Применение метода координат в работе с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью (НИ) на дефектологических занятиях
Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (например, положение шахматных фигур на доске определяется с помощью чисел и букв).
Целью использования метода координат в работе учителя-дефектолога с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью является развитие аналитико-синтетической деятельности и пространственного воображения.
Основными задачами применения метода являются:
Коррекционо-обучающие:
Сформировать представление о понятии система координат.
Познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации.
Познакомить с принципами кодирования информации.
Научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Показать основные приемы построения изображений в системе координат.
Расширить запас знаний детей об окружающей среде.
Развивать познавательную активность детей.
Коррекционно-развивающие:
Развивать наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить.
Научить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.
Развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах и в группе.
Воспитывать умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе парами и индивидуально.
класс | Содержание работы | Дидактические игры и упражнения | Примечание |
2 класс | Дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г. (определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки) | «Посели в домик» (по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Продукты», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые», «Одежда», «Обувь») | С учетом инд. способностей – возможно работа с 1 класса в инд. работе, мини подгруппами (2-3 чел.) |
3 класс | Дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г. (определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки, определение 3 признаков картинки и соотнесение ее с соответствующей таблицей – выбор из 2) Знакомство с системой координат | «Посели в домик» (добавляются лексические темы «Головные уборы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Детеныши домашних (диких) животных)», «Ягоды», «Рыбы») «Расшифруй слово», «Шапочки и кофточки», «Сходства и отличия», «Большой, средний, маленький», «Цвет и форма», «Цвет и количество» | Подгрупповая работа |
4 класс | Рисование в системе координат | «Треугольник» (3 координаты) «Домик» (5 координат) «Ёлочка» (11 координат) и т.п. |
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 2 г.Ангарска»
Знакомство с методом координат учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью на уроках коррекционно-развивающего обучения
Учитель-дефектолог
ГОКУ СКШ №2 г.Ангарска
Павлова Н.Н.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые социальные требования не только к результатам реализации основной образовательной программы, но и к системе школьного образования, в связи с чем необходимым условием является пересмотр методов и технологий, применяемых для формирования различных универсальных учебных действий обучаемых.
Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (например, положение шахматных фигур на доске определяется с помощью чисел и букв).
На сегодняшний день в адаптированной основной общеобразовательной программе ГОКУ «СКШ №2 г.Ангарска» не предусмотрено изучение школьниками с легкой умственной отсталостью темы «Система координат», но так как данный метод способствует решению многих коррекционно-развивающих задач, учитель-дефектолог на уроках коррекционно-развивающего обучения проводит дополнительную работу по данной теме.
Целью использования метода координат в работе учителя-дефектолога с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью является развитие аналитико-синтетической деятельности и пространственного воображения.
Коррекционо-обучающие:
Сформировать представление о понятии система координат.
Познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации.
Познакомить с принципами кодирования информации.
Научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Показать основные приемы построения изображений в системе координат.
Расширить запас знаний детей об окружающей среде.
Развивать познавательную активность детей.
Коррекционно-развивающие:
Развивать наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить.
Научить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.
Развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах и в группе.
Воспитывать умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе парами и индивидуально.
Этапы знакомства с методом координат
1 этап – дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г.:
- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки
- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки
2 этап – знакомство с системой координат:
- на предметных картинках с обратной стороны указаны «ряд» и «полка» или «подъезд» и «этаж», куда надо «положить», «поселить» картинку или нарисовать картинку по заданному «адресу»
- рисование в системе координат
- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки:
«Необычные адреса»
Каждая клеточка – «квартира» имеет свой адрес: он обозначен буквой и числом. буква показывает, в каком столбике – «подъезде» живёт картинка, а число – на какой строчке – «этаже». Клетка, где пересекутся строчка и столбик, и есть «квартира» картинки.
А | Б | В | |
1 | |||
2 | |||
3 |
«Рассели зверей по квартирам»
Цель: Продолжать учить работать с системой координат.
Доп.: - Посели бабочку в квартиру по адресу 2,3; паучка - 4,1; рыбку – 3,4; цыплёнка – 1,4; цветок - 3,2; солнышко – 4,4; грибок – 1,3; яблоко – 2,2; мяч – 3,3; ёлку - 4,2; машинку - 2,1.
3 | |||
2 | |||
1 | |||
1 | 2 | 3 |
«Логические таблицы»
«Расшифруй слова»
Цель: Развивать зрительное восприятие. Продолжать учить работать с системой координат.
- Расшифруй слова, пользуясь таблицей. Сначала определи номер подъезда, потом – этажа.
5 | р | л | и | с | в | |||
4 | е | д | ю | у | м | |||
3 | к | а | г | ь | ж | |||
2 | з | о | б | ф | ы | |||
1 | ш | т | я | н | п | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1,3 | 2,2 | 5,4 | 5,1 | 4,3 | 3,4 | 2,1 | 1,4 | 1,5 |
3,1 | 3,2 | 2,5 | 2,2 | 4,1 | 3,1 | |||
3,2 | 4,4 | 1,3 | 5,5 | 2,3 |
- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки:
«Шапочки и кофточки»
Жили-были на свете весёлые шарики. Один любил одежду белую, другой – синюю, третий – жёлтую, четвертый – зеленую. Когда шарики ходили друг к другу в гости, гость надевал шапочку того цвета, какой любил хозяин. Помоги шарикам одеться. Наверху нарисованы шарики-хозяева, сбоку – шарики-гости. В клеточках нужно разместить гостей.
«Сходства и отличия»
Цель: Формирование мышления школьников 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)) через работу с наглядными опорными схемами.
Задачи:
Развивать у детей наглядно-образное и элементы словесно – логического мышления.
Учить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.
Формировать умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек").
Учить детей устанавливать элементарные сходства и отличия сравниваемых категорий.
Формировать у детей навыки построения связного и целостного описательного рассказа.
Расширить запас знаний детей об окружающей среде.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать познавательную активность детей.
2 этап – знакомство с системой координат:
- (на предметных картинках с обратной стороны указаны «ряд» и «полка», куда надо «положить» овощ-картинку): «Отвезём урожай на склад (закрепление овощей)», «Зоопарк (закрепление диких животных)», «Ферма (закрепление домашних животных)»
- рисование в системе координат:
Рисование в системе координат «Ёлочка»
Цель: Продолжить знакомить с системой координат.
- начертите в тетради систему координат: ось У – 6 см, ось Х – 6 см. Пронумеруйте каждую клеточку на оси У, оси Х.
- Достаньте из «Волшебного мешочка» «билетик с адресом точки» и найдите точку в системе координат:
1 – 1,1 2 – 4,5 3 – 2,5 4 – 4,8 5 – 3,8 6 – 5,11 7 – 7,8 8 – 6,8 9 – 8,5 10 – 6,5 11 – 9,1
Данные дидактические игры и задания, основывающиеся на методе координат, способствуют формированию у учащихся с легкой умственной отсталостью представлений о понятии система координат, развитию наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления, познавательной активности детей, расширению запас знаний об окружающей среде. Данные дидактические игры и задания будут полезны учителям коррекционной школы на уроках математики, русского языка, чтения, естествознания.
ЛИТЕРАТУРА.
- Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4, т.5 Москва «Педагогика», 1984.
- М.Н. Перова, Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1989.
- В.В. Эк, Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1990.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.- М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2000.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя – дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 2 класса
с легкой умственной отсталостью (НИ)
Тема: «Овощи. Овощехранилище»
Цель: Продолжать учить детей работать с системой координат.
Задачи занятия:
Коррекционно-обучающие:
Повторить признаки осени.
Актуализировать в словаре названия овощей.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие пространственных представлений и ориентации
Развивать операции мышления анализ и синтеза, обобщение.
Развивать мелкую моторику при закрашивании.
Развивать конструктивный праксис, ориентировку на плоскости.
Коррекционно-воспитательная:
Побудить заинтересованность к учению, побудить к интеллектуальной активности.
Оборудование: карточки «Ассоциации», сюжетные картинки «Осень. Признаки», предметные картинки по теме «Овощи», цветные карандаши, карточки «Найти и раскрась», клей, наборы танграма, танграм «Домик, «Квадрат»»
Ход:
I. Вводная часть.
1.Разминка «Ассоциации» Цель: настроить на рабочую обстановку. Развитие операций мышления анализ и синтеза, обобщения.
- Подумайте, какая связь между словами в верхней строке. Составьте подобную пару к выделенному слову, выбрав одно из пяти слов, заключённых в скобки.
Школа – обучение Больница - (доктор, ученик, помещение, лечение, больной) | Птица – гнездо Человек - (люди, птенец, рабочий, зверь, дом) | Ухо – слушать Зубы – (видеть, лечить, рот, щека, жевать) |
Дерево - ветка Рука - (топор, перчатка, нога, работа, палец) | Яйцо – скорлупа Апельсин - (курица, огород, капуста, кожура, сок) | Собака – шерсть Карась – (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя) |
Дождь – зонтик Мороз - (палка, холод, сани, зима, шуба) | Ложка – каша Вилка – (масло, нож, тарелка, котлета, посуда) | Чай – сахар Суп – (вода, тарелка, крупа, соль, ложка) |
Рыба – сеть Муха - (комната, комар, паутина, жужжать, сачок) | Лошадь – жеребёнок Корова – (луг, рога, молоко, телёнок, бык) | Коньки – зима Лодка – (лёд, каток, весло, лето, река) |
II. Основная часть.
2.Актуализация знаний о признаках осени:
- Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете? (при назывании детьми признака картинка вывешивается на доску, в т.ч. - осенью собирают урожай)
- Где хранят урожай? (урожай с личных дач - в подвале, погребе, большой урожай на ферме - в овощехранилище)
«Овощ назови, картинку получи» Цель: Актуализировать в словаре названия овощей.
3. «Овощехранилище» Цель: Продолжать учить детей работать с системой координат.
- Мы собрали большой урожай овощей. На обратной стороне картинок с овощами написан адрес, где будет храниться этот овощ в овощехранилище (на предметных картинках указан «ряд» и «полка», куда надо «положить» овощ) – коллективная работа у доски.
|
4. «Найди и раскрась» Цель: Повторить названия овощей. Упражнять в закрашивании, не выходя за контур.
Наклеивание в тетрадь
III. Заключительная часть.
5. Танграм «Овощехранилище (Домик)» Цель: Развивать конструктивный праксис, ориентировку на плоскости.
2 подгр. – по инд.образцам.
1 подгр. – доп. задание – сложи квадрат из всех фигур.
Предварительный просмотр:
Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 4 класса
с легкой умственной отсталостью (НИ)
Тема: «Как животные к зиме готовятся»
Цель: Закреплять умение детей заполнять таблицы с помощью метода координат.
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
Развивать словесно-логическое мышление при отгадывании по описанию.
Актуализировать в словаре названия диких животных, их жилищ.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекционно – развивающие:
Развивать аналитико-синтетическую деятельность при чтении «запутанных» слов.
Упражнять в (отмечать пересечение столбца и строки).
Развивать зрительное восприятие при различении изображений в наложенных картинках.
Развивать произвольную память при опосредованном запоминании наглядного материала.
Развивать навык осмысленного чтения через восприятие информации о повадках животных.
Развивать мелкую моторику при закрашивании контуров.
Коррекционно – воспитательные:
Побудить заинтересованность к учению, побудить к интеллектуальной активности.
Оборудование: «Волшебный мешочек», предметные картинки «Дикие животные», карточки «Наложенные картинки», шифровка «Кто где живет», таблицы «Кто как к зиме готовится», клей-карандаш
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1.Разминка – дид. игра-цепочка «Назови дикое животное» (картинку на доску) Цель: Актуализировать названия диких животных.
2. Дидигра «Дикое животное найди» Цель: Цель: Развивать зрительное восприятие, операции мышления анализ и синтез. Настроить на рабочую обстановку.
- Прочитайте названия животных. Подчеркните только диких животных. Внимательно посмотрите на картинку – какого дикого животного нет на картинке, хотя его название написано? (ёж)
3.Дид.задание «Наборщик» Цель: Развивать зрительное восприятие, операции мышления анализ и синтез.
- Выпишите диких животных, названия которых найдете на карточке:
мед – яц - ведь – ка – бел – за – лк – бо – лк - бр – са – о - ли – лень – ка – мыш - во |
II. Основная часть.
4. Дид.игра «Отгадай по описанию» («Волшебный мешочек») Цель: Развивать словесно-логическое мышление при отгадывании по описанию.
Я шубку меняю с красивой рыжей на серенькую, чтобы меня среди деревьев видно не было. В дупло орехи и жёлуди запасаю, грибочки на веточках сушу. | Зимой найти добычу трудно. Но и я не замёзну – у меня шёрстка густая, рыжая, шубка тёплая. |
Мне надо норку утеплять, зёрнышки в кладовку собирать. Зимой проснусь, наемся, и холод мне не страшен. | Я летом и осенью жир подкожный запасаю – корешки да ягоды ем. Он-то мне и поможет перезимовать в берлоге. |
Я запасов на зиму не делаю. Нету у меня берлоги, не нужна мне и нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора. А чтобы от врагов спасаться, я шубку на белую меняю. | Я норку утепляю. Устилаю её листочками и веточками. Осенью много ем, чтобы накопить жир. А зимой в спячку впадаю, как медведь. |
Я тоже запасов не делаю. Меня ноги кормят. А на сытый желудок и мороз не страшен. | Когда жира много, то и в ледяной воде не холодно. Мы к зиме ремонтируем свои хатки, запасаем веточки. |
5. Шифровка «Кто где живет» Цель: Закрепить названия жилищ диких животных.
1 т | 2 к | 3 а | 4 р | 5 о | 6 у | 7 п | 8 л | 9 д | 10 в | 11 й | 12 г | 13 б | 14 е | 15 н | 16 х |
жилище | кто живет | |
9 6 7 8 5 | ||
8 5 12 5 10 5 | ||
13 14 4 8 5 12 3 | ||
15 5 4 3 | ||
16 3 1 2 3 | ||
12 3 11 15 5 | ||
15 5 4 2 3 |
6. Карточки «Наложенные картинки» Цель: Развивать зрительное восприятие.
- Выпишите в первый столбик таблицы животных, которых видите на картинке:
7. Заполнение таблицы «Кто как к зиме готовится» Цели: Закрепить знаний о том, как животные к зиме готовятся. Закрепление умения детей заполнять таблицу с помощью метода координат.
Делают запасы | Меняют окраску | Впадают в спячку | Готовят жилище | Линяют | Толстеют | |
III. Заключительная часть.
8. Доп.задание «Дупло» Цель:
- Закрась + - чёрным, - - оранжевым, без знаков – коричневым.














