Педагогам на заметку!

Крыкова Яна Георгиевна

Данная страница содержит методические рекомендации для педагогов детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8 «Росинка»

Консультация  для педагогов

на тему:

«Музыка, как  средство  сохранения  и  укрепления  здоровья  дошкольников»

зарядка в детском саду " Обучение и досуг для детей

Нягань

«Здоровье – это состояние полного физического,

психического и социального благополучия,

а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Всемирная организация здравоохранения

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в России является воспитание жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Вместе с тем эти возможности в современных социальных условиях используются не всегда эффективно. Необходимым условием повышения качества музыкального воспитания на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) является знание методики музыкального воспитания.

Многолетний опыт музыкальных руководителей ДОУ. учителей музыки показывает, что музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на его общее развитие.

Всем известно могущество музыкального ритма. Согласимся с мнением выдающихся музыкальных деятелей, что ритм пронизывает всю жизнь человека. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкально-ритмической пульсации. Поэтому лица со слабой нервной системой будут, гораздо глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Они будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке. А те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, предпочтут музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго.

Уильям Грей Уолтер пишет о том, что, «наблюдая исчезновение и развитие ритмов мозга у детей, можно в известной мере прослеживать процесс формирования характера и устанавливать необходимость и форму внешнего вмешательства в этот процесс». Музыка способна улучшить психическое состояние человека. Специалисты в области музыкотерапии считают, что в психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм. Иногда достаточно провести 8–10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2–3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих сходную реакцию.

Для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки очевидно, что пение – один из наиболее эффективных видов комплексной терапии. Известно, что оно тесно связано с дыханием. Исследования доказали, что люди, которые занимаются вокалом, легче переносят ОРЗ и бронхо-легочные заболевания. Педагоги не случайно включают в свои занятия распевание, оказывающее благоприятное воздействие на голосовой аппарат и весь организм в целом. Выработка правильного певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука, который в свою очередь определяет характер работы голосовых связок. Для голоса необходима постоянная тренировка. Она позволяет укреплять голосовые связки, формировать правильное дыхание. Например, если нужно добиться мягкого звука и устранить напряжённое, громкое звучание, то следует использовать мягкую атаку или даже придыхательную атаку. Твёрдая же атака активизирует процесс голосообразования у детей, склонных к инертности. Обеспечивая интенсивную работу голосового аппарата, она помогает точности интонирования.

Поскольку голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, с которым нужно бережно обращаться, то музыкальные руководители ДОУ и учителя музыки, добиваясь красивого и выразительного пения, особое значение придают заданиям по артикуляции и дикции. Не секрет, что при помощи логопедических попевок можно скорректировать определённые дефекты речи у ребёнка. Следовательно, необходимым условием преодоления речевых нарушений у ребёнка становится сотрудничество музыканта с учителем-логопедом и педагогом-психологом образовательного учреждения.

Также при сочетании слов и музыки происходит развитие и коррекция двигательной сферы. Здесь уместно обратиться к сотрудничеству преподавателей по музыке и физическому воспитанию.

На всех этапах развития ребёнка необходима поддержка и понимание со стороны родителей, которая обеспечивает психологическую комфортность и общее духовное становление детей. Уже сегодня многие образовательные учреждения тесно сотрудничают с семьей, что способствует полноценному формированию комплекса способностей у дошкольников. Проводимые праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха. Именно в дошкольный и школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в образовательном учреждении значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и педагоги.

Однако следует обратить внимание на то, что в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления. В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей, возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления (например эстетотерапии и музыкотерапии) в учебно– воспитательный процесс дошкольников и школьников. В литературе описывается применение таких методик в основном в терапевтической практике, где успешно осуществляется реабилитация больных методами музыкотерапии. В то же время имеются лишь единичные, разрозненные сведения о применении таких методов для профилактики и коррекции здоровья детей, отсутствуют отработанные схемы и технологии, научно обоснованные рекомендации их использования в детских образовательных учреждениях.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном музыкальном образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период посещения ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на музыкальных занятиях в ДОУ музыкальные руководители могут использовать разные виды здоровьесберегающих технологий, среди которых:

1. Ритмопластика.

Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

2. Динамические паузы (во время занятий – 2–5 мин., по мере утомляемости детей).

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

«Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела».

3. Подвижные игры.

Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

4. Релаксация.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

5. Гимнастика пальчиковая (с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой).

Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

6. Гимнастика дыхательная.

Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).

* Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
* Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
* Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м...).

7. Арт-терапия (терапия искусством).

Метод лечения посредством искусства или художественного творчества (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Виды арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, игротерапия, анимационная терапия и т.д.

8. Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок – обряд, урок – концерт, урок – праздник, урок – путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

9. Артикуляционная гимнастика.

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме.

Упражнения:

1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
3. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
4. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

10. Логоритмика.

Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • музыка выполняет не только эстетические, коммуникативные, но и оздоровительные функции;
  • актуальным становится применение эстетотерапии и музыкотерапии для сохранения и укрепления здоровья детей детского образовательного учреждения;
  • успех развития ребёнка зависит как от родителей, так и от всего педагогического коллектива образовательного учреждения;
  • комплекс воспитательно-оздоровительных и образовательных мероприятий и системный подход к руководству ими позволяют повысить оздоровительный эффект, физическую подготовленность, готовность к школьному обучению.

Сегодня много говорится о том, что и детские сады, и школы должны создавать такие условия, которые будут направлены на обеспечение здоровья детей. Поэтому педагоги стараются вводить в образовательный процесс новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, формировать у ребёнка стремление сохранить собственное здоровье, а процесс музыкального воспитания сделать интересным и увлекательным



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8 «Росинка»

Консультация для педагогов

на тему:

«Развитие связной речи дошкольников в

ходе музыкальных занятий»

Семинар для воспитателей мини-центров и учителей подготовительных классов

Нягань

Музыка – это самая приятная,

прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.  

Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. Эстетические переживания и эмоции – основа эстетического восприятия.

Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоциях, без осознания того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. В связи с этим важной задачей является задача развития образной связной речи детей.

К тому же в настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей  с задержкой психического развития.

        Практически каждый музыкальный руководитель при работе  с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения), «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности).

Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.        

Основные методы – наглядный, словесный и практический я применяю в сочетании с проблемностью, чтобы воспитание и обучение носили творческий, развивающий характер.  

        Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом (первая и вторая младшая группа) или слушание музыки в аудиозаписи (средние, старшие и подготовительные группы). Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, средствам музыкальной выразительности и т. д.

        Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность это пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, игрушки. Применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать или показать изображение музыкальных инструментов (старшая группа – аудиоэнциплопедия) и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная наглядность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно.

        Особенности речи ребенка отражают своеобразие его мышления. Известно, что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Своеобразие мышления ребенка отражается на особенностях его речи.  Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи отсутствуют. Связь «потому что» заменяется у ребенка союзом «и». Расположение явлений по их связям и причинной зависимости заменяются примитивным соединением отдельных признаков друг с другом. Помочь ребенку установить причинно-следственные связи и выразить их связной речью,  призваны проблемные ситуации. Я ставлю задачу перед детьми: выбрать одну из двух, трех иллюстраций или сенсорных карточек (младшие группы), соответствующую изобразительному или эмоционально-образному содержанию музыки. Наводящими вопросами я прошу ребенка обосновать свой выбор. В его речи я слышу слова «потому что». Так с помощью педагога ребенок устанавливает причинно-следственные связи,  речь его становится  связной, ответ более полным и интересным.

Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.  К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в применении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.

        Характеристики музыки: веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении.

        Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В связи с этим, я использую «словарь эстетических эмоций», в который включены примерные группы терминов-синонимов. Например, бодрая - четкая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, смелая, храбрая, уверенная, сильная, военная. От слов-образов к словам качествам. Например, шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически, забавно, шутовски, легкомысленно, шаловливо, ребячась. Таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо, затаенно, странно. Торжественно -  радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, роскошно, жизнерадостно, пышно.

Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая листопад, (П.Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень»), дети употребляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов –  «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мелькают» - значительно повысило бы образность речи.

        Для активизации  внимания детей при восприятии музыки  использую следующий прием. Я сознательно делаю ошибки в высказываниях о музыке, давая возможность детям опровергнуть мои высказывания (в старших группах).

         Развитие связной образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять прослушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению характеру музыки («Конек-горбунок» Р. Щедрин, «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков). А можно использовать проблемную ситуацию. Прочитать два-три контрастных произведения и дать возможность детям выбрать правильный вариант. Однако этот прием  я использую только после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда дети уже прочувствовали характер музыки. Если в стихотворении содержатся близкие музыке поэтические выражения и образные слова, можно применить прием их переноса для характеристики музыкального произведения. Так будет обогащаться образная речь детей.

Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость.

На моих занятиях  дети не бояться высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки. Но даже неправильный ответ приносит положительные результаты («Птичий вольер» - за правильный ответ я принимаю «Бабочка»; «Слон» - «Медведь»).

Можно попытаться выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах (Сен-Санс «Карнавал животных»)

В результате дети яснее, глубже вслушиваются в музыку, различают в ней и характер, и изобразительные моменты, и наиболее яркие средства музыкальной выразительности. С помощью этого приема дети имеют возможность в образной форме выделить и подчеркнуть особенности произведения наиболее выразительными тембрами музыкальных инструментов и затем рассказать об этом. Результат всегда положительный.

Я часто предлагаю детям нарисовать музыку. Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие. Связь с русской природой, например, в музыке П. Чайковского очень велика, настроение в природе, прошедшее через душу композитора, доступно и понятно детям. Своим языком музыка может рассказать о многом.  В звуках передается и пение птиц, и раскат грома, и шум дождя, и завывание ветра, и движение поезда, и бег коня или чувства человека его характер, его мечты. Детям проще рассказать о рисунке, чем о музыке, и высказываются они о своих рисунках более охотно. Но именно через рисунок и происходит осмысление музыкального образа. На нарисованную музыку дети всегда радостно откликаются и узнают, даже через большой промежуток времени.

        Так мы подошли к практическому методу  в развитии речи детей на музыкальных занятиях. Б.Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» говорит о том, что всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не только слушание, но и «соделывание», которое включает в себя разнообразные движения. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. Бывает так, что дети после прослушивания музыкального произведения затрудняются или неправильно называют его жанровую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигаться под эту музыку, как правильный ответ готов. При определении разновидности танцев (вальс, полька и др.) также помогают движения. Музыка сама подсказывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.

Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют  в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями. Например, при разучивании танцевального шага «козлик»:

Вышел козлик погулять,                        Скачет козлик по дорожке,

Стал он прыгать и скакать,                        Бьет он звонко каждой ножкой.

Козлик ножками стучит,                        Когда пляску я учу

По-козлиному кричит.                                То копытцами стучу.

(Г. Срибная)

При разучивании шага «припадание»:

Как танцуем мы красиво,                        Припадаем, припадаем,

Улыбаемся счастливо.                                Русский танец начинаем,

Припадаем мы на ножку                        Как лебедушки, плывем,

И покружимся немножко.                        Хоровод мы наш ведем!

                                                                        (Г. Срибная)

Логомузыкальная пластика благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Развивает все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную), воображение, обогащает словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана давно. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматический строй  оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой  и большой моторики руки активизируют речевые зоны  головного мозга. С целью более эффективного развития речи детей в нашем детском саду проводятся специальные логоритмические занятия с воспитанниками.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Так как дети, которых труднее обучать, овладевают навыками чтения в течение более длительного периода, чем обычные дети, то заучивание песенок наизусть как средство развития речевой деятельности у них принимает более серьезный характер.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.

Пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.

Переходя к музыке в целом, я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притоптывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали.

        Выбор методов и приемов, безусловно, зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда еще не накоплен жизненный и музыкальный опыт, не развита речь, чаще используются игровые приемы, занимательные ситуации, подсказывающие вопросы  с применением альтернативного высказывания. Музыка грустная или веселая; быстрая или медленная; колыбельная это или плясовая. Связная речь младшего дошкольника носит ярко выраженный ситуативный характер, поскольку она не образует смыслового целого. Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее наглядную ситуацию, к которой относится речь.

Младшего дошкольника объединяет с собеседником, прежде всего не общность мысли, а общность непосредственной наглядной ситуации, в пределах которой звуковая речь является лишь одной из форм общения.

В старшем возрасте все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявления самостоятельности и творчества. Приобретенный детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом служит базой для навыка давать не одиночные определения (как в младшем возрасте), а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов; составлять рассказы о своих впечатлениях. Ребенок овладевает контекстной речью, т.е. таким типом связной речи, при котором смысл раскрывается из самого контекста, вне зависимости от непосредственно данной ситуации и непосредственного общения с собеседником.

В свете вышеизложенного, главной задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в повседневной жизни, быту, играх.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8 «Росинка»

                    Консультация для педагогов

                                         на тему:

«Роль музыки в  нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Основные принципы работы с дошкольниками

Нягань

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер, и звезды, и моря,

Что лучше всех на свете мамочка моя!

и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю.Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”).

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.

Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы.

Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов.

День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Итак, музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.