Методическая копилка

Воронова Ирина Александровна

Мастерклассы, конспекты занятий, консультации для педагогов, методический рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pedagogami.docx21.42 КБ
Файл rabota_s_roditelyami.docx25.88 КБ
Файл seminar.docx17.25 КБ
Файл plan_raboty.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

ПЛАН РАБОТЫ МАСТЕР-КЛАССА

Место проведения: детский сад «Самолётик»

«Развитие музыкальных способностей детей,

посредством игры на русских

народных инструментах»

        Введение в тему

  1. Теоретическая часть. Сообщение на тему «Развитие музыкальных способностей, посредством игры на русских народных инструментах».

  1. Практическая часть

а) отгадай загадку

б) узнай инструмент по звучанию

в) постановка исполнительского аппарата

г) освоение приемов игры на ложках

  1. Практические рекомендации

*   *   *

Семинар-практикум на тему:

«Развитие музыкальных способностей у детей посредством игры

на русских народных инструментах»

(районное методическое объединение)

    Одной из форм работы с одаренными детьми в нашем детском саду, является игра в ансамбле русских народных инструментах. На помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость.

   Наш ансамбль называется «Ложкари», т.к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля - дело очень сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс.

   Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

   Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:

I этап

а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

   Знакомя детей с новым инструментом, вначале всегда играю на нем сама, чтобы увлечь детей, показываю различные приемы (например: ложки, трещотки …).

б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.

   

Заинтересовав детей, получив от них согласие, заниматься в ансамбле, начинаю знакомить их с приемами игры на ложках. Это начинается II этап: Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.

   На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям детей. С этой целью провожу музыкально-дидактические игры и упражнения. Например: Игра «Оркестр», «Эхо», «Сыграй как я», «Матрешки» и др. Постукивания ритма заданного педагогом, ритмические импровизации и игры с палочками (Проигрывание с участниками семинара игр: «Сыграй как я» и «Матрешки»).

Далее знакомятся с основными приемами игры:

  1. Здравствуйте. (В 2 руках, в одной руке – здороваются друг с другом: коленями, плечами, полом, черенками ложек, холкой, локтем, стульчиков и т.д.).
  2. Маятник. (Скользящие удары ложкой о ложку).
  3. Мячики. (Двумя ложками по колену, отскакивают от колена, как мячики).
  4. Трещотки. (Между рукой и коленом).
  5. Тройка. (Рука – колено – вверх, колено – колено – соседа).
  6. Круг. ( Рука –плечо, плечо, колено)
  7. Четверка. (Рука – колено – холка пол).

Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любой последовательности.

        Следующий - III этап работы. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.

На этом этапе обращаю внимание детей на то, что будь то групповое исполнение или ансамбль, смотрится в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использую такой прием: даю детям возможность посмотреть и послушать со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся. Сама я в данном случае становлюсь рядовым участником ансамбля или дирижером.

Вот, давайте, и мы поработаем над исполнительским мастерством на примере русских народных песен: «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу».

Постепенно, чтобы придать ансамблю ложкарей красивую тембровую окраску и колорит, стали применять художественный свист и игру на других народных музыкальных инструментах (рубель, трещотки, колокольчик, шумелки и др.).

Например: Русская народная песня «Тень, тень, потетень» (1 часть - ложки, 2 часть - народный инструмент, подходящий колориту героя (Играем с участниками семинара)).

.- А также инструменты - самоделки: шумелки, звенелки, маракасы, ветерок, бомбази, румба и др.).

Дети очень любят играть на таких инструментах. Во -первых: они необычны, во - вторых: они изготавливают сами в детском саду или дома с помощью родителей, в - третьих: дети приносят атрибуты для изготовления таких инструментов.

Инструменты - самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. Мы сочиняем музыкальные сказки. Например: «Зимний лес» или озвучиваем стихи и песенки.

Особо одаренным детям, даже из числа участников ансамбля, даю творческие задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и переплетается с танцем или песней (Например: «Облака» муз. Шаинского).

Или предлагаю детям играть на трех ложках, используя такие приемы:

  1. Лягушка. (2 ложки в левой руке, в правой  1ю ложку прижимаем к ладони большим пальцем, 2ю кладем

между третьим и четвертым пальцем).

  1. Форшлаги,   (скользящие   удары   по   двум   ложкам третьей).
  2. Тремоло, (частые удары ложкой правой руки, между двумя ложками левой).

Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.

*   *   *



Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Семинар-практикум для родителей на тему:

 «Организация музыкальной деятельности в семье»

Содержание

Сроки

1. Оформление в доме музыкального уголка.

Цель: развитие музыкальных способностей ребенка

I квартал

2. «Что поют и слушают наши дети» (помощь в подборе фонотеки).

Цель: развитие певческих навыков, музыкального вкуса

II квартал

3. «У меня сегодня праздник» (как организовать День рождение в семье)

Цель: воспитывать любовь и дружеские взаимоотношения между детьми

III квартал

4. «Делаем сами своими руками» (рекомендации по изготовлению экспериментальных музыкальных инструментов, народных музыкальных инструментов)

IV квартал

Семинар-практикум для родителей на тему:

 «Сделаем сами своими руками»

Содержание

Сроки

1 занятие

  • введение в тему, общие сведения.

Практическая часть: изготовление  из пластмассовых бутылок, спичечных коробочек, и бумажных пакетов:  шумелок, шуршунчиков, музыкальных волшебных барабанов

ноябрь

2 занятие

  • рекомендации по изготовлению экспериментальных музыкальных инструментов.

Практическая часть: волшебные нити (связки из бубенчиков, скорлупы грецких орехов, фасоли, пуговиц и т.д.)

Творческая часть: обыграть готовые инструменты подобрать ритмический рисунок

февраль

3 занятие

Практическая часть: звучащие эспандеры, румбы, звенелки.

Творческая часть: выступление ансамбля «Ложкари» (показ приемов игры на экспериментальных самодельных музыкальных инструментах

май

*   *   *

«Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»

(выступление на родительском собрании)

 

        Сейчас в России остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если средства массовой информации пестрят о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»… Что-то изменилось в русском человеке? Конечно изменилось – потерялось, забылось в каждодневной суете.

        Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить  складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Думаю серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций.

        Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

        Произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с народным творчеством нужно начинать с раннего возраста, с потешек, с колыбельных песенок.

        Детям нравится когда берешь куклу на руки и нежным, ласковым голосом начинаешь припевать:

«Баю, баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белобока не скули,

Нашу Таню не буди».

        Чтобы  малыши быстрее запомнили потешку, можно показать, как громко лает собачка, что она может разбудить Таню. Можно дружно попросить «ты, собачка, не лай, белобока не скули»: после таких обыгрываний дети как правило быстро запоминают песенку и переносят ее в повседневную жизнь. Знакомство с потешками можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Нужно дать детям возможность рассмотреть игрушку, потрогать, а потом рассказывать о персонаже потешки, о ее особенностях. Обязательно объяснить значение новых слов, которые дети услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у детей уже сформировано представление о том, какое это красивое гордое животное:

«Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает…»

        Во время умывания, причесывания малышей можно приговаривать и такие песенки: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры «Дочки-матери»; как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

        Дети взрослеют. Потешки нужно подбирать с более сложным смыслом.  Детям уже ставится задача не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Например, дети учатся говорить, как лисичка, заяц, медведь и т.д.

«Тень, тень, потетень, выше города плетень

Сели звери на плетень, похвалялися весь деть…»

        В старшем возрасте нужно много внимания уделять сказкам, их нужно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это поможет понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Можно накинуть на плечи шаль или еще лучше надеть костюм бабушки или сказочницы. Начинать сказку можно присказкой:

За ступенькою ступенька – стоит лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка…

        Не нужно спешить задавать детям вопросы по содержанию сказки, интересно наблюдать, как ребята делятся впечатлениями друг с другом и вступают в беседу только тогда. Когда возникает спор или создается не верное понимание смысла сказки.

        Чтобы узнать, как дети запомнили сказку и поняли ее, можно подобрать соответствующие игрушки и внести в группу обращаясь к детям: «Из какой сказки пришли эти герои?» Вот здесь и может начаться беседа, в которой дети вспомнят события сказки, поступки героев, выяснится отношение детей к ним. Можно провести конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок. Самые лучшие работы отобрать на выставку для родителей. Очень интересно не объемные сказки драматизировать. Этот этап, я думаю, самый интересный. Обязательно использовать атрибуты, предметы ряжения и  полную самостоятельность детям. Дети, не занятые в драматизации будут зрителями. Довольны будут все. Можно прослушивать сказки в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, насладиться нежностью, наивностью народного языка.

        Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,  но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку, напомнить медлительному ребенку: «Семеро одного не ждут». Или ребенок оделся не так аккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события.

«Весна красна цветами,

Осень красна – плодами»

«Март с водой, апрель с травой».

А сколько пословиц о труде, которые можно использовать в повседневной жизни.

«Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Кончил дело, гуляй смело» и т.д.

        Чтобы лучше запомнить пословицы, можно предложить детям предметы или сюжетные картинки и предложить назвать соответствующие по замыслу пословицы. Для закрепления можно использовать игры – соревнования между девочками и мальчиками «Продолжи пословицу» или «Кто больше назовет пословиц» на какую-либо тему. Например о дружбе.

Девочки: Человек без друзей что дерево без корней.

Мальчики: Дружба и братство дороже богатства.

        Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек и для каждой подбирается загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры, грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка».

        Дети быстро отгадывают если предмет перед глазами. Можно начинать занятие загадкой. Дети отгадывают что они будут рисовать или лепить. На прогулке когда дети наблюдают за деревьями, птицами и т.д. предложить соответствующие загадки: «Сияют в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички», «Нет ног, а идет».

        Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире можно проводить игры: «Кто и что это?», «Я загадываю, а ты отгадай»,. Много радости доставляют детям загадки «Подскажи словечко», «Летом в болоте ее вы найдете», «Зеленая квакушка это – лягушка».

        Дети очень любят вечера загадок или когда приходит в гости бабушка-загадушка, или сценки: «Загадки на грядки». Чтобы не пропадал у детей интерес к этим видам деятельности можно организовать прямо в группе развлечение. Пригласить малышей к себе или самим к ним сходить с обыгрыванием потешек или песенок, показать драматизацию сказки. Такие развлечения как на «Бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит», «Посиделки мы проводим».

        Колыбельные несли в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», народная мудрость. Можно сказать, что народная  педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это «душа» музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную ребенок получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь матери, бабушки или того кто ее исполняет, составляющие стихию колыбельных.

        Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная, в которой мать с ласкою обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми. У ребенка возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. В колыбельной отражалась  тревоги  матери о ребенке, каждодневные заботы: как одеть, чем накормить. Стремление повернут к ребенку  светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

        Исследователи фольклора (Аникин и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам, о чем свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста:

«Спи по ночам,

Расти по часам!»

«Ты спи, усни,

Угомон тебя возьми»

        Иногда в колыбельной запугивают плачущего ребенка страшным букой, старичком, волчком, чтобы овладеть его вниманием:

«Придет старый старичок

Хворостинкой посечет».

«Придет серенький волчок и ухватит за бочок».

        Есть много колыбельных которые содержали обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

«Баю, баю, баиньки,

Скатаем Насте валенки…»

        Особенно часто встречается обращение к коту:

«Шел котик во лесок,

Нашел котик поясок».

        В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы безусловно что-то невосполнимо теряем для себя и детей. В детском саду колыбельные песни звучат на занятиях, в повседневной жизни. Некоторые колыбельные дети могут петь сами, используя их в своих играх, но многие колыбельные трудны для детского исполнения, поэтому воспитатели должны их петь сами. В колыбельных допускается незначительное   обличение мелодии или замена распевов основными звуками мелодии. Если текст трудный можно опустить отдельные куплеты.

        Основное время дети проводят с воспитателем, поэтому именно он может ввести в их жизнь  народные колыбельные. Одни песни поет он сам, другие разучивает с детьми или закрепляет выученные на занятиях, побуждает использовать их в играх. Если дети слышат и поют колыбельные песни, являющиеся высокохудожественными эталонами народного творчества, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему:

«Развитие музыкальных способностей у детей посредством игры

на русских народных инструментах»

(районное методическое объединение)

    Одной из форм работы с одаренными детьми в нашем детском саду, является игра в ансамбле русских народных инструментах. На помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость.

   Наш ансамбль называется «Ложкари», т.к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля - дело очень сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс.

   Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

   Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:

I этап

а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

   Знакомя детей с новым инструментом, вначале всегда играю на нем сама, чтобы увлечь детей, показываю различные приемы (например: ложки, трещотки …).

б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.

   

Заинтересовав детей, получив от них согласие, заниматься в ансамбле, начинаю знакомить их с приемами игры на ложках. Это начинается II этап: Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.

   На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям детей. С этой целью провожу музыкально-дидактические игры и упражнения. Например: Игра «Оркестр», «Эхо», «Сыграй как я», «Матрешки» и др. Постукивания ритма заданного педагогом, ритмические импровизации и игры с палочками (Проигрывание с участниками семинара игр: «Сыграй как я» и «Матрешки»).

Далее знакомятся с основными приемами игры:

  1. Здравствуйте. (В 2 руках, в одной руке – здороваются друг с другом: коленями, плечами, полом, черенками ложек, холкой, локтем, стульчиков и т.д.).
  2. Маятник. (Скользящие удары ложкой о ложку).
  3. Мячики. (Двумя ложками по колену, отскакивают от колена, как мячики).
  4. Трещотки. (Между рукой и коленом).
  5. Тройка. (Рука – колено – вверх, колено – колено – соседа).
  6. Круг. ( Рука –плечо, плечо, колено)
  7. Четверка. (Рука – колено – холка пол).

Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любой последовательности.

        Следующий - III этап работы. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.

На этом этапе обращаю внимание детей на то, что будь то групповое исполнение или ансамбль, смотрится в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использую такой прием: даю детям возможность посмотреть и послушать со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся. Сама я в данном случае становлюсь рядовым участником ансамбля или дирижером.

Вот, давайте, и мы поработаем над исполнительским мастерством на примере русских народных песен: «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу».

Постепенно, чтобы придать ансамблю ложкарей красивую тембровую окраску и колорит, стали применять художественный свист и игру на других народных музыкальных инструментах (рубель, трещотки, колокольчик, шумелки и др.).

Например: Русская народная песня «Тень, тень, потетень» (1 часть - ложки, 2 часть - народный инструмент, подходящий колориту героя (Играем с участниками семинара)).

.- А также инструменты - самоделки: шумелки, звенелки, маракасы, ветерок, бомбази, румба и др.).

Дети очень любят играть на таких инструментах. Во -первых: они необычны, во - вторых: они изготавливают сами в детском саду или дома с помощью родителей, в - третьих: дети приносят атрибуты для изготовления таких инструментов.

Инструменты - самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. Мы сочиняем музыкальные сказки. Например: «Зимний лес» или озвучиваем стихи и песенки.

Особо одаренным детям, даже из числа участников ансамбля, даю творческие задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и переплетается с танцем или песней (Например: «Облака» муз. Шаинского).

Или предлагаю детям играть на трех ложках, используя такие приемы:

  1. Лягушка. (2 ложки в левой руке, в правой  1ю ложку прижимаем к ладони большим пальцем, 2ю кладем

между третьим и четвертым пальцем).

  1. Форшлаги,   (скользящие   удары   по   двум   ложкам третьей).
  2. Тремоло, (частые удары ложкой правой руки, между двумя ложками левой).

Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.



Предварительный просмотр:

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

ПЛАН РАБОТЫ МАСТЕР-КЛАССА

Место проведения: детский сад «Самолётик»

«Развитие музыкальных способностей детей,

посредством игры на русских

народных инструментах»

        Введение в тему

  1. Теоретическая часть. Сообщение на тему «Развитие музыкальных способностей, посредством игры на русских народных инструментах».

  1. Практическая часть

а) отгадай загадку

б) узнай инструмент по звучанию

в) постановка исполнительского аппарата

г) освоение приемов игры на ложках

  1. Практические рекомендации