Музыкально - литературная гостиная
Продолжать педагогическую работу по музыкально - литературному творчеству
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема проекта: «Музыкально - литературная гостиная»
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г. - май 2023г.
Актуальность.
Как отметил композитор Кобалевский: «Главной задачей музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность».
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.
С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.
Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта дошкольников в процессе освоения ценностей культуры.
Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыка и литература.
Приобщаясь к культурному музыкальному и литературному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.
Поэтому, идеальной средой для формирования культурных умений, в силу своей эмоциональности является восприятие художественной литературы и музыкально – творческая деятельность в «музыкальной и литературной гостиной», как одной из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств.
Кроме того, «гостиная» уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на тесном сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности.
Только в творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться эстетическое отношение к окружающему миру, система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.
Тематика гостиный рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Предоставляемый материал в каждой гостиной состоит из четырёх блоков, который разработан с учетом новых подходов в рамках программно – методического комплекса: программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», являющейся инновационной технологией, позволяющей возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки; программой Т.Э.Тютинниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», направляет на развитие творческого воображения дошкольников, музыкальности через объединение различных ощущений в процессе музицирования, способность к построению ассоциативных аналогий; «Ладушки» - программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой отличающейся творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, учитывающей их индивидуальные особенности, обеспечивающей создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.
Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы. Большое внимание в организации творческих встреч в гостиных уделяется музыкально – художественному проектированию, в основе которого составление оригинального сценария, отражающего смысл проводимого мероприятия. Сценарий, прежде всего, обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки. Работа над сценарием предполагает включение в деятельность педагогов – сотрудников, детей и родителей.
Цель: создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально – творческой деятельности всех участников в «музыкально-литературной гостиной».
Задачи:
- Формировать представления об общепринятых культурных ценностях через лучшие образцы художественной литературы и музыкальной культуры;
- познакомить детей и взрослых с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений;
- в совместной творческой деятельности детей и воспитывающих взрослых развивать индивидуальные особенности, обращая внимание на оригинальность и уникальность действий каждого ребенка;
- воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
Основные принципы музыкально-литературной гостиной:
- Инновационный подход, связанный с развитием универсальных культурных умений в ходе освоения культурных практик, одними из которых является литературная и музыкальная гостиная в процессе органичного сочетания обучения и воспитания, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка, поведения и опыта.
- Формирование у ребенка различных представлений об окружающем мире через восприятие литературных произведений, музыку отечественных и зарубежных композиторов.
- Формирование нравственных качеств личности в процессе интересной познавательной музыкально – творческой деятельности у детей, способность любить и понимать искусство, бережно относиться к окружающему миру.
- Организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через формирование культурных ценностей и достижений человечества.
Методы реализации проекта:
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный;
- поэтическое слово (загадки, стихи, и т.п.);
- литературный образ сказок;
- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
- практический.
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Планируемый результат проекта:
Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;
Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;
Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.
Планируемые продукты проектной деятельности участников:
- фотоматериалы;
- видеоматериалы;
- конспекты;
- информационный стенд для родителей;
- наглядно-дидактическое пособие для детей «Культурное наследие».
План реализации проекта
I Подготовительный этап. Планирование проекта.
- Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, какие темы музыкально – литературных вечеров могли бы заинтересовать их детей и т.п);
- Изучение и анализ музыкально-педагогической и художественной литературы;
- Постановка цели, формулировка задач;
- Определение круга тем и форм, подбор музыкального и литературного материала, разработка сценариев;
- Составление плана реализации проекта.
II Основной.
Календарно – тематическое планирование 2022 - 2023 год.
Месяц | Тема | Формы и содержание | Ответственные |
Сентябрь | «Воспоминания о лете в музыке, живописи и поэзии» | 1.Фотовыставка «Летние мгновенья». 2.Создание мультимедиа презентации «Лето в живописи и музыке». 3.Встреча в музыкально-литературной гостиной. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели групп, родители. Музыкальный руководитель |
Октябрь | «Осенняя пора – очей очарование» | 1.Пленер «Под звуки осени». 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной. 3.Выставка поделок из природного материала. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели музыкальный руководитель воспитатели групп родители |
Ноябрь | «Люблю тебя, мой край родной Россия!» | 1.Знакомство с историческими фактами празднования Дня народного единства. 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной. 3. Создание мультимедиа презентации «День народного единства» 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели Музыкальный руководитель, Родители |
Декабрь | «Здравствуй, гостья зима» | 1. Мастер класс «Новогодняя игрушка своими руками». 2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах русских композиторов, художников и поэтов». 3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели групп, Музыкальный руководитель, Родители |
Январь | «Белая книга зимы» | 1.Фотовыставка «Семейное Новогодье». 2. Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели и родители групп. Музыкальный руководитель, |
Февраль | «По морям, по волнам». | 1.Создание семейных коллажей с применением различных техник. Выставка. 2.Создание мультимедиа презентации «Наша Армия» 3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Родители воспитатели групп, музыкальный руководитель. |
Март | «Детская игрушка в музыке, живописи и поэзии» | 1.Выставка рисунков «Любимая игрушка». 2. Встреча в музыкально-литературной гостиной. Детская музыка в творчестве композитора П.И.Чайковского цикл произведений «Детский альбом» с иллюстрациями современных художников. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Родители, воспитатели Музыкальный руководитель, . |
Апрель | «Птичий гомон» | 1.«Слушаем птиц, рисуем птиц». 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Музыка рассказывает о птицах» с использованием произведений литературы и живописи по теме. 3.Выставка поделок из природного материала. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели, Музыкальный руководитель, Родители, |
Май | «Зовёт нас музыка Победы» | 1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу. 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны». 3.Акция «Георгиевская ленточка» изготовление поздравительных открыток для ветеранов Войны и детей военного времени. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
Календарно – тематическое планирование 2023-2024 год.
Месяц | Тема | Формы и содержание | Ответственные |
Сентябрь | «Летние радости» | 1.Фотовыставка «Какого цвета лето?». 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели групп, родители. Музыкальный руководитель |
Октябрь | «Волшебные краски осени» | 1.Выставка рисунков «Волшебные краски осени» 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной. 3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели музыкальный руководитель родители |
Ноябрь | «От чистого сердца…» | 1.Знакомство с историческими фактами празднования Дня матери 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной. 3. Создание мультимедиа презентации «День матери» 4.Выставки поделок «Мамины руки – не знают скуки» 5.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели Музыкальный руководитель, |
Декабрь | «Зимние сказки» | 1.Прочтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце» 2. Экскурсия в библиотеку 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели групп, Музыкальный руководитель, , |
Январь | «Сказка о снежинке» | 1.Литературное творчество Сочинение сказки о Снежинке. 2. .Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели и родители групп. Музыкальный руководитель, |
Февраль | «Карнавал животных» Шарль – Камиль Сен-Санс | 1.Чтение стихов и рассказов о животных 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Родители воспитатели Музыкальный руководитель, |
Март | «Весеннее преображение» | 1.Экскурсия в библиотеку. 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Родители, воспитатели Музыкальный руководитель, |
Апрель | «Мой любимый дом» | 1.Выставка «Герб моей семьи» 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели музыкальный руководитель, родители |
Май | «Зовёт нас музыка Победы» | 1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу. 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны». 3.Выпуск праздничной газеты. 4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме. | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
III Заключительный этап. Итоги.
- Оформление фотовыставки «Музыкально – литературная гостинная»;
- Создание презентации о работе «Музыкально – литературной гостинной»;
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.
6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;
7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.
9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.
10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;
11. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.