Занятие по математике

 

Интегрированное занятие мир природы и математика в подготовительной к школе группе

«Осенняя мозаика»

 

Программное содержание:

  • Обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года, об осенних явлениях в природе;
  • Учить устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми явлениями и понятно для окружающих рассказать об увиденном;
  • Развивать речевую активность, учить логично, полным предложением отвечать на поставленный вопрос;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, воспринимать красоту осенней природы;
  • Продолжать учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание;
  • Закрепить представление о структуре задачи (условие и вопрос);
  • Учить отвечать на вопрос задачи и решать её;

 

Ход занятия:

«Снега нет, но холодает,

Лист деревья покидает,

Скрылось в тучах неба просинь,

Это время года…»  (осень)

 

-Как  вы догадались, что эта загадка про осень? Докажите.

Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в осенний лес?

Вправо-влево повернись в осеннем лесу окажись…..

                           (три картины про осень)

На дворе осень. Осень бывает разная. А вот какая сейчас осень? (поздняя). Давайте поиграем в игру «Большой экзамен» и поговорим об осенних месяцах. Вставайте в кружок.

В каком месяце осень начинается? Каким месяцем осень продолжается? В каком месяце осень заканчивается? Загадайте загадку об осеннем месяце, название которого начинается со звука «с».

«В каком месяце лето кончается, осень начинается?» (в сентябре)

Загадайте загадку об осеннем месяце, название которого начинается со звука «о».

«Всё мрачней лицо природы, почернели огороды.

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился?»  (октябрь)

 

Загадайте загадку об осеннем месяце, название которого начинается со звука «н».

«Поле черно-белым стало, и уже похолодало.

Мёрзнет в поле озимь ржи, что за месяц подскажи?»   (ноябрь)

Назовите осенний месяц, который есть между сентябрём и ноябрём? А сколько у осени месяцев?

 

Психогимнастика: «Лети, лети, лепесток…..»

  -представьте, что сейчас тёплая осень;

  -………………………..холодная осень;

 

Давайте присядем на пенёчки, отдохнём.

Скажите, какое время года наступит после осени?

Какое время года было перед осенью?

Сколько всего времён года? Назовите их. (выкладываю их кружочками-символами)

Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу наступила зима?

Как вы думаете осень это плохо или хорошо?

Давайте докажем, что осень это плохо для людей и природы, и наоборот, что осень это хорошо. Игра «Хорошо – плохо»

(что хорошо выкладываем солнечными лучами, что плохо – капельками дождя)

А всё-таки, ребята, нужна осень или нет? Почему?

Природа поздней осенью становится унылой, скучной, серой.

Показываю картинку и прошу составить по ней загадку.

Давайте составим загадку про то, что увидели на картинке.

Что мы составили? (задачу) Показываю лист на котором написано- задача.

Из каких частей состоит задача и как называются эти части?

Условия (читаем по листу)

Вопрос (читаем по листу)

Повторите условие нашей задачи.

Повторите вопрос нашей задачи.

Составьте задачу.

Кто даст ответ на вопрос задачи?

Физкультминутка «Листики»

(вставайте в кружок. Я - дерево, вы мои листочки. Подул ветер, ветер подул сильнее, очень сильный ветер подул)

Появляется Мишутка.

Мишутка: Кто это по лесу гуляет, задачи какие-то решает, мне спать мешает.

Дети: Это мы. Извини нас, Мишутка, мы и забыли, что ты в берлогу забрался и спишь уже.

Мишутка: Решите мою задачу. «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик?»

Дети отгадывают загадку –ножницы и объясняют, что это не задача, а загадка, потому что к ней нельзя задать вопрос.

Мишутка: Папа медведь научил меня слова придумывать. Вот послушайте: грустная, дождливая, унылая, хмурая (выкладываю на каждое слово прямоугольник – символ слова). Сколько слов я придумал? А теперь вы придумайте 3 слова про осень, какая она? (выкладываю прямоугольники – символы слов)

Сколько слов вы придумали? Считаем.

Мишутка: Я составлю  про то, что мы рассказали задачу, а вы послушайте:

Мишутка придумал четыре слова про осень, а дети придумали ещё три слова про осень. Сколько всего слов мы придумали?

Мишутка: Правильно я составил задачу?

Дети: правильно

Мишутка: Повторите условие моей задачи. А сейчас задайте вопрос. А теперь всю задачу повторите. Кто ответит на вопрос задачи? У меня есть цифры и математические значки, они помогут решить задачу. Давайте решим задачу. Молодцы!

А ещё папа-медведь задавал мне такие задачи, попробуйте и вы их решить:

  • Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать. Кто их сможет сосчитать?  (четыре)

 

  • На забор взлетел петух, разговаривает вслух:

«Помогите мне, друзья, сбился вдруг со счёта я:

Три зерна я съел вчера, а сегодня только два,

Помогите сосчитать, сколько зёрен съел я ?»     (пять)

 

  • Пять котят, да мама – кошка.

Сколько кошек на окошке?           (шесть)

Мишутка: Молодцы! В нашем лесу растут такие замечательные ягоды – шиповник (показ). Я заварил шиповник и сейчас вкусным чаем угощу вас и гостей. Пробуйте, угощайтесь.

Дети: Спасибо!

Педагог: Ребята, чему мы научили Мишутку?

Мишутка: Спасибо вам. Хорошо с вами, но мне пора засыпать.  До свидания.

Педагог: Замечательная получилась прогулка. А теперь и нам не помешает отдохнуть.