Публикации моих учеников.

Носкова Татьяна Леонидовна

Презентация  "Использование заимствованных слов в русском языке"

Проект по русскому языку Глотовой Виктории.

Исследовательская работа "Измерительные инструменты" Волковой Яны.

Исследовательская работа по математике  "Умножение с увлечением" Черняевой Татьяны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Лысково Нижегородской области

Проект

«Использование заимствованных слов в русском языке»

Работу выполнила:
ученица 4 «Г» класса
 Глотова Викторя

Руководитель:

 Носкова Татьяна Леонидовна.

Лысково, 2014

Содержание

1. Введение………………………………………………………………   2

2. Заимствования как процесс изменения языка  

2.1 Пути пополнения лексики русского языка ………..………..  3-4

2.2  Причины заимствования иноязычных слов…………..…….. 5-6

3. Неоправданные заимствования как проблема современного русского языка

3.1   Оправданные заимствования иноязычных слов …..………. 7-8

3.2   Неоправданные заимствования иноязычных слов ….…….. 9-10

3.3  Сопоставление неоправданно заимствованных слов с их русскими      

       эквивалентами …..…………………………………………… 11-12

4. Практическая значимость реферата……………………………….… 13

5. Выводы………………………………………………………….……...14-15

6. Список  литературы…………………………………………………..  16

7. Приложения……………………………………...................................  17-19

Введение

Ежедневно, выполняя привычные нам дела: включая  плейер, слушая рэп,  посылая друзьям CМС и ММС сообщения, просматривая  телепередачи, мы даже не задумываемся о том, что все эти слова не являются русскими, ведь мы-то их знаем с детства. Если сломается мобильный телефон, отнесем его  в Сервисный Центр. В офисах работают менеджеры, занимаются мониторингом.  

Но если поразмыслить – откуда пришли эти слова и можно ли объяснить их значение по-русски?

Меня заинтересовал этот вопрос, и мы решили, что это может стать темой моей научной работы.

Цель исследования: получение информации о  влиянии  иностранных слов  на состав современного русского литературного языка.

Задачи исследования: 

  • Отследить историю и причины заимствования иноязычной лексики в русском языке;
  • определить роль заимствованных слов в русском языке
  • проанализировать, как часто дети и взрослые употребляют в речи иностранные слова;
  • создать словарик иностранных слов для младших школьников.

Объект исследования: русский язык

Предмет исследования: иностранные слова

Методы исследования: 

  • Изучение литературы и словарей по теме работы.
  • Анкетирование учащихся начальных классов.  
  • Создание словаря иностранных слов для ученика начальной школы (с толкованием значения этих слов, их происхождением)

    Актуальность выбранной темы:

В последнее время наблюдается частое использование иностранных слов в русском языке. Появилось большое количество новых понятий, слов, терминов. В нашей повседневной речи таких слов ставится все больше. Хорошо это или плохо? 

Гипотеза:

Использование заимствованных слов обогащает язык.
Возможно ли, общаясь на родном языке, обойтись без употребления иностранных слов?

Заимствование как процесс изменения языка  

   Я живу в России двадцать  первого века и говорю на русском языке. А что такое язык?

Язык – это главное средство человеческого общения. Это основное средство обмена информацией, с его помощью я общаюсь с другими людьми.  Без знания русского языка я не смогу дружить со своими одноклассниками, не расскажу и не объясню свое настроение, не пойму своих родителей. Не зная свой родной язык, я не смогу учиться в школе и посещать другие предметы.

Владеть русским языком – это значит уметь передавать факты, наблюдения, чувства. А  еще – уметь правильно подобрать для этой цели  такие слова, словосочетания, предложения, которые передадут наиболее точно твои ощущения и мысли.

Наша жизнь меняется, в ней появляется много вещей, которых не было еще недавно: джемпер, трансформер, сканер, монитор, навигатор, ноутбук и так далее.

С появлением новых вещей, в русский язык приходят новые слова. Такие слова называют заимствованными. Что означает заимствование слов?

Заимствование – это появление и закрепление в русском языке иностранного слова.

Многие ученые озабочены проблемой кризиса русского литературного языка и ставят вопросы о его сохранении и возрождении. Проблема ли это? Так ли плохо появление в родной речи иностранных слов?

На эти вопросы мы хотим попытаться ответить в нашей работе.

История и причины появления иностранных слов в русском языке.

Существующие в настоящее время в русской лексике иноязычные слова пришли в нее в разное время из самых различных языков.

Русскому народу на протяжении истории приходилось вступать в политические, экономические, торговые, и прочие связи с другими народами. В результате этого русская лексика пополнялась иноязычными словами или заимствованиями.

Большинство слов, которые мы употребляем сегодня, тоже пришли к нам из иностранных языков в разные времена. Многие слова, которые мы используем в своей повседневной речи стали для нас родными, хотя были приняты в русский язык  в далеком прошлом. Например, из тюркских языков (носителями этих языков были кочевые племена, которые совершали захватнические набеги), пришли в русский язык еще в Киевской Руси: боярин, шатёр, богатырь, жемчуг, телега, орда.

При царе Петре I бурно развивается мореходство, наука, строительство, и в русский язык вошли слова, в основном, военных и ремесленных терминов, названия некоторых бытовых предметов, новых понятий в науке и технике, в морском деле, в администрации, в искусстве. Это такие слова, как алгебра, оптика, глобус, лак, компас, крейсер, порт, корпус, армия,  кавалерия, контора, акт, аренда, тариф, верфь, гавань, дрейф, лоцман, матрос, рея, руль, флаг, флот, штурман и так далее.

Из английского языка в это же время были также заимствованы термины из области морского дела: баржа, бот, бриг, вельбот, мичман, шхуна, катер и другие.

В 18—19 веках Россия начинает активно сотрудничать с Францией. Русская речь пополнилась словами: бюро, витраж, кушетка, ботинок, вуаль, гардероб, жилет, пальто; названия пищевых продуктов: бульон, винегрет, желе, мармелад; слова из области искусства: актер, антрепренер, афиша, балет, жонглер, режиссер; термины из военной области: батальон, гарнизон, пистолет, эскадра.

Французский язык настолько вошел в моду, что говорить на русском считалось  моветоном, то есть плохой манерой. Вся знать воспитыва-лась гувернантами-французами, и дети того времени знали родной русский язык хуже французского.

Даже знакомые нам слова карандаш, школа пришли к нам из латинского словаря.

Сейчас трудно представить наш язык без таких слов, как тротуар, хотя вместо него предлагали употреблять слово «топталище»,  фортепьяно хотели замнить словом «тихогром», биллиардный шар – «шарокат», биллиардный кий – «шаротык», эгоизм – «ячество», гримаса – «рожекорча».

Следует ли избегать в речи иностранных слов, заменяя их русскими? Нет, не всегда. В книжной, а особенно в научной речи они просто необходимы в качестве специальных терминов.

Заимствование – естественный и необходимый процесс развития любого языка.

История языка доказала, что все эти иностранные слова прижились и стали нам родными. Многие заимствованные слова, если употреблять их разумно, к месту, обогащают нашу речь, делаю её точной и выразительной. И, напротив, неуместное использование иноязычных слов, злоупотребление ими засоряет речь.

Анализ словарного состава языка школьников

 

Сейчас новые иностранные слова охватывают все сферы жизни современного человека:

  • это  наука  - прогресс, нанотехнология, файл, компьютер;
  • экономика – бизнесмен, менеджер;
  • спорт – боулинг, футбол;
  • еда – чизбургер, крекер, пицца;
  • игры, развлечения – бакуган, экстример, бибейдер.

 

В речи моих одноклассников часто можно услышать слова иностранного происхождения. Мы все смотрим телевизор, и, как следствие, в книгах слова архаизмы (это вышедшие из употребления слова) нам более сложны для понимания, чем иностранные слова.

Мы провели исследование среди учеников 4 «г» класса.

 Моим одноклассникам были розданы анкеты с разными устаревшими и иностранными словами.

(см. Приложение 1)

На основе проведенного анкетирования мы выяснили, что  11% учеников узнают слова-архаизмы (слова, устаревшие во всех своих значениях), 25 % - слова-историзмы (слова, обозначающие предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности), 64 % слова иностранного происхождения. (см. Приложение 2)

Употребляя иностранные слова, мы не всегда  задумываемся, из какого языка эти слова  к нам пришли, и что они обозначают.

Существует множество словарей иностранных слов, в которых можно узнать о происхождении иностранных слов. Все они  очень объемные, вмещают в себя более 1000 слов. Глядя на такую объёмную книгу, не всегда появляется желание открыть её – это ведь не сказка, или увлекательный рассказ.

 Словарь иностранных слов для младших школьников.

.

        Все слова систематизированы в алфавитном порядке, указано, из какого языка заимствовано данное слово, даётся  толкование его значения. (Приложение 2)

Заключение

Наблюдение за тем, как разные иностранные слова попадают в нашу жизнь помогает отследить историю развития нашей страны: с какими государствами были тесные экономико-культурные  отношения,  с кем мы воевали.

В настоящий момент происходит в нашей стране развитие нового типа экономики и бурное развитие новых технологий. Ведущей страной в этих отраслях является США, поэтому современные заимствования - это, в основном, английские слова.

Заимствования иностранных слов – один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие названия новых предметов и понятий на родном языке, то есть, когда нет родного слова для нового предмета. Такое заимствование свидетельствует об исторических контактах  народов, о том, как на протяжении многих веков мы контактировали с другими народами и перенимали предметы их быта вместе с названиями. И точно так же слово исчезает из языка, когда исчезает этот предмет из обихода (историзмы).

Слова,  вошедшие в нашу жизнь довольно давно,  воспринимаются нами, как исконно русские: картина, кровать, стул, лампа, утюг, тетрадь, школа, огурец, вишня.  В настоящий момент современными детьми также родными воспринимаются многие заимствования из раздела компьютерных технологий и игр.

Многие ученые ведут оживленные дискуссии о том, хорошо или плохо то, что в нашем родном русском языке появляется такое большое количество иностранных слов. Мы не можем дать однозначный ответ на этот вопрос. Единственное, в чем мы уверены – это то, что русский литературный язык – это богатый, мощный и  красивый язык. И для выражения мыслей можно использовать разнообразные языковые средства, выбирать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание, придавать речи выразительность с помощью яркой окраски слов и выражений. (Приложение 4)

Обойтись без употребления иностранных слов в современном мире нельзя т.к. они приходят к нам как наименование предметов, явлений, новых понятий.

Для общения достаточно слов родного языка, но некоторые заимствованные слова проникают в русский язык под влиянием развития человечества и вливания иностранной культуры, поэтому становятся необходимыми.

Употребляя иностранные слова, мы не всегда  задумываемся, из какого языка эти слова  к нам пришли, и что они обозначают.

Существует множество словарей иностранных слов, в которых можно узнать о происхождении иностранных слов. Все они  очень объемные, вмещают в себя более 1000 слов. Глядя на такую объёмную книгу, не всегда появляется желание открыть её – это ведь не сказка, или увлекательный рассказ.

Для того чтобы привлечь интерес учащихся  к данной теме, я создала свой словарь иностранных слов для младших школьников.

        Все слова систематизированы в алфавитном порядке, указано, из какого языка заимствовано данное слово, даётся  толкование его значения.

Список использованной литературы:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2006.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1977.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М., 2005.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.

5. Большой энциклопедический словарь. - / под ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.

6. Гришина Е.А. Словарь иностранных слов.  АСТ – Артель. – М., 2010 год.

7. Костомаров В.Г. (1994), Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.

8. www.megaslov.ru

9. www.slovamik.ru

10. www.mirslovdalya.ru

Приложение 1.

Анкета

Архаизмы

Историзмы

Иностранные слова

доха

шуба

аршин

мера веса

менеджер

тот, кто управляет

животное

мера длины

журналист

еда

ткань

тот, кто считает деньги

свара

каша

верста

мера длины

бизнес

дело

ссора

мера веса

игра

стая

палка

спорт

отрок

юноша

пуд

бочка

смс

сообщение в телефоне

отросток

мера длины

сочинение

Одежда

мера веса

подарок

бакалея

магазин

кафтан

одежда

офис

помещение для работы

еда

еда

гостиная

Приложение 2.

Словарь примеров заимствований иностранных слов из разных языков

- английский язык: торт, кросс, кекс, хоккей, бифштекс, трамвай, баскетбол, рельсы, футбол, волейбол, тайм-аут, старт, сквер, рекорд, спорт, джаз, свитер, пиджак, клуб, гол, бокс, финиш, лифт, кемпинг, митинг, лидер;

- немецкий язык: боцман (Bootsmann), капитан (Kapitän), матрос (Matrose), юнга (Schiffsjunge), каюта (Kajüte), шторм (Sturm), шлейф (Schleppe), солдат (Soldat), майор (Major), казарма (Kaserne), шлягер (Schlager), шнур (Schnur), шпион (Spion), шаблон (Schablone), факел (Fackel), фейерверк (Feuerwerk), фасад (Fassade), фильтр (Filter), финал (Finale), фея (Fee), флаг (Flagge), форель (Forelle), аргумент (Argument), бухгалтер (Buchhalter), гонорар (Honorar), вундеркинд (Wunderkind), гастарбайтер (Gastarbeiter), лозунг (Losung);

- французский язык: ателье, такси, пальто, шинель, костюм, крем, грамм, компот, котлета, майонез, бульон, салат, батон, ложа, декорация, роль, пьеса, фойе, эстрада, марш, атака, десант, дезертир, сержант, бронза, почтальон, тротуар, экран, массаж, режиссер, блуза, туалет, кабинет, салон, буфет, суп, лимонад;

- итальянский язык: опера, ария, дуэт, солист, балерина, бас, тенор, капелла, либретто, флейта, мозаика, сода, скарлатина, виолончель, фортепьяно помидор, пицца, бензин;

- польский язык: коляска, местечко, предместье, сбруя, уважать, мешкать, заядлый, вербовать, полковник;

- латинский язык: аквариум, атмосфера, прогресс, культура, масса, делегат, конкурс, консервировать, класс, цирк, циркуль;

- тюркский язык: алмаз, айва, амбар, алыча, барабан, бахрома, баклажан, бакалея, балаган, бирюза, башмак, войлок, изюм, кайма, каблук, кинжал, кандалы, капкан, лапша, мечеть, нефть, саранча, сундук, сазан, сарай, таз, таракан, тулуп, туман, урюк, утюг, хурма, чалма, чемодан, чердак, чугун, штаны, шашлык, яр, яшма;

- китайский язык: женьшень (rénshēn) лекарственное растение, кунфу (gōngfu) вид.

Словарик заимствованных слов

Афтершок (англ. aftershock) — повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом».

«Авария произошла из-за мощного стихийного бедствия – землетрясения, с последующими афтершоками и цунами».  («Московский комсомолец»)

Авария произошла из-за мощного стихийного бедствия – землетрясение, с последующими повторными толчками и цунами.

Бокс-сет (от англ. box — коробка, ящик и set — комплект, набор) - комплект, состоящий из не скольких компакт-дисков одного исполнителя или группы.

«Бокс-сет с переизданиями ранних дисков будет оформлен в виде черного креста».  («Мир новостей»)

Комплект с переизданиями ранних дисков будет оформлен в виде черного креста.

Блокбастер (от англ. разг. block-buster, первоначальное значение которого - фугасная авиабомба крупного калибра) — сенсация; фильм, имеющий огромную популярность

«Сегодня на экраны российских кинотеатров выходит один из главных блокбастеров года — фильм «Изгой».  («Московский комсомолец»)

Сегодня на экраны российских кинотеатров выходит один из главных сенсаций года — фильм «Изгой».

Блэкаут (англ. blackout) — затемнение, светомаскировка; временное отсутствие электрического освещения (обычно вследствие аварии), отключение электроэнергии.

«Причиной блэкаута в Ленобласти и Петербурге стал поврежденный кабель противоаварийной защиты». («Московский комсомолец»)

Причиной отключения элекроэнергии в Ленобласти и Петербурге стал поврежденный кабель противоаварийной защиты. 

Бонус – премия.

«Думаю, топ-менеджмент в столь трудное для страны время даже от премий и бонусов не отказывается». («Московский комсомолец»)

Гейм (от англ. game - игра) - компьютерная игра, игра. .

Дизайн (от англ. design - замысел, план; конструкция) — оформление.

«Настольная жаровня „фондю“ отличается довольно топорным дизайном». (АИФ)

Настольная жаровня „фондю“ отличается довольно топорным оформление.

Драфт (англ. draft) — проект, рабочий документ.

«Дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

Имидж (от англ. image - образ, изображение) — образ.Имиджмейкер (от англ. image - образ» и make - делать) — тот, кто разрабатывает имидж

«Кто ваш имиджмейкер?» (из интервью в «Мире новостей).

Кто создает Вам образ?

Кастинг (от англ. casting - подбор) - подбор кандидатур на вакантные рабочие места, производимый специализированными фирмами по заявкам организаций.

«Был проведен кастинг актеров на главную роль».  («Московский комсомолец»)

Был проведен подбор актеров на главную роль.

Ланч (от англ. lunch - второй завтрак) - второй завтрак.

«После короткого ленча я поднялся в свой номер». («Московский комсомолец»).

Мейкап (от англ. make-up - внешний вид, облик) - макияж, внешний вид.

Как известно, большую часть времени, которое женщина тратит на внешний вид, она проводит в раздумьях

Мерчендайзер (англ. merchandise - товары, торговля) — тот, кто занимается оформлением торговых полок сетевых супермаркетов.

Компания приглашает на работу по оформлению полок сетевых супермаркетов.

Мессидж (англ. message) — сообщение, послание, сигнал.

Паркинг (от англ. parking – стоянка) — стоянка.

Постер (от англ. poster — плакат, афиша) — небольшой плакат с изображением артиста.

Шопинг (от англ. shopping – покупка) - процесс похода по магазинам



Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                                   

 

                                       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 г. Лысково  Нижегородской области

 Исследовательская работа

Измерительные инструменты “Без них не обойтись”

Циркуль _0.tmp

                                                                                           Работу выполнила:

ученица 4-Г класса

                    Волкова   Яна

Содержание

1.Введение_______________________________________________  3-4

2.Основная часть:

2.1.Назначение и применение измерительных инструментов        _5_

                                                                 

3.Заключение_____________________________________________  10

4.Список используемой литературы___________________________ 11

                                     

                                     1.Введение

Математика появилась в глубокой древности. Уже в те времена её применяли

в расчетах, торговле, землемерных работах и многом другом.  И сейчас без

математики  нельзя представить ни одну науку, ни один род человеческой  

деятельности. Само слово математика    происходит от греческого  слова

“матема”  означающее “наука. “

 

 С первого класса мы учимся решать примеры, задачи. Узнаем различные

геометрические фигуры  учимся их строить и  измерять.Для этого нам  нужны  

различные  измерительные  инструменты. К ним относят  транспортир,

линейка,циркуль  и  другие.

   

Эти  измерительные и чертежные инструменты известны человеку с глубокой  

древности. Эти простые, на  первый взгляд,  вещи  имеют богатую историю:    

к примеру циркулю такому привычному предмету около трех тысячилетей.

Самому старому из дошедших до нас – железному – не меньше двух тысяч лет.

У обыкновенной линейки весьма длинная и интересная история : при раскопках археологи обнаружили аккуратно обстоганные  деревянные  дощечки  с делениями, которые использовали для четежей.

 

Так линейка стала  своеобразным  образцом: ее шкала представлена  в

сантиметрах  и  миллиметрах, что позволяет более точно производить

замеры.

Транспортир  известен  с давних  времен,  предположительно его изобрели в

Вавилоне.

Транспортир – это измерительный  инструмент  предназначенный для

построения  и  измерения  углов. Он  состоит  из  линейки и полукруга,  

разделенного  на  градусы от  0  до 180 в некоторых моделях до 360 градусов.

Транспортиры  изготавливают из стали  пластмассы, дерева  и других

материалов.

2.1 Назначение и применение измерительных      инструментов

Циркуль-инструмент, который  предназначен для рисования  

круглых деталей, просто дуг, а также для разбивки  круга  на

несколько равных частей. Кроме того его используют  для

измерения расстояний  например на картах, его применяют в

геометрии.  Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух

“ножек,” на конце одной из них находится игла, на второй  

пишущий предмет, обычно графитный грифель. Если  циркуль

измерительный, то на обеих концах расположены иглы.

Со временем конструкция циркуля почти не изменилась, ему

придумали массу насадок, так что теперь он может  вычерчивать

окружности  от 2 миллиметров до 60 сантиметров.

чертеж.

.

Сегодня для нас линейка- это обычная вещь. Ее используют во

многих сферах жизни. Линейка просто не заменима для

школьников, студентов, работников сфер где часто нужно делать

чертежи, строителей, бухгалтеров и многих других.

                                           

     Линейки бывают  разные по форме, величине, отметкам и

многим другим признакам.                                     

Линейкой можно померить расстояние, начертить отрезок нужной

длины  также начертить многие геометрические фигуры одним

словом линейка много функциональна и широко используется

в учебной практике.

                                         

                                           

           

 

           Транспортир- это самый удобный инструмент для измерения

величин углов. Применяется в черчение, геометрии в инженерком

графике.

               

       С помощью транспортира можно строить углы  с разными  

градусами    прямой, тупой, развернутый острый и другие.                                                   

                                                                 

   

Транспортиром можно также пользоваться как линейкой соединять

точки,  чертить отрезки, проводить линии.

                                                     3  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая вывод из данной исследовательской работы можно отметить

cледующее: мы узнали  историю возникновения измерительного

инструмента, стадию его усовершенствования, сферы его

применения и назначения. Этот инсрумент во многом облегчил

труд  инженерам бухгалтерам работников строительных

организаций, работников и учащихся ВУЗов, школьники

открывают для себя все новые и новые фигуры и с помощью

линейки транспортира и циркуля чертях их на бумаге.



  1. 4. СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
  2.  

                           

1.Математика 4 класс. Часть первая Бошмаков М.И.

2.Математика 4 класс. Часть первая. Петерсен Л.Г. 2013 год

3.Работа с интернетом и поисковыми системами.

               

                                                       

                                                   

               

 

       

     

   

                                 

                                                                                       

     

                                                                   

                                           

                                           

                   

                      

        



Предварительный просмотр:

Умножение

с увлечением

исследовательская работа по математике

                                                                              Выполнила ученица 4-г класса

                                                             Черняева Татьяна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Способы умножения многозначных чисел ………………………………..

5

1.1 Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами ………………………………………………………………………...

5

1.2.  «Ревность, или решётчатое умножение»  ……………………………...

5

1.3 «Маленький замок» ……………………………………………………….

6

  1. «Русский крестьянским способом» ……………………………………...

7

2 Исследовательская часть. …………………………………………………..

9

2.1 Умножение при помощи кругов …………………………………………

9

2.2 Умножение двузначных чисел …………………………………………...

9

2.3 Умножение трехзначного числа на двузначное ………………………...

10

2.4 Умножение трехзначного числа с нулем на двузначное ……………….

12

Заключение…………………………………………………………………….

14

Список литературы…………………………………………………………….

15

Введение

«Предмет математики настолько   серьезен,
 что полезно не упускать случаев делать
 его немного занимательным».                                                                                                                                                                         Б. Паскаль

Актуальность темы

Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла.

Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.

Цель исследования

Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.

Гипотеза исследования

Существуют способы умножения чисел, для которых достаточно наличие карандаша и бумаги.

Задачи исследования:

1. Познакомиться со старинными способами умножения, такими как: «Ревность, или решётчатое умножение», «Маленький замок», «Русский крестьянский способ»;

2. Рассмотреть метод умножения «круги», предложенный в Интернете.  Расширить круг примеров, решенных указанным способом.

Методы:

- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, интернета;

- исследовательский метод при определении способов умножения;

- практический метод при решении примеров.

Структура данной работы следующая:

- в первом разделе представлены старинные способы умножения;

- во втором разделе приведено исследование метода умножения «круги»;

- в заключение работы изложены основные выводы и результаты выполненного исследования;

- список литературы содержит 5 наименований.

1 Способы умножения многозначных чисел

Взгляд в прошлое.

  1. Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами
           
    Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком».

Пример:      52 х 23 = 1173                                  5             1

                                                                                      X    

                                                                               2             3

Последовательно производим следующие действия:

                 1.    1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата.

                 2.    5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17.

                       7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем.

                3.    5 х 2 = 10,  10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе.

                                                                                                   Ответ – 1173.

1.2.   «Ревность, или решётчатое умножение»

За тысячелетия развития математики было придумано много способов умножения.  Кроме таблицы умножения, все они громоздкие, сложные и трудно запоминаются.  Считалось, что для овладения искусством быстрого умножения нужно особое природное дарование. Простым людям, не обладающим особым математическим даром, это искусство недоступно.

Итальянский математик 15 века Лука Пачоли  приводит 8 способов умножения. На мой взгляд, самые интересные из них – «ревность или решетчатое умножение» и  «маленький замок».

Рассмотрим эти способы при решении одинаковых чисел 987 и 1998 и сравним полученные результаты.

Умножение чисел 987 и 1998 методом «Ревность, или решётчатое умножение».

Последовательность действий.

Рисуем прямоугольник, делим его на квадраты, квадраты делим по диагонали. Получается картинка, похожая на решетчатые ставни венецианских домов. От этого и произошло название метода.

Вверху таблицы  запишем число 987, а слева снизу вверх – 1998 (рис. 1).

В каждый квадрат впишем произведение цифр, расположенных в одной строке и одном столбце   с  этим квадратом. Десятки располагаются в нижнем треугольнике, а единицы – в верхнем. Цифры складываются  вдоль каждой диагонали.  Результаты записываются справа и слева от таблицы[1].  

Рис. 1 «Ревность, или решётчатое умножение».

       Ответ – 1972026.

1.3 «Маленький замок»

Последовательность действий.

Одно число записывается под другим как при умножении столбиком (рис. 2). Затем цифры верхнего числа поочередно умножаются на нижнее число, причем начинают с цифры старшего разряда и каждый раз добавляют нужное число нулей.

Полученные числа складывают между собой. Ответ – 1972026.

Сравним результаты, полученные при умножении чисел 987 и 1998 этими двумя способами. Ответы равны 1972026.

Мы видим, что данные старинные способы умножения действительно очень сложны и требуют обязательного знания таблицы умножения.

Рис. 2 «Маленький замок»

Ответ – 1972026.        

1.4 «Русский крестьянский способ»

В России  среди крестьян был распространен способ, который не требовал знания всей таблицы умножения. Здесь необходимо лишь умение умножать и делить числа на 2.

Напишем одно число слева,  а другое справа на одной строке (рис. 3).  Левое число будем делить на 2, а правое – умножать на 2 и результаты записывать в столбик.  

Если  при делении возник остаток, то его отбрасывают. Умножение и деление на 2 продолжают до тех пор, пока слева не останется 1.

Затем вычеркиваем  те строчки из столбика, в которых слева стоят четные числа. Теперь сложим оставшиеся числа в правом столбце.

Рис. 3 «Русский крестьянским способом»

       Ответ – 1972026.

       Этот способ умножения гораздо проще рассмотренных ранее способов умножения Луки Пачоли. Но он также очень громоздкий[2].

  1. Исследовательская часть
  1.   Умножение при помощи кругов

Этот метод  умножения я обнаружила в Интернете. Меня заинтересовал этот способ умножения, я дала ему свое название «Умножение при помощи кругов».

Именно благодаря этому способу темой моей исследовательской работы стали методы умножения с увлечением.

В Интернете был указан только один пример умножения двузначного числа на двузначное.

Я провела самостоятельное исследование и определила способ решения еще двух примеров:

  1. Умножение трехзначного числа на двузначное.
  2. Умножение трехзначного числа с нулем на двузначное.

       Все примеры, приведенные для показа данного метода придуманы и решены мною самостоятельно.

2.2 Умножение двузначных чисел.

13 х 24 = 312

Последовательность работы.

  1. Чертим круги, так как второй множитель двузначное число, то и два столбца. В первом ряду по одному кругу, во втором ряду по три круга (рис. 4).

Рис. 4

  1. Второй множитель число 24, то круги, которые в первом столбце делим на две части, а круги, которые во втором столбце делим на четыре части (рис. 5).

Рис. 5

  1. Проводим прямые и считаем точки (рис. 6).

Рис. 6                                                        Рис. 7

Ответ записывается следующим образом (рис. 7), смотрим снизу вверх количество точек 12, 2 – последняя цифра результата, один в уме, количество точек во второй области 10 и +1, того 11, 1 пишем и один в уме, количество точек в третьей области 2 и +1, того 3. Ответ – 312.      

2.3 Умножение трехзначного числа на двузначное.

123 · 21 = 2583

Решения примера данного типа не было, я доработала его самостоятельно.

Алгоритм.

  1. Чертим круги, так как второй множитель двузначное число, то и два столбца. В первом ряду по одному кругу, во втором ряду по два круга, в третьем ряду по три круга (рис. 8).

                                                       

Рис. 8

  1. Второй множитель число 21, то круги, которые в первом столбце делим на две части, а круги, которые во втором столбце так и остаются (рис. 9).

                                             

Рис. 9

  1. Проводим прямые и считаем точки (рис. 10).

                                         

      Рис. 10

Ответ записывается следующим образом (рис. 10), смотрим снизу вверх количество точек 3-последняя цифра результата, количество точек во второй области 8, в третьей области 5, в четвертой области 2. Ответ – 2583.      

2.4 Умножение трехзначного числа с нулем на двузначное

103 х 12 = 1236

Последовательность работы.

Алгоритм такой же, как при умножении трехзначного числа на двузначное, но круг, обозначающий ноль, чертим пунктирной линией -  это воображаемая линия, точек на ней не существует.

                      

              Рис. 11                                 Рис. 12                                               Рис. 13

        Ответ – 1236.

Заключение

При выполнении исследовательской работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой.

В процессе выполненной исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты.

1. В ходе нашей работы мы нашли и освоили различные способы умножения многозначных чисел и можем констатировать следующее:

- большинство способов умножения многозначных чисел основаны на знании таблицы умножения;

- способ «решетчатое умножение» ничуть не хуже, чем общепринятый. Он даже проще, поскольку в клетки таблицы заносятся числа прямо из таблицы умножения без одновременного сложения, присутствующего в стандартном методе;

- преимущество способа «маленький замок» в том, что уже с самого начала определяются цифры старших разрядов. Это бывает важно при прикидочных расчетах, если требуется быстро оценить величину;

- «умножение крестиком» также основано на знании таблицы умножения, но позволяет быстро и легко перемножать двузначные числа. Это делается просто и постоянно встречается в жизни;

- все приемы умножения, которые мы встретили в разных источниках, опираются на знание таблицы умножения. Только один «русский крестьянский способ умножения» не требовал знаний таблицы. Достаточно только уметь умножать и делить на два.

2. Исследовав метод умножения «круги», предложенный в Интернете.  Расширила круг примеров, решенных указанным способом. Доказала, что существуют способы умножения чисел, для которых достаточно наличие карандаша и бумаги.

Список литературы

1. Глейзер, Г. И.  История  математики  в  школе  ⁄  Г. И. Глейзер ⁄⁄  История  математики  в  школе:  пособие  для  учителей  ⁄  под редакцией             В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. – 376 с.

2. Перельман Я. И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: Издательство Русанова, 1994. – С. 142-144.

3. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2003. – С. 130-131.  

4. http://marketerka.livejournal.com/9154.html

5. http://math-school.narod.ru/history_of_mathematics


[1] Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2003. – С. 130.

[2] Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2003. – С. 131.