Консультации для родителей детей с РАС

Шибанова Варвара Ивановна

Давайте сделаем жизнь детей интереснее!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если Вы, уважаемые родители, не научите своего малыша застегивать пуговицы самостоятельно, то он привыкнет к тому, что это должны делать за него взрослые. Иногда родители совершают ошибки, когда выполняют все прихоти своего малыша, лишь бы он не плакал и не расстраивался. А когда дети свободны от опеки взрослых, они более самостоятельны и уверены в своих силах.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам, уважаемые родители, научить Вашего малыша легко и самостоятельно застегивать пуговицы.

Изготовьте простую планку (полоску), наклеивая среднюю часть сукна на плотный картон. Прорежьте в одном из выступающих концов полотна петлю и на обратной стороне другого конца пришейте большую пуговицу. При склеивании обращайте внимание на то, чтобы пуговица и петля при складывании концов совпадали. Кроме того, необходимо, чтобы Вы укрепили края петли. Встаньте за своим ребенком и положите планку перед ней на стол. Возьмите его руки, сложите ими концы полотна друг на друга и просуньте пуговицу в петлю. При этом обращайте внимание ребенка сначала на пуговицу, а затем на петлю. Подведите его пальцы к пуговице и петле таким образом, чтобы он держал пуговицу большим и указательным пальцами. Скажите: «Просунуть!» - и направьте ее руки таким образом, чтобы пуговица прошла через петлю. Похвалите его. Повторяйте это действие многократно, пока он не сможет просунуть пуговицу без помощи. Не забывайте говорить каждый раз: "Просунуть!". Сначала ему будет наиболее трудно понять, что пуговицу нужно просунуть снизу в петлю. Направляйте его руки до тех пор, пока не увидите, что он понял это. Когда он хорошо овладеет простой застежкой, возьмите большое полотно с несколькими пуговицами.

Далее необходимо данный навык перенести в практическую деятельность. Одежда или пособие должно быть сконструировано таким образом чтобы пуговицы и петли были больше, чем обычно используются на куртках, рубашках и т.д.. Следите, чтобы пуговицы были пришиты не очень туго и сохраняли подвижность. Это быстрее приведет к успеху и будет стимулировать уверенность в себе. Если ребенок овладеет простой застежкой, то покажите ему, как он сможет расстегнуть свою собственную куртку (кофту). Если на нем куртка (кофта), то проведите его руки так, чтобы он расстегнул пуговицу за пуговицей. Велите ему удерживать рукой сторону куртки (кофты) с петлями, а пуговицу брать большим и указательным пальцами. Скажите: "Просунуть!" - и подведите его руки соответствующим образом. Похвалите его и повторите этот процесс с остальными пуговицами. Упражняйтесь в этом многократно и постепенно снижайте свой контроль за его руками, пока он не сможет полностью самостоятельно расстегивать свою куртку. Когда он хорошо овладеет расстегиванием, поупражняйтесь с ним в застегивании его куртки (кофты). Не забывайте помогать ему найти для каждой пуговицы нужную петлю. Ему будет легче найти самому нужную петлю, если Вы будете постоянно начинать застегивать снизу.

Не делайте за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. И если вы будете терпеливы, то малыш быстрее научится и будет с удовольствием одеваться, обуваться и застегивать пуговицы самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Общественное поведение - самый очень важный вопрос для родителй, так как любое улучшение языковых выразительных способностей, любое приобретение навыков и любое уменьшение нарушений поведения имеет с известной вероятностью положительное влияние на общественное поведение ребенка. Приобретение социальных навыков охватывает в общем усвоение положительных или просоциальных образцов поведения и уменьшение аутичных свойств и прочих недостатков поведения.

В то время как для аутичных детей не является проблемой изучить механические формулы приветствия, развитие самоинициативы по установлению контакта и радости от общей игры является проблемой. Так как социальное восприятие и непосредственное понимание других лиц у аутичных детей, как правило, сильно затруднено, должны планомерно заучиваться социальные формы взаимодействия и игровые формы контакта друг с другом. Для высшего уровня развития социальных способностей даются упражнения, которые улучшают самоконтроль как предпосылку для социальных правил взаимоотношения и уважения чужой собственности. С помощью этих упражнений предлагаются новые навыки и понятия, которые способствуют приобретению дальнейших просоциальных образцов поведения.

Поиграйте с ребенком!

Упражнения и игры направлены на установление эмоционального контакта со взрослым, на улучшение социальной способности взаимодействия, получение радости от физического контакта, на совершенствование способности зрительного контакта.

Игра «Ручки»

Ребенок располагается перед взрослым, специалист берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «рука моя, рука твоя…» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе, (тактильный контакт имеет важное значение в формировании эмоционального общения с ребенком).

Игра «Отойди и подойди»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизиться, то взрослый обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, - старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.»

Игра «Птички»

Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист помогает ему. Задание можно усложнить. Взрослый присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая ребенку. Как птички клюют зернышки. Задание можно повторить.

Игра «Качание в одеяле»

Педагог вместе с родителями предлагают ребенку сесть на одеяло. Взрослые раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два…» Игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом.

Игра «Хоровод»

Взрослые, взявшись за руки ставят ребенка в центр круга и поочередно входят в круг к ребенку и здороваются с ним (приветствуют его) при этом водят хоровод под музыку. Упражнение вызывает много положительных эмоций у детей, однако многие из них на первых этапах занятий отказываются входить в круг, затыкают уши, убегают.



Предварительный просмотр:

Пользоваться ложкой, а не пальцами

Во время приема пищи дайте ребенку то, что обычно пальцами не едят. Когда он сядет за стол, сразу не ставьте перед ним тарелку, сядьте рядом с ним, привлеките к себе его внимание и скажите:  «…, я ем ложкой!». Возьмите ложку, опустите ее подчеркнуто в пищу, поднесите ее ко рту и скажите: "Я ем ложкой!". Затем поставьте перед ребенком тарелку, дайте ему в руку ложку и поднесите руку ребенка к первому кусочку. Постепенно уменьшайте свой контроль над его рукой, пока он не будет держать ложку сам. Если ребенок попытается есть пальцами, уберите тарелку и скажите:  «Нет, ешь ложкой!». Еще раз покажите, как пользоваться ложкой. Поставьте назад тарелку и дайте ему ложку в руку. Если ребенок пользуется ложкой, то улыбнитесь и похвалите его. Если ребенок опять хочет есть пальцами, уберите на минуту тарелку, опять покажите, как Вы пользуетесь ложкой, и возвратите тарелку и ложку. Повторяйте это до тех пор, пока он пытается есть пальцами. Важно выбирать ту пищу, которую ребенок любит. Чтобы достичь первых результатов, не нужно в промежутках между приемом пищи давать ему есть что-то руками, пока он не привыкнет к ложке. Важно при выполнении этой программы не делать исключений. Если разрешить ему один раз пользоваться пальцами, а другой нет, то он запутается. Вся еда должна состоять из пищи, которую едят ложкой. Таким образом легче всего ввести новое правило.



Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность

Под категорией «познавательная деятельность» мы понимаем две связанные друг с другом родственные области:

  1. Понимание сигнального и символического значения речевых единиц коммуникации.
  2. Познавательные процессы сочетания и формирования категорий и последовательностей, которые необходимы для переработки информации.

Некоторые дети овладевают познавательными навыками намного быстрее, чем пониманием речи - у других детей это совсем наоборот. Так как оба типа информационной переработки имеют существенное значение для адаптации во внешней среде, считаю полезным следовать по пути, предпочитаемому ребенком, и не проводить формальных различий между пониманием речи и познавательной деятельностью.

Примеры упражнений выбраны исходя из точки зрения, что они применимы для многих детей. Все же они ни в коем случае не должны рассматриваться как обширная программа стимулирования.

Среди примеров упражнений по структуре понимания речи имеются предложения, показывающие, как можно привести детей к пониманию, например, таких требований, как «садись!», «иди сюда!» или «остановись!» и «продолжай!». На более высоком уровне развития речи даются названия предметов и членов семьи, а также понимание предложений, состоящих из двух слов и предлогов.

Примеры упражнений для познавательной деятельности содержат задания следующего вида: сочетание одинаковых предметов, сочетание предмета и рисунка, сочетание рисунков или предметов той же функции, различие пригодных и непригодных веществ, систематизирование рисунков по родовым понятиям, составление рисунков к историям (рассказам). Хотя познавательные функции этого вида приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов.

Предлагаю совместно вести работу над упражнениями направленными:

  • Выучить имена членов семьи
  • Различать слова, обозначающие действия
  • «Есть» и «пить»
  • Понимать указания, состоящие из нескольких слов



Предварительный просмотр:

Развитие инициативы в речи

Просьбы предметов

Представьте, что ребенок проявил умение говорить: «Еще … (чего-нибудь)». Но он не использует этот навык систематически. Попробуйте так. Дайте ему попробовать что-нибудь вкусное. Ваша цель услышать реплику: «Еще …». Теперь поместите угощение в недосягаемости, но в поле зрения ребенка. Когда он потянется за ним, с помощью руки остановите его попытку и смотрите выжидающе, как бы говоря (но не произнося): «Что ты хочешь?». Потом ждите. Если ребенок заплачет, потянется настойчивее, изобразите разочарование, но не произносите слов просьбы. Возьмите угощение одной рукой и покажите на него другой. Произнесите имя ребенка. Это поможет ему понять, что вы чего-то от него ожидаете. И опять ждите. Если ребенок не применяет слов, поднесите угощение ближе к нему (все еще держа в руке). Укажите на него. Приподнимите подбородок и приоткройте рот, как будто собираетесь сказать «Еще», но не говорите, а продолжайте смотреть ожидающе. Если же и теперь ребенок не произносит фразу, повторите всю описанную процедуру, протяжно произнося звук «Ееее». Добавляйте постепенно по одному также протяжному звуку из фразы «Еще печенья», пока если понадобится, вы не смоделируете всю просьбу. На каком бы этапе ребенок не отреагировал, сам произнеся просьбу, скажите «Хорошая работа» и сразу же отдавайте угощение. Делайте так, каждый раз подсказки приглушая. Лучше смоделировать просьбу, чем спросить, чего он хочет. Ведь вы добиваетесь инициативности, а не ответов.

Изображение выглядит как человек, Человеческое лицо, одежда, мальчик  Автоматически созданное описание