Для родителей

Аюпова Алия Якуповна

Типы высшей нервной деятельности 

(Из книго Анны Росс "Наши дети -- наши проблемы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_psihologii_dlya_roditeley.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Типы высшей нервной деятельности

(Уроки психологии для родителей)

(Из книги Анны Росс «Наши дети – наши проблемы»)

Причиной школьных успехов и неудач ребёнка может быть и тип высшей нервной деятельности, к которому он принадлежит.

Темперамент человека нельзя выработать, воспитать  в себе, подобно тому, как вырабатывается то или иное качество характера. Он определяется с момента рождения ребёнка, управляет им, его поступками и эмоциями. Человек силой своей собственной воли способен лишь приглушить в себе или же, напортив, усилить  проявление своего темперамента, если это необходимо по той или иной причине. Но для этого нужно определённое волевое усилие, на которое способен не каждый ребёнок.

Прежде чем винить своего ребёнка в чрезмерной рассеянности или неугомонности, стремлении везде и всюду поспеть, необходимо разобраться в том,  какой у него тип нервной деятельности, какие свойства нервных процессов ему присущи. Ибо зачастую именно они, точнее, степень их развития «повинны» в излишней подвижности или же некоторой медлительности или рассеянности ребёнка.

Высшие нервные процессы имеют три главных свойства: силу, уравновешенность,  подвижность

Говоря о силе, мы имеем в виду функциональную выносливость нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное возбуждение. Иначе говоря. Речь идёт о трудоспособности и утомляемости ребёнка, его восприимчивости к окружающему.

Уравновешенность  процессов возбуждения и торможения проявляется у ребёнка в том,  насколько терпеливо, без эмоционального всплеска он способен выполнить до конца начатое дело. Часто ли у него наблюдаются перепады настроения, есть ли уверенность в своих силах, или ребёнок никак не может решиться приступить к тому или иному занятию, колеблясь между разным способами выполнения, не будучи убеждён, сможет ли с ними справиться.

Подвижность, третье свойство нервных процессов, – способность организма к быстрой смене торможения и возбуждения. Если подвижность на высоком уровне, ребёнок достаточно легко приспосабливается к любым новым условиям. Успешно переключается с одного вида занятия на другое. В противном случае адаптация к каждому новому впечатлению, обстановке даётся ребёнку с большим трудом и требует от него больших усилий.

В разной сочетаемости друг с другом эти свойства дают

4 основных типа высшей нервной деятельности.

Ребёнок-сангвиник

Этот тип темперамента считается сильным, уравновешенным и подвижным. Сангвиники легко включаются в любую деятельность, даже если она им совершенно незнакома. Это их не останавливает, так как они уверены, что в самое короткое время сумеют овладеть всеми премудростями. Им всё интересно. Они ко всему очень быстро адаптируются.

Все эмоции ребёнка-сангвиника находятся в пределах нормы. Он жизнерадостен, весел, в меру активен, оптимистичен, не станет чрезмерно долго переживать по поводу неудачи и завидовать кому-то более умелому.

Этих детей отличает оптимизм, уверенность в себе при доброжелательном отношении к окружающим.

Дети- сангвиники быстро усваивают новую информацию, легко выдерживают необходимое количество уроков. Усидчивы, внимательны, любознательны, в меру любопытны. Нередко обладают развитым чувством долга и ответственности.  В коллективе такой ребёнок, как правило, лидер, к нему тянуться другие дети, он – любимец учителей. Учится в большинстве случаев ровно, у него не бывает чрезмерной заинтересованности одним предметом в ущерб другим.

С сангвиниками легко находить общий язык и родителям. Эти дети, как правило, не доставляют им больших хлопот.

Стоит отметить, что детей, обладающих темпераментом сангвиника «в чистом виде» крайне мало.

Ребёнок- холерик

Это тип сильный, неуравновешенный, легковозбудимый.

Ребёнок-холерик не может долго сидеть спокойно на одном  месте, быстро загорается какой-либо идеей; поглощённый делом в порыве увлечения забывает обо всём, но до конца дело доводит крайне редко, заинтересовавшись чем-нибудь другим. Энергия этого ребёнка неиссякаема, поэтому ему трудно выдержать целый урок, во время которого нужно сидеть на месте. Он вертится,  подпрыгивает за партой не в силах сдержаться, подсказывает отвечающим и тем самым «зарабатывает» очередное замечание учителя. Неутомим во всём, что касается проделок и проказ, – это следствие не злого характера, а особой подвижности, неуемности и любопытства, желания узнать, « а что будет если»…

Представителям данного темперамента, самого яркого и, как правило, доставляющего родителям большие проблемы, свойственны следующие черты: подвижность, нетерпеливость, желание всюду успеть. Такие дети чрезмерно эмоциональны, восприимчивы и вспыльчивы.

Ребёнок-холерик – задира и драчун, готовый кулаками отстаивать справедливость, как он её понимает. Словами доказать свою правоту ему часто не хватает терпения. Резок, порывист, лидер по натуре, в вечном конфликте с самим собою и окружающими, не умеет ждать, говорить негромким голосом. Свободолюбив. Легко приспосабливается к новому коллективу. Часто имеет немалые проблемы в учёбе при очевидных способностях. Дисциплина, усидчивость, терпение – их слабое место.

Черты холерического темперамента присущи очень многим детям. Такому ребёнку крайне полезны частые смены занятий. Это позволит максимально сосредоточиться на выполнении задания и  в то же время не успеть потерять к нему интерес.

Если в школе такой возможности нет, то родителям  необходимо проявлять как можно больше терпения и выдержки дома. После возвращения из школы не следует сразу сажать ребенка за выполнение домашних заданий. Это правило касается всех детей, но к холерикам оно имеет самое непосредственное отношение. Утомлённый в школе необходимостью сидеть неподвижно по 45 минут, за короткую перемену он подчас не успевает полностью отдохнуть от предмета и одновременно истратить накопленную за урок энергию. Поэтому надо дать ему время сбросить напряжение. Прогулка, подвижная игра, поход с мамой за покупками, во время которого можно рассказать обо всём,что произошло за день, помогут ребёнку избавиться о избытка переполняющих его эмоций и энергии.

Сам же процесс подготовки домашнего задания желательно разделить на несколько этапов, чередуя их свободными пятиминутками.

Родителям детей, обладающих повышенной возбудимостью, необходимо учитывать, что выговоры, нотации и наказания за слишком шумное поведение  помочь не смогут: ребёнок вряд ли станет учиться лучше. В крайнем случае, чтобы угодить родителям, он попытается стать боле сдержанным. Но, как показывает практика, в детском возрасте такое стремление у детей-холериков приводит к обратному результату. Ребёнок становится раздражительным, плаксивым,  перепады настроения наблюдаются  чаще, чем раньше. При этом качество учёбы не улучшается.

Если ситуация стала серьёзной и успеваемость ребёнка оставляет желать много лучшего, специалисты рекомендуют побеседовать с учителем, попросить давать ребёнку индивидуальные задания с учётом его способностей, чтобы дать возможность ребёнку продемонстрировать свои знания.

Главное – помнить, что ребёнок плохо учится или шалит не потому, что хочет сделать что-то кому-нибудь назло, просто у него слишком много энергии, и она не даёт ему покоя и заставляет искать приложения своим силам, что чаще всего и вызывает недовольство взрослых.

Ребёнок- меланхолик

Этот тип считается слабым. Характерные черты: бесконечная застенчивость, ранимость, мнительность, крайняя неуверенность в своих силах.

Дети- меланхолики необыкновенно чувствительны и застенчивы, робки и нерешительны. Они обидчивы до крайней степени. Способны бесконечно акцентировать внимание на своих недостатках.

У ребёнка-меланхолика глаза «всегда на мокром месте». Если на него слегка повысить голос или дать понять, что им недовольны, он моментально расстроится, зачастую до слёз.

Убедить такого ребёнка в том, что у него получится непривычное  для него новое дело – занятие практически бесполезное.  Если ребёнок в чём-то потерпел поражение, его постигла неудача (даже если точно такой же результат был и других детей), можно поставить точку. Больше он ни за что не захочет заняться этим делом, убеждённый, что у него всё равно ничего не получится. Приступив же к нему, поддавшись на уговоры либо подчинившись простому приказу, он будет выполнять его крайне медленно, опасаясь повторения неудачи.

Такое поведение способно вывести из себя любого взрослого, но, тем не менее, терпение и выдержку сохранять необходимо.  В противном случае при малейшем намёке на раздражение родителей или учителей ребёнок снова расплачется и окончательно бросит своё занятие.

Меланхолики очень быстро утомляются, они могут уставать даже во время игры, не говоря уже об уроках в школе или выполнении домашних заданий. Поэтому им так же, как и холерикам, необходимо периодически давать отдых. Если в школе такое послабление режима невозможно, пусть оно будет у ребёнка хотя бы дома. Не надо торопить ребёнка, подталкивать его, давать ему определённое время на выполнение того или иного задания. Он станет нервничать, что не уложится в определенный срок.

Главное, что следует помнить родителям детей-меланхоликов – для них очень важна привычная обстановка, они теряются, попадая в новый коллектив, даже в незнакомое помещение. Поэтому период адаптации у них обычно длиннее, чем у других детей. Но попав в привычную обстановку или уже полностью освоившись и зная, чего можно ждать от окружения, ребёнок становится веселее и увереннее. А его способности проявляются во всей полноте.

Учитывая чрезмерную чувствительность меланхоликов,  скромность и склонность все неудачи, замечания преподавателей и собственные ошибки воспринимать трагически, взрослые могут помочь детям справиться с приступами паники и неверия в свои силы, что непременно понесёт за собой и рост успеваемости.

Ребёнок-флегматик

Это сильный, уравновешенный, инертный тип.

Флегматическому темпераменту присущи такие черты, как необыкновенная медлительность, рассудительность, солидность, свойственная, скорее, людям взрослым, и абсолютное спокойствие.

Кажется, ничто не способно его взволновать, заставить нервничать. Сильные эмоции – не его стихия.  Ребёнок-флегматик не станет переживать по поводу предстоящего похода в цирк, покупки давно желанной игрушки или поездки куда-то всей семьёй. Конечно, он непременно обрадуется, если ожидается какое-то удовольствие, или, возможно, огорчиться, если намеченное веселье, приобретение новой игры или поход в зоопарк не состоятся. Но показывать свои эмоции или, тем более, бурно переживать свои эмоции по этому поводу он не станет.  Флегматики очень миролюбивы, не выносят ссор, конфликтов. Но если для меланхоликов ссора – повод для слёз, то флегматик, напротив, постарается примирить её участников или сам первый предложить мирный способ разрешения конфликта, пойдёт на уступки, чтобы не огорчать приятеля. Если же его миролюбивая попытка будет отвергнута, он ни в коем случае не станет переживать по этому поводу, а лишь станет терпеливо ждать изменения ситуации.

Но не стоит считать флегматика «толстокожим», непробиваемым и думать, будто у него нет чувств. Просто они запрятаны очень глубоко и почти никогда не демонстрируются окружающим.

Детям-флегматикам подчас недостаёт выразительности в речи, в мимике и жестах ,говорят они неторопливо и не по возрасту весомо.

Ребёнок-флегматик не любит перемен, относясь к ним с большой осторожностью. К школе он будет долгое время привыкать. А проблемы с учёбой могут быть из-за его необыкновенной медлительности: он попросту может не поспевать за боле подвижными, юркими одноклассниками. Медленная реакция иногда не позволяет флегматику быстро ответить на вопрос учителя и даёт повод считать его не слишком способным.

Торопить же флегматика совершенно бесполезно, он попросту не способен делать что-то быстро. Но при всей своей кажущейся неповоротливости он необыкновенно обстоятелен. Как только ребёнок освоится в новой обстановке, он станет учиться довольно ровно, не делая больших успехов, (хотя иногда такие дети могут быть и отличниками), но и не скатываясь на «двойки» и «тройки», а информация, услышанная или прочитанная ими один раз, надолго запоминается и при необходимости легко извлекается из кладовой памяти. Это позволяет спокойно, без лишней суетливости  отвечать на вопросы преподавателей и выполнять письменные задания, результаты которых у флегматиков зачастую лучше, чем в устных ответах.