Обобщение опыта "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

 

Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

 

Содержание:

1.    Наименование опыта: «Формирование основ безопасности у детей

с общим недоразвитием речи через дидактические игры» …………….…3

2.    Условия возникновения и становления опыта …………………….…….3

3.    Актуальность опыта ……………………………………………………..3-4

4.    Теоретическая база опыта ………………………………………………4-6

5.    Новизна опыта …………………………………………………….………6

6.    Ведущая педагогическая идея ………………………………………….6-7

7.    Технология опыта ………………………………………………..…….7-13

 

1.     Наименование опыта:

Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

 

2.     Условия возникновения и становления опыта.

Опыт сформировался в условиях МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка» на базе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. МБДОУ находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.У автора подобран необходимый дидактический материал, что позволило начать работу по формированию основ безопасности через дидактические игры.

 

3.     Актуальность опыта

В настоящее время, формирование основ безопасности у дошкольника, как никогда актуальна и значима в условиях дошкольного образования.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства.  «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.  Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

Именно поэтому актуально в современном дошкольном образовании формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры. Так как в дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить свой собственный опыт. Игры и упражнения, в которых дети действуют путём проб и измерений, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует представления по основам безопасности.

 

4.     Теоретическая база опыта

Автор основывается на технологию «Воспитание и обучение детей с проблемами» В.Мясищева, её целевые ориентации:

·        коррекция отклонений, имеющихся в развитии;

·        создать положительную Я – концепцию, снять синдром неудачника;

·        подвести ребенка к процессу самовоспитания;

·        формировать адекватную самооценку;

·        развивать интеллектуальные способности;

·        адаптироваться в коллективе, включаться в социальные и внутри-коллективные отношения;

·        охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психологического здоровья;

·        педагогизировать игровую среду, создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.

Общие подходы к реализации технологии:

·        партнерство и преемственность всех заинтересованных членов образовательного процесса;

·        комплексность и целостность коррекционных мероприятий;

·        индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация программ развития детей с общим недоразвитием речи;

·        диагностический подход; глубокая – педагогическая и медико-социальная диагностика детей, мониторинг развития;

·        учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, этапность, последовательность и преемственность;

·        профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;

·        оптимистическая гипотеза ориентация на позитив в поведении ребенка;

·        принцип гуманизма гуманно-личностный подход, оказание ребенку необходимой поддержки в адаптации к социальным условиям;

·        принцип адаптивности воспитания к уровням и особенностям развития и подготовленности детей;

·        педагогизация окружающей среды интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи и детского сада;

·        включение в воспитательно-образовательный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальный действенно – практической и эмоциональной.

Кроме того, формирование основ безопасности дошкольников осуществляется на основе научных трудовН.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.  

Основные подходы труда Н.Н. Авдеевой реализуются через соблюдение следующих принципов:

·        принцип полноты -  содержание программы должно быть реализовано по всем разделам;

·        принцип системности - работа должна проводиться в системе, целый учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня;

·        принцип сезонности;

·        принцип учёта условий городской и сельской местности - у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы ДОУ;

·        принцип возрастной адресованности;

·        принцип интеграции - содержание программы реализуется как в процессе регламентированной деятельности (по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию), а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;

·        принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы;

·        принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.

 

5.     Новизна опыта

Проводится целенаправленная работа по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры. Она включается в виде игровых упражнений в занятиях и дидактических игр в свободное время. Новизна опыта заключается в создании перспективного плана и изготовлении дидактических игр, упражнений.

 

6.     Ведущая педагогическая идея опыта

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. (Герман Константинович Селевко, профессор Ярославского областного института развития образования, доктор педагогических наук). В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·        развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

·        самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

·        диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

·        коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности. Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. И именно игра как ведущий вид деятельности обеспечит формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

 

7.     Технология опыта

Одним из средств формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи является дидактическая игра.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольном периоде определяется рядом причин:

·        ведущей ролью игровой деятельности в дошкольном возрасте. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы -это важный и наиболее адекватный путь в обучении.

·        наличием возрастных особенностей у детей, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольного развития памяти, преобладанием наглядно-образного мышления.

 

Дидактическая игра имеет определённую структуру (Е.В.Карпова). Структура –это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

·        дидактическая задача;

·        игровая задача;

·        игровые действия;

·        правила игры;

·        результат (подведение итогов);

 

При проведении игр автор сохраняет все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

 

Требования к дидактическим играм:

·        каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;

·        в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;

·        дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Классификация дидактических игр, используемых автором: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. Дидактические игры:

·        знакомят ребенка с источниками опасности в быту, уточняют и систематизируют полученные знания;

·        формируют умение действовать в тех или иных ситуациях, знакомят с необходимыми действиями в случае опасности;

·        формируют умение различать потенциально опасные предметы.

 

Автором определена основная цель работы по проблеме– создание условий для формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

Задачи:

·        Разработать критерия диагностики уровня сформированности основ безопасности.

·        Организовать обследование по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи.

·        Формировать основы безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

·        Сформировать выводы по результатам проведения повторного обследования по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

·        Составить рекомендации по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

 

Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры осуществлялась автором поэтапно.

 

Первый этап – диагностический:

Задача: Организовать обследование по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

Средства: Диагностические методики по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

 

 

Второй этап– развивающий:

Задача: Формировать основы безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

Средства: Диагностические игры и упражнения.

 

Третий этап – итоговый:

Задачи:

·        Сформировать выводы по результатам проведения повторного обследования по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

·        Составить рекомендации по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

Средства:

·        Диагностические методики формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.

·        Рекомендации родителям.

 

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Данная проблема позволила определить развивающий этап деятельности и цель работы с дошкольниками:

·        формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности;

·        стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности;

·        повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи в работе с дошкольниками:

·        формировать знаний по ОБЖ;

·        развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях;

·        воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;

·        развивать умения предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты;

·        расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

·        формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

·        развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе;

·        способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника.

 

Задачи в работе с родителями:

·        знакомить родителей с работой по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

·        повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

·        воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

·        создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт».

 

В своей работе автор опирался на содержании программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности деятельность осуществлялась по разделам: 

1.     Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

 

2.     Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

·        правила поведения в природе (знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями);

·        правила поведения при общении с животными;

·        съедобное, несъедобное.

 

3.     Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

·        огонь наш друг, огонь наш враг;

·        опасные предметы;

·        зимние забавы;

·        опасные предметы дома (электрочайник, утюг);

·        в детском саду (соблюдение правил поведения в детском саду);

·        детям нужно это знать (о правилах пожарной безопасности).

 

4.     Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи:

·        бережем свое здоровье;

·        как устроен мой организм;

·        мойдодыр (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания);

·        соблюдаем режим дня;

·        правильное питание;

·        закаливание;

·        о правильном питании и пользе витаминов.

 

5.     Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

 

6.     Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения:

·        безопасность на дороге (подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения);

·        правила поведения на улице;

·        твои помощники на дороге-дорожные знаки;

·        правила поведения в транспорте.

 

На развивающем этапе для формирования основ безопасности у дошкольников с общим недоразвитием речи через дидактические игры был составлен перспективный план занятий и мероприятий, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, который состоит из 2-х разделов: 1 раздел - программное содержание; 2 раздел - совместная деятельность.

Перспективное планирование предусматривало решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

·        организованная деятельность;

·        совместная деятельность;

·        самостоятельная деятельность.

Это обеспечивало глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности.

Перспективный план реализовывался автором в таких дидактических играх как «Что делать, если случится беда?», «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку» и т.д.

Материал отобран автором с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

 

1 ступень:

·        заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности; В

·        выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года;

·        выяснить знания родителей о безопасной жизнедеятельности, выявить запросы родителей по укреплению здоровья детей.

2 ступень:

·        введение правил в жизнь детей,

·        показ разнообразия их проявления в жизненных ситуациях,

·        тренировка дошкольников в умении применять эти правила.

3 ступень:

·        на основе усвоенных знаний и умений осознанное овладение реальными практическими действиями.

 

Работа, по формированию основ безопасности, проводилась автором один раз в неделю (во второй половине дня) в соответствии с перспективным планом. В нее включались дидактические игры, упражнения, рассматривание иллюстраций. Вся деятельность проводилась в тандеме с речевым материалом- для закрепления знаний программных задач и обогащения словарного запаса -это веселые стихи – предостережения, загадки сказки, в которых герои нарушают правила собственной безопасности, с помощью которых легче усваивался нужный материал. Все это концентрирует внимание, активизирует память, повышает познавательную активность детей, развивает кругозор, обобщает знания детей. Планирование всех видов деятельности объединялось одной темой, в рамках «Тематической недели» - «Наш город», «Наша улица», «Транспорт», что позволяло детям как можно лучше усвоить материал. Полученные знания закрепляли, не только в дидактических играх, но и в повседневной жизни, спортивных конкурсах, развлечениях. Чтобы усвоить нужный материал, активизировать внимание детей, побудить их к деятельности всегда создавалась игровая мотивация.

 

Формы работы с родителями:

Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи автор привлекает родителей к активному участию в педагогическом процессе через:

·        совместные рисунки, поделки для выставки;

·        совместные рисунки для альбомов;

·        помощь в изготовлении атрибутов для игр;

·        совместные развлечения и досуги;

·        совместные прогулки;

·        родительские собрания;

·        индивидуальные консультации по запросам родителей;

·        оформление стендов и родительских уголков;

·        анкетирование;

·        выставки детских работ с родителями;

·        цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», и др.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, автор работал в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом - психологом, используя в работе следующие формы:

·        совместное планирование;

·        открытые просмотры;

·        развлечения, праздники.

 

Список используемой литературы

1.     Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985

2.     Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст]– М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – с. 3-6.

3.     [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanie-osnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.html.

4.     Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Учебно – методическое пособие по основам безопасности. изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

5.     Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.

6.     Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240с.