Применение метода координат в работе с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью (НИ) на дефектологических занятиях

Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (например, положение шахматных фигур на доске определяется с помощью чисел и букв).

Целью использования метода координат в работе учителя-дефектолога с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью является развитие аналитико-синтетической деятельности и пространственного воображения.

Основными задачами применения метода являются:

Коррекционо-обучающие:

Сформировать представление о понятии система координат.

Познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации.

Познакомить с принципами кодирования информации.

Научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.

Показать основные приемы построения изображений в системе координат.

Расширить запас знаний детей об окружающей среде.

Развивать познавательную активность детей.

Коррекционно-развивающие:

Развивать наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить.

Научить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.

Развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах и в группе.

Воспитывать умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе парами и индивидуально.

класс

Содержание работы

Дидактические игры и упражнения

Примечание

2 класс

Дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г. (определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки)

«Посели в домик» (по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Продукты», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые», «Одежда», «Обувь»)

С учетом инд. способностей – возможно работа с 1 класса в инд. работе, мини подгруппами (2-3 чел.)

3 класс

Дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г. (определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки, определение 3 признаков картинки и соотнесение ее с соответствующей таблицей – выбор из 2)

Знакомство с системой координат

«Посели в домик» (добавляются лексические темы «Головные уборы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Детеныши домашних (диких) животных)», «Ягоды», «Рыбы»)

«Расшифруй слово», «Шапочки и кофточки», «Сходства и отличия», «Большой, средний, маленький», «Цвет и форма», «Цвет и количество»

Подгрупповая работа

4 класс

Рисование в системе координат

«Треугольник» (3 координаты)

«Домик» (5 координат)

«Ёлочка» (11 координат) и т.п.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 2 г.Ангарска»

 

  Знакомство с методом координат учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью на уроках коррекционно-развивающего обучения

Учитель-дефектолог

ГОКУ СКШ №2 г.Ангарска

Павлова Н.Н.

        Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые социальные требования не только к результатам реализации основной образовательной программы, но и к системе школьного образования, в связи с чем необходимым условием является пересмотр методов и технологий, применяемых для формирования различных универсальных учебных действий обучаемых.

Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (например, положение шахматных фигур на доске определяется с помощью чисел и букв).

На сегодняшний день в адаптированной основной общеобразовательной программе ГОКУ «СКШ №2 г.Ангарска» не предусмотрено изучение школьниками с легкой умственной отсталостью темы «Система координат», но так как данный метод способствует решению многих коррекционно-развивающих задач, учитель-дефектолог на уроках коррекционно-развивающего обучения проводит дополнительную работу по данной теме.

Целью использования метода координат в работе учителя-дефектолога с учащимися 2-4 классов с легкой умственной отсталостью является развитие аналитико-синтетической деятельности и пространственного воображения.

Коррекционо-обучающие:

Сформировать представление о понятии система координат.

Познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации.

Познакомить с принципами кодирования информации.

Научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.

Показать основные приемы построения изображений в системе координат.

Расширить запас знаний детей об окружающей среде.

Развивать познавательную активность детей.

Коррекционно-развивающие: 

Развивать наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления. 

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить.

Научить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.

Развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах и в группе.

Воспитывать умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе парами и индивидуально.

Этапы знакомства с методом координат

1 этап – дидактические игры и задания на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г.:

- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки

- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки

2 этап – знакомство с системой координат:

- на предметных картинках с обратной стороны указаны «ряд» и «полка» или «подъезд» и «этаж», куда надо «положить», «поселить» картинку или нарисовать картинку по заданному «адресу»  

- рисование в системе координат

- определение в таблице место картинки при пересечении столбца и строки:

«Необычные адреса»

Каждая клеточка – «квартира» имеет свой адрес: он обозначен буквой и числом. буква показывает, в каком столбике – «подъезде» живёт картинка, а число – на какой строчке – «этаже». Клетка, где пересекутся строчка и столбик, и есть «квартира» картинки.

А

Б

В

1

2

3

«Рассели зверей по квартирам»

 Цель: Продолжать учить работать с системой координат.

Доп.:  - Посели бабочку в квартиру по адресу 2,3; паучка  - 4,1; рыбку – 3,4; цыплёнка – 1,4; цветок  - 3,2; солнышко – 4,4; грибок – 1,3; яблоко – 2,2; мяч – 3,3; ёлку - 4,2; машинку - 2,1.

3

2

1

1

2

3

 

«Логические таблицы»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\МОЁ не трогать\творческая папка\Новая папка\Фото-0014.jpg         C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\МОЁ не трогать\Images\Фото-0121.jpg 

«Расшифруй слова»

 Цель: Развивать зрительное восприятие. Продолжать учить работать с системой координат.

- Расшифруй слова, пользуясь таблицей. Сначала определи номер подъезда, потом – этажа.

5

р

л

и

с

в

4

е

д

ю

у

м

3

к

а

г

ь

ж

2

з

о

б

ф

ы

1

ш

т

я

н

п

1

2

3

4

5

1,3

2,2

5,4

5,1

4,3

3,4

2,1

1,4

1,5

3,1

3,2

2,5

2,2

4,1

3,1

3,2

4,4

1,3

5,5

2,3

- определение 2 признаков картинки при пересечении столбца и строки:

«Шапочки и кофточки»

Жили-были на свете весёлые шарики. Один любил одежду белую, другой – синюю, третий – жёлтую, четвертый – зеленую. Когда шарики ходили друг к другу в гости, гость надевал шапочку того цвета, какой любил хозяин. Помоги шарикам одеться. Наверху нарисованы шарики-хозяева, сбоку – шарики-гости. В клеточках нужно разместить гостей.

«Сходства и отличия»

Цель: Формирование мышления школьников 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)) через работу с наглядными опорными схемами.

Задачи:         

Развивать у детей наглядно-образное и элементы словесно – логического  мышления. 

Учить детей определять в таблице место картинки при пересечении столбца и строки.

Формировать умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек").

Учить детей устанавливать элементарные сходства и отличия сравниваемых категорий.

Формировать у детей навыки построения связного и целостного описательного рассказа.

Расширить запас знаний детей об окружающей среде.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать познавательную активность детей.

                                                       

2 этап – знакомство с системой координат:

- (на предметных картинках  с обратной стороны указаны «ряд» и «полка», куда надо «положить» овощ-картинку): «Отвезём урожай на склад (закрепление овощей)», «Зоопарк (закрепление диких животных)», «Ферма (закрепление домашних животных)»

- рисование в системе координат:

Рисование в системе координат «Ёлочка»

Цель: Продолжить знакомить с системой координат.

- начертите в тетради систему координат: ось У – 6 см, ось Х – 6 см. Пронумеруйте каждую клеточку на оси У, оси Х.

- Достаньте из «Волшебного мешочка» «билетик с адресом точки» и найдите точку в системе координат:

1 – 1,1    2 – 4,5    3 – 2,5    4 – 4,8    5 – 3,8    6 – 5,11    7 – 7,8    8 – 6,8     9 – 8,5    10 – 6,5    11 – 9,1

         Данные дидактические игры и задания, основывающиеся на методе координат, способствуют формированию у учащихся с легкой умственной отсталостью представлений о понятии система координат, развитию наглядно-образного и элементы словесно – логического мышления, познавательной активности детей, расширению запас знаний об окружающей среде. Данные дидактические игры и задания будут полезны учителям коррекционной школы на уроках математики, русского языка, чтения, естествознания.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4, т.5 Москва «Педагогика», 1984.
  2. М.Н. Перова, Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1989.
  3. В.В. Эк, Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1990.
  4. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.- М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2000.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя – дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 2 класса

 с легкой умственной отсталостью (НИ)

Тема: «Овощи. Овощехранилище»    

Цель: Продолжать учить детей работать с системой координат.                                                                                                 

Задачи занятия:    

Коррекционно-обучающие:

Повторить признаки осени.

Актуализировать в словаре названия овощей.                                       
Формировать умение работать по словесной  инструкции, алгоритму.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие пространственных представлений и ориентации

Развивать операции мышления анализ и синтеза, обобщение.

Развивать мелкую моторику при закрашивании.

Развивать конструктивный праксис, ориентировку на плоскости.

Коррекционно-воспитательная:

Побудить заинтересованность к учению, побудить к интеллектуальной активности.  
Оборудование: карточки  «Ассоциации», сюжетные картинки «Осень. Признаки», предметные картинки по теме «Овощи», цветные карандаши, карточки «Найти и раскрась», клей, наборы танграма, танграм «Домик, «Квадрат»»

                                                                             Ход:
I. Вводная часть.

1.Разминка «Ассоциации» Цель: настроить на рабочую обстановку. Развитие операций мышления анализ и синтеза, обобщения.

- Подумайте, какая связь между словами в верхней строке. Составьте подобную пару к выделенному слову, выбрав одно из пяти слов, заключённых в скобки.

Школа – обучение

Больница -

(доктор, ученик, помещение, лечение, больной)

Птица – гнездо

Человек -

(люди, птенец, рабочий, зверь, дом)

Ухо – слушать

Зубы –

(видеть, лечить, рот, щека, жевать)

Дерево - ветка

Рука -

(топор, перчатка, нога, работа, палец)

Яйцо – скорлупа

Апельсин -

 (курица, огород, капуста, кожура, сок)

Собака – шерсть

Карась –

(овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)

Дождь – зонтик

Мороз -

(палка, холод, сани, зима, шуба)

Ложка – каша

Вилка –

(масло, нож, тарелка, котлета, посуда)

Чай – сахар

Суп –

(вода, тарелка, крупа, соль, ложка)

Рыба – сеть

Муха -

(комната, комар, паутина, жужжать, сачок)

Лошадь – жеребёнок

Корова –

(луг, рога, молоко, телёнок, бык)

Коньки – зима

Лодка –

(лёд, каток, весло, лето, река)

II. Основная часть.

2.Актуализация знаний о признаках осени:

- Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете? (при назывании детьми признака картинка вывешивается на доску, в т.ч. - осенью собирают урожай)

- Где хранят урожай? (урожай с личных дач - в подвале, погребе, большой урожай на ферме - в овощехранилище)

«Овощ назови, картинку получи» Цель: Актуализировать в словаре названия овощей.

3. «Овощехранилище» Цель: Продолжать учить детей работать с системой координат.   

-  Мы собрали большой урожай овощей. На обратной стороне картинок с овощами написан адрес, где будет храниться этот овощ в овощехранилище (на предметных картинках указан «ряд» и «полка», куда надо «положить» овощ) – коллективная работа у доски.

4

3

2

1

1

2

3

4

4. «Найди и раскрась» Цель: Повторить названия овощей. Упражнять в закрашивании, не выходя за контур.   


Наклеивание в тетрадь

III. Заключительная часть.

5. Танграм «Овощехранилище (Домик)» Цель: Развивать конструктивный праксис, ориентировку на плоскости.

 2 подгр. – по инд.образцам.

 1 подгр. – доп. задание – сложи квадрат из всех фигур.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1172/000c32e9-c586be67/hello_html_67937a67.gifhttp://ucthat-v-skole.ru/images/izobragenia-statei/tangram.gif



                 



Предварительный просмотр:

Конспект урока коррекционно-развивающего обучения для учащихся 4 класса

 с легкой умственной отсталостью (НИ)

Тема: «Как животные к зиме готовятся»

Цель: Закреплять умение детей заполнять таблицы с помощью метода координат.

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

Развивать словесно-логическое мышление при отгадывании по описанию.

Актуализировать в словаре названия диких животных, их жилищ.                                       
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Коррекционно – развивающие:

Развивать аналитико-синтетическую деятельность при чтении «запутанных» слов.

Упражнять в (отмечать пересечение столбца и строки).

Развивать зрительное восприятие при различении изображений в наложенных картинках.

Развивать произвольную память при опосредованном запоминании наглядного материала.

Развивать навык осмысленного чтения через восприятие информации о повадках животных.

Развивать мелкую моторику при закрашивании контуров.

Коррекционно – воспитательные:

Побудить заинтересованность к учению, побудить к интеллектуальной активности.
Оборудование: «Волшебный мешочек», предметные картинки «Дикие животные», карточки «Наложенные картинки», шифровка «Кто где живет», таблицы «Кто как к зиме готовится», клей-карандаш

                                                                              Ход занятия:
I. Вводная часть.

1.Разминка – дид. игра-цепочка «Назови дикое животное» (картинку на доску) Цель: Актуализировать названия диких животных.

2. Дидигра «Дикое животное найди» Цель: Цель: Развивать зрительное восприятие, операции мышления анализ и синтез. Настроить на рабочую обстановку.

- Прочитайте названия животных. Подчеркните только диких животных. Внимательно посмотрите на картинку – какого дикого животного нет на картинке, хотя его название написано? (ёж)

3.Дид.задание «Наборщик» Цель: Развивать зрительное восприятие, операции мышления анализ и синтез.

- Выпишите диких животных, названия которых найдете на карточке:

мед – яц - ведь – ка – бел – за – лк – бо

– лк - бр – са – о - ли – лень – ка – мыш - во

II. Основная часть.

4. Дид.игра «Отгадай по описанию» («Волшебный мешочек») Цель: Развивать словесно-логическое мышление при отгадывании по описанию.

Я шубку меняю с красивой рыжей на серенькую, чтобы меня среди деревьев видно не было. В дупло орехи и жёлуди запасаю, грибочки на веточках сушу.

Зимой найти добычу трудно. Но и я не замёзну – у меня шёрстка густая, рыжая, шубка тёплая.

Мне надо норку утеплять, зёрнышки в кладовку собирать. Зимой проснусь, наемся, и холод мне не страшен.

Я летом и осенью жир подкожный запасаю – корешки да ягоды ем. Он-то мне и поможет перезимовать в берлоге.

Я запасов на зиму не делаю. Нету у меня берлоги, не нужна мне и нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора. А чтобы от врагов спасаться, я шубку на белую меняю.

Я норку утепляю. Устилаю её листочками и веточками. Осенью много ем, чтобы накопить жир. А зимой в спячку впадаю, как медведь.

Я тоже запасов не делаю. Меня ноги кормят. А на сытый желудок и мороз не страшен.

Когда жира много, то и в ледяной воде не холодно. Мы к зиме ремонтируем свои хатки, запасаем веточки.

5. Шифровка «Кто где живет» Цель: Закрепить названия жилищ диких животных.

1

т

2

к

3

а

4

р

5

о

6

у

7

п

8

л

9

д

10 в

11 й

12 г

13 б

14 е

15 н

16 х

жилище

кто живет

9 6 7 8 5

8 5 12 5 10 5

13 14 4 8 5 12 3

15 5 4 3

16 3 1 2 3

12 3 11 15 5

15 5 4 2 3

6.  Карточки «Наложенные картинки» Цель: Развивать зрительное восприятие.

- Выпишите в первый столбик таблицы животных, которых видите на картинке:

7. Заполнение таблицы «Кто как к зиме готовится» Цели: Закрепить знаний о том, как животные к зиме готовятся. Закрепление умения детей заполнять таблицу с помощью метода координат.

Делают запасы

Меняют окраску

Впадают в спячку

Готовят жилище

Линяют

Толстеют

III. Заключительная часть.

8. Доп.задание «Дупло» Цель:

- Закрась + - чёрным, -  - оранжевым, без знаков – коричневым.