосо (колесо),

 посаги (сапоги) и пр.

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Будем искать слова». «Я заметил».  «Давай проверим,  кто из нас самый внимательный.  Будем называть предметы,  мимо которых мы проходим;  а еще обязательно укажем – какие они.  Вот почтовый ящик – он синий.  Я заметил кошку – она пушистая».  Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». «Представь,  что у нас есть волшебные очки.  Когда их надеваешь,  то все становится красным (зеленым,  синим и т. д.),  посмотри вокруг в волшебные очки,  какого все стало цвета,  скажи:  красные сапоги,  красный мяч,  красный дом,  красный нос,  красный забор и пр.»

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы,  и бросать тебе мяч.  Ты будешь ловить его только тогда,  когда в слове услышишь звук «Ж»,  если в слове нет звука,  то мяч ловить не надо.  Итак,  начинаем:  жаба,  стул,  ежик,  жук,  книга . . .».

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных (а,  о,  у,  и,  е,  э,  ю,  я,  ы). «Будешь прыгать как лягушка,  если звук услышишь «А»,  на другие звуки опускаешь низко руки».  По аналогии проводится игра на другие гласные звуки.  Позже можно проводить игру на согласные звуки.



Предварительный просмотр:

Учитель - логопед советует

Массаж пальцев рук карандашами (автор Т.В. Пятница)

Известно, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
В этой разработке вы найдете эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа карандашом.

«Утюжок» Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу. Вправо-влево – как хочу!

«Добывание огня» Положи карандаш на одну ладошку и накрой его другой. Прокатывай его между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй это сделать сразу с двумя карандашами.

«Пианино» Сильно прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиками пальцев.

«Скольжение» Держи пальцами длинный карандаш так, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх – вниз.
По карандашу скольжу – съехать вниз скорей спешу.

«Волчок» Вращай карандаш двумя пальцами сначала одной руки, потом другой. Попробуй сделать тоже большим и средним пальцами.
По столу круги катаю. Карандаш не выпускаю.

«Горка» Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш одной рукой. Пусть он скатится вниз по твоей руке, как с горки.

«Подъёмный кран» Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.
Карандашик поднимаю. Крепко пальцы прижимаю.

«Вертолёт» Возьми тонкий карандашик тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полет. Наш красавец вертолёт!

«Эстафета» Сожми карандаш указательным пальцем одной руки, подержи и передай указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем.
Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

«Прятки» Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке: Карандашик посжимаю и ладошку поменяю.

«Ладошка» Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку, Отдохну потом немножко!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

 

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 

«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

 

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

 

«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

    

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

   

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

   

 «МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

 

«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.



Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Индивидуальные логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения  проводятся четыре  раза в неделю, фронтальные занятия (занятия со всей логопедической группой) проводятся три раза в неделю. После занятий индивидуально каждому ребёнку, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на домДомашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в саду.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1 Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.

2 Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.

3 Домашние  задания выполняются  систематически, точно по  рекомендации логопеда.

4 У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6 Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7 Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8 Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха!



Предварительный просмотр:

Развиваем речь, играя

Для детей от 5 до 6 лет

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-11.jpg

"Чьи покупки?"

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. 
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-2.jpg

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. 
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-3.jpg

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …

"Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина… (Машина обгонит человека).

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-41.jpg

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-5.jpg

"Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-6.jpg

Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

"Федорино горе"

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-7.jpg

Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных…(вилок).
Нет покинутых сироток - 
Чёрных, гнутых…(сковородок).
Нет запачканных грязнуль - 
Битых, ломанных…(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных…(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых…(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде…(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых…(ложек).

"День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. 
Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-8.jpg

Пример:
Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба …  -  Мишутка ждёт…
Морковь …  -  Мишутка ждёт…
Грибы …  -  Мишутка ждёт…
Зерно …  -  Мишутка ждёт…
Трава …  -  Мишутка ждёт…



Предварительный просмотр:

Речь взрослого – образец для подражания.

Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи развития речи и задачи обучения детей и коррекционно-воспитательные задачи. Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, необходимо проводить индивидуальную работу над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

         Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном возрасте. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, отклонения в развитии зубов, неправильного расположения верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться  за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша сова, ребенок начинает и сам их произносить. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому очень важно обращать внимание родителям на роль слуха в развитии речи ребенка, оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение в медицинских учреждениях.

Родителям следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка; не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили слова и звуки. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Нередко причиной неправильного произношения звуков ребенком является подражание дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей с которыми малыш часто общается.

Родителям необходимо знать, что в общении с ребенком, особенно в раннем возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно. Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему пересказать  содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередко допускают речевые ошибки. Не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.



Предварительный просмотр:

Советы логопеда родителям будущих  первоклассников на лето

Уже совсем скоро Ваши дети станут первоклассниками. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. За время летних каникул перед поступлением в школу, Вы можете помочь своему ребенку закреплять полученные навыки правильного звукопроизношения.

Вот несколько советов:

1. Обращайте внимание на речь ребенка, следите за четким и правильным произношением звуков. Исправляйте ошибки в произношении, обязательно давая правильный образец звучания.

2. Исправляйте аграмматизмы (согласование слов в роде, числе, лице и падеже) в речи ребенка, следите за правильным употреблением предлогов, произношением сложных слов.

3. Играйте в игры, развивающие фонематический (речевой) слух : ·«Кто больше придумает слов на заданный звук»; ·«Придумывание слов по цепочке: мак-кот-тигр-рис-слон и т.д.» ; ·«Хлопни, когда услышишь заданный звук - с» - М-З-В-С-Т-В-Ш-С-Ж-Ф и т.д.;4.

4. Читайте ребенку сказки, рассказы и обязательно обсуждайте прочитанное. Побуждайте ребенка отвечать на вопросы распространенными предложениями. Объясняйте значение новых слов.

5. Если ребенок умеет читать, то хвалите его не за быстрое, а за правильное и осмысленное чтение.

6. Для успешного обучения ребенка в 1 классе огромное значение имеет развитие мелкой моторики. Поэтому поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке, аппликации, раскрашиванию, штриховке, конструированию.

7. При раскрашивании и штриховке обращайте внимание на то, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке. Это поможет ему впоследствии правильно держать ручку.

8. Отмечайте и поощряйте аккуратность и чистоту выполнения работы.

Помните, все, чем занимается ребенок, должно приносить ему радость и удовлетворение. Не забывайте хвалить ребенка за его успехи и достижения.

Желаем Вам удачи и хорошего отдыха!



Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики


1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой. 



2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.



3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.



4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.



5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.





6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.


7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.


8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

развивающие игрыобучающие программыразвивающие игрыразвивающие игрыобучающие игрыразвивающие игрыобучающие программыобучающие игры


9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.


11. Бусы 

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.


12. Рисунок из фасоли
развивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игры

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.



13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.


14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.



15. Скрепки 

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета. 




16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.



17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.




18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.



19. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

развивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игрыразвивающие игры



Предварительный просмотр:

Как развивать речь вашего ребенка

  1. Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить  непосредственно около него, кто есть кто и т.п.
  1. Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и детской речью, и взрослой (точной и четкой) – по вашему желанию. Детям необходимы оба типа речи.
  1. Если ребенок путает порядок слогов или пропускает некоторые из них в сложных словах, нужно заставить его произносить  слоги друг за другом. Например, ребенок говорит «летевизор». Попросите его сказать отдельно слог «те», затем «теле», потом «ви – зор» и, наконец, медленно – медленно – «телевизор». Заканчивайте упражнения обязательно на успешном моменте.
  1. В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое – то искаженное детское  слово в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно. И при этом следует спросить ребенка: «А по – настоящему как нужно сказать?» Ребенок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.
  1. Детей обязательно надо знакомить с песенками, считалками и потешками, то есть с тем пластом народной поэзии, который создавался веками.
  1. Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Закончив книжку, перечитайте её ещё раз. Таким образом, каждую книжку вы прочитаете ребенку трижды и только потом перейдёте к следующей, которая должна быть  несколько сложнее и длиннее предыдущей.

  1. Расширение словарного запаса ребенка должно стать повседневной задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных  и вульгарных слов, выражайте свои мысли четко и ясно. В то же время не забывайте о просторечном говоре. Если ребенок с детства будет слышать не только литературную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.
  1. Для расширения словарного запаса можно использовать некоторые      упражнения. Например, вы хотите познакомить ребенка с названием тех звуков, которые издают животные, птицы, насекомые. Некоторые слова ему знакомы по сказкам, потешкам, песенкам, а некоторые встречаются очень редко. Заранее составьте перечень этих слов, разучивайте их с ребенком и затем используйте их в играх, которые помогут ребенку запомнить эти слова.

     Кузнечик - стрекочет

     Лошадь – ржет

     Сова - ухает

     Коза - блеет

     Голубь - воркует

     Тигр - рычит

     Свинья – хрюкает и т.д.