Педагогический опыт

Кувшинова Елена Анатольевна

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

 

Тема инновационного педагогического опыта

«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность исследования. На современном этапе модернизации пе­дагогической системы России ведущей тенденцией государственной полити­ки является стандартизации образования. В связи с этим, назрела необходи­мость в осмыслении теории и практики внедрения всех его компонентов и национально-регионального компонента, в частности.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что национально- региональный компонент является недостаточно изученным педагогическим явлением, которое нуждается в тщательном общенаучном, педагогическом и дидактическом обосновании. Процесс его реализации в образовании является значимой педагогической проблемой, что объясняет научный интерес к дан­ной теме.

В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида расширению кругозора учащихся с нарушением интеллекта, развитию их любознательности способствует систематическое включение в содержание уроков математики заданий краеведческого характера, что исключает формализм в знаниях, помогает приблизить учебный материал к жизни ребенка, семьи, города, области, способствовало осуществлению межпредметных связей.

Систематическое включение в уроки математики таких заданий помогает отрабатывать математические навыки и умения у умственно отсталых учащихся, развивать мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность, а главное – формировать и поддерживать интерес к своей земле, ее истории, природе. Интересные сведения, факты дети воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце, а это, в свою очередь, помогает решать задачи как обучения, так и воспитания. 

Цель моей  работы  пробудить в ребенке с нарушением интеллекта любовь к родной земле, заложить важнейшие знания о регионе в котором он родился и растет.

Разнообразие форм Интересные сведения, факты дети с нарушением интеллекта воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце, а это, в свою очередь, помогает решать задачи как коррекционного обучения, так и воспитания. 

Предметом изучения в модели реализации национально-регионального компонента является культурно-историческое прошлое региона и народов, его заселяющих, в их конкретности и неповторимости.

Цели введения элементов регионально-национального компонента ориентированы:

•                     на овладение учащимися основ об историческом пути населения ре­гиона с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравст­венном опыте;

•                     развитие способности учащихся осмысливать факты, события и явле­ния национально-региональной истории и современности;

•                     умение применять полученные знания в процессе жизнедеятельности.

Задачи работы с учащимися по включению элементов национально

регионального компонента в уроки математики:

·                     расширять представления детей о традициях и обычаях мордовского народа, учить использовать полученные знания в жизни;

·                     закладывать основы знаний о своей республике, городе – с помощью математических сведений и фактов;

·                     совершенствовать самостоятельную математическую деятельность;

·                     формировать потребность совершенствовать свои знания, умения и навыки по математике;

·                     воспитывать интерес к предмету.

Для решения данных задач были выбраны следующие приоритеты:

1.                Включение в уроки математики элементов национально-регионального компонента способствует развитию у учащихся с нарушением интеллекта любознательности, чувства национальной гордости.

2.                В непосредственно образовательной деятельности с учащимися широко используются цифровые данные, касающиеся территории края, его рельефа, природы (рек, озер, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий, климата и т. д.), истории, экономики, населения, основные виды простых и составных задач с использованием краеведческого материала.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Регион - это самостоятельная пространст­венно-географическая, административно-территориальная, институциональ­но-политическая, экономическая, социально-культурная и демографическая единица. Исследования А.Ю. Белогурова, Г.Ж. Даутовой, О.М. Кривошапки- ной, Н.А. Садовского и др., показывают, что в настоящее время происходит интеграция регионов в федеральную систему посредством государственного образовательного стандарта и в то же время им предоставляется самостоя­тельность в образовательной, организационно-методической, научно- исследовательской, редакционно-издательской деятельности.

Анализ научных исследований по проблеме (Н.Ю. Бармин, Л.Ф. Гре- ханкина, Л.И. Гурье и др.) позволил определить объекты педагогической ре­гионализации. К ним относятся: учебно-образовательные компоненты обра­зования (цели, задачи, содержание, структура, формы и методы обучения и воспитания учащихся); образовательное пространство (социальная среда, природная среда, школьная образовательная культура); участники образова­тельной деятельности (учащиеся, их родители, учителя, организаторы школьного образования); система организации школьного образования.

Как показало изучение теории и практики, не менее значимыми задача­ми регионализации образования является обеспечение вариативности учеб­ных планов при дифференциации обучения (профилизации); обеспечение преемственности на различных ступенях образования; оптимизация и уни­фикация средств контроля и оценки качества результатов регионального об­разования; повышение уровня общего образования путем углубления и рас­ширения краеведческих знаний, умений и навыков школьников.

Теоретическая база опыта.

Термин «национально-региональный компонент образования» был вве­ден в обиход педагогической науки в 90-е годы прошлого века в комплексе с образовательными стандартами. Анализ научно-педагогической, учебно- методической литературы, документальных материалов по исследуемой про­блеме позволили выделить ряд направлений, по которым ве­дутся научно-теоретические и практические изыскания. Наиболее значимы­ми являются следующие:

1.                   Исследования, посвященные анализу государственной образователь­ной политики в контексте реализации национально-регионального компонента в образовании. А. С. Гаязов, Л. А. Ибрагимова, А.М. Касимова, М.Н. Кузьмин, К.И. Куликов, А.А. Миронов, Е. Муравьев, Н.М. Мухамеджанова, К.А. Пономарев, Р.Я. Рахматуллин, В.В. Туганаев, М.Н. Целищева и другие авторы рассматривают образование как сферу государственной политики России, стараются распределить акценты в государственном заказе общества к образовательной системе. Они выделяют приоритеты в национальной доктрине образования.

2.                   Работы, направленные на изучение специфики управления и органи­зации процессом внедрения национально-регионального компонента в регионах, (У.Ш. Атангулов, А.Т. Афа­насьев, Н. Власов, В.М. Ившина, А.А. Магометов, Т.Е. Никулина, С. Поля­ков, В.Б. Помелов и др.) поднимают вопросы, связанные с тем, каким обра­зом идет внедрение национально-регионального компонента в образование на местах, исследуют конкретные алгоритмы управления этим процессом.

3.                   Научные труды, посвященные анализу национально-регионального компонента в структуре содержания образования в целом. Исследованию данного направления посвящены труды таких авторов, как А.Ю. Белогуров, Л. Греханкина, А.В. Камкин, Е.И. Козленко, Г.В. Клокова, И.А. Кузьмин, А.С. Казаринов, А.А. Мирошниченко, Л.П. Сильвестрова, О.Ю. Стрелова, Ю.А. Фомин и др.

4.                   Исследования, в которых авторы рассматривают конкретные дидакти­ческие аспекты внедрения национально-регионального компонента в образование, в том числе уделяют внимание особенностям целеполагания, выбора задач, методов и средств его реализации. А.В. Белов, Е.Ф. Бехтева, В.И. Владимиров, В.Е. Вяземский, В.В. Дранишни- ков, К.Е. Зверева, Ф.Е. Кузнецова, Ю.М. Мышев, З.С. Сорокина, и др. предла­гают свои вариативные подходы к дидактическому оснащению учебно- воспитательного процесса по изучению национально-регионального компонента.

5.                   Труды ученых, которые исследуют проблемы общепедагогического, в первую очередь воспитательного воздействия национально-регионального компонента на формирование личности учащегося, его чувств, эмоций и поведения. (Г.А. Акинина, Н.В. Абакумова, Г. Батурин, П.Н. Ермаков, О.М. Жуйков, Г.В. Зверев, Ш.К. Исмайлов, Т. Кузь­мин, А.М. Нестеров, Г.С. Трофимова, В.Ю. Хотинец и др).

6.                   Проблемы внедрения национально-регионального компонента в регионах и муниципальных учебных учреждениях различных субъектов РФ изложены в работах таких авторов, как В. Абашев, А.А. Байсарова, М.Ц. Доржиев, Б.И. Каракулов, О.О. Кодес- ников, Н.В. Лукина, С. Михайлова, С.Л. Ульянова, Е. Чимитова, Т.А. Шук- лина и др. В них характеризуются конкретные учебно-методические про­граммы, разработанные спецкурсы, факультативы по национально-регионального компонента, рассматриваются положительные и негативные уроки, которые можно извлечь из реалий сего­дняшнего дня.

7. Работы авторов, которые исследуют влияние народной педагогики, этнопедагогики, этнопсихологии на развитие и реализацию национально-регионального компонента в образова­нии (В.М. Ванюшева, В.Е. Владыкина, М.В. Ившиной, Г.А. Никитиной, А.П. Петрова, Е.С. Поповой, А.А. Сусоколова, А.В. Тутолмина, Г.А. Ушако­ва, Л. С. Христолюбовой, П.К. Чернова, В. Л. Фефиловой, Г.К. Шкляева, Н.И. Шутовой, Р.И. Яшиной и др.).

Несмотря на различные подходы к механизму реализации и определе­нию роли и места национально-регионального компонента в образовании, исследователи разделают мнение о том, что национально-регионального компонента является обязательным компонентом отечественного образова­ния.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Систематическое включение в урок заданий краеведческого характера помогает отрабатывать математические навыки и умения у учащихся с нарушением интеллекта, развивать мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность, а главное – формировать и поддерживать интерес к своей земле, ее истории, природе. Интересные сведения, факты школьники воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце, а это, в свою очередь, помогает решать задачи как обучения, так и воспитания. 

На этой научно-педагогической и практической основе были выявлены ведущие требования к концептуальной модели реализации национально- регионального компонента в образовании. Она должна:

•                     отражать административно-территориальное, социально-экономичес­кое, этнонациональное, культурно-историческое, географико-демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;

•                     учитывать потребность региональной самоидентификации общества;

•                     отражать образовательные запросы населения;

•                     опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий;

•                     соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения;

•                     учитывать развитие межрегиональных и международных отношений как одно из условий определения национально-региональных приоритетов в области образования.

Работая над материалом с использованием национально-регионального  компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

·                    Систематичность

·                    Доступность

·                    Наглядность

·                    Разнообразность материала

·                    Связь материала в учебной и воспитательной работе

·                    Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Дети используют в основном интернет - ресурсы.  Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы. В процессе работы по использованию на уроках математики задач с краеведческим содержанием  можно дополнительно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни республики, перспективы развития. Я стараюсь привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о республики, городе, селе. Например, в нашей республике проживают - запишите числами: 443 737-русских, 333112-мордвы, 43992-татар; вся акватория нашей республики составляет- 21000 га, под болотами- 14500 га, наивысшая точка Мордовии- 324 м. и т.д.

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Анализ результативности.

Метапредметная интеграция с включением элементов национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории села, города; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что учащиеся с нарушением интеллекта охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала на уроках математики воспитывает в учениках патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Задача наших педагогов  видится в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить мордовскую культуру и исторические традиции «малой» Родины и при этом дать учащимся качественное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватным миру и себе. Развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способность формированию достойного человека. Применение опыта способствует положительной динамике учебных и творческих достижений учащихся.

Результатом включения в уроки математики национально-регионального компонента могу назвать следующее:

·                    Повышение качества знаний учащихся с нарушением интеллекта, развитие способностей каждого ученика;

·                   Формированию личностных качеств ученика, национального самосознания;

·                    Формирование умения организовать сбор информации и правильно её использовать на практике;

·                    Формирование у учащихся осознанной любви к своей «малой» родине.

  Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в окружающем социуме.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Анализ научно-теоретических трудов по проблеме помог выявить нега­тивные моменты, которые должны учитываться в ходе реализации элементов нацио­нального компонента в процесс обучения математики школьников с нарушением интеллекта. Суммарно они выражаются в следую­щих позициях: к негативным по действию механизмам относится этноцен­тризм, как склонность оценивать чужое, упрощая его, и отдавать предпочте­ние своему собственному; гиперкомпенсаторное внимание к национальным обычаям и традициям, к их соблюдению часто оказывается естественной психологической реакцией протеста против политики ассимиляции; обыден­ное национальное сознание является главной психологической основой на­циональных и этнических конфликтов; социальная общность с развитым на­циональным самосознанием, как правило, не поступается своими националь­ными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов других национальных групп и общностей или каких-либо государственных идей. По-прежнему сохраняются стереотипы догматизированного отечественного общественного сознания, ко­торому свойственны унитарные подходы в определении государственных, на­циональных и личностных приоритетов.

На этой научно-педагогической и практической основе были выявлены ведущие требования к модели включения элементов национально- регионального компонента в уроки математики. Она должна:

•                     отражать административно-территориальное, социально-экономичес­кое, этнонациональное, культурно-историческое, географико-демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;

•                     учитывать потребность региональной самоидентификации;

•                     отражать образовательные запросы;

•                     опираться на научный и методический потенциал региона;

•                     соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления патриотического потенциала подрастающего поколения;

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения математике помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает хорошее качество знаний.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по данной проблеме может использоваться учителями математики специальных (коррекционных) школ VIII вида, студентами коррекционных факультетов педагогических вузов, родителями учащихся  специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Возможность тиражирования:

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.

Опыт моей работы обобщен на муниципальном уровне, представлен на личном сайте: http://nsportal.ru/kuvshinova-ea

Конспект урока математики в 6 классе на тему: «Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/10/04/konspekt-uroka-matematiki-v-6-klasse-na-temu

Презентация к уроку  https://yadi.sk/i/cj7WfBD2jWbRr