Инновационная деятельность на базе КФУ

Самаренкина Татьяна Николаевна

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Разработка урока русского языка по теме: "Имя числительное", 6 класс

Проект "Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по разделу "Причастие"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное название образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Тарасова» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

Почтовый адрес:423063, РТ, Аксубаевский район, с. Старое Мокшино, ул. Жданова, 6;

Телефон:89178746062.

Адрес официального сайта: nsportal.ru

электронная почта: daniil-samara@yandex.ru

Тема инновационной разработки

Формирование  и развитие УУД на уроках русского языка – путь повышения качества знаний  учащихся

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Самаренкина Татьяна Николаевна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся  должен стать   активным участником образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Учителю необходимо  научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Цель: разработка  заданий, направленных на формирование УУД, и использование  этих  заданий на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся

Задачи: разработать  задания по русскому языку , направленные  на формирование и развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.  

Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др.

-Участник   муниципального конкурса разработок уроков «ФГОС в действии»,

-Участник   Всероссийского конкурса разработок технологических карт по русскому языку;

- защита проектной работы по теме: «  Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка  в 7   классе  по разделу «Причастие»

в рамках курсов повышения квалификации учителей РТ, 2016 г

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники);

-др.

Результаты за 2016 год:

- Наумова Ксения (9класс) – призер Всероссийской олимпиады на муниципальном уровне;

-Елауркина Виктория (6класс) – дипломант III Республиканской научно – практической конференции с международным участием «На крыле науки».г.Чистополь;

 - Шугаева Анна (6класс) – лауреат общероссийской предметной олимпиады по русскому языку, г.Калининград;

-победители и призеры  муниципального этапа  Всероссийской предметной  олимпиады по русскому языку: победители: 

Наумова Ксения, 10 кл,

Яругина Анна, 11кл.

Призеры: Хаметсафин Камиль, 5 класс,

Яругина Анна, 10 кл; Тарасова Ульяна, 9 кл).

- стабильные результаты качества знаний по русскому языку от 52% до 62%;

- Бокарева Елизавета (11класс) – 81 балл по русскому языку.

  - Яругина Анна (10 класс) – призер Всероссийского конкурса сочинений, муниципальный уровень

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

элективный курс в рамках заявленной темы;

-открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки ( контрольно – измерительные материалы и др)

Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материал, , а также видео и фотоматериалы

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка



Предварительный просмотр:

Разработка урока  русского языка для учащихся 6 класса,

учитель Самаренкина Татьяна Николаевна

 Тема:  Количественные и порядковые имена  числительные.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о правописании порядковых и количественных имен числительных.

Задачи:

  1. Обобщить  знания  учащихся  по данной теме.
  2. Закрепить орфографические навыки правописания числительных.
  3. Продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
  4. Формировать у учащихся чувство  гордости к своей Родине.

 Формирование  метапредметных УУД:

Коммуникативные:

  • формирование навыков  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной,  парной и групповой  работы,
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: 

  • формирование  навыков  контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • внесение  необходимые дополнений и корректив   и определение способов действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

 Познавательные

  • объяснение языковых явления, процессов, связей и отношений, выявляемые в ходе исследования предложений,
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

.Планируемые результаты:

Ученики  научатся применять  знания о  порядковых и количественных числительных в практике  их правописания  в соответствии с орфографическими нормами русского языка.

Ученики получат  возможность

  • извлекать необходимую информацию из словарей и дополнительных источников;
  • использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Тип урока  урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока:  урок-путешествие.

Класс: 6

Оборудование: мультимедийный проектор, словари.

Межпредметные   связи: география, математика, история.

Ход урока:

  1. Организационный  этап.

Этап мотивации.

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

 Русский ведь язык у нас!

 Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку. О какой части речи мы продолжим разговор на уроке.  Сформулируйте  тему нашего урока.

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только.

Эти вопросы: который? и сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

 Как его звать, кто скорей догадается?

Ученик. Тема нашего урока «Имя числительное».

Учитель. Сегодня мы продолжим работу по теме «Имя числительное».   Используя слова «закрепить», «повторить» сформулируйте цель нашего урока.

Ученики формулируют цель урока.

Учитель. Почему нужно знать тему «Имя числительное». В каких  жизненных ситуациях вам пригодятся знания об имени числительном?

Ученики высказывают свои мысли.

  1.  Актуализация знаний.

Учитель.  Используя просмотровое чтение раздела «Морфология. Имя числительное. Культура речи», вспомните ключевые слова теоретического материала. Работая группой, составьте кластер по теме «Имя числительное». Отведенное время- 3 минуты.

Ученики составляют кластер.

Учитель. Какая группа готова представить результат работы?

Ученики представляют свой кластер.

Учитель. Какая группа желает дополнить кластер предыдущей группы? Используя ручку другого цвета, дополните положения своего кластера, если в нем был представлены  не все понятия.

Ученики выполняют работу.

  1. Обобщение и систематизация знаний 

Учитель.  Урок у нас необычный. Мы совершим путешествие. Маршрут нашего путешествия  Старое Мокшино- Казань- Сочи.   Выработаем правила поведения по пути следования маршрута.

Ученики предлагают правила поведения.

  1.  Выполнил задание сам, не мешай работать другим.
  2. Уважай мнения одноклассников.
  3. Забыл правило,    загляни в учебник.
  4. Оценивай себя и своего партнера в  «Листе оценивания» объективно.

  Учитель. Чтобы начать наше путешествие, необходимо выполнить первое задание.  

Выборочный диктант.  Прочитайте словосочетания.  Выпишите  словосочетания, которые содержат числительные. Объясните другу справа   свое решение. Назовите  изученные вами орфограммы. 

Получить пять,  принести  в дневнике пятерку, распределиться по трое, малышу  шесть лет, пятилетний малыш, пятый по счету, пятерка по музыке, восемь рублей.

Учащиеся выполняют задания.

Учитель. Проверьте работу друга, опираясь на эталон.

Взаимопроверка по эталону. ( Получить пять,  малышу  шесть лет, пятый по счету, восемь рублей. Орфограммы; правописание ь в числительных. Правописание предлогов с другими словами).

 Учитель. Все  справились с заданием?  Молодцы. Мы можем смело  начать движение по маршруту.  Пункт отправления – село Старое Мокшино .

Чем является для вас село Старое Мокшино?

Ученик.   Старое Мокшино- моя  малая   родина.

Учитель. Запишите это предложение и выполните его  синтаксический и пунктуационный разбор.

 (Один из учащихся работает у доски, остальные- в тетрадях)

Учитель.   Проверьте   работу. Все справились с заданием? Молодцы. Продолжаем нашу работу.

Задание 3.  Прочитайте текст.  Определите тему текста. Запишите числительные в тетради. Первая группа учащихся отмечает  количественные числительные; вторая- порядковые. Объясните правописание числительных. Какие еще орфограммы встречаются в тексте.

Село Старое Мокшино  было образовано  в 1697 году чувашскими крестьянами из разных уездов.  Первые жители Мокшина поселились на берегу  реки Сульча и вдоль  Шишкиного оврага. С тех пор прошло 319 лет. Деревня развивается.  На её территории, в 30 м от дороги,  возвышается новый памятник участникам Великой Отечественной войны, открытие которого состоялось 9 мая 2010 года.  Недалеко от памятника расположилась  великолепная Троицкая церковь.  Её открытие сотоялось17 сентября 2011 года.  А 30 июня 2012 года зажурчал кристальной водой благоустроенный  родник.

 (Ученики записывают числительные. Группы  выполняют поставленную задачу.  Один из членов группы зачитывает ответ.  Члены другой группы следят за правильностью высказывания и оценивают деятельность группы).

Проверяем выполнение работы по эталону

Количественные числительные

Порядковые числительные

Триста девятнадцать лет;

тридцати метрах.

 В тысяча шестьсот девяносто седьмом году;

первые;

девятого мая;

две тысячи десятого года;

семнадцатого сентября;

две тысячи одиннадцатого года;

тридцатого июня;

две тысячи двенадцатого года

Учитель. Молодцы. Продолжаем наше путешествие.  Следующая остановка – город Казань. Какое грандиозное спортивное событие состоялось  в 2013 году в Казани?

Ученик.  Летом 2013 года в Казани прошла Универсиада.

Учитель. Что такое Универсиада. Определите  лексическое значение слова по Толковому  словарю .

Ученики работают со словарем.

Учитель. Универсиада имеет свой флаг и эмблему. Рассмотрите их.  Известно ли вам  их значение?  Какое число объединяет изображения на флаге  и эмблеме Универсиады

Ученик. Число пять объединяет изображения на флаге  и эмблеме Универсиады.  

 Учитель.  Выполните  морфологический   разбор числительного «пять» ,  используя алгоритм  разбора.  Проверьте выполнение работы по эталону.

Учитель. Мы успешно справились с заданием, и всей группой продолжаем путь. Но сидеть в автобусе без движений  долгое время  трудно. Нужно провести  разминку.

Физкультминутка. 

 Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Учитель. Какие числительные использованы во время проведения  разминки?

Учитель. Мы и не заметили, как прибыли  в Сочи.   Сочи- столица ХХII зимней Олимпиады.  Нам предложили прочитать рекламу,   которую написал  Петя Ошибкин, наш старый  знакомый.  Все ли слова записаны верно? Исправьте все ошибки. Обоснуйте свое мнение.

 ( Ученики читают текст, написанный на доске.  Называют ошибки и исправляют их).

 Здраствуйте уважаемые  гости нашего города. Мы рады приветствовать Вас  Город Сочи была основана  двадцат первого  апреля  тысяча восемсот тридцат восьмого года как форт Александрия.  Сочи разпаложена в зоне влажных субтропиков.  Сочи был выбран cталицей  двадцать второй  зимней Алимпиады на  сто девятнадцатой сессии МОК в городе Гватемала  четвертого  июля  две тысяча седьмого  года.  Спортсмены со всего мира будут соревноватся в Олимпийском парке.  Ждет посетителей и главная Олимпийская Диревня.

         Сочи - популярный курорт. В муниципальном образовании город-курорт Сочи насчитываеться  четыресто пятьнадцать тысячь  жытилей.

        Жду Вас на стадионах и катках города.  

                                                                                            Петя ошыбкин.                      

Эталон.  Здравствуйте, уважаемые  гости нашего города. Мы рады приветствовать Вас.  Город Сочи был основан  двадцать первого  апреля  тысяча восемьсот тридцать восьмого года как форт Александрия.  Сочи расположен в зоне влажных субтропиков.  Сочи был выбран столицей  двадцать второй  зимней Олимпиады на  сто девятнадцатой сессии МОК в городе Гватемала четвертого  июля  две тысячи седьмого  года. В Сочи спортсмены со всего мира будут соревноваться в Олимпийском парке.  Ждет посетителей и главная Олимпийская Деревня.

         Сочи - популярный курорт. В муниципальном образовании город-курорт Сочи насчитывается  четыреста пятнадцать тысяч  жителей.

         Жду Вас на лыжне  и катках города.  

                                                                                            Петя Ошибкин.                        

Учитель. Какова основная тема текста?  Что нового вы узнали из текста?

Ученики отвечают на вопросы.

  1.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель. Мы узнали много нового о спортивных столицах нашей Родины. Нужно  возвращаться домой.  Но это смогут сделать только те, кто без ошибок выполнит следующее задание (работа по карточкам).

Задание. Прочитайте математические примеры. Проговорите их  соседу  по парте.   Запишите примеры в тетрадях, заменяя  числа словами.

 65+9

645-8

154+90

Учитель.  Проговорите примеры вслух хором.

Исправьте ошибки.

(Самопроверка,  самооценивание.  Критерии оценивания отражены на слайде).

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель.  Мы благополучно вернулись домой. Здесь нас ожидает выполнение домашнего задания.

 Те,  кто не ошибся при выполнении заданий классной работы, выбирают задания:

Задание 1. В 2017 г  исполняется 150 лет со времени основания школы в селе Старое Мокшино. Используя материалы школьного музея, исторические документы, воспоминания жителей, напишите сочинение-миниатюру «История моей школы». В творческую работу включите порядковые и количественные числительные.

Или

Задание 2. Используя материалы стенда «Наши успехи в спорте», напишите  сообщение о  спортивных достижениях наших школьников.

В творческую работу включите порядковые и количественные числительные.

Те, кто  ошибся при выполнении заданий   классной работы, совершите виртуальное путешествие в Арктику. Для этого  выполните упражнение 385 ( «Отечество мое Россия. Арктика»). Спишите один из абзацев, в котором есть числительное,  замените цифры словами.

VII.  Рефлексия.

Учитель.  Проанализируйте свою деятельность на уроке.

Выберите предложения и продолжите их

  1. Сегодня на уроке  узнал(а)….
  2. У меня сегодня получилось….
  3. С заданием … мне было нелегко справиться.
  4. Из полученной на уроке информации мне особенно запомнилось…
  5.  Я хотел(а) бы поблагодарить …. за….

Учитель. Как оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте себе отметку за урок, опираясь на «Лист самооценки»

  1. Выставление оценок и их комментирование.

       


Предварительный просмотр: