Методический семинар конкурса "Учитель года России" 2015

Маноян Евгения Васильевна

 «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».  

                                                                                                                         Я.А. Коменский

                                                                                                                                                                                                                     

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ежедневно вселяй в детей радость, оптимизм, наполняй активной деятельностью, прививая потребность мыслить, трудиться , познавать , творить. Маноян Евгения Васильевна учитель информатики и математики МБОУ « Тальжинская ООШ» Педагогический стаж 19 лет Первая квалификационная категория Закончила Новокузнецкий Государственный педагогический институт, физико-математический факультет

Слайд 2

« Формирование познавательной учебной деятельности на уроках информатики с применением технологии развития критического мышления»

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. В процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно: различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям; поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий . Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы

Слайд 5

Обоснование проблемы Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся ?

Слайд 6

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире . Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 7

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов ) Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 8

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Слайд 9

Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики для формирования познавательной деятетельности обучающихся . Задачи: Расрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятетельности обучающихся.

Слайд 10

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 11

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: м оделирование. Логические универсальные действия: анализ ; синтез ; сравнение , классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 12

Приёмы, применяемые на различных этапах урока

Слайд 13

Примеры заданий «Классификация» . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). «Перепутанная логическая цепочка». Данный прием можно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала.

Слайд 14

Примеры заданий «Кластер». Данный прием можно использовать на всех этапах ( вызова, осмысления и рефлексии ).

Слайд 15

Примеры заданий Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить обучающимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести. Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках. Знаю Узнал новое Хочу знать подробнее Переменные и действия над ними. Циклы. Как найти сумму нескольких чисел. Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота.

Слайд 16

Задания для групповой работы

Слайд 17

Результативность опыта Работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дала положительный эффект.

Слайд 18

Результативность опыта

Слайд 19

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность Портрет выпускника школы Владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом, компетентным специалистом своего дела определяют необходимость применения технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий по следующим причинам: навыки критического анализа являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы

Слайд 20

Используемые ресурсы: 1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014. 2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. 4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006. 5. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012. 6. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г. 7. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004г 8. ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib 9. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm 10. Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России» 2015

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Маноян Е.В.,

учитель информатики и математики,

МБОУ «Тальжинская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках информатики с применением технологии развития критического мышления»

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. (Слайд 2)

 (Слайд 3) Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология развития критического мышления позволяет (Слайд 3)

 (Слайд 4) Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.

  (Слайд 5)   Изучая массовый  опыт, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования познавательной  деятельности   обучающихся в учебно - воспитательном процессе.

   Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

    (Слайд 6)  Поиск эффективных  способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.

   Достоинством технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с  учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

(Слайд 7) Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

(Слайд 8) Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

(Слайд  9) Цель и задачи методического семинара.

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

(Слайд 10) Хочу заметить, что  мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС ООО по формированию познавательных УУД.

(Слайд  11) Познавательные УУД.

(Слайд 12)  Для активизации познавательной деятельности  учеников  использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.

(Слайд 13) «Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.

«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

 (Слайд 14) «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

(Слайд  15) «Корзина» идей, понятий, имен...

       Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

(Слайд 15)  «Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)»

(Слайд 16) Наиболее продуктивной на уроках информатики считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

(Слайды 17, 18) Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках  информатики  очень  актуально применение  технология развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся. Совместно с психологом были проведены исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся с 4 класса по 6 класс. На графиках вы видите положительную динамику по всем результатам.

(Слайд 19)   Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

(Слайд 20) Используемые ресурсы