Инновационная деятельность на базе КФУ"

Хамидуллина Гульсина Харисовна

В этом учебном году я  начала свою деятельность в РИП при КФУ по теме "Инновационные подходы к художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В связи с этим я разработала проект  "Фольклор в музыкально-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО

ФГАОУ ВО КФУ

Тема: «Фольклор в музыкально-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Хамидуллина Гульсина Харисовна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 339 комбинированного вида» Московского района города Казани

г. Казань - 2016г.

Оглавление

Содержание

стр

Введение

3

1.Актуальность проекта

3

2.Цели и задачи проекта

4

   2.1 Цель проекта

4

   2.2 Задачи проекта

4

   2.3 Целевая группа проекта

4

3. Проектное решение

4

4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

5

5. Программа проектных мероприятий

4

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

8

7.Риски реализации проекта

8

Заключение

9

Список литературы        

10

Интернет-ресурсы

10

Введение

«Развитый художественный вкус – ключ,

открывающий двери  в область прекрасного…

в воспитании музыкального вкуса народно-песенная классика

 может сыграть крупнейшую роль»

М.Г.Картавцева

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам.

  1. Актуальность проекта

В наши дни с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета народных культурных традиций. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переосмысление ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов художественно - эстетического развития детей, первостепенной идеей становится воспитание личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Художественное и эстетическое развитие не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как фольклор, который следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.  Поэтому актуальностью данного проекта является обращение к истокам народной культуры, традициям, событиям народа, возрождение преемственности поколений, обогащение знаний детей о фольклоре.

  1. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Развитие художественно-эстетических ценностных ориентиров детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

2.2 Задачи проекта:

1.Развитие творческих способностей, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости  детей в процессе интеграции образовательных областей

2. Формирование социально значимых, личностных качеств, ценностных ориентиров и навыков фольклорного исполнительства

3. Воспитание устойчивого интереса и любви к фольклору, уважения и любви к народным традициям, родному краю, земле и культуре русского и татарского народов 

4. Формирование осознанного участия родителей в образовательном процессе, направленном на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

2.3 Целевая группа проекта: воспитанники старшей группы ДОУ, музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, родители, заместитель директора СОШ по воспитательной работе 

2.4. Вид проекта творческо-продуктивный

     3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Интегрированный подход к приобщению всех участников образовательного процесса в реализации единых задач проекта с использованием современных образовательных технологий, а именно информационно-компьютерных технологий (далее – ИКТ) и учебно-методического комплекта (далее – УМК).

4.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта с 01.04.2016 по 30.04.2016

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 01.04.2016 по 10.04.2016)

2.Основной (с 11.04.2016 по 25.04.2016)

3.Заключительный (с 26.04.2016 по 30.04.2016)

    5. Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Изучение методической литературы (журналы «Музыкальный руководитель», «Сабыйга», «Магариф», «Музыкальная палитра», «Старший воспитатель», «Обруч», «Воспитатель ДОУ»

Методический кабинет ДОУ

01.04 - 03.04

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

22

Подбор музыкального репертуара из  татарского и русского фольклора

  1. - Закирова К.В., Кадырова Р.А., Сафиуллина Г.М. Методическое пособие «Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе»

- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду

Музыкальный зал ДОУ

04.04 - 05.04

Музыкальный руководитель

33

Подготовка наглядного, художественно-литературного и иллюстрированного материала

Методический кабинет ДОУ

06.04 - 07.04

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед

44

Создание информационно-компьютерной поддержки  мероприятия (слайд-шоу)

Методический кабинет ДОУ

07.04 – 08.04.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

55

Экскурсия в краеведческий музей

СОШ

08.04

Воспитатель группы, заместитель директора СОШ по воспитательной работе

66

Комплектование народных подвижных игр  

Физкультурный зал ДОУ

09.04

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

77

Изготовление атрибутов и оформления зала к празднику «Весенняя капель в нашем царстве – детском государстве»

Музыкальный зал ДОУ, групповое помещение ДОУ

01.04 - 10.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители

88

Подготовка и изготовление сценических костюмов к развлечению  «Весенняя капель в нашем царстве – детском государстве»

Музыкальный зал ДОУ, групповое помещение ДОУ

05.04 – 10.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители

Этап 2

11

Беседы о предстоящем мероприятии с воспитанниками и их родителями

Музыкальный зал, групповое помещение ДОУ

08.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы

42

Образовательная деятельность:

Разучивание песен «Ой, бежит ручьем вода», «Такмаклар», «Как у наших у ворот», «Алия-Гулия»

Музыкальный зал, групповое помещение ДОУ

11.04 - 25.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы

23

Образовательная деятельность:

Разучивание танцев «Русский хоровод», «Куш кулым»

Музыкальный зал ДОУ

11.04 - 25.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы

4

Образовательная деятельность:

Народные игры «Горелки», «Капкалы»

Физкультурный зал, игровая площадка ДОУ

11.04 - 25.04

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель группы

45

Образовательная деятельность:

Разучивание стихов, потешек, закличек, небылиц, пословиц и поговорок

Кабинет по обучению татарскому языку, логопедический кабинет, групповое помещение ДОУ

11.04 - 25.04

Воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, воспитатель группы

Этап 3

11

Презентация проекта: организация и проведение развлечения совместно с родителями воспитанников «Весенняя капель в нашем царстве – детском государстве»

(Приложение 1)

Музыкальный зал ДОУ

26.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители

22

Подведение итогов проекта с воспитанниками

Музыкальный зал ДОУ

27.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитанники

33

Создание фотоотчета

Музыкальный зал ДОУ

28.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре,  родители

44

Оценка этапов, подготовка презентации для выступления на педсовете

Музыкальный зал ДОУ

29.04 - 30.04

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Обогащение знаний детей о фольклоре

2. Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям русского и татарского народов

3. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативности, толерантности у детей старшего дошкольного возраста

4. Вовлечение в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ

5. Активизация педагогического коллектива в ходе подготовки и реализации проекта

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Недостаточная активность  родителей

Профилактические беседы и разъяснения о необходимости сотрудничества для достижения общих целей

Организационные

Введение в ДОО карантинного режима

Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения

Проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в ДОУ 

Перенос даты проведения

Заключение

Фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. В фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные народные песни или кого бы ни захватила весёлая пляска.

В нас заложено генетически и колыбельные, и потешки. Все это нам пели и рассказывали наши бабушки и мамы, а им – их бабушки и мамы. Поэтому каждый из нас – частичка того большого, что называется «народ».

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть подрастающее поколение к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Работа, проводимая по проекту «Фольклор в музыкально-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста», обогащает опыт и знания, развивает и активизирует всех участников образовательного процесса, способствует заложению основных понятий у детей о народной культуре, формированию и развитию художественно – эстетических и   ценностных ориентиров, прививает любовь к культуре русского и татарского народа. И пусть не все воспитанники станут музыкантами и эстетами, но все то, что было в них заложено в ходе реализации проекта, чему они научились, поможет им стать мыслящими, неординарными, творческими людьми, способными возродить и сохранить духовные ценности своей семьи и народной культуры в целом.

Список использованных  документов и источников информации

Основная литература:

1. Закирова К.В.  Методическое пособие для воспитателей детских садов и     инструкторов по физкультуре «Балачак - уйнап-көлеп үсәр чак», Казань, 2012 г.  

  1. Закирова К.В., Гилязутдинова Г.Р. Учебное издание на татарском языке «Мин бәйрәмнәр яратам», Казань, 2009 г.
  2. Закирова К.В., Кадырова Р.А., Сафиуллина Г.М. Методическое пособие «Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе», Казань, 2013 г.
  3. Закирова К.В., Муртазина Л.Р. Методическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре детских садов «Әй уйныйбыз, уйныбыз», Казань, 2013 г.
  4. Зарипова З.М., Исаева  Р.С. Методическое пособие «Үстерешле уеннар», Казань, 2013 г.
  5. Ибрагимова З.Г. Учебно-методическое пособие с аудио и видео приложением «Шома бас», Казань, 2012 г.

Дополнительная литература

  1. Зацепина М.Б, Антонова Т.В. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей: для работы с детьми 5-7 лет №Народные праздники в детском саду», Москва, 2006 г.
  2. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора, Москва, 1994г.
  3. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2006 г.
  4. Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А. Учебно-методическое издание на татарском языке «Игра – средство воспитания», Набережные Челны, 1994 г.

Интернет-ресурсы

Сайт: www.festival.1september.ru

Сайт: www.nsportal.ru

Сайт: www.Costumehistory.ru

Сайт: www.kopilkaurokov.ru