Программа экологического воспитания дошкольников. Наш дом — природа.

Экологическая ситуация в мире тре­бует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчи­вого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, эколо­гизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирова­ние всеми доступными средствами экологического мировоззрения граж­дан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализиро­вать содержание и методику экологи­ческого воспитания дошкольников.

В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентриз­ма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди — природа» человек рассматри­вает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поко­ления можно и должно сформировать новое — экологическое — сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций — позиций биоцентризма, означающих: человек — особая, ра­зумная, но все же только часть природы, а экология — это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окру­жающем мире, осознавать последст­вия своих действий, иметь представ­ление о законах природы.

Авторская программа «Наш дом — природа» утверждена Министерством образования РФ и рекомендована к внедрению в дошкольных учреждени­ях. Ее название отражает значение слова «экология» в переводе с грече­ского («наука о доме») и подчеркивает неразрывную связь человека с при­родой. Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуман­ной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и лю­бить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнози­ровать возможные последствия своих поступков. Необходимая предпосылка для ее реализации — организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой.

Программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в эко­логическом образовании дошкольни­ков и учащихся начальной школы по предметам «Окружающий мир», «При­родоведение», «Экология». Особое внимание в ней уделяется формирова­нию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отноше­ния к окружающей среде, к своему здодовью.

Экология — это прежде всего наука о взаимоотношениях живых организ­мов друг с другом и окружающей средой, поэтому акцент делается на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о суще­ствующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. (Для до­школьников эти связи называются «невидимыми ниточками природы».)

Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.

  • Понимание самоценности приро­ды.
  • Осознание   ребенком   себя   как части природы.
  • Воспитание уважительного отно­шения ко всем без исключения ви­дам, вне зависимости от наших сим­патий и антипатий.
  • Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из   связей   ведет   за   собой   другие изменения: происходит «цепная реак­ция».
  • Воспитание   у   детей   активной жизненной позиции.
  • Обучение азам элементарной эко­логической безопасности.
  • Формирование     первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
  • Формирование экологически гра­мотного поведения в быту, на природе.
  • Формирование эмоционально-по­ложительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
  • Понимание неповторимости, кра­соты окружающего мира.

Дошкольники должны получать на­учно достоверную информацию, но в адаптированном для их возраста виде. В то же время следует помнить о том, что экологические занятия с детьми дадут предполагаемый эффект лишь в том случае, если будут интересными, привлекательными для ребенка. Про­грамма не подразумевает запоминание терминов, не рассчитана на механи­ческое воспроизводство знаний: в иг­ровой и другой, доступной для них форме старшие дошкольники знако­мятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и приспособленностью жи­вотных, растений к условиям этих сред, их ролью в природе, с фактора­ми, влияющими на их существование, со взаимосвязями в сообществах (лес, озеро) и рядом других природных явлений и закономерностей.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать кра­соту окружающего мира; самостоя­тельно мыслить, логически рассуж­дать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально со­переживать), на интеллектуальное, эс­тетическое, речевое, физическое разви­тие, развитие культуры чувств. Знания при этом не являются самоцелью — они лишь средство для воспитания человека с новым типом мышления.

Что подразумевает новый тип мыш­ления? Человек должен пересмотреть свои отношения с окружающей сре­дой, осознать, что он (как уже подчеркивалось) всего лишь часть природы, особая, разумная, но все же только часть. Охранять природу необ­ходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она само­ценна. Мы очень часто относимся к природе потребительски, отсюда — многие экологические проблемы. Поэтому очень важно воспитать в детях другое, не потребительское от­ношение к окружающему миру. При­рода — это и дом человечества, и источник ресурсов для его жизни. Велика и эстетическая, познаватель­ная роль природы.

Источник  doshkolniki.org