Музыкально - литературная гостиная

Продолжать  педагогическую работу по музыкально - литературному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya_2025.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема проекта: «Музыкально - литературная гостиная»

            Тип проекта: познавательно – творческий.

            Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет.

       Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г. -  май 2023г.

Актуальность.

        Как отметил композитор Кобалевский: «Главной задачей  музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность».

 В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.

С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.

Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта  дошкольников  в процессе освоения ценностей культуры.

Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыка и литература.

Приобщаясь к культурному музыкальному и литературному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Поэтому, идеальной средой для формирования культурных умений, в силу своей эмоциональности является восприятие художественной литературы и   музыкально – творческая  деятельность в «музыкальной и литературной гостиной», как одной из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств.

Кроме того, «гостиная» уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на  тесном  сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности.

Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

Тематика  гостиный рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Предоставляемый материал в каждой гостиной состоит из четырёх блоков, который разработан с учетом новых подходов в рамках программно – методического комплекса: программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», являющейся инновационной технологией, позволяющей возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки; программой Т.Э.Тютинниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», направляет на развитие творческого воображения дошкольников, музыкальности через объединение различных ощущений  в процессе музицирования, способность к построению ассоциативных аналогий; «Ладушки» - программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой отличающейся творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, учитывающей  их индивидуальные особенности, обеспечивающей  создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.

Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы. Большое внимание в организации творческих встреч в  гостиных уделяется  музыкально – художественному проектированию, в основе которого  составление оригинального сценария, отражающего смысл проводимого мероприятия. Сценарий, прежде всего,  обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки. Работа над сценарием предполагает  включение в деятельность педагогов – сотрудников, детей и родителей.

Цельсоздание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально – творческой деятельности всех участников в «музыкально-литературной гостиной».

Задачи:

  • Формировать представления об общепринятых культурных ценностях через лучшие образцы художественной литературы и музыкальной  культуры;
  •  познакомить детей и взрослых с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных  и литературных произведений;
  • в совместной творческой деятельности детей и воспитывающих взрослых  развивать индивидуальные особенности, обращая внимание на  оригинальность и уникальность   действий каждого ребенка;
  • воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
  •  воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

Основные принципы музыкально-литературной гостиной:

  1. Инновационный подход, связанный с развитием универсальных культурных умений в ходе освоения культурных практик, одними из которых является литературная и музыкальная гостиная в процессе органичного сочетания обучения и воспитания, основанных  на  текущих  и  перспективных  интересах ребенка, поведения и опыта.
  2. Формирование у ребенка различных представлений об окружающем мире через восприятие литературных произведений,  музыку отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Формирование нравственных качеств личности в процессе интересной познавательной музыкально – творческой деятельности у детей, способность любить и понимать искусство, бережно относиться к окружающему миру.
  4. Организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через формирование культурных ценностей и достижений человечества.

Методы реализации проекта:

  • наглядно – слуховой;
  • наглядно – зрительный;
  • словесный;
  • поэтическое слово (загадки, стихи,  и т.п.);
  • литературный образ сказок;
  • описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
  • практический. 

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

Планируемый результат проекта:

Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;

Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;

Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.

Планируемые продукты проектной деятельности участников:

  • фотоматериалы;
  • видеоматериалы;
  • конспекты;
  • информационный стенд  для родителей;
  • наглядно-дидактическое пособие для детей «Культурное наследие».

План реализации проекта

I Подготовительный этап. Планирование проекта.

  • Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, какие темы музыкально – литературных вечеров могли бы заинтересовать их детей и т.п);
  • Изучение и анализ музыкально-педагогической  и художественной литературы;
  • Постановка цели, формулировка задач;
  • Определение круга тем и форм, подбор музыкального  и литературного материала, разработка сценариев;
  • Составление плана реализации проекта.

II   Основной.

Календарно – тематическое планирование 2022 - 2023 год.

Месяц

Тема

Формы и содержание

Ответственные

Сентябрь

«Воспоминания о лете в музыке, живописи и поэзии»

1.Фотовыставка «Летние мгновенья».

2.Создание мультимедиа презентации «Лето в живописи и музыке».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп, родители.

Музыкальный руководитель

Октябрь

«Осенняя пора – очей очарование»

1.Пленер «Под звуки осени».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели

музыкальный руководитель

воспитатели групп

родители

Ноябрь

«Люблю тебя, мой край родной Россия!»

1.Знакомство с историческими фактами празднования Дня народного единства.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3. Создание мультимедиа презентации «День народного единства»

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели  

Музыкальный руководитель,

Родители

Декабрь

«Здравствуй, гостья зима»

1. Мастер класс «Новогодняя игрушка своими руками».

2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах русских композиторов, художников и  поэтов».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп,

Музыкальный руководитель,

Родители

Январь

«Белая книга зимы»

1.Фотовыставка «Семейное Новогодье».

2. Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели и родители групп.

Музыкальный руководитель,

Февраль

«По морям, по волнам».

1.Создание семейных коллажей с применением различных техник. Выставка.

2.Создание мультимедиа презентации «Наша Армия»

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители  

воспитатели групп,  

музыкальный руководитель.

Март

«Детская игрушка в музыке, живописи и поэзии»

1.Выставка рисунков «Любимая игрушка».

2. Встреча в музыкально-литературной гостиной. Детская музыка в творчестве композитора П.И.Чайковского цикл произведений «Детский альбом» с иллюстрациями современных художников.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители, воспитатели

Музыкальный руководитель,

.

Апрель

«Птичий гомон»

1.«Слушаем птиц, рисуем птиц».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Музыка рассказывает о птицах» с использованием произведений литературы и живописи по теме.

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели,

Музыкальный руководитель,

Родители,

Май

«Зовёт нас музыка Победы»

1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны».

3.Акция «Георгиевская ленточка» изготовление поздравительных открыток для ветеранов Войны и детей военного времени.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели,

музыкальный руководитель,

родители

Календарно – тематическое планирование 2023-2024 год.

Месяц

Тема

Формы и содержание

Ответственные

Сентябрь

«Летние радости»

1.Фотовыставка «Какого цвета лето?».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп, родители.

Музыкальный руководитель

Октябрь

«Волшебные краски осени»

1.Выставка рисунков «Волшебные краски осени»

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели

музыкальный руководитель

родители

Ноябрь

«От чистого сердца…»

1.Знакомство с историческими фактами празднования Дня матери

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3. Создание мультимедиа презентации «День матери»

4.Выставки поделок «Мамины руки – не знают скуки»

5.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели  

Музыкальный руководитель,

Декабрь

«Зимние сказки»

1.Прочтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце»

2. Экскурсия в библиотеку

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп,

Музыкальный руководитель,

,

Январь

«Сказка о снежинке»

1.Литературное творчество Сочинение сказки о Снежинке.

2. .Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели и родители групп.

Музыкальный руководитель,

Февраль

«Карнавал животных» Шарль – Камиль Сен-Санс

1.Чтение стихов и рассказов о животных

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители  воспитатели

Музыкальный руководитель,

Март

«Весеннее преображение»

1.Экскурсия в библиотеку.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители, воспитатели

Музыкальный руководитель,

Апрель

«Мой любимый дом»

1.Выставка «Герб моей семьи»

 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели

музыкальный руководитель,

родители

Май

«Зовёт нас музыка Победы»

1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны».

3.Выпуск праздничной газеты.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели,

музыкальный руководитель,

родители

III Заключительный этап. Итоги.

  • Оформление фотовыставки «Музыкально – литературная гостинная»;
  • Создание презентации о работе «Музыкально – литературной гостинной»;

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.

4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.

6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;

7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.

8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.

9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.

10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;

11. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.