Аттестация на высшую категорию

Агальцова Ирина Борисовна

Уважаемые коллеги!

Может быть, вам будет полезен мой материал , кода вы начнете готовиться к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematizatsiya_materiala_na_urokah_literatury.pptx903.46 КБ
Файл nauchnaya_rabota.docx171.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА : «Систематизация материала на заключительных уроках по литературе на примере изучения творчества А.С.Пушкина» (6-8 классы) Выполнила : учитель МБОУ « Хвощевская школа» Богородского района Нижегородской области Агальцова Ирина Борисовна ( ira . agaltsova @ yandex . ru ) Направляющая организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Хвощевская школа » Богородского района Нижегородской области xvschool@yandex.ru с. Хвощевка 2017 год

Слайд 2

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок. Остановлюсь на особенностях уроков данного типа. Основная цель заключительных уроков сводится не только к углублению, обобщению и закреплению знаний основных закономерностей, но и - к развитию логических умений анализировать, -конкретизировать и обобщать, -умению классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Актуальность выбранного направления.

Слайд 3

Цель опыта : создать условия для практического применения учащимися читательского опыта. 3. Выявить затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе изучения литературы З А Д А Ч И 4. Составить систему заданий, позволяющих актуализировать уже полученные знания, применять читательский опыт 5. Создать условия для самостоятельной работы учащихся, реализации их творческого потенциала 6. разработать систему обобщающих уроков по изучению творчества Пушкина в классах основной школы. О П Ы Т А 1.Проанализировать уже существующие разработки уроков данного типа 2.Провести мониторинг читательского уровня учащихся 6 – 8 классов

Слайд 4

Концептуальные основы В современной литературе существуют разные подходы к изучению данной проблемы. 1. " В процессе обучения, - отмечает С. В. Иванов, - тесно переплетаются в единое целое логика познания, методика обучения, самостоятельная работа ученика и разумная деятельность учителя". Важным фактором обучения С. В. Иванов считал стимулирование самостоятельности логического пути ребенка. 2. М.И. Махмутов , решая в целом вопрос о проблемном обучении, подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока - активизация познавательной деятельности учащихся 3.Программа Научной школы под руководством В.Г. Маранцмана нацелена на развитие ученика- читателя, его творческих способностей, на диалогичность и проблемность обучения.

Слайд 5

Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта Новизна уроков систематизации знаний в современном образовательном пространстве заключается в применении новых образовательных технологий, подходов к систематизации материала, использовании форм работы, позволяющих реализовать деятельностный подход к работе с материалами уроков. Предлагаемая система уроков обобщения содержит задания, которые помогут учащимся актуализировать уже имеющийся читательский опыт, помогут воспринять пройденное произведение во взаимосвязи с другими произведениями автора, составить целостное представление о его творчестве. Практическая значимость опыта Формирование навыков привлечения литературного материала в качестве аргументации при создании письменных работ Формирование навыков интерпретации произведения Развитие навыков информационной обработки текста Развитие навыка работы с учебным материалом Формирование ИКТ-компетенций

Слайд 6

Ключевые выводы и обобщения . Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний « Услышал — запомнил — пересказал » к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: « самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике » . В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного , развивающего обучения. 1.Размещение разработок на сайтах «Завуч. инфо », « ИнфоУрок » 2. Выступления на заседаниях педсовета ОУ 3. Выступления на ШМО 4. Проведение мастер-классов на уровне школы. 5. Организация и проведение семинаров по использованию ИКТ-технологий на уроках русского языка и литературы. Транслирование опыта

Слайд 7

Список литература Материалы курсов лекция НИРО 2.Иванов, С.В. Типы и структура урока: монография / С.В. Иванов. – М.: Педагогика, 1952. – 190 с 3. Махмутов , М.И. Современный урок и пути его организации: монография / М.И. Махмутов . – М.: Педагогика, 1975. – 203 с . 4. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова , М., Просвещение, 2011 . 5.В.Г. Маранцман « Изучение творчества А.С. Пушкина в школе » 6. Онищук , В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей / В.А. Онищук . – М.: Просвещение, 1981. – 191с.



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО НИРОD:\с нового фотика\фото с публ.2015\IMG_0487.JPG

                                                                             Кафедра словесности и культурологи.                                                                                

ТЕМА :  «Систематизация материала на заключительных уроках по литературе на примере изучения творчества А.С.Пушкина»

(6-8 классы)

Выполнила : учитель МБОУ» Хвощевская школа»

Богородского района Нижегородской области

Агальцова Ирина Борисовна ( ira.agaltsova@yandex.ru)

Направляющая организация: xvschool@yandex.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хвощевская школа» Богородского района

с. Хвощевка

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

1.  Тема и актуальность опыта

2.  Цели и задачи профессиональной деятельности

3.  Концептуальные основы опыта

4.  Новизна и практическая значимость собственного опыта.

5.   Содержание опыта.

  • Примеры разработок уроков
  • Тематическое планирование

6.  Эффективность опыта.

7.  Ключевые выводы и обобщения

Транслирование опыта.

Перспективы.

8  .Список литературы.

Тема моего опыта – «Систематизация материала на заключительных уроках по литературе на примере изучения творчества А.С. Пушкина в 6- 8 классах».

Актуальность направления.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта  познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;

формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя,  реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок.

Остановлюсь на особенностях уроков данного типа.

Основная цель заключительных   уроков сводится не только к углублению, обобщению и закреплению знаний основных закономерностей, но и

- к развитию логических умений анализировать,

-конкретизировать и обобщать,

-умению классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Повторение на  уроках систематизации знаний  должно сопровождаться образованием многосторонних связей  между изученными материалами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.   Систематизацию знаний необходимо осуществлять после изучения наиболее трудных, логически законченных тем курса, так как именно на уроках систематизации знаний завершается формирование и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем.   Успешное проведение  уроков систематизации знаний , их методика зависят не только от содержания изучаемого материала, но и от степени подготовленности учащихся к самостоятельному решению поставленных учителем задач, наличия у них умений и навыков анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать.

Школа, где я работаю, - сельская общеобразовательная школа с невысокой наполняемостью классов. Уровень мотивации учащихся я оценила бы как низкий. В этих условиях педагог должен не только изложить, спросить материал, но вызвать у учащихся интерес к чтению, к достижению результата в учебной деятельности на уроках литературы.

Цель опыта – создать условия для практического применения учащимися читательского опыта.

Задачи :

  • Проанализировать уже существующие разработки уроков данного типа
  • Провести мониторинг читательского уровня учащихся 6 – 8 классов
  • Выявить затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе изучения литературы
  • Составить систему заданий, позволяющих актуализировать уже полученные знания, применять читательский опыт
  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся, реализации их творческого потенциала
  • разработать систему обобщающих уроков по изучению творчества Пушкина в  классах основной школы.

Концептуальные основы

В современной литературе существуют разные подходы к изучению данной проблемы.

1.С. В. Иванов - педагог, доктор педагогических наук (1953), профессор (1953), заслуженный деятель науки РСФСР (1963). рассматривает урок "как живую, всегда изменяющуюся и постоянно развивающуюся организационную форму учебной работы". Он был сторонником не только строго организованного, но и целенаправленного, сознательного и активного обучения. "В процессе обучения, - отмечает С. В. Иванов, - тесно переплетаются в единое целое логика познания, методика обучения, самостоятельная работа ученика и разумная деятельность учителя". Важным фактором обучения С. В. Иванов считал стимулирование самостоятельности логического пути ребенка. В познании выделяют несколько ступеней, которые при обучении должны проникать друг в друга, всегда находиться в связи и единстве. С.В. Иванов отмечает, что "такой процесс должен пройти через ощущения ребенка, мыслительную деятельность и приобретение знаний, правильность которых проверяется практикой".

С.В.Иванов за основу классификации уроков берет главные этапы учебного процесса (или моменты хода обучения). По его мнению, они имеют следующую последовательность: подготовка или введение в изучение темы; первичное восприятие учебного материала; осмысление его путем логической переработки; закрепление усвоенного путем повторения и разного рода самостоятельных работ; овладение материалом посредством применения приобретенных знаний на практике; приобретение навыка путем упражнений и тренировки; контроль, проверка и учет; подведение итогов, обобщение и приведение всего пройденного в систему. Из приведенного перечня этапов видно, что автор не отличает психологические понятия от собственно дидактических, поэтому «восприятие» и «осмысление» стоят в одном ряду с «контролем и учетом» и «подведением итогов». 

Дидактические взгляды С.В. Иванова нашли отражение в современных системах развивающего обучения, в обучении через систему погружения, через лекционно-семинарскую и зачетную систему, через систему уроков по теме.

Именно уроки систематизации знаний  позволяют детям увидеть результат работы по изучению творчества писателя, поэта, оценить уровень своих знаний.

2. М.И. Махмутов, доктор пед. наук, профессор, решая в целом вопрос о проблемном обучении, подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока - активизация познавательной деятельности учащихся. В таких условиях возрастает роль учителя, его творческой работы и организации урока. М.И. Махмутов справедливо утверждает, что при систематическом использовании традиционной структуры урока "невозможна реализация идеи развивающего обучения".

3.Программа Научной школы под руководством В.Г. Маранцмана нацелена на развитие ученика- читателя, его творческих способностей, на диалогичность и проблемность обучения.

В методическом наследии В. Г. Маранцмана большое место занимают его работы о А. С. Пушкине, в которых предлагается ряд новых, современных литературоведческих и методических истолкований пушкинских текстов, решаются основные проблемы изучения творчества поэта в школе.

В 1999 году В. Г. Маранцман опубликовал монографию «Изучение творчества А. С. Пушкина в школе», в которой уделял большое внимание изучению всех произведений Пушкина А.С.. Он утверждал, что любое произведение требует «целого ряда усилий» учеников. Необходимо прочувствовать и «погрузиться» в мир Пушкина, чтобы лучше понять и прочувствовать.

4.Современные педагоги-методисты выделяют ряд требований к элементам структуры урока.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
  • повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению

Новизна и практическая значимость опыта.

Уроки систематизации знаний  сложно назвать инновационным. Так называемая, традиционная, классическая педагогика предполагала наличие уроков обобщения. Новизна уроков систематизации знаний в современном образовательном пространстве заключается в применении новых образовательных технологий, подходов к систематизации материала, использовании форм работы, позволяющих реализовать деятельностный подход к работе с материалами уроков. Кроме того, зачастую урок обобщения носит несколько локальный характер: обобщаем материал, изученный в этом учебном году, вне связи с уже имеющимися знаниями. Предлагаемая система уроков обобщения содержит задания, которые помогут учащимся актуализировать уже имеющийся читательский опыт, помогут воспринять пройденное произведение во взаимосвязи с другими произведениями автора, составить целостное представление о его творчестве.

Практическая значимость опыта

  • Формирование  навыков привлечения литературного материала в качестве аргументации при создании  письменных работ
  • Формирование навыков интерпретации произведения
  • Развитие навыков информационной обработки текста
  • Развитие навыка работы с учебным материалом
  • Формирование ИКТ-компетенций

Содержание опыта.

Первый ( вводный) урок литературы по изучению творчества любого писателя, поэта начинается с небольшого экскурса в прошлое. Это может быть небольшая анкета, викторина, игра. Пример анкеты:

Тематическое планирование  6 класс

12

А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина

13

А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник». Как выражение вольнолюбивых устремлений поэта Антитеза.

14

А.С. Пушкин. «Зимнее утро» Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Роль антитезы.

15

А.С. Пушкин «Зимняя дорога» Тема дороги в лирике Пушкина

16

А.С. Пушкин Двусложные размеры стиха. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

17

А.С. Пушкин «Дубровский»: Дубровский старший и Троекуров.

18

«Дубровский»:бунт крестьян

19

«Дубровский»: история любви.

20

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

21

«Дубровский» композиция романа

22

«Дубровский»:мое понимание романа Пушкина урок контроля) Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

23

А.С. Пушкин «Повести Белкина. «Барышня-крестьянка» :сюжет и герои

24

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Прием антитезы

25

«Повести Белкина»: проблемы и герои

26

Урок систематизации знаний по творчеству А.С. Пушкина  Итог: Аннотация на произведения А.С. Пушкина

Тематическое планирование 7 класс

13

А. С. Пушкин: страницы биографии. Вч Поэма «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине, сопоставление полководцев.

14

А. С. Пушкин «На берегу пустынных волн…» (вступление к петербургской повести «Медный всадник»).

15

Интерес А. С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге». Систематизация знаний «Его величество – случай»

Сочинение на тему:  «Почему случай играет важную роль в произведениях А.С. Пушкина»

16

А. С. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца. Размышление о значении труда летописца для последующих поколений.

17

А. С. Пушкин «Повести И. П. Белкина». «Станционный смотритель». Выразившийся в повести дух гуманности.Рр Характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина.

18.

«Россия немыслима без Пушкина».   А. С. Пушкин в моей жизни. Творческая работа. Эссе

Тематическое планирование 8 класс

12.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения разных лет.

13.

«Добрым молодцам урок» (сказки А.С.Пушкина) Экскурс в прошлое.

14.

Роман «Капитанская дочка» - нравственное завещание А.С.Пушкина

15.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе

16.

Изображение народной войны и её вождя

17.

Береги честь смолоду: Гринёв и Швабрин

18.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа

19.

Позиция писателя в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2021.

Подготовка к сочинению (по творчеству А.С.Пушкина) (формат ЕГЭ)

Тема: «Береги честь смолоду, а платье снову».

22.

Губительная власть денег (по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)

Тематическое планирование 9 класс

26

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

27

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

28

Свободолюбивая  лирика

29   

Любовная лирика  Адресаты любовной лирики Пушкина.

30  

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

 31

Урок систематизации знаний  Мотив осеннего настроения в стихах А.С. Пушкина.

Сочинение – рассуждение «Почему Пушкин любит осень»

32   

 «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

33    

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах.  Система образов романа.

34

Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

35

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

36

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

37

Автор в романе.как идейно-композиционный и лирический центр романа.

38

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

39

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев

Р. Р. Подготовка к сочинению по роману. Направления сочинения ЕГЭ

40

Вн. чт.  «Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

Аналитические материалы, мониторинг чтения.

         

                               Аналитические материалы прилагаются

Ключевые выводы и обобщения.

Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-

объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения.

Формы и методы работы на уроках систематизации знаний должны отбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Например, на уроке систематизации знаний в 6 классе используются игровые технологии, приёмы визуализации.

В программе 7 класса изучению творчества Пушкина уделяется достаточно большое количество уроков. Урок систематизации знаний не является заключительным. Чтобы учащиеся могли вспомнить материал 6 класса, знания систематизируются на уроке по произведению «Песнь о вещем Олеге». Актуализации знаний способствуют система вопросов и заданий на уроке, демонстрация видеофрагментов  по произведениям, изученных в 6 классе, составление ментальной карты по материалам урока.

В 8 классе учащиеся обладают достаточным читательским опытом, владеют  необходимыми приёмами анализа текста. Поэтому 8-классникам предлагается творческая работа по сопоставлению  трёх текстов, связанных общим мотивом – мотивом прощания отца с сыном. Работа с системой текстов выявит читательский уровень учащихся и будет способствовать переносу читательских навыков.

Уроки систематизации знаний позволяют учащимся актуализировать уже имеющиеся навыки анализа текста, интерпретации. На уроках систематизации знаний учащиеся  могут оценить свой читательский уровень, уровень одноклассников. В 8 классе, например, уже возможна самооценка по предложенным критериям

На уроках систематизации знаний эффективна работа в парах, что позволяет формировать у учащихся навыки коммуникации в процессе совместного решения учебной задачи.

Транслирование опыта профессиональной деятельности.

1.Размещение разработок на сайтах «Завуч. инфо», «ИнфоУрок»

2. Выступления на заседаниях педсовета ОУ

3. Выступления на ШМО

4. Проведение мастер-классов на уровне школы.

Список  литература

1. Материалы курсов лекция НИРО

2.Иванов, С.В. Типы и структура урока: монография / С.В. Иванов. – М.: Педагогика, 1952. – 190 с.

3.  Махмутов, М.И. Современный урок и пути его организации: монография / М.И. Махмутов. –М.: Педагогика, 1975. – 203 с.

4. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова, М., Просвещение, 2011.

 5.В.Г. Маранцман  « Изучение творчества А.С. Пушкина в школе»

6. Онищук, В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.


Комментарии

Кожанова Любовь Васильевна

Спасибо,Ирина Борисовна,за полезный материал.