Профориентация.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных организаций (классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования) занимающихся профориентационной работой.

Скачать:

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
Программа демонстрации выпусков «Шоу профессий» в сентябре 2022 года
№ п/п | Выпуск «Шоу профессий» | Дата демонстрации | Время начала демонстрации (мск) |
1 | Компетенция «Художник-аниматор» | 13 сентября 2022 г. | 11:00 |
2 | Кажется, мультик собирается: о современной анимации в России | 16 сентября 2022 г. | 11:00 |
3 | Компетенция «Графический дизайн» | 20 сентября 2022 г. | 11:00 |
4 | Я дизайнер, я так вижу: о реализации в профессии от успешных и востребованных дизайнеров | 23 сентября 2022 г. | 11:00 |
5 | Компетенция «Электроника» | 28 сентября 2022 г. | 11:00 |
6 | Схема успеха: о построении карьеры от успешных профессионалов и о достижениях электроники | 30 сентября 2022 г. | 11:00 |
https://шоупрофессий.рф/
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Компас в мире профессий |
Значение правильного выбора профессии
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание - одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач - подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы.
Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.
Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.
ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:
1.Твоим интересам и склонностям | «ХОЧУ» Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут. | |
2.Возможностям и способностям | «МОГУ» Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья. Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. | |
3.Спросу на рынке труда | «НАДО» Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры. | |
Что влияет на выбор профессии?
Существует 8 факторов выбора профессии
/По Е.А. Климову/:
- Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
- Позиция товарищей, друзей.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
- Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
- Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
- Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6.Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8.Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Что нужно знать при выборе учебного заведении
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
- Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
- По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
- Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
- Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
- Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
- Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
- Какова продолжительность обучения?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
- Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
- Адрес учебного заведения и его полное название?
ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения | Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой? | |
2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии | Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию? Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером. | |
3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии на рынке труда | Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость. | |
ТИП «Человек – Техника»
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: | |
|
| |
ТИП «Человек – Природа»
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
ТИП «Человек — Знаковая система»
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
- с чертежами, картами;
- со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
ТИП «Человек — Художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
- с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
- с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
ТИП «Человек - Человек»
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
- с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
- с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Семь шагов к взвешенному решению
1. Составить список подходящих профессий
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
























