1 РМЦ "Богородская школа № 8"

Захарова Альбина Александровна

     

   Целью работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, является создание условий для максимально возможной социальной адаптации и интеграции в общество. В процессе работы учитель-дефектолог осуществляет диагностику уровня развития ребенка, разрабатывает индивидуальную программу обучения, направленную на коррекцию и развитие психических функций, формирование навыков самообслуживания и коммуникации, а также развитие творческих способностей и интересов ребенка. Учитель-дефектолог также проводит работу по формированию социально-бытовых навыков, развитию речи и обучению чтению, письму и счету. Кроме того, учитель-дефектолог проводит работу по профилактике и коррекции поведенческих расстройств, а также оказывает помощь родителям в воспитании и обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карандаш- ключ к успеху13.83 КБ
Файл Технологическая карта урока по предмету Математические представления16.33 КБ
Файл Первое родительское собрание19.33 КБ
Файл Технологическая карта мастер-класса по лепке жаворонков "Встречаем весну"22.58 КБ
PDF icon Технологическая карта родительского собрания в 1 классе, ОВЗ143.66 КБ
PDF icon Технологическая карта занятия КРЗ, 1 класс121.25 КБ
PDF icon Технологическая карта по математическим представлениям , 1 класс, ОВЗ139.75 КБ
PDF icon Памятка по развитию предметно-манипулятивных навыков148.52 КБ
Файл Урок по предмету: математические представления тема:Пространственные представления_перед_за_между.docx21.77 КБ
Файл Дополнительный материал при изучении пиктограммы "Привет"19 КБ
PDF icon Ролевые игры для детей 2 класса с ОВЗ (Магазин игрушек. В поликлинике. Семья. В зоопарке.)206.25 КБ
Файл Коррекционные упражнения на тему_Зима_19.51 КБ
Файл Коррекционные упражнения на тему _Осень_.18.66 КБ
Файл Сценарий родительского круглого стола.16.46 КБ
PDF icon Технологическая карта урока здоровья - 1 урок132.76 КБ
PDF icon Технологическая карта урока здоровья - 2 урок117.69 КБ

Предварительный просмотр:

Карандаш - ключ к успеху

Цель: Формирование навыков работы карандашом.

Задачи:

1. Научить детей правильно держать карандаш.

2. Научить рисовать прямые линии.

3. Научить рисовать круги, овалы, треугольники и другие фигуры.

4. Научить раскрашивать рисунки.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Этапы выполнения:

1. Подготовка материалов: карандаши, бумага, ластик.

2. Демонстрация правильного держания карандаша.

3. Рисование прямых линий на бумаге.

4. Рисование кругов, овалов и треугольников на бумаге.

5. Раскрашивание рисунков.

6. Оценка результатов работы.

7. Уборка рабочего места.

Заключение:

     Формируя навыки работы карандашом, дети учатся не только рисовать, но и развивать мелкую моторику рук, внимательность и аккуратность. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему в будущем стать успешным и творческим человеком.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету:

Математические представления, 1 класс

Тема: Понятия «Один» и «Много».

Цель урока: Познакомить детей с понятиями "Один" и "Много", научить их различать эти понятия и применять их в повседневной жизни.

Оборудование: Картинки с изображением одного и нескольких предметов, карточки с цифрами от 1 до 5, рабочие тетради, карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

2. Введение в тему. Учитель рассказывает детям о том, что на свете есть много разных вещей: игрушки, книги, деревья, цветы и т.д. Все эти вещи можно разделить на две группы: одни - это один предмет, а другие - несколько предметов.

3. Работа с картинками. Учитель показывает детям картинки с изображением одного или нескольких предметов и просит их назвать, сколько предметов изображено на каждой картинке. Дети должны уметь различать картинки, на которых изображен один предмет и несколько предметов. Например: "На этой картинке один мяч, а на этой - два мяча".

4. Работа с карточками. Учитель раздает детям карточки с цифрами от 1 до 5 и просит их разложить карточки в соответствии с количеством предметов на картинках. Дети должны научиться соотносить количество предметов с цифрами. Например: "Эта картинка показывает, что здесь один мяч. Какой цифрой мы обозначаем один? Правильно, цифрой 1".

5. Практическая работа. Учитель предлагает детям выполнить несколько заданий на различение понятий "Один" и "Много". Например: "Сколько у тебя карандашей? Один карандаш. А сколько у меня карандашей? Много карандашей".

6. Подведение итогов урока. Учитель подводит итоги урока, благодарит детей за работу и задает домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

первого родительского собрания в 1 классе для детей с интеллектуальными нарушениями

    Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем первом собрании, знаменующем начало важного этапа в жизни ваших детей – обучения в школе.

Этот год станет фундаментом, на котором будет строиться дальнейшее развитие наших учеников. Мы понимаем, что каждый ребенок уникален, и у нас сформирована индивидуальная программа адаптации, учитывающая особенности детей с интеллектуальными нарушениями.

На собрании мы обсудим ключевые вопросы:

  • адаптацию к школьной среде
  • методы обучения,
  • индивидуальные образовательные маршруты.

      Сегодня мы подробно поговорим о том, как помочь вашим детям адаптироваться к новым условиям. Важно создать дома спокойную и предсказуемую обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Регулярный режим дня, четкие правила и поощрение за успехи – важные составляющие успешной адаптации.

       В нашей работе мы используем различные методики, адаптированные для детей с интеллектуальными особенностями. Это игровые формы обучения, визуальные материалы, индивидуальные задания. Мы будем постепенно вводить новые знания и навыки, учитывая темп каждого ребенка.

      Индивидуальный образовательный маршрут – это план, разработанный для каждого ученика с учетом его потребностей и возможностей. Он включает в себя цели обучения, методы работы и систему оценки. Мы будем регулярно обсуждать прогресс вашего ребенка и при необходимости корректировать маршрут.

       Помните, что вы – наши главные партнеры. Ваше участие в жизни школы, поддержка ребенка дома, общение с учителями – все это играет огромную роль. Мы всегда готовы к диалогу и совместному решению любых вопросов. Вместе мы сможем достичь больших успехов!

      Ваше активное участие и сотрудничество с педагогами – залог успешного обучения и развития наших детей. Вместе мы сможем создать благоприятную и поддерживающую атмосферу, в которой каждый ребенок почувствует себя уверенно и сможет раскрыть свой потенциал.

      Мы открыты для ваших вопросов и предложений. Добро пожаловать в нашу школьную семью!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Совместный мастер-класс "Встречаем весну" (родители + дети)

Класс: 1 класс ОВЗ

Тема: Лепка жаворонков.

Цель: Развитие мелкой моторики, творческого мышления и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, через совместное творчество с родителями.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с традицией лепки жаворонков на праздник весны.
  • Учить приемам лепки из пластилина: скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение деталей.
  • Развивать умение работать по образцу и самостоятельно придумывать детали.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, пространственное мышление.
  • Стимулировать развитие воображения, фантазии, творческого потенциала.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.

Воспитательные:

  • Создать условия для сплочения семьи, совместного творчества и общения.
  • Развивать чувство ответственности за результат своей работы.
  • Воспитывать уважение к народным традициям.

Материалы:

  • Пластилин (разных цветов)
  •  Доски для лепки
  • Стеки
  • Влажные салфетки

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть (5 мин.):

- Приветствие участников мастер-класса.

- Сообщение темы и цели мероприятия.

- Рассказ о традиции лепки жаворонков на праздник весны, демонстрация образцов.

        Весна всегда была временем обновления, надежды и радости. В старину, когда мир был теснее связан с природой, люди с особым трепетом ждали пробуждения земли от зимней спячки. Одним из ярких символов этой радости были жаворонки, птицы, возвращавшиеся с юга первыми и возвещавшие о приходе тепла.

       В деревне существовала старинная традиция – лепка глиняных жаворонков на праздник весны. Это было не просто развлечение, а ритуал, передаваемый из поколения в поколение.

      Вся семья собиралась за столом, и каждый брал в руки кусок мягкой глины. Руки, словно опытные скульпторы, придавали ей форму птички – маленькую головку с острым клювом, крылышки, сложенные для полета, и длинный хвостик.

      В процессе лепки звучали песни о весне, о любви, о жизни. Дети слушали, зачарованы, и сами старались слепить своих жаворонков. Не всегда они получались идеальными, но в каждом из них была заключена частичка души ребенка, его мечты о тепле и солнечных днях.

      Считалось, что глиняные птицы приносят удачу и благополучие.

      Эта традиция жива и по сей день. В каждом весеннем празднике мы вспоминаем о старых обычаях, о связи с природой и о том, что всегда останется неизменным – стремление к свету, теплу и радости.

2. Основная часть (20 мин.):

- Перед началом работы напомнить детям о правилах безопасности при работе с пластилином.

- Показ последовательности лепки жаворонка педагогом.

Для работы нам понадобится:

-  пластилин белого, серого и чёрного цветов;

- зубочистка.

Последовательность лепки:

1. Тело: Сначала возьмём белый пластилин и скатаем из него небольшой овал - это будет туловище нашего жаворонка.

2. Голова: Отделим небольшой кусочек белого пластилина и скатаем из него шарик – это голова. Аккуратно соединим голову с телом, слегка приплюснув место соединения.

3. Крылья: Из серого пластилина скатаем два маленьких овала - крылья. Прикрепим их к бокам тела, немного наклонив, как будто жаворонок готовится к полёту.

4. Хвост:  Из белого пластилина скатаем маленький конус – это хвост. Прикрепим его к задней части тела.

5. Клюв и глаза: Из чёрного пластилина скатаем маленький конус для клюва и два маленьких шарика для глаз. Прикрепим клюв к голове, а глаза – над клювом.

6. Детализация: Зубочисткой можно сделать небольшие надрезы на крыльях, чтобы они выглядели более реалистично.

- Работа в парах (родитель + ребенок).

- Индивидуальная помощь и поддержка со стороны педагога.

Вот и готов наш милый жаворонок!

Важно помнить:

- При лепке нужно использовать небольшое количество пластилина, чтобы фигурка была лёгкой и прочной.

- Все детали нужно соединять аккуратно, чтобы не повредить пластилин.

- Не бойтесь экспериментировать с цветом и формой, чтобы создать своего уникального жаворонка!

3. Заключительная часть (10 мин.):

 - Выставка готовых работ.

 - Обсуждение процесса лепки, трудностей и достижений.

 - Подведение итогов мастер-класса.

Примечание:

      В ходе мастер-класса важно создать комфортную и непринужденную атмосферу, поощрять инициативу детей и родителей, давать индивидуальные рекомендации и поддержку.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математические представления

Класс: 2 (ОВЗ, вариант 2, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)

Тема: Пространственные представления: «перед», «за», «между»

Продолжительность: 40 минут

Цель:

Формирование у учащихся пространственных представлений через знакомство с положениями «перед», «за», «между» на основе сюжета сказки «Теремок».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Формировать умение определять положение предметов в пространстве
  • Учить понимать и использовать слова «перед», «за», «между»
  • Закреплять знания о героях сказки «Теремок»
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать пространственное восприятие
  • Совершенствовать внимание и память
  • Тренировать мелкую моторику
  • Развивать логическое мышление
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям
  • Формировать навыки сотрудничества
  • Развивать эмоциональную отзывчивость

Оборудование:

  • Демонстрационный материал:
  • Иллюстрации к сказке «Теремок»
  • Фигурки героев сказки
  • Карточки со словами «перед», «за», «между»
  • Магнитная доска
  • Коврограф
  • Геометрические фигуры
  • Раздаточный материал:
  • Карточки с заданиями
  • Фигурки героев
  • Цветные карандаши
  • Контурные изображения

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин)
  • Приветствие

- Ребята, прозвенел звонок , начинается урок. Все сели правильно, ручки на столе, спинка прямая, улыбнулись и слушаем внимательно.

  1. Мотивационный этап (5 мин)

1. Создание игровой ситуации

Учитель:

— Ребята, сегодня к нам в класс пришло что-то очень интересное!

Учитель: (достаёт или открывает заранее подготовленный теремок)

— Посмотрите, что это? (теремок)

— Правильно! Это теремок! Но он не простой, а волшебный!

2. Знакомство с теремком

Учитель: (берёт теремок в руки)

— Этот теремок стоит в чистом поле. Он не низок, не высок. И в нём живут удивительные друзья! Хотите с ними познакомиться?

Учитель: (открывает теремок)

— Давайте посмотрим, кто же там живёт!

3. Представление героев

Учитель: (показывает по очереди фигурки героев)

— Первый наш друг — маленькая мышка-норушка! (показывает мышку)

— А вот и лягушка-квакушка! (показывает лягушку)

— Смотрите, кто ещё пришёл — зайчик-побегайчик! (показывает зайчика)

— И, конечно, лисичка-сестричка! (показывает лисичку)

4. Интерактивное знакомство

Учитель: (предлагает детям взаимодействовать с героями)

— Давайте поздороваемся с каждым другом!

— Кто хочет погладить мышку?

— А кто хочет спеть песенку для лягушки?

5. Постановка задачи

Учитель: (создаёт проблемную ситуацию)

— Ой, ребята! Наши друзья из теремка просят о помощи!

— Они запутались, кто за кем должен жить, кто перед кем сидеть!

— Поможем разобраться?

Учитель: (мотивирует детей)

— За каждое правильно выполненное задание наши друзья будут очень рады и подарят вам волшебные наклейки!

  1. Основная часть (20 мин)
  • Упражнение 1: «Расселение героев»
  • Размещение фигурок героев относительно теремка
  • Определение положения «перед теремком»
  • Работа с термином «за теремком»
  • Упражнение 2: «Кто между кем?»
  • Размещение героев между другими персонажами
  • Практическая работа с фигурками
  • Закрепление понятия «между»
  • Физкультминутка (3 мин)

Физкультминутка «Стоит в поле теремок»

Стоит в поле теремок, (руки над головой образуют крышу)

Он не низок, не высок, (приседаем и встаём)

Вот бежит мимо мышка, (лёгкий бег на месте)

Серая малышка, (руки перед грудью, как лапки)

К теремку она пришла, (шаги на месте)

Постучалась у окна: (имитация стука в дверь)

Тут лягушка прискакала, (прыжки на месте)

Быстро дверь она нашла, (показываем руками дверь)

Зайка-побегайчик (руки на поясе, ушки из ладошек)

Тоже к ним пришёл, (шаги на месте)

Все зверушки в доме том (обнимаем себя)

Жили дружно день за днём,

  1. Закрепление материала (8 мин)
  • Практическая работа
  • Работа с раздаточным материалом
  • Определение пространственных отношений
  • Рисование героев относительно теремка
  • Дидактическая игра
  • «Собери сказку»
  • Размещение героев по сюжету
  • Определение их положения
  1. Рефлексия (4 мин)
  • Подведение итогов
  • Оценка деятельности учащихся
  • Эмоциональное завершение урока



Предварительный просмотр:

Сказка о Солнышке, Зайчике и Волшебной пиктограмме "Привет"

Действующие лица:

  • Солнышко (ведущий): Яркое, доброе, всегда улыбается.
  • Зайчик: Стеснительный, робкий, любит морковку.
  • Лесной эльф (помощник): Знает волшебный язык пиктограмм, помогает Зайчику.
  • Деревья (дети): Стоят неподвижно, тихо шелестят листьями.

Реквизит:

  • Пиктограмма "Привет" (большая и яркая).
  • Солнышко (маска или ободок с лучами).
  • Ушки для Зайчика.
  • Морковка (игрушечная или настоящая).
  • Костюм Лесного эльфа (колпак, зеленая накидка).

(Солнышко выходит на полянку, светит лучами, улыбается.)

Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я - Солнышко! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес и научимся здороваться с его обитателями.

(Солнышко показывает пиктограмму "Привет".)

Солнышко: Смотрите, что это такое? Это волшебная картинка! Она называется "Привет!". Она помогает нам сказать "Здравствуйте!". Давайте все вместе скажем "Привет!".

(Дети повторяют "Привет!". Можно прохлопать в ладоши на каждый слог.)

Солнышко: Молодцы! А сейчас я расскажу вам сказку.

(Солнышко садится на пенек.)

Солнышко: Жил-был в лесу Зайчик. Он был очень стеснительный и никогда ни с кем не здоровался. (Выходит Зайчик, опускает голову, держит в лапках морковку.) Зайчик, почему ты такой грустный?

Зайчик: (Тихо) Я не умею здороваться. Я боюсь.

Солнышко: Не бойся, Зайчик! У меня есть волшебная пиктограмма "Привет!". (Солнышко показывает пиктограмму.) Она поможет тебе!

Зайчик: (Смотрит на пиктограмму с интересом.) А как она работает?

Солнышко: Она очень простая! Когда ты хочешь сказать "Здравствуйте!", покажи эту картинку или просто скажи "Привет!".

(Входит Лесной эльф.)

Лесной эльф: Здравствуй, Зайчик! Здравствуй, Солнышко! Я - Лесной эльф, и я знаю волшебный язык пиктограмм! Я помогу Зайчику научиться здороваться.

Солнышко: Спасибо, Лесной эльф!

Лесной эльф: Зайчик, смотри, вот деревья стоят. (Эльф показывает на детей, которые изображают деревья.) Давай попробуем с ними поздороваться! Покажи им пиктограмму "Привет".

(Зайчик робко подходит к одному из "деревьев" и показывает пиктограмму "Привет".)

Зайчик: (Тихо) Привет…

"Дерево" (один из детей): (Тихо шелестит листьями) Здравствуй, Зайчик!

Лесной эльф: Молодец, Зайчик! Ты здорово поздоровался! А теперь скажи "Привет!" погромче!

(Зайчик подходит к другому "дереву" и говорит громче.)

Зайчик: Привет!

"Дерево": Здравствуй, Зайчик! Как хорошо, что ты с нами поздоровался!

Солнышко: Видишь, Зайчик, как здорово здороваться! Все рады, когда ты говоришь "Привет!".

Зайчик: (Улыбается) Мне тоже понравилось!

Лесной эльф: Давай еще раз попробуем! Теперь Зайчик будет здороваться со всеми сразу!

(Зайчик подходит к детям-деревьям и громко говорит.)

Зайчик: Привет, деревья!

Дети-деревья: Здравствуй, Зайчик!

Солнышко: Молодец, Зайчик! Ты научился здороваться! Теперь ты больше не будешь стесняться, правда?

Зайчик: Нет! Я буду всем говорить "Привет!". Спасибо, Солнышко! Спасибо, Лесной эльф!

(Зайчик угощает Солнышко и Лесного эльфа морковкой.)

Солнышко: Ребята, а давайте все вместе еще раз скажем "Привет!" Зайчику!

(Дети говорят "Привет!" Зайчику.)

Солнышко: Вот и закончилась наша сказка. Помните, как важно здороваться! Говорите "Привет!" своим друзьям, своим близким и всем, кого вы встречаете!

(Солнышко прощается с детьми и уходит. Лесной эльф и Зайчик машут детям рукой.)

Рекомендации:

  • Упрощайте: Если ребенку трудно запомнить текст, сократите его.
  • Визуальная поддержка: Используйте картинки, фотографии, предметы, соответствующие тексту.
  • Повторение: Многократно повторяйте слово "Привет" и показывайте пиктограмму.
  • Вовлечение: Вовлекайте детей в сказку, предлагайте им повторять слова, выполнять движения.
  • Поощрение: Хвалите детей за участие и успехи.
  • Адаптация: Адаптируйте сказку под индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
  • Игровая форма: Превратите сказку в игру, используйте костюмы и реквизит.

Эта сказка поможет детям познакомиться с пиктограммой "Привет" и научиться использовать ее в общении. Удачи!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения на тему «Зима»

Цель:

Формирование представлений о зимних явлениях природы у детей с ОВЗ через сенсорные и практические упражнения.

Задачи:

  • Развитие восприятия сезонных изменений
  • Формирование навыков классификации
  • Развитие тактильных ощущений
  • Совершенствование моторики
  • Развитие внимания и памяти

Необходимый материал:

  • Карточки с изображением зимних признаков
  • Муляжи снежинок и зимних предметов
  • Коробочки с природным материалом
  • Раскраски с зимними мотивами
  • Музыкальные записи звуков зимы
  • Пазлы с зимними сюжетами

Структура занятия

1. Вводная часть (5-7 минут)

  • Приветствие с использованием тактильных элементов
  • Упражнение «Зимние звуки»: прослушивание записи звуков зимы (вьюга, скрип снега, звон колокольчиков)
  • Тактильная игра «Угадай снежинку»: определение разных текстур (мягкий снег, твёрдый лёд)

2. Основная часть (20-25 минут)

  • Упражнение «Зимние предметы»
  • Разложить картинки по категориям:
  • Зимняя одежда
  • Зимние забавы
  • Зимние явления природы
  • Зимние животные
  • Дыхательное упражнение «Снежинки»
  • Сдувание лёгких снежинок с ладони
  • Слежение за движением снежинок глазами
  • Двигательная активность «Зимний лес»
  • Имитация движений животных зимой
  • Подражание зимним природным явлениям
  • Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
  • Лепка снежных комочков
  • Имитация одевания на прогулку
  • Сенсорная игра «Зимняя коробка»
  • Сортировка природных материалов по цветам и формам
  • Тактильное знакомство с разными зимними материалами

3. Заключительная часть (5-7 минут)

  • Рефлексия занятия
  • Прощание с использованием тактильных элементов
  • Демонстрация полученных знаний через показ карточек
  • Арт-терапия
  • Раскрашивание простых зимних рисунков
  • Лепка из пластилина снеговиков

Методические рекомендации

  • Все инструкции давать в простой, доступной форме
  • Использовать наглядные материалы
  • Чередовать активные и спокойные упражнения
  • Давать возможность тактильного контакта с материалами
  • Поощрять любую активность детей

Дополнительные упражнения

  • Упражнение «Найди пару»
  • Поиск одинаковых снежинок или картинок
  • Соотнесение картинок с реальными предметами
  • Музыкальная игра «Зимний хоровод»
  • Простые движения под музыку
  • Использование зимних атрибутов
  • Упражнение «Зимний коллаж»
  • Создание простой композиции из зимних элементов
  • Работа с клеем и бумагой под контролем педагога

Специальные упражнения

  • Упражнение «Морозный массаж»
  • Лёгкое пощипывание щёк, носа, ушей
  • Имитация согревания рук
  • Упражнение «Снежный ком»
  • Катание мячей разного размера
  • Формирование больших и маленьких комочков из ваты
  • Упражнение «Зимняя прогулка»
  • Имитация надевания зимней одежды
  • Прохождение по сенсорной дорожке

Оценка результатов

  • Критерии успешности:
  • Узнавание основных признаков зимы
  • Выполнение простых инструкций
  • Участие в групповых занятиях
  • Проявление интереса к материалам
  • Формы фиксации результатов:
  • Наблюдение за активностью детей
  • Фотофиксация работ
  • Заметки педагога о прогрессе

Рекомендации по адаптации

  • Для детей с низкой моторикой: упрощение движений
  • Для детей с повышенной возбудимостью: чередование активных и спокойных упражнений
  • Для детей с нарушением внимания: частые переключения между заданиями



Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения на тему «Осень»

Цель:

Формирование представлений об осенних явлениях природы у детей с ОВЗ через сенсорные и практические упражнения.

Задачи:

  • Развитие восприятия сезонных изменений
  • Формирование навыков классификации
  • Развитие тактильных ощущений
  • Совершенствование моторики
  • Развитие внимания и памяти

Необходимый материал:

  • Карточки с изображением осенних признаков
  • Муляжи осенних листьев
  • Коробочки с природным материалом
  • Раскраски с осенними мотивами
  • Музыкальные записи звуков осени
  • Пазлы с осенними сюжетами

Структура занятия

1. Вводная часть (5-7 минут)

  • Приветствие с использованием тактильных элементов
  • Упражнение «Осенние звуки»: прослушивание записи звуков осени (дождь, ветер, шелест листьев)
  • Тактильная игра «Угадай лист»: определение листьев разных деревьев на ощупь

2. Основная часть (20-25 минут)

  • Упражнение «Собери осень»
  • Разложить картинки по категориям:
  • Осенние явления природы
  • Осенняя одежда
  • Осенние плоды
  • Осенние животные
  • Дыхательное упражнение «Листопад»
  • Сдувание лёгких осенних листьев с ладони
  • Следить за движением листьев глазами
  • Двигательная активность «Осенний ветер»
  • Имитация движений падающих листьев
  • Подражание действиям животных осенью
  • Пальчиковая гимнастика «Собираем урожай»
  • Сжимание и разжимание кулачков
  • Имитация сбора яблок, грибов
  • Сенсорная игра «Осенняя корзина»
  • Сортировка природных материалов по цветам и формам
  • Тактильное знакомство с разными осенними материалами

3. Заключительная часть (5-7 минут)

  • Рефлексия занятия
  • Прощание с использованием тактильных элементов
  • Демонстрация полученных знаний через показ карточек
  • Арт-терапия
  • Раскрашивание простых осенних рисунков
  • Лепка из пластилина осенних плодов

Методические рекомендации

  • Все инструкции давать в простой, доступной форме
  • Использовать наглядные материалы
  • Чередовать активные и спокойные упражнения
  • Давать возможность тактильного контакта с материалами
  • Поощрять любую активность детей

Дополнительные упражнения

  • Упражнение «Найди пару»
  • Поиск одинаковых листьев или картинок
  • Соотнесение картинок с реальными предметами
  • Музыкальная игра «Осенний хоровод»
  • Простые движения под музыку
  • Использование осенних атрибутов
  • Упражнение «Осенний коллаж»
  • Создание простой композиции из осенних листьев
  • Работа с клеем и бумагой под контролем педагога

Оценка результатов

  • Критерии успешности:
  • Узнавание основных признаков осени
  • Выполнение простых инструкций
  • Участие в групповых занятиях
  • Проявление интереса к материалам
  • Формы фиксации результатов:
  • Наблюдение за активностью детей
  • Фотофиксация работ
  • Заметки педагога о прогрессе



Предварительный просмотр:

Сценарий родительского круглого стола

Тема: Особенности обучения детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями, отсутствием речи) на начальном этапе обучения

Цель:  Обсудить актуальные вопросы обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями и отсутствием речи в начале 2 класса, сфокусировавшись на социализации и овладении навыками самообслуживания.

Время проведения: 1,5-2 часа

Участники: Родители детей с ОВЗ, учитель начальных классов, логопед, психолог, социальный педагог.

Материалы:

* Презентация с основными тезисами

* Флипчарт или доска для записи

* Маркеры

Ход круглого стола:

I. Вступительное слово (5-7 минут)

* Приветствие участников

* Представление ведущего и приглашенных специалистов

* Краткое описание цели и структуры круглого стола

II. Выступление специалистов (20-25 минут)

1. Учитель начальных классов:

    * Особенности обучения детей с ОВЗ в начале 2 класса:

        * Методики преподавания, адаптированные к индивидуальным потребностям

        * Организация образовательного процесса: группы малой наполняемости, использование наглядных материалов, альтернативные способы оценки знаний.

2. Логопед:

    * Роль логопедической работы в развитии коммуникативных навыков у детей без речи:

        * Методы развития понимания речи, невербальной коммуникации, альтернативных способов общения (например, ПИКТОГРАММЫ)

3. Психолог:

    * Значение социализации для детей с ОВЗ:

        * Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми

        * Преодоление страхов и тревожности в социальной среде

4. Социальный педагог:

    * Возможности получения социальной поддержки:

        * Информация о ресурсных центрах, организациях помощи семьям с детьми-инвалидами

III. Дискуссия (40-50 минут)

* Вопросы к специалистам по теме обучения и развития детей

* Обмен опытом между родителями:

    * Что помогает детям в освоении навыков самообслуживания?

    * Какие трудности вы испытываете в процессе социализации ребенка?

    * Какие методы общения с ребенком оказались наиболее эффективными?

* Выработка рекомендаций по созданию благоприятной среды для обучения и развития детей с ОВЗ.

IV. Заключительная часть (10-15 минут)

* Подведение итогов дискуссии

* Формулирование основных выводов

* Благодарность участникам за активное участие

V. Дополнительные материалы:

* Раздаточный материал с полезными ссылками и контактами

* Опросник для родителей по оценке эффективности образовательного процесса

Важные моменты:

* Создать доброжелательную и доверительную атмосферу.

* Поощрять активное участие всех участников.

* Учитывать индивидуальные особенности детей.

* Фокусироваться на позитивных результатах и достижениях.

* Предоставить родителям возможность получить поддержку и поделиться опытом.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: