Мои методические разработки

Чаус Ирина Ивановна

 Конспект занятия  "Знакомство с каменным углём и мелом"

  Презентация "Шахта"  - приложение к конспекту занятия  " Знакомство с каменным углём и мелом".

Конспект комплексного итогового занятия " Что? Где? Когда?", проводится по мотивам  игры " Что? Где? Когда?"

Презентация " Что? Где? Когда?" приложение к занятию " Что? Где? Когда?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение « Детский сад №1 « Ромашка»»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению детей подготовительной к школле группы с неживой природой

« Знакомство с каменным углём и мелом»

Выполнила  воспитатель: Чаус И.И.

с. Красный Яр 2012 г.

Задачи:

Образовательные: Повышение уровня знаний в опытнической деятельности дошкольника. Углубление знаний об окружающем мире, полезных ископаемых. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи путём эксперимента.

Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию детей, развивать любознательность. Способствовать накоплению у детей  конкретных представлений о свойствах каменного угля и мела.

Воспитательные: Формировать у детей коммуникативные качества: дружеские взаимоотношения во время совместной работы, умение выслушивать собеседника.

Образовательная область: Познание

Цель: -  повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей;

-  формирование коммуникативных качеств.

- повышение познавательного интереса детей к практическим опытам с камнями

Материалы к НОД  для воспитателя:

  1. Посылка, каменный уголь,  мел.
  2. Магнитофон,  диск с записью звукового письма;
  3. Экран, проектор, ноутбук,
  4. Стол -2шт, стул.

Материал к  НОД для детей: 

  1. Подносы- 6 шт, кусочки каменного угля и мела –по 12 шт., лупы – 12 шт., стаканчики с водой –12 шт,.  палочки -12 шт., влажные салфетки – 24 шт.,
  2.  Смайлики для рифлексии – по 12 шт.
  3. Столы 5 шт., стулья -20 шт.,

Игровые приемы:

  1. Сюрпризный момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки Медной горы.
  2. Загадывание загадок о каменном угле и меле.
  3. Опыты с каменным углем и мелом.
  4. Рассаз воспитателя по презентации.
  5. Рифлексия .

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие, пришло много гостей. Давайте мы дружно с ними поздороваемся, улыбнемся гостям и друг другу.

Дети: Здороваются с гостями.

Воспитатель: А сейчас я  вас приглашаю, пройти и присесть

Воспитатель:Ребята, нам почтальон принёс  посылку, давайте мы  посмотрим,  что же в ней.

(Во время открытия посылки включается фонограмма звукового письма.)

«Здравствуйте, дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

Воспитатель. Ребята, какая интересная посылка, в нее вложено звуковое письмо. А в письме говорится о неживой природе. А что относится к неживой природе.

Дети:  к неживой природе относится камень.
 Воспитатель: А как вы думаете, какой предмет находится в посылке?

Дети: Игрушка, земля…
 Воспитатель:  Узнать, что находится в посылке мы сможем,отгадав загадку.

(загадывает загадку о каменном угле).

Свиду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень

 Дети: Это уголь.

Воспитатель: Да, это полезное ископаемое каменный уголь. Вот он какой — этот каменный уголь. (Достает и показывает детям).

Давайте мы с вами вместе повторим.

- Полезное ископаемое –каменный уголь.

Воспитатель:Вы хотите узнать свойства каменного угля?

Дети: Да.

А чтобы узнать больше о каменном угле, я приглашаю вас пройти за столы.

( дети проходят за столы, в это время воспитатель раздаёт уголь)

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его поверхность с помощью лупы.

(дети рассматривают уголь с помощью лупы)

Воспитатель: Что вы видите? А что ещё вы можете сказать о каменном угле?

Дети: Уголь черного цвета. Он бугристый, как дерево...

Воспитатель: Правильно. Положите лупу на край стола.

Воспитатель: Ребят, а как можно узнать,  уголь твердый или мягкий?

Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке.

Воспитатель: Хорошо. Попробуйте его сжать в руке.

(дети сжимают уголь)

Воспитатель: Что можно сказать? Какой уголь?

Дети: Уголь твердый.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а уголь имеет запах

Дети: Нет, уголь не пахнет.

Воспитатель.Совершенно верно ребята, уголь не имеет запах.

Воспитатель: Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь?

Дети:  Он пачкается.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с каменным углём, если его опустим в воду

Дети: Каменный уголь утонет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Он тяжёлый.

Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?

Дети: Да

Воспитатель: Попробуйте опустить каменный уголь в воду, что произошло?

Дети:Каменный уголь утонул.

Воспитатель: Ребята, а произошли изменения с водой?

Дети: Нет, вода не окрасилась.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё происходит.

Дети: Идут пузырьки, круги.

Воспитатель. В каменном угле есть воздух.  И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется уголь или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду.  Что происходит с углём?

Дети: Каменый уголь не растворяется.

Воспитатель: Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Просмот презентация.

Воспитатель:  Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в шахтах.. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы,  делают освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Затем подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров  очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.

Воспитатель: Как вы думаете,  где человек использует каменный уголь?

(дети предполагают)

Воспитатель: Каменый уголь человек использует  как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при  выплавке чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.

Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений.

Воспитатель: А сейчас, давайте встанем и немного отдахнём.

( физ минутка под музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Пришло время отгодать вторую загадку.

«Белый маленький комочек.

Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку — утечет как молоко»

Дети: Мел

Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть на экран. Вот так выглидит мел как полезное ископаемое.  Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилии, даже кораллы.

Воспитатель:Саша и Маша, помогите мне пожалуйста, раздайте мел

Ребята, у вас на столах лежит уже переработанный мел.  Давайте рассмотрим его с помощью лупы, что вы видите?

Дети: Маленькие дырочки.

Воспитатель.  Какого он цвета?

Дети. Мел белый.

Воспитатель: Мел имеет запах?

Дети: Нет, мел не пахнет.

Воспитатель:  Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками.

Дети:  Мел твердый.

Воспитатель: Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите?

Дети: Мел оставляет след, рисует.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с мелом, если его опустим в воду

Дети:  Мел утонет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Он тяжёлый.

Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?

Дети: Да

Воспитатель: Попробуйте опустить мел в воду, что произошло?

Дети: Мел утонул.

Воспитатель: Ребята, а произошли изменения с водой?

Дети: Вода помутнела.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё происходит.

Дети: Идут пузырьки, круги.

Воспитатель. В меле  есть воздух.  И при опускании мела в воду, вода вытесняет воздух из мела. Поэтому появляются пузырьки.

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется мел или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду.  Что происходит с мелом?

Дети: Мел растворяется.

Воспитатель: Да, мел растворяется.

Воспитатель: Ребята, где  человек использует мел?

Дети: человек использует мел для  рисования на   доске, на асфальте.

Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, школьных мелков.

Воспитатель: Наше с вами занятие подходит к концу, давайте  Пройдём и сядем на ковёр.

Вспомните  с какими полезными ископаемыми мы сегодня познакомились. Чем сегодня на занятии мы занимались ещё?

Дети: Мы опускали мел и каменый уголь в воду. Расматривали через лупу. Отгадывали загадки.

Воспитатель:  Я надеюсь сегодня, вы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. Я приготовила для вас смайлики. Если кому то было не интересно, скучно, возьмите смайлик красного цвета. Каму сегодня было интересно и он  узнал много нового, поднимите смайлик жёлтого цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурное подразделение «Детский сад №1 «Ромашка»» ЗНАКОМСТВО С КАМЕННЫМ УГЛЁМ и МЕЛОМ воспитатель: И.И.Чаус


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки   Самарской  области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

 Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Красный Яр муниципального  района Красноярский Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад №1 «Ромашка»» 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

с детьми         старшей группы «Росиночка»         

тема « Что? Где? Когда? »

             Директор ГБОУ СОШ с. Красный Яр    С.Н. Жаднова

Заведующий Структурного подразделения «Детский сад №1«Ромашка»» Т.М.Хрипунова

 

Воспитатель: И. И. Чаус

с. Красный Яр

2014 г.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.

Виды детской деятельности:   

Методы и приемы: 

практические:   Успокаивающее упражнение перед занятием, игровой, использование сюрпризных моментов.

наглядные:  Презентация из слайдов с подобранным материалом, геометрические фигуры, карточки с цифрами.

словесные:    Напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.

 Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. Закрепить у детей знания полученные ранее. Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.  Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.  Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Продемонстрировать знания детей полученные ранее.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Закрепить и систематизировать знания детей
  • о временах года,
  • о днях недели и месяцах;
  • о животном мире, названия домашних животных и их детёнышей;
  • о составе  числа; о математических действиях «сложение» и «вычитание»; о геометрических фигурах;
  1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10; соотносить количество с цифрой;
  2. Упражнять в определении звука в начале слова;
  3. Закрепить умения давать обобщающие понятия;
  4. Умение вслушиваться в стихотворный текст.

Развивающие: 

  1.  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  1. Любознательность;
  2. Интерес к познавательным мирам;
  3.  Дружеское отношение друг к другу в выполнение коллективного задания;
  4. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  5. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование:         Наборное полотно, цифры, знаки, экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, волчок конверты по количеству вопросов;

 По количеству детей: стулья и один стол на два человека.

ТСО:

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Круг радости - "Улыбка" (эмоциональный настрой)

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

В:  Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем и играть с вами начнем.

 Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

В: Ребята, сегодня я рада вас приветствовать на игре « Что! Где! Когда!»

В: Но для того чтобы начать игру проведём разминку.  Ребята,  какое сейчас время года?

Д: Сейчас время года лето.

В:  Сколько всего времён года существует?

Д:  Всего 4 времени года.

В: Назовите все 4 времени года по порядку.

Д: Зима, весна, лето, осень.

В: Какой сейчас месяц?

Д: Сейчас месяц июнь.

В: Сколько всего месяцев в году?

Д: Всего в году 12 месяцев.

В: Назовите все 12 месяцев по порядку.

Д: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

В: Правильно! Какой сегодня день недели?

Д: Сегодня день недели вторник.

В: Сколько всего дней в недели?

Д: Всего в недели 7 дней.

В: Назовите все дни недели по порядку.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

В: Сколько рабочих дней в недели?

Д: В недели 5 рабочих дней.

В:  Назовите рабочие дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

В: Сколько выходных дней в недели?

Д: Выходных дней в недели 2.

В: Назовите выходные дни недели.

Д: Суббота, воскресенье.

В:  Молодцы! Совершенно верно. Какое сегодня число, если вчера было 9?

Д: Сегодня 10.

В: Прошу занять свои места. 10 июня 2014года мы начинаем игру « Что? Где? Когда?».  Сегодня вам придётся соревноваться в игре со знатоками. Во время игры вам нужно показать все свои знания и ответить на все вопросы знатоков. Против знатоков сегодня играет команда группы « Росиночка»:

На игровом поле 14 секторов, 10 секторов это вопросы знатоков, 1 сектор Блиц вопрос от зрителей, чёрный ящик, музыкальная пауза, физкультурная минутка. Счёт игры 0-0. Начинаем игру обратным отсчётом от 10 до 0. Начинаем.

  Д: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0.

В:  И так 1 вопрос. Назовите геометрические  фигуры и их цвета, изображённые на экране.

Д: Треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, пятиугольник.

В: Счёт 1-0 в пользу игроков. 2 вопрос. На экране изображены предметы ваша задача: пересчитать предметы и подобрать соответствующую цифру каждому числу.

Д: 6 пуговиц, 10 божьих коровок, 2 яблока, 7 карандашей.

В: Молодцы Счёт 2-0 в пользу игроков. Следующий вопрос: Назовите соседей числа 2, 5, 8.

Д: Соседи числа 2, 1 и 3. Соседи числа 5, 4 и 6. Соседи числа 8, 7 и 9.

В: Отлично! Счёт 3-0 в пользу игроков. 4 вопрос. Внимание на экран. Сравните по количеству, применив  понятия больше, меньше или равно.  

Д: Рыбок меньше чем бабочек, мишек больше чем машинок, цветочков столько же сколько вишен.

В: Молодцы! Счёт 4-0 в пользу игроков. И следующий вопрос. Определите состав числа 4.

Д: Состав числа 4: 1 и 3, 3 и 1, 2 и 2.

В: Правильно! И счёт 5-0 в пользу игроков.

Выпал сектор «Физкультурная минутка».

 Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

 Отдыхать умеем тоже.

 Руки за спину положим.

 Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! - выше голова,  

 Пять, шесть - тихо сесть.

Раз - подняться, подтянуться,

 Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

 На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Отдохнули. Следующий вопрос. Решите задачи в стихах. Будьте внимательны. ( Задачи выведены на экране)

Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

Д: 5 цветов в букете.

В: На какое действие эта задача?

Д: Сложение.

В:  Правильно! Следующая задача.

На тарелочке семь слив,
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?

Д: Мальчик оставил 3 сливы.

В: Верно. На какое действие эта задача?

Д: На вычитание.

В: Молодцы! Счёт 6-0 в пользу игроков. 7 вопрос. Назовите противоположное значение.

В: Длинный.

Д: Короткий.

В: Узкий.

Д: Широкий.

В: Высокий.

Д: Низкий.

В:  Толстый.

Д: Худой.

В:  Холодный.

Д: Горячий.

В: Сладкий.

Д: Горький.

В: Добрый.

Д: Злой.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Счёт 7-0 в пользу игроков. Следующий вопрос.

В: Что такое звук?

Д: Звук мы слышим и произносим.

В: Какие бывают звуки?

Д: Звуки бывают гласными и согласными.

В: Что такое буква?

Д: Буква – это знак, который обозначает звук при письме. Букву мы видим и пишем.

В: Внимание на экран. Назовите предметы, названия которых начинается на звук « А».

Д: Арбуз,  автобус, апельсин.

В: Назовите предметы названия которых начинается на звук « З ».

Д: Звезда, зебра, заяц, земляника.

В: Молодцы! Счёт 8-0 в пользу игроков. 9 вопрос и выпал « Блиц вопрос » Вопрос от старшего воспитателя Н. В. Маклаковой.

Н. В. Маклаковой: Как называется страна, в которой мы с вами живём?

Д: Наша страна называется Россия.

Н. В. Маклаковой: Как зовут президента нашей страны?

Д: Президента нашей страны зовут В. В. Путин.

 Н. В. Маклаковой: Как называется село, в котором мы живём?

Д: Село,  в котором мы живём, называется Красный Яр.

В: Счёт 9-0 в пользу игроков. Следующий сектор, « Музыкальная пауза». ( Играет музыка, дети танцуют). Поплясали от души. Занимаем свои места и продолжаем нашу игру. Следующий вопрос. Отгадайте загадки.

  1. Гладишь - ласкается,
    Дразнишь - кусается.

Д: Собака.

В: А как называется детёныш собаки?

Д:  Детёныш собаки называется щенок.

В: Правильно. Следующая загадка.

Даже по железной крыше,
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет,
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна,
Умывается она.

Д: Кошка.

В:  Как называется детёныш кошки?

Д:  Детёныш кошки называется котёнок.

В: Голодная – мычит, сытая – жуёт,
Всем ребятам, молоко даёт.

Д: Корова.

В: Как называется детёныш коровы?

Д: Детёныш коровы называется телёнок.

В: Правильно! Скажите какие животные изображены на экране?

Д: На экране изображены домашние животные.

В: Правильно! Счёт 9-0 в пользу игроков. Вопрос номер 10. Внимание на экран. Назовите предметы изображённые на экране, одним словом.

(листаются слайды с изображениями)

Д: Посуда, овощи, одежда, обувь.

В: Отлично! Сектор « Чёрный ящик». Чёрный ящик в студию. Чтобы узнать, что находится в чёрном ящике вам надо отгадать загадку.

Этот знак не продают.

А торжественно вручают.

За достойные успехи

Им лишь лучших награждают.

Д: Медали.

Ребята у вас всё получилось, потому что вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому  вы по достоинству можете называться знатоками. Это произошло, потому что вы много уже знаете и смогли применить свои знания! Знания человеку очень,  нужны! Вручаю вам медали подтверждающее звание знатоков. Пришло время прощаться со зрителями.  До свидания! И до новых встреч!


Предварительный просмотр: