Страница для родителей.
Уважаемые родители. Предлгаю вам материал, который поможет в воспитании ваших детей. Буду рада ответить на ваши вопросы и увидеть ваши коментарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok_chitaet.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок читает, но медленно. Как же сделать так, чтобы он читал быстрее. Да и в школе требуют прибавление скорости чтения.
Попробуйте следующие упражнения.
Читайте по очереди - ребенок слово, вы слово. Вы читайте все быстрее и быстрее. Можно читать по два слова.
Читайте синхронно. Начинаете читать со скоростью, комфортной для ребенка, постепенно вы наращиваете скорость, как с горки катитесь. Все быстрее и быстрее, до тех пор, пока ребенок успевает за вами. Меняйте скорость, быстрее, медленнее. Варьируйте. Обратите внимание ребенка на то, что вы постоянно меняли скорость. Заметил ли он это?
Читаем за минуту. Засеките время, ребенку надо читать в течении минуты. Подсчитайте количество слов. Предложите снова прочитать этот же текст, так же засекая время, опять на чтение 1 минута, но скажите ребенку, что читать надо дальше, продолжать читать до слова стоп. Второй раз будет больше слов. Опять подсчитайте. Так можно сделать три раза. Это упражнение показывает ребенку, что он МОЖЕТ читать быстрее.
Читаем на время по очереди. Выбираем текст, сначала читает ребенок в течении одной минуты. Считаем слова. Затем этот же текст читаете вы сами в течении минуты, но не с максимальной скоростью, чуть быстрее ребенка, тоже считаете. Затем предлагаете ребенку прочитать тот же текст, тоже в течении минуты максимально быстро. Сможет ли он прочитать больше слов? Пусть это будет как соревнование.
разработал профессор И.Т. Федоренко. Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.
Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14) и т.д.
Я предлагаю вниманию учителей начальных классов готовые презентации текстов зрительных диктантов, которые можно использовать на уроках чтения или русского языка.
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
1 | Набор №1 (Приложение 1) Тает снег. |
8 |
4 |
1 | Набор №2 (Приложение 2) Трещат морозы. |
12 |
6 |
1 | Набор №3 (Приложение 3) Прилетели птички. |
15 |
8 |
1 | Набор №4 (Приложение 4) Дятел долбил дерево. |
17 |
8 |
1 | Набор №5 (Приложение 5) Солнышко светит и греет. |
20 |
6 |
1 | Набор №6 (Приложение 6) Зимой река покрылась льдом. |
23 |
5 |
1 | Набор №7 (Приложение 7) Небо покрылось серыми тучами. |
25 |
4 |
1 | Набор №8 (Приложение 8) Идёт дождик. | 1 0 |
5 |
1 | Набор №9 (Приложение 9) Вода в море солёная на вкус. |
22 |
7 |
1 | Набор №10 (Приложение 10) Москва – столица нашей Родины. |
24 |
5 |
1 | Набор №11 (Приложение 11) Весело колосится густая рожь. |
25 |
4 |
1 | Набор №12 (Приложение 12) Мальчики принесли сухих веток. |
26 |
4 |
1 | Набор №13 (Приложение 13) Давно скосили и убрали луга и поля. |
28 |
4 |
1 | Набор №14 (Приложение 14) Поднялась за рекой большая серая туча. |
32 |
4 |
1 | Набор №15 (Приложение 15) Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. |
34 |
4 |
1 | Набор №16 (Приложение 16) В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. |
36 |
5 |
1 | Набор №17 (Приложение 17) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. |
38 |
5 |
1 | Набор №18 (Приложение 18) Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. |
42 |
7 |
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому- либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на три группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1.Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
19. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3.Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
16.Чтение по ролям.
17.Чтение по ролям без слов автора.
18.Инсценирование.
19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.
При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.
Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.
Банк заданий постоянно пополняется. В следующем учебном году начатая работа будет продолжена.