классный час

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedyakina_klassnyy_chas_ne_v_dengah_schaste.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся старших классов

Тема: «Не в деньгах счастье». Согласны ли вы с этим утверждением?

Цели:

  1. расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами;
  2. раскрыть сущность денег как нравственной категории;
  3. формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству;
  4. воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека;
  5. побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности. 

Оборудование: карточки, маркеры, листы формата А3

                                                        «Деньги - очень дурной господин,

                                               но весьма хороший слуга».

 Френсис Бэкон

                                                                  Деньги потерял - ничего не потерял,

                                                        время потерял - многое потерял,

                                                       здоровье потерял - все потерял.

Народная мудрость

Ход классного часа

План классного часа

  1. Организационный момент (осознание понятия «счастье», «деньги»)
  2. Работа в группах (оптимисты, скептики, эксперты)
  3. Эксперимент  (Можно ли за деньги купить счастье?).
  4. Коллективное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно – деньги!»
  1. Вхождение в тему.

Разделиться на три группы. Сегодня мы будем разбиваться на группы при помощи необычной считалки: шишки, желуди, орехи.

Учитель: посмотрите на тему. Какое слово является в ней ключевым? (счастье).

Конечно, мы все хотим быть счастливыми. У каждого свои ассоциации с этим понятием. Запишите его на вашем сердечке. Передайте талисман с пожеланием счастья, но не абстрактного, а конкретного, которое желаете себе самим.

Предварительный вывод: понятие счастья неоднозначно, его связывают с разными составляющими. Выделим три основных. Запишите их на кирпичиках, из которых мы будем строить лестницу счастья.  Ранжируйте их по значимости. Составьте лесенку счастья.

  1. А теперь обратимся ко второму понятию нашей темы: деньги. 

Может ли современное общество обойтись без денег. Слово каждой команде.

Вывод делает учитель: таким образом, деньги – необходимое явление в цивилизованном обществе, они не могут быть сами по себе добром или злом, это удобное, выработанное за многие века средство взаимодействие людей в обществе.

Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он искал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

  1. Давайте теперь свяжем эти понятия. Деньги и счастье

«Не в деньгах счастье». Кому принадлежат эти слова? (Пословица) То есть это народная мудрость, мнение народа.

Сейчас вам предстоит сыграть определенную роль: оптимисты, скептики, эксперты.

Задание: найти аргументы, чтобы подтвердить (оптимисты) или опровергнуть (скептики) данное высказывание.

Эксперты работают с другими русскими пословицами. Им необходимо закончить их и передать либо оптимистам, либо скептикам.

Пословицы: (собери пословицы)

• Захочешь добра (- посыпь серебра).

• С деньгами мил, (без денег постыл).

• Не хвались серебром, (хвались добром).

• И слова не скажи, (только грош покажи).

• Есть грош, (будет и рожь).

• Денежка не бог, (а бережет).

• Через золото (слезы льются).

• Без денег (сон крепче).

• Денежки в кармане – (друзья с нами).

• На деньги (друзей не купишь).

Вывод:

Деньги потерял - ничего не потерял,

время потерял - многое потерял,

здоровье потерял - все потерял.

Народная мудрость

  1. Эксперимент «Ярмарка счастья» (Можно ли за деньги купить счастье)

Учитель:  Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы называете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

– за деньги можно купить икону… (но не веру)

– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)

– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)

– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение).

  1. А могут ли деньги нести зло?

Притча

Три магрибских купца отправились в глубь Большой пустыни, ибо стало им известно, что далеко-далеко среди песков, куда не забредают караваны, есть Великое Сокровище, равного которому не видывали смертные.

Купцы шли сорок дней, страдая от зноя и усталости, и осталось у них всего по одному верблюду - остальные пали.

И вдруг они увидели большую гору. Приблизились к ней и не поверили своим глазам: вся гора состояла сплошь из серебряных слитков. Купцы принялись истово молиться.

Один купец сказал:

      - Аллах! Как я счастлив! Я благодарен Господу, что остался жив и могу вернуться домой с полными мешками и карманами серебра.

Второй купец ответил:

       - Да. Но это лишь только серебро... Хотя его и много... Но мне хотелось бы добраться до Великого Сокровища.

Купец 1. По мне - пусть лучше будет серебро, чем ничего. Я дальше не пойду.

Купец З. Не за этим я шел сорок дней по пустыне, чтобы теперь, набрав простого серебра, возвратиться назад. Я иду дальше.

Купец 1. Прощайте. Я возвращаюсь обратно. Мне и серебро - деньги.

Автор. Остальные шли еще сорок дней, от солнца их лица стали черными. А глаза красными. Впереди показалась еще одна гора - золотая.

Купец 2. Какое счастье! Золото! Так много золота! Я нашел его! Сейчас я наполню мешки золотом и отправлюсь в обратную дорогу. Теперь я стану самым богатым человеком в городе! (.Набивает мешки и обращается к третьему купцу.) А ты чего ждешь? Бери! Золота на всех хватит!

Купец 3. Нет! Не за тем я шел сюда, чтобы довольствоваться золотом. Да много ли золота увезешь на одном верблюде!

Купец 2. Хватит, чтобы стать таким же богатым, как и я.

Купец 3. Нет. Мне этого мало. Хочу найти гору с алмазами. Хочу стать самым богатым человеком на всей земле.

Купец 2. Ну, что ж, прощай. Пусть тебе повезет больше, чем мне.

Автор. Пошел купец дальше. Путь его продолжался еще сорок дней. Его последний верблюд упал и больше не встал. Но купец Упрямо шел вперед, чтобы увидеть алмазную гору.

Через некоторое время увидел купец впереди диковинную картину: стоит посреди пустыни согнутый в три погибели человек и держит на своих плечах трон, на котором восседает чудище с горящими глазами.

Согнутый человек. Как я рад тебе, о почтенный купец! Познакомься. Это демон алчности на моих плечах. Зовут его Мар- дуф. Теперь его на своих плечах будешь держать ты.

Купец 3. Но почему я? Я ведь пришел за алмазами!

Согнутый человек. Ты будешь держать его до тех пор, пока не придет сменить тебя такой же корыстный и жадный к деньгам человек, как мы с тобой.

Купец 1. А алмазы?

Согнутый человек. Я продержал Мардуфа на своих плечах тридцать лет и три года. Пришел сюда молодым и веселым. Ухожу старым и печальным. Моя семья распалась, я потерял здоровье. Зачем мне теперь алмазы?

Автор. Вот так и закончилась эта история. Только в пустыне почему-то появляется в последнее время не по три путешественника, а все больше и больше...

«Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Эту мысль высказал английский философ Френсис Бэкон около 400 лет назад.

«Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!» (Марк Твен)

\Составление правил обращения с деньгами. «Осторожно – деньги!»

1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

2. Зарабатывай честно.

3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5. Старайся не влезать в долги.

6. Не играй в лотереи, азартные игры.