: « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».
Методическая разработка открытого урока « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ». Урок проведён в игровой форме с использованием инструментов шумового оркестра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zonalnyy_otkrytyy_urok.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств станицы Крыловской
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».
Преподаватель Шумакова Вера Вячеславовна
Дата проведения 28 ноября 2012 года
Станица Крыловская
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса фортепианного отделения на тему: «Развитие ритмического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы». Дети приняты в школу без подготовительного отделения, возраст – 1,2,3 классы общеобразовательной школы. Некоторые даже ещё не умеют читать. Мы, покажем вам, чему научились за три месяца учёбы, покажем то, над чем упорно работаем.
В класс входят дети.
Здравствуйте, ребята! Я вас всех очень рада видеть. К нам на урок пришли уважаемые гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы умеете работать и чему вы научились на уроке сольфеджио.
- Наш урок мы хотим начать с приветственной песни:
(на мотив «Вместе весело шагать» В. Шаинского)
Припев:
В гости к нам сегодня всех приглашаем – 3 раза
Для гостей своих урок начинаем – 3 раза.
1 куплет
Хоть поверьте, хоть проверьте, обойди весь свет
Лучше школы, лучше школы даже в мире нет.
Улыбаясь нашей песне доброй и простой,
Посмотрите, с нами вместе пляшет шар земной.
Припев:
В школе мы своей живём и не тужим - 3 раза
Здесь мы с музыкою все очень дружим – 3 раза.
- Коммуникативная игра «Знакомство».
Ребята, давайте мы сейчас поиграем в игру «Знакомство». Каждый по очереди назовёт своё имя (по слогам) и украсит его каким-нибудь звучащим жестом: хлопать, топать, шлёпать или щёлкать. «Инструмент» (звучащие жесты) каждый выбирает сам.
Аделина, Машенька, Настя, Анастасия, Виктория, Денис, Владимир.
- Давайте наш урок начнём с повторения. Дети берут осенние листья, на которых написаны правила.
4. Сегодня главным будет на уроке ритм, этот удивительный, занимательный, весёлый и такой разнообразный метроритм.
Ребята, так что такое метр? (Это музыкальный пульс, это шаги-доли, которые слышны в музыке), так как же шагают доли? (равномерно, без остановки, одинаково).
Поиграем в метроном,
Ты собачка, а я гном.
Метр, метр, метроном,
Это доли скачут в нём.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Послушайте, как ровно стучит метроном. Ребята, давайте встанем и заведём пульс, будем раскачиваться как маятники вправо – влево. Мы как часы, которые не спешат и не отстают. (Дети соединяют перед собой руки в замок и под музыку изображают качание маятника метронома) Фонограмма № 2
А что же такое ритм? (это движение в музыке нот различной длительности).
Мы сейчас споём нашу любимую песенку про ритм. Только давайте договоримся, во время проигрыша (там, где у нас звучит музыка без слов) мы будем играть на шумовых инструментах. На 1-ый проигрыш мы покажем музыкальный пульс, будем показывать как шагают доли, а во время второго будем отмечать только сильные доли.
Песенка про ритм
- Из длительностей сложен – ритм, ритм, ритм,
Отточен и надёжен – ритм, ритм, ритм.
Когда рисует звуки - ритм, ритм, ритм,
Играют наши руки - ритм, ритм, ритм.
- Всех нас объединяет – ритм, ритм, ритм,
Успешным он бывает - ритм, ритм, ритм.
Ну что это за чудо – ритм, ритм, ритм,
Игру мы нашу любим - ритм, ритм, ритм.
- Усталости не знает – ритм, ритм, ритм,
И скучным не бывает - ритм, ритм, ритм.
Держать необходимо – ритм, ритм, ритм,
Ведь это наш любимый - ритм, ритм, ритм.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ритм живёт везде: в биении нашего сердца, в природе, в словах, в часах и, конечно же, в музыке. Мы с вами знаем, что ритм состоит из различных длительностей. Какие длительности нот вы знаете?
Если нота белая – это нота целая.
Половинки по косе отличат от целой все.
Четвертушки все чернушки,
А восьмые остроушки.
Если ушки распрямить,
Можно их соединить.
6. Давайте поиграем в игру «Колокольный звон» (карточки колокола)
Какая нота по длительности нужна нам для того, чтобы изобразить звучание большого колокола? (самая длинная – целая нота) Среднего? (средние – половинные ноты) Ещё меньше? (четвертные ноты). Маленьких колокольчиков? (короткие – восьмые нотки)
Фонограмма № 1. Сначала вступает целая нота - большой колокол – до-о-о-он, затем поменьше - половинная – до-он,до-он, четвертные – дон - дон и восьмые – ди-ли, ди-ли. По показу колокола вступают поочерёдно.
7. Игра « Подскажи коту, как правильно разделить сардельки – длительности, чтобы ему хватило еды на завтрак и на обед. ( Из различных длительностей сложить целую ноту)
8. Ритмическое остинато.
Внимание, а теперь загадка на сообразительность: Какого животного можно охарактеризовать музыкальным термином остинато?
А. Лису. В. Волка. Б. Осла. Г. Пчелу.
(Ведь по-итальянски ostinato - значит «упрямый». Остинато в музыке - это многократное повторение мелодической или ритмической фигуры). Ребята, давайте споём песенку про остинато и гамму до мажор. Петь гамму мы будем половинными длительностями и хлопать ритмическое остинато. (какое выбрать остинато покажет нам ритмический кубик)
Кто хочет бросить кубик и выбрать ритм для остинато? Проговори ритм или прохлопай.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знают многие ребята
Что такое остинато.
Ритм настойчив и упрям
Постараться надо нам.
8. Я предлагаю вам поиграть с ритмическими карточками. Внимательно слушайте мелодию попевки и находите карточки с подходящим ритмическим рисунком. («Два кота»)
9. Работа с нотным текстом. На доске написан текст без размера и деления на такты.
Ребята, попробуйте угадать песенку. Её мелодия написана на доске. Сначала, пожалуйста, внимательно слушайте и следите за нотным текстом.
Маленькой ёлочке.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания:
- обратить внимание на движение мелодии;
-сольфеджировать с тактированием по колену (сильная доля ладонью, а слабая горстью);
- выделить сильные доли;
- расставить тактовые чёрточки;
- определить размер.
10.Игра «Зевака - торопыга». Выбирается короткая мелодия. Дети стоят по кругу, каждый хлопает только один звук. Тот, кто опоздал или поторопился, выходит из игры. (Василёк)
11. Чтение ритмической партитуры из «Ритмического сольфеджио» О.Л.Берак. (на доске)
12.Игра «Оркестр». Каждый выбирает карточку – паровозик с ритмическим рисунком.
Ребята, наш урок подходит к концу. Пора отправляться домой. За нами приехал весёлый паровозик, выбирайте вагончики.
Фонограмма № 7
Игра шумового оркестра, каждый исполняет свой ритм.
Материалы для урока:
- цветные мелки;
- диск;
- метроном;
- шумовые инструменты;
- карточки «Колокола»
- ритмический кубик;
- ритмические карточки;
- плакат с песней.