ПРОЕКТ на тему: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».

Кириллова Светлана Николаевна

 

 

ПРОЕКТ на тему:

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».

 

 

 

 

 

 

                                                                             Подготовила и                                                      провела:

  педагог-психолог

                                                                                                             Кириллова С.Н.

 

 

 

 

 

 

1.Тема проекта:

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».

2.Актуальность проекта:

Наступает новый период в жизни - ребенок идет в детский сад. Степень адаптации детей к новым условиям определяет их психическое и физическое здоровье. Ребенок попадает в новую для него среду – чужие взрослые, сверстники, помещения, игрушки, соответствие другим правилам. Конечно, для детей раннего и младшего возраста – это эмоциональный и информационный стресс. Дети могут воспринимать такие изменения как отчуждение, лишение родительской заботы, защиты и любви.  Именно в этот период особенно важно, чтобы переход к новым условиям проходил органично и не травмировал детскую психику.

 

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

 

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (с 2 лет)

- организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.

 

В МБДОУ №6 комбинированного вида функционирует 13 групп, одна группа раннего возраста, четыре группы для детей 3-4 лет, поэтому вопрос адаптации к ДОУ для нас особенно актуален.

 

3.Цели и задачи проекта:

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи проекта:

 1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Оказать педагогическую и психологическую помощь родителям.

3. Реализовать модель социального партнерства детского сада с родителями.

 

4.Сроки реализации проекта: май– декабрь

 

4.Условия и ресурсы реализации проекта:

Администрация ДОУ предоставляет специально подготовленное помещение для организации и проведения мероприятий с участниками проекта, обеспечивает наполняемость предметно-развивающего пространства, подбирает педагогические кадры.

5. Участники проекта:

  • дети
  • воспитатели группы
  • родители
  • педагог-психолог
  • ст. медицинская сестра

 

6.Основное содержание.

Этапы реализации проекта:

 

1.Подготовительный этап.

Май-август

Планируемые мероприятия.

Ответственные

1.Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов по теме адаптации детей к условиям детского сада.

 

педагог-психолог,

воспитатели,

 

2.Составление  перспективного плана мероприятий .

педагог-психолог,

воспитатели

3. Разработка конспектов адаптационных занятий с дошкольниками;                      

педагог-психолог,

 

4. Составление плана работы с родителями;

 

педагог-психолог,

Зам.зав. по ВР

5. Пополнение предметно-развивающей среды в группах;

Воспитатели,

педагог-психолог

6. Разработка анкет для родителей;

 

Педагог-психолог

11.Основной этап.

Сентябрь - ноябрь

1.Подготовка рекомендаций родителям (папки-передвижки) по вопросам адаптационного периода детей;

педагог-психолог,

воспитатели

2. Выступление на родительском собрании на тему» Адаптация детей к условиям детскоо сада. Рекомендации.»

Педагог-психолог

3. Проведение игровых сеансов с детьми по программе «Здравствуй, детский сад».

Педагог-психолог

4.Проведение индивидуальных  консультации для родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду ( по запросу).

педагог-психолог,

Зам. По ВР

5.Анкетирование родителей.

воспитатели

педагог-психолог,

111.Заключительный этап.

декабрь

1.Анализ проведенной работы.

2.Мониторинг уровня адаптации детей к условиям ДОУ.

3. Презентация проекта для педагогов и родителей.

4. Публикация проекта на интернет-сайте детского сада.

 

педагог-психолог,

Зам.зав. по ВР,

воспитатели

   

 

Формы работы:

 

Формы работы с родителями

 

 

Формы работы с педагогами

 

Консультации.

Цель – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

 

 

Консультации.

Цель – ознакомить педагогов с практическими рекомендациями по проведению игровых упражнений в адаптационный период.

 

Подбор психолого-методической литературы по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ.

 

Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми, выработка рекомендаций по учету индивидуальных особенностей дошкольников.

 

 

План работы с родителями.

Месяц

Содержание

Ответственный

май

Проведение общего родительского собрания для вновь прибывших детей. Экскурсия по ДОУ.

Консультация по вопросам адаптации детей к ДОУ.

Анкетирование родителей.

Заведующий

Зам.зав. по ВР

Педагог-психолог

Воспитатели

Стендовые консультации в группах на тему:

  • «Как подготовить ребенка к детскому саду?»

Педагог-психолог

 

 

август

 

Консультация на тему: «Адаптация детей к детскому саду»

Педагог-психолог

Встреча – знакомство детей с воспитателями групп на участке

детского сада.

Воспитатели

сентябрь

Адаптационный период в ДОУ.

Зам.зав. по ВР

Педагог-психолог

воспитатели

 

Стендовые консультации на тему:

  • «Психологические особенности детей 2-3 лет».
  • «Психологические особенности детей 3-4 лет».
  • «Игры по дороге в детский сад"
  • «Соблюдение режима дня дома»

Педагог-психолог

 

 

 

 

Ст. медсестра

     октябрь

Беседа на тему: «Профилактика простудных заболеваний»

Ст. медсестра

Консультация на тему: «Поговорим о закаливании…»

Ст. медсестра

Воспитатель

Стендовая информация на тему: «Система оздоровления в ДОУ»

Ст. медсестра

Воспитатель

Консультация  на тему:

 « Как играть с ребенком?»

Воспитатель

Педагог-психолог

Стендовая информация на тему:

  • «Почитай мне, мама!»
  • «Игры по дороге в детский сад»

Воспитатель

ноябрь

Медико-психолого-педагогическое совещание на тему: « Результаты адаптационного периода. Подведение итогов работы.

Заведующий

Зам.зав. по ВР

Педагог-психолог

Воспитатели

7.Ожидаемые результаты проекта:

В проекте принимали участие дети группы раннего возраста и младших групп (возраст воспитанников составляет 2-4 года), родители, воспитатели, администрация.

  • создание и реализация системы мероприятий взаимодействия педагогического коллектива, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ;
  •  сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям учреждения;
  • снижение заболеваемости детей;
  • повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей ;
  • становление партнерских, доверительных отношений между учреждением и семьями воспитанников;
  • создание открытой системы взаимодействия образовательного процесса в ДОУ.

 

 

 

 

 

8.Заключение.

                                   Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что оказало положительное влияние на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую). У детей повысился интерес и желание играть, возросла речевая активность, что положительно повлияло на формирование самостоятельной игровой деятельности детей.  

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к условиям детского сада происходила без осложнений; эмоциональное напряжение детей снизилось, а также использование на занятиях и в повседневной деятельности минуток «тишины», упражнений на снятие психомышечного напряжения, элементов релаксации помогут снизить тревожность у детей к новой среде, развить коммуникативные способности.

 

9.Обзор литературы по рассматриваемой проблеме:

1Лапина И.В.Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград,2010 .

2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Ярославль,2000.

3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2015.

4.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.  СПб. Феникс,2005г.
5.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2016.

7. Аверина И.Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва 2015.