Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Свищева Инна Алексеевна

Презентация к игре-викторине "Люблю тебя, моя Россия!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx27.61 КБ
Файл viktorina_1.docx25.6 КБ
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx21.63 КБ
Файл den_pravoslavnoy_knigi.docx28.53 КБ
Файл klassnyy_chas.docx19.14 КБ
Файл igra.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Цели собрания:

  1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты учащихся.
  2. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека.
  3. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, рисунок дерева, облака, лучики.

Родители рассаживаются по группам по 5 человек.

Ход собрания

I. Введение в тему собрания.

Классный руководитель читает стихи:

Все начинается с семьи…

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Все начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Все начинается с семьи…

Вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения – один из самых важных в нашем обществе. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. К.Д. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений.

Л.Н. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.

Формирование нравственных категорий осуществляется по трем направлениям. Во-первых, у ребенка надо воспитать желание приносить добро. Во-вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребенка, проявлять к нему самому сочувствие и сердечность. В-третьих, необходимо дать ребенку знания о моральных нормах, правилах, идеалах.

Хочется предостеречь вас: излишняя необдуманная строгость родителей приводит к тому, что послушание, смиренность ребенка становятся показными. Вспомните ошибки, которые вы иногда допускаете в воспитании своих детей.

Запишите их на облачках.

II. Работа в группах. Ошибки в воспитании детей.

(По истечении времени представитель группы докладывает о работе, прикрепляет облачко к доске.)

Обсуждение общих ошибок.

Современные психологии выделили 10 основных ошибок в воспитании:

  1. Обещание больше любить
  2. Слишком мало ласки.

«Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребенка»

  1. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»
  2. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
  3. Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
  4. Навязанная роль.
  5. «Больше денег – лучше воспитание».
  6. Наполеоновские планы:  «Мой ребенок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами. Я не позволю ему упустить свой шанс».
  7. Наше настроение. «Можно или нет? Все зависит от настроения».
  8.  Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».

III. Знакомство с результатами диагностического исследования по самооценке уровня сформированности  у детей нравственных качеств.

Предлагаю вам оценить своих детей по нескольким критериям и сравнить свои выводы с их самооценкой.

Доброта

Честность

Вежливость

Трудолюбие

Скромность

Сводная таблица

ФИ

Доброта

Честность

Вежливость

Трудолюбие

Скромность

Средний

балл

IV. Достоинства нашего воспитания.

Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Подумайте, обсудите в группе и запишите на лучах солнышка, которые лежат у вас на столах ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребёнка, зная как это важно для него?»

Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске прикреплено общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. ( Представители групп прикрепляют магнитами свои лучи)

V. Работа со словом «семья».

Под вашим тёплым солнышком, с иногда набегающими облачками растёт дерево «Семья».

А что для вас означает это слово? Подберите 10 существительных, которые у вас ассоциируются со словом «семья». Группы по цепочке приводят свои слова.

Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости, дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье?

VI. Работа с понятием «ценности».

Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? Самоотверженность и трудолюбие? А что вы вкладываете в понятие «ценности»?  ( Идёт работа в группах, родители записывают на листочках из бумаги свои мысли, прикрепляют их к дереву на доске.)

VII. Работа с басней Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Давайте вспомним одну поучительную басню о том, как молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему обедать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки, купили ему деревянную миску и ложку, из которой  он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался  мастерить что-то из деревянной чурки. На вопрос родителей, о том, что он мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё есть, когда состарятся.

О чём эта басня?

Ребёнок чрезвычайно податлив и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок в семье учится рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.

VIII. Подведение итогов родительского собрания.

Давайте подведём итоги собрания.

Учитель организует обмен мнениями.

– Что нового вы узнали на собрании?

– В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?

– Чей опыт был вам полезен?

– Над чем вы задумались?

– Что хотели бы исправить в вашей семье?

Уважаемые родители! Именно от наших поступков будет зависеть, каким вырастет деревце, которое мы посадили сегодня с вами. Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые, они стали мотивами его поведения. В этом и состоит основная цель нравственного воспитания.

Литература

1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для родителей. М., Просвещение, 2012г.

2. Родительские собрания. Автор-составитель И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2008г. – 224с.

3. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. М.: Просвещение, 2013г. – 224с.

4. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М. 1987г.

5. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/

6. Леви В.Л. Как воспитывать родителей. М. 2000г.



Предварительный просмотр:

 «НАША РОДИНА – РОССИЯ»

(ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к истории Родины.

Задачи:

– расширение представления детей о национальных праздниках, традициях;

– воспитание любви и уважения к русским национальным героям;

– демонстрация детям значения сплоченности в жизни в жизни каждой семьи и целого народа.

Оборудование: плакаты с надписями « «Слава нашей стороне! Слава русской старине!», картины с изображением русской природы, мультимедийный пректор, презентация, разноцветные звезды.

В игре принимают участие 2 команды по 6 учащихся класса. На столах таблички с фамилиями участников, карточки с цифрами 1,2,3, альбомные листы, краски.

На фоне мелодии учитель читает стихотворение «ЧУВСТВО РОДИНЫ»  Владимира Фирсова:

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои.

Вырастают звезды над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия,

Радость

Или горькая нужда!

Все проходит.

Остается — Родина,

То, что не изменит никогда.

С ней живут,

Любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою

Торжествует радуга,

Над бедою

Торжествует жизнь!

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог,

Все стареет.

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звездного крыла.

А взгляни — все то же небо синее

И над Волгой та же тень орла.

Те же травы к солнцу поднимаются,

Так же розов неотцветший сад,

Так же любят, и с любовью маются,

И страдают, как века назад.

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но святей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Медленно

История листается.

Все пройдет, а Родина —

Останется.

–  Дорогие ребята! Мы собрались вместе   накануне Дня народного единства, чтобы поговорить о нашей любимой Родине, посоревноваться в знании истории России.

Выходят дети в русских народных костюмах.

1 ученик: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры-молодцы - могучие  богатыри русские и девицы-красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить,  дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство наше называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

2 ученик: В конце XI века появилось новое имя у Русского государства – Россия. Она впервые встречается в летописях, составленных при Царе Иване III. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля».

3 ученик:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом.

Слава им, бойцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

4 ученик:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

5 ученик: Наша Родина – Россия- огромная великая страна.

Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные – это наша страна, наша Родина.

Дети поют песню о России «Все, что сердцу дорого»

Учитель: Приглашаются участники. Дорогие дети, желаю вам интересной игры.

(За правильные ответы командам вручаются яркие красочные звезды).

1 тур «Сказка ложь да в ней намек»

Выберите верные варианты ответов.

1. Русские народные сказки:

а) «Маша и медведь»;

б) «Снегурочка»;

в) «Красная Шапочка».

2. Настоящее имя Царевны-лягушки:

а) Василиса Премудрая;

б) Василиса Прекрасная;

в) Марья – царевна.

3. Назовите сказки А.С. Пушкина:

а) «Сказка о царе Салтане»;

б) «Дюймовочка»;

в) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2 тур «Щи да каша – пища наша»

1. Что в старину «вторым хлебом» называли:

а) свекла;

б) репа;

в) капуста.

2. Блюда русской кухни:

а) щи;

б) манты;

в) блины.

3. Сколько видов каш знали русские крестьяне в 17 веке:

а) не менее 10;

б) более 20;

в) более 50.

3 тур «Из истории Отечества»

1. Столица первого русского государства:

а) Москва;

б) Петербург;

в) Киев.

2. Древнерусские государства:

а) собор;

б) мечеть;

в) кремль. 

3. Какое дерево издавна считают символом России:

а) дуб;

б) береза;

в) каштан.

Девочки исполняют танец «Во поле береза стояла».

4 тур «Народные традиции»

1. Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»?

а) Троица;

б) Пасха;

в) Масленица.

2. Когда на деревне в старину устраивались колядки:

а) на Иванов день;

б) на Рождество;

в) на Пасху.

3. Как назывался в народе последний день сырной недели:

а) заигрыш;

б) золовкины посиделки;

в) прощеный день.

5 тур «Гордость русской земли»

1. Русские композиторы, прославившие Россию:

а) Глинка;

б) Чайковский;

в) Григ.

2. Полководцы Великой Отечественной войны:

а) Г. Жуков;

б) А. Суворов;

в) К. Рокоссовский.

3. Основатель российского флота:

а) Багратион;

б) Петр I;

в) Николай II.

Учитель: А теперь проведем игру с болельщиками. Назовите пословицы о Родине.

(– Всякому мила родная сторона.

– На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– Дома и стены помогают.

– Родина – мать, чужая сторона – мачеха.

– Кто с мечом к нам придет, тот и от меча погибнет.

– Человек без Родины, что соловей без песни.

– За Родину – мать  не страшно умирать.

– Родной куст и зайцу дорог.

– За морем теплее, а у нас светлее.

– Мала птица, а и та свое гнездо бережет.

– На чужой стороне Родина милее вдвойне.)

6 тур «Творческое задание»

На листе ватмана изобразить русский пейзаж. Работа сопровождается песней Соловьева «Моя Россия».

Учитель: Наша игра подошла к концу. Подсчитайте ваши звезды. Вы, ребята, успешно справились с заданиями и оказались замечательными знатоками русской старины. Посмотрите, какой салют получился у нас из ваших звезд. Он в честь России. Сегодня мы заглянули лишь в крошечный уголок истории нашей страны, а сколько всего нового и интересного вам еще предстоит узнать. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

Литература

1. О.Е.Жиренко «Внеклассные мероприятия» М.:ВАКО, 2007г. -272с.

2. С.А.Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе» М.,1997г.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: М.М. Зощенко «Елка».  И грустно, и смешно.

Цель урока: создать условия для анализа художественного текста , посредством которого выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко  создает комическое в рассказе «Елка»

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом, определять главную мысль текста.

Метапредметные:

• Регулятивные: формулировать и сохранять учебную  задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

• Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию.

• Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать  правила  взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные: осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными, создавать мотивацию к творческому труду.

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка задач урока

Творческое задание «Чувство слова» на ассоциативность мышления.

Ребята, перед вами елка. Напишите на ней, какие образы, чувства, настроения возникают у вас, когда вы слышите слово «ёлка».

Слово одно, а представления оно вызывает разные. (А у меня возникают воспоминания детства, ощущение ожидания чуда…) Я очень рада, что у некоторых из вас это слово ассоциируется с автором рассказа, который вы прочитали.

- Вам понравился рассказ  «Елка»? Я тоже очень люблю произведения этого автора.

- А почему рассказ так  называется?

- Назовите главных героев произведения.

(Мы вновь встретились  с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей.)

- Что вы о них знаете?

- Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой? А ещё эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

Я  думаю,  что  вы  помните  также,  что  из  мальчика  Миньки  впоследствии вышел замечательный писатель… (Михаил Михайлович Зощенко), а  события  и  приключения,  которые  случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлёк урок. У М. Зощенко была трудная судьба. И только благодаря чувству юмора, веселому нраву, оптимизму он пережил все неприятности и подарил миру произведения,  от прочтения которых у людей появляются на лицах улыбки. Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты.

- Как вы думаете, ребята, праздник для детей  получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

- В чем грусть? Что смешного?

- Сформулируйте тему урока.

Тема: М.М. Зощенко «Елка».  «И грустно, и смешно».

А вот определить задачи урока вам поможет карточка на вашем столе. Выберите те задачи,  которые подойдут к нашему сегодняшнему уроку:

Продолжить работу над произведением

Развивать орфографическую зоркость

Определить главную мысль произведения

Учиться анализировать поступки героев

Совершенствовать вычислительные навыки

Находить грустное и смешное в рассказе

Открыть  секрет создания смешного

III. Словарно-лексическая работа

- Вам встретились  незнакомые слова, давайте разберём их значение.

Золотушный ребенок – больной ребенок

Длинновязая – высокая

Пастилка -  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемониться -  проявлять излишнюю мягкость, стеснение

IV. Работа по теме урока

Мы выяснили, что  весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

- А вот как автору из грустной истории удалось создать веселый рассказ мы с вами и попробуем  выяснить. ( Проблемная ситуация)

      Давайте дадим характеристику Леле и Миньке, заполнив для этого таблицу. (Работа в парах)

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

Отвечают по очереди. Остальные сигналят карточками.

Оцените выполнение своей работы.

Открытие и осмысление нового.

- Здесь и хранится секрет создания смешного.  Как вы думаете, в чем он?

 Слова с противоположным значением поставили друг против друга – это и создает смешной комический эффект. Это выглядит забавно. И этот секрет получил название … (противопоставление).

Его используют при создании смешного образа художники, мультипликаторы, юмористы, писатели (цвет, размер, форма).

V. Выяснение главного смысла рассказа

– Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

– В каких словах отражен главный смысл рассказа?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

У вас на столах пословицы. Составьте их. ( Дети в парах составляют пословицы)

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.
  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

- Почему не нужен клад, если в семье дружно?

- Как вы понимаете 2 пословицу?

- Почему надо учить детей пока они маленькие?

Какая из этих пословиц больше всех подходит к рассказу?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Рефлексия

- Продолжите предложение:

Урок заставил задуматься…

Самооценивание

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий шар, если вы были внимательными – желтый, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Вы,  действительно,  активные, внимательные, артистичные.

VII. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

VIII. Домашнее задание  (по выбору)

Красный домик - чтение по ролям.

Желтый домик  – прочитать текст, найти поговорку, которую произнесла одна из мам, объяснить её смысл. Подобрать ещё 2-3 поговорки, подходящие по смыслу.

Зеленый домик – творческий пересказ от лица мамы или папы.



Предварительный просмотр:

И.А. Свищева

Устный журнал  «История книги на Руси»

   Цели. 1. Познакомить учащихся историей книгопечатания  на Руси.

              2. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

              3. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

     Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, рисунки учащихся, выставка книг «Живоносный источник»

     На доске эпиграф: "История ума представляет две главные эпохи:  изобретение букв и типографии".

                                                                                                                      Н.М.Карамзин

Ход классного часа

    Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня, 14 марта, в нашей стране отмечается праздник – День православной книги. Этот праздник, ставший ежегодным, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Патриарха Кирилла. Он приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется           1 марта (по ст. стилю) 1564 года.  И сегодня мы с вами вместе будем листать страницы устного журнала «История книги на Руси». И первая страничка называется «Берестяные грамоты»

   Ученик 1. Многие древнерусские письма и документы в XI — XV веках... процарапывались на березовой коре (бересте). Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде в 1951 году археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского (1902 — 1978).

    Ученик 2. Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – "писалом" – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

   Ученик 3. О чем же писали наши предки в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой... ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать.  По-детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

     Ученик 4. Записи Онфима – бесценное сокровище, ведь почти ничего не известно о школьном образовании средневековой Руси. Знаем мы только, что Ярослав Мудрый в XI в. предпринял первую попытку создать школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте.   За 1951 — 1981 годы найдено около 600 грамот — в основном в Новгороде, несколько — в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске

    Учитель:  Следующая страничка нашего устного журнала – «Рукописные книги»

    Ученик 5. Рукописная книга – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.  Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства. Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.

     Ученик 6.  Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века.   Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира.                "Остромирово Евангелие" не просто древнейшая русская книга. Это истинный шедевр книжного искусства: написана на отличном пергамене (294 листа) . Текст  предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: "Евангелие от Иоанна. Глава А».  

     Ученик 1. Древнерусские рукописные книги обычно больших размеров. "Остромирово Евангелие", например, – 35x30 см. Такие книги не ставили на полку, а клали плашмя.  

      Дьякон Григорий писал "Остромирово Евангелие" шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день. Долгое время книга эта хранилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде – древнейшем книжном собрании, основанном Ярославом Мудрым.  Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

 Ученик 2. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.  Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист». Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – переписчиков книг за работой.

Ученик 3.  Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки.  Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи  ягнят и телят. Её очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.

     Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Сшитые тетради собирали в книгу.  В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!  По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля.  В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Ученик 4. Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца.  Рукописи большого формата писали в два столбца. В каждом столбце по 18 строк. Так написано и Остромирово Евангелие.

    Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.  Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь.

     Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки.  Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.  

 Ученик 5. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет.

    Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.

Ученик 6. Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.

   Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.  Такие металлические переплёты называют окладами

   Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела

     Ученик 7.

Искусно  предки  книги  украшали

Камнями,  позолотой  и  эмалью.

И  словно  драгоценные  венцы,

Евангелия  старинные  сияли.

В обителях.  Послушники-писцы

Старательно  умелою  рукой

Строку  вели  усердно  за  строкой.

Письма  славянского  узорчатая  вязь

Орнаментом  цветочным  оплелась.

А  силуэты лесных  зверей  и  птиц

Цветами,  травами  и  стеблями  вились.

Ученик 8. Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

     Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный.

     Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами — от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску. Делали миниатюры особые мастера — художники-миниатюристы

    В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия). Отсутствие в рукописи изображения евангелиста Матфея до сих пор остается исторической загадкой.

Ученик 1. Среди рукописных книг было много летописей.

Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщений о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях.  Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244)  не бысть ничтоже" (ничего не было). Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались "подле стремени" своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.

     Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.

 Ученик 2. Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа),  исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси -

Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).

Учитель. «Реками, наполняющими Вселенную» назвал книги русский летописец XI века. Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Распространение письменности, опыт изготовления рукописных книг, все. большая потребность в них положили начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

     И мы открываем последнюю страничку  нашего устного журнала - Книгопечатание на Руси.

Ученик 3. Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине 16 столетия, в пору царствования Ивана Грозного. Виной тому трехсотлетний гнет монголо-татарского ига.

    Решил царь Иван Грозный  в 1553 году устроить в Москве книгопечатню.

  Для помещения типографии Царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Печатный двор был сооружен на средства самого Царя.

     В 1563 году « государев Печатный двор» возглавил дьякон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле -  Иван Федоров.

        Ученик 4. Иван Федоров был образованным человеком. Он хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Иван Федоров закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, писал и печатал на этом языке, знал и латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Ученик 5.                         

Просыпались по застрехам птицы,

Запевали третьи петухи.

Поднималось солнце над столицей,

Золотя шатровые верхи.

Царь спешил на стройку. Там умело

Возводили стены мастера

Для большого, для живого дела-

Первого печатного двора.

Вот они! Пока еще без крыши,

Меж лесами прорези окон.

И заметно с каждым днем все выше

Становится дом со всех сторон.

Царь Иван стал будто ростом ниже,

С мастером Иваном говоря.

Молодой, широкоплечий, статный ,

Перед Грозным Федоров Иван

О палате рассуждал печатной:

Где поставит он печатный стан;

Пояснял он царственному тезке,

Как сушить печатные листы,

Как хранятся для печати доски

Да какие буквы отлиты…

Грозный царь стоял и думу думал

О дерзанье царственном своем.

И в печати помощь видел Грозный

Для своих больших державных дел…

                               Н. Кончаловская

     Ученик 6. 10 лет работали Иван Федоров и его ученик  Петр Мстиславец над устроением Печатного Двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги.  Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы, для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали и кедровые шишки, и диковинные плоды - ананасы, виноградную листву.

       Взял Иван Федоров страницу, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской.  Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Дальше шли буквы более мелкие. Вот и готова первая страница!

Ученик 7.  Первую книгу делали целый  год и называлась она « Апостол»  («Деяния и Послания Апостолов»).  Выглядела она внушительно и красиво, и очень напоминала рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам – концовкам, состояла из 267 листов.  

         Выбор "Апостола" для первого издания государственной типографии оправдан тем, что "Апостол" в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Святого Писания.

 Ученик 8. Книга вышла в свет 1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария.  Этот год и почитается началом московского да и всего русского книгопечатания.

        Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий.  До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги

       После выхода «Апостола»  стал Иван Федоров со своими подручными готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. По «Часовнику» учили детей грамоте.        

    Ученик 9.   Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла она в  1574 году, она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова, большое внимание уделялось навыкам правильного чтения и  письма.

     Составил ее сам Иван Федоров. «Азбука» представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. В Русском государстве была большая потребность в образованных людях. Знания требовались не только духовенству, но и ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в «семейных» школах при домах учителей: священников, церковных чтецов, пономарей, профессиональных писцов, грамотных горожан и селян. Существовали школы при монастырях, церквах, где учили чтению, церковному пению и порядку богослужения.

       Учитель.  "Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу", - лишь грамотный человек с богатым внутреннем миром мог написать эти строки. Есть сведения, что первопечатник находился в самой гуще общественной и культурной жизни Москвы, был знаком со многими выдающимися деятелями той эпохи - митрополитом Макарием, Максимом Греком, попом Сильвестром. Это вполне объясняет, что при создании типографии выбор Государя пал именно на Ивана Федорова.

      Ученик 1. Неспокойно было в Москве. Работа И. Федорова не могла радовать писцов - подъячих, что зарабатывали себе на жизнь перепиской книг. И пустили они по Москве слух, что Печатная изба – дело недоброе. Недруги давно бы к Печатне подобрались, да боялись царя - уж очень скор был он на расправу.

А тут случилось: царь повздорил с боярами и уехал из Москвы в Александрову слободу. Стараясь не обращать внимание на то, что творится в Москве, Иван Федоров продолжал свое дело, торопился. Когда напечатали «Часовник», мастер даже поцеловал книгу и сказал: «Думал, не успеем закончить». Против Ивана Федорова выступило духовенство. Оно объявило печатание книг колдовством и ересью. Печатный двор вскоре сгорел. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец уехали в Литву.

Ученик 2.                                

И тогда не знали два Ивана,

Заведя горячий разговор,

Что по воле вражеского стана

Запылает их Печатный двор.

Что объявят « ересью и ложью»

Всю печать - не рукописный труд,

И, призвав на « ересь» -  « Кару Божью»,

Двор Печатный ночью подожгут.

Что потом боярин сговорится,

Как бы им народ ввести в обман,

Что покинет древнюю столицу

Для чужбины Федоров Иван…

Н.Кончаловская

Ученик 3. Иван Федоров с семьей уехал в Литву, затем во Львов И в 1574 году  Федоров заложил печатню во Львове., где напечатал русскую грамматику и первый печатный русский букварь. Иван сам рисовал буквы, находил упражнения, примеры. В послесловии он писал, что «Букварь»  « напечатан для пользы русского народа».            

Многое успел сделать Федоров. Среди других изданий был и первый русский календарь. Издался первый календарь 5 мая 1581 года. От этого дня и ведут свое начало наши печатные календари. Но самая знаменитая книга И.Федорова « Библия»      В ней более 600 страниц, только шрифтов было использовано 6 видов. За всю жизнь Иван Федоров издал 12 книг, среди них и Азбука для детей, и полная славянская Библия.

    Ученик 4. В 1583 году типограф предпринимает поездку в Вену. По-видимому, он хотел познакомиться с европейским книгопечатанием и больше узнать о технических новинках в издательском деле. Однако полученные сведения использовать ему не удалось. Возвратившись во Львов из поездок в Вену, Краков и, может быть, еще и в Дрезден, он тяжело заболел.

 

 Учитель. Умер Федоров 5 декабря 1583 года. На его могилу друзья положили плиту, в центре которой — типографская марка первопечатника и под ней выбиты слова: «Друкарь книг пред тем невиданных».

   Таков был великий деятель славянской культуры, человек, стоящий у истоков отечественного книгопечатания.

   По словам отечественного книговеда А. А. Сидорова, Иван Федоров «заслужил свою славу, свое выдающееся место в истории нашей культуры в первую очередь как деятель, ясно осознающий все — технические, художественные, просветительские — великие возможности и силы книгопечатания».

 Ученик 5. Таков жизненный путь великого первопечатника, отдавшего свои богатые творческие силы братским народам: русскому, белорусскому и украинскому. Печатание книг для Ивана Фёдорова было выполнением священного долга. В нём он видел цель своей жизни. Условия сложились неблагоприятно для Ивана Фёдорова. Но они не сломили его, не заставили отказаться от борьбы за печатную книгу и променять призвание художника и мастера на сытую, спокойную и обеспеченную жизнь

  В Москве в Охотном ряду в 1907 году был заложен памятник Ивану Федорову работы Сергея Михайловича Волнухина. Открытие состоялось 27 сентября 1909 года.        

     Таким мы и видим сегодня Ивана Федорова. Высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, внимательный взгляд из-под густых бровей.

 Ученик 6.                               

Мы не умеем предками гордиться-

Но память о печатнике живет,

Федорову памятник в столице

Сохраняет бережно народ.

Н. Кончаловская

   



Предварительный просмотр:

Классный час «День Земли»

Цели и задачи:

-познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

- напомнить обучающимся о существовании Дня Земли и его происхождении;

-формировать стремление к сохранению живой природы.

Оформление и оборудование

Класс нарядно украшен. На центральном месте – земной шар: разделенный на 4 части ( 4 времени года). Рядом фигурки девочки и мальчика, над ними солнце. Компьютер.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар        

Что она огромный шар.

                      (Земля)

Правильно. Наша планета Земля – это огромный  шар, такой большой, что нужно много, много дней, месяцев, чтобы объехать ее вокруг. На  земле  живёт очень много людей, кроме людей, живут еще звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся . Здесь всем хватает места.

    Cегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения Земли. А вы знаете,когда и почему его отмечают?

    В 1969 году возле американского города  Санта - Барбара произошла страшная катастрофа. Миллионы тонн нефти вылилось из скважин, погибло множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли тысячи гектаров растительности, была отравлена вода. С 1970 года каждое 22 апреля в США  отмечается День Земли. Теперь он вошел во все календари мира. А раз у нашей планеты день рождения, давайте преподнесём ей подарки. Что лучше всего украшает нашу землю? Конечно, цветы. Украсим нашу планету прекрасными цветами, сделанными своими руками.

  Ученики выполняют творческую работу, делают цветы и прикрепляют их к земному шару.

 Ученик:

 Есть одна  планета сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету.

Ведь другой на свете нет.

Солнце светит, пахнет хлебом…

Лес шумит, река, трава…

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые  слова.

Хорошо зимой и летом

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой мирной тишиной.

     Мы живём на нашей чудесной планете и порой забываем, каким великим богатством обладаем.

Ученик:

 Солнце в окошке,

Тень на дорожке,

Крик петушиный,

Мурлыканье кошки.

Птица на ветке,

Цветок у тропинки,

Пчела на цветке,

Муравей на травинке.

А рядышком- жук,

Весь покрытый загаром,

И всё это — мне,

И всё это — даром.

Вот так — ни за что!

( Исполняется песня « Родная песенка » сл. П. Синявского, муз.Ю. Чичкова ).

Любимый край, моя Земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

Солнце сияет над нашей Землей,

Синее море играет волной.

Птицы веселые в рощах поют.

Любим мы землю родную свою.

Учитель: Сегодня мы собрались не только для того, чтобы отметить день Земли, рассказать о том какая наша планета красивая, и как мы её любим, но и обратить внимание на те проблемы, которые возникают у нашей планеты по вине человека.

Рассказывают заранее подготовленные учащиеся:

 1. Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было ни полей, ни ферм, ни заводов, ни фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной обуви и одежды.

2. Но постепенно многое изменилось. Людям стало казаться, что они не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил, себя всемогущим, решил, что ему на планете всё подвластно.

3. Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к многочисленным проблемам. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.

4. Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой . Погубив её , они погибнут сами. Так кем же должен быть человек - сыном природы  или её покорителем?

 Учитель: Может ли планета заболеть? Оказывается может.

  Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего  живого. Таких проблем очень много.

 Обсудим некоторые из них

1. Проблема первая:

Как защитить океан от загрязнения?

Причины загрязнения океана.

   От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

80% загрязнений океана – это результат деятельности  человека на суше.

Какие меры для защиты от загрязнения вы могли бы предложить?

Как каждый из вас на своей кухне и своей ванной может может помочь сберечь наше богатство — чистую воду?

2. Проблема вторая :

Как спасти тропические леса?

Тропические леса- это «легкие» нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами.

Причины уничтожения лесов.

В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных , в том числе и человеке, потому что человек занимает свое определенное место в этой цепи.

Что по  вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

3. Проблема третья:

Как избавиться  от мусора?

В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно  ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков , чтобы эту гору вывезти

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

 Решением проблемы мусора является его сортировка и переработка, строительство мусороперерабатывающих заводов.

Всегда ли они безопасны с точки зрения экологии?

Какой способ лучше?

  Некоторые предметы можно использовать  вторично, например стеклянные  банки и бутылки.( слайды)

4. Лечить планету сообща.

Охрана  окружающей среды - задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое сотрудничество. Созданы различные международные фонды, служащие делу охраны природы. Одна из них – всемирный фонд дикой природы. Эмблемой организации служит изображение панды- одного из самых редких животных мира.

Гринпис -(англ. зелёный мир) -международная экологическая организация, которая активно  борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании  в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.

5. Конкурс плакатов «Планета заболела»

Дети рассказывают о том, что они изобразили на своих плакатах.

6.  Итог занятия.

-Какой вклад лично вы можете внести в дело  охраны природы? Учащиеся делятся своими мыслями, рассказывают о том, как они участвуют в охране природы.

Ученик:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм:

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Давайте сделаем всё, чтобы наша планета оставалась цветущей планетой, средой обитания всего живого, в том числе и нас, людей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсная игровая программа для детей и родителей «Люблю тебя, моя Россия!» Презентация подготовлена учителем начальных классов МБОУ БГО СОШ № 13 Свищёвой И.А.

Слайд 7

1 тур «Сказка ложь да в ней намек»

Слайд 8

а) «Маша и медведь»; б) «Снегурочка»; в) «Красная Шапочка ». Русские народные сказки:

Слайд 9

а) Василиса Премудрая; б) Василиса Прекрасная; в) Марья – царевна. Настоящее имя царевны лягушки:

Слайд 10

а) «Сказка о царе Салтане »; б) « Дюймовочка »; в) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Назовите сказки А.С. Пушкина:

Слайд 11

2 тур «Щи да каша – пища наша»

Слайд 12

а) свекла; б) репа; в) капуста. Что в старину вторым хлебом называли?

Слайд 13

а) щи; б) манты; в) блины. Блюда русской кухни:

Слайд 14

а) не менее 10; б) более 20; в) более 50. Сколько видов каш знали русские крестьянки в 17 веке?

Слайд 15

3 тур «Из истории Отечества»

Слайд 16

а) Москва; б) Петербург; в) Киев. Столица первого русского государства:

Слайд 17

а) собор; б) мечеть; в) кремль. Древнерусские сооружения:

Слайд 18

а) дуб; б) береза; в) каштан. Какое дерево издавна считают символом России:

Слайд 19

4 тур «Народные традиции»

Слайд 20

а) Троица; б) Пасха; в) Масленица. Какой из русских праздников получил в народных поговорках эпитеты: честная, широкая?

Слайд 21

а) на Иванов день; б) на Рождество; в) на Пасху. Когда на деревне в старину устраивались колядки?

Слайд 22

а) заигрыш ; б) золовкины посиделки; в) прощеный день. Как назывался в народе последний день с ырной недели?

Слайд 23

5 тур «Гордость русской земли»

Слайд 24

а) Глинка; б) Чайковский; в) Григ. Русские композиторы, прославившие Россию:

Слайд 25

а) Г. Жуков; б) А. Суворов; в) К. Рокоссовский . Полководцы Великой Отечественной войны:

Слайд 26

а) Багратион; б) Петр I; в) Николай II. Основатель Российского флота:

Слайд 27

Игра с болельщиками

Слайд 28

Творческое задание