мои публикации

Дроздова Лариса Анатольевна

содержится материал об исследованиях, которые можно провести для оценки состояния здоровья и тех нарушениях, которые встречаются чаще всего у учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула здоровья (проект по экологии человека) Автор: Дроздова Л.А. учитель биологии МОУ «СОШ № 16» г.Воркуты

Слайд 2

Цель: обучение здоровью на основе проектной деятельности. Задачи: 1. Формирование у школьников представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему. 2. Расширение знаний школьников о правилах здорового образа жизни, формирование навыков применения полученных знаний в жизни. 3. Формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей. 4.Развитие навыков поиска и представления информации. 5.Развитие коммуникативных универсальных учебных действий и творческих способностей.

Слайд 3

План деятельности участников проекта: 1.Обсуждение темы проекта, определение целей, задач, разработка плана действий. 2.Отбор теоретической информации в рамках проекта, мониторинг по направлениям деятельности, практические исследования, разработка формы представления результатов работы. 3.Творческое представление проекта, участие в обсуждении результатов деятельности.

Слайд 4

Направления исследований Оценка сводчатого характера стопы (выявление плоскостопия): Изучение состояния гибкости позвоночника Оценка веса тела. Оценка физической работоспособности Закаливание

Слайд 5

Изучение плоскостопия

Слайд 6

Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины

Слайд 7

Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются.

Слайд 8

Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Масса портфеля второклассника составляет в среднем 5,5 кг. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

Слайд 9

Динамика численности учащихся в группах здоровья Результаты анкетирования родителей Цель: выявить изменения в уровне контроля за занятиями спортом со стороны родителей

Слайд 10

Динамика нарушений у учащихся разных классов

Слайд 11

Определение гибкости позвоночника Задачи: 1.Выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой. 2.Сравнение результатов практической работы и медосмотра. 3.Выявление факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы.

Слайд 12

Определение веса тела 1.Метод Пьера Брока (рост -100). 2.Метод индекса массы тела ( ИМТ = вес(кг) : рост 2 (м) (формула Кетле) Нормальный вес ( ИМТ = 19-25) Лишний вес ( ИМТ = 26-30) 3. Метод измерения (окружность груди х рост) : 240) Формула Брунхарда 4. Формула Лоренца. Вес (кг) = (рост (см) – 100 )– (рост (см) – 150:2) 5. Метод Била Наглера Вес(кг) = 49,5+(рост-152,4)х (0,99:2,54)

Слайд 13

Твой выбор

Слайд 14

Закаливающие факторы Воздух Солнце Вода

Слайд 15

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ: 1.Включение в уроки физкультминутки. 2.Включение в уроки физической культуры элементов лечебной гимнастики. 3.Повышение мотивации учащихся к занятию спортом. 4.Строгий контроль учителя за осанкой учащихся на уроке. 5.Питание должно быть сбалансированным. 6.Проводение закаливающих процедур дома в соответствии с правилами закаливания. 7. Получение положительных эмоций от физической и умственной активности.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Дроздова Лариса Анатольевна

учитель биологии

МОУ «Гимназия № 2» г.Воркуты

Работа с информационно-содержательными текстами

на уроках биологии

Аннотация: Тексты параграфов по учебному предмету «Биология» носят информационно-содержательный характер, имеют большой объем.  Поэтому учащимся очень сложно разделить текст на части, выделить в нем главное, найти ответы на поставленные вопросы.  Решить эту проблему  можно путем применения технологии продуктивного чтения.   В работе изложен алгоритм работы в этой технологии, приведены примеры ее применения.

Abstract: the Texts of paragraphs on the subject of "Biology" are informative in nature, have a large volume. Therefore, it is very difficult for students to divide the text into parts, highlight the main thing, find answers to questions.  This problem can be solved by applying the technology of productive reading.   The paper presents the algorithm of this technology, provides examples of its application.

Ключевые слова: смысловое чтение, технология продуктивного  чтения,                            перечитывание, понимание текста.

Key words: semantic reading, technology of productive  reading, re-reading, text comprehension.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Дидро Д.

«Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети – также» – это высказывание В.Г. Белинского, к сожалению, потеряло свою актуальность в наше время. Современные дети не любят читать. Чего только не делают родители, чтобы заставить своего ребенка читать: разрешают играть в компьютерные игры только после того, как они прочитают несколько страниц, запрещают смотреть телепередачи, не отпускают гулять и т.п. Однако должного эффекта они этим как правило не достигают. Любовь к чтению не возникает.

Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение   занимает невысокую позицию, интерес к нему заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Поэтому сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача  каждого учителя независимо от того, какой предмет он преподает. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Данная технология может быть эффективно применена  при изучении любого предмета. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения.

Неумение осмысленно, с пониманием, критично читать учебный текст приводит к тому, что значительная часть изучаемого материала остается за пределами понимания школьника и не усваивается им. Совершенно очевидно, что давно назрела необходимость   обратить самое пристальное внимание на обучение чтению и пониманию текста.  Эта мысль особенно актуальна сегодня,   ибо навыки чтения у современных детей постепенно исчезают в силу определенных и хорошо известных обстоятельств.

В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий,  сформированность навыков работы с учебным текстом на уроках биологии приобретает  особое значение. Чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности учащегося, а понимание текста - важнейшим ее компонентом. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»   характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Умение читать и понимать прочитанное является основой саморазвития учащегося и обеспечивает его успешную социализацию в обществе.

В курсе учебного предмета «Биология» мы на каждом уроке сталкиваемся с необходимостью чтения текста учебника, как в классе, так и при подготовке домашнего задания. Тексты носят информационно-содержательный характер. И очень часто приходится констатировать, что учащиеся запоминают тот материал, который был проработан на уроке, но дома текст учебника они не читают или читают, не вдумываясь в смысл. От этого снижается качество образования по предмету. Причиной этого далеко не всегда является лень или загруженность учащегося. Многие не понимают смысла прочитанного, не могут разделить текст на смысловые части,  выделить в нем главное, найти ответы на поставленные вопросы. Это позволяет предположить, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основному инструменту обучения – чтению, и развивать этот навык целенаправленно и последовательно. Положительный эффект в этом направлении дает использование технологии продуктивного чтения.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2. Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

3. Введение детей через  чтение в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

4. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

5.  Практическое ознакомление с теоретическими понятиями и их правильному использованию в  письменной и устной речи.

На уроках  биологии (как в целом в системе образования) традиционны следующие способы работы с текстом:

1. Прочитайте дома и перескажите, ответьте на вопрос, выполните  задание.

2. Прочитайте  и разъясните особенности.  

Эти приёмы полностью исключают мотивацию ребёнка к чтению того материала, который учитель запланировал на урок.

Поэтому начинать надо с определения цели чтения, которую учащийся должен определить для себя сам. В этом ему поможет заголовок текста, рисунки. Текст для прочтения должен быть разбит на части. Подготовить его лучше самому учителю, так как в учебнике текст может быть выстроен не совсем логично, последовательно, может отсутствовать необходимая для более полного понимания темы информация или иллюстрации.  

          До начала чтения учащемуся предлагается прочитать заглавие, рассмотреть рисунки и на основании этого постараться предположить тему, содержание текста, а также определить стиль и объём текста.

Затем ему необходимо прочитать текст дважды. Во время первого прочтения учащийся получает первоначальное представление о том, что он будет изучать.  Во время второго  чтения учащийся работает с текстом по частям и  делает в тексте  пометки с помощью условных обозначений, следуя определенному алгоритму:

  • задай вопросы к каждой части текста  и найди ответы на них;
  • обрати внимание на слова, выделенные шрифтом;
  • определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац;
  • определи главную и второстепенную информацию.

Работа с текстом проводится каждым учащимся индивидуально. После чтения учащемуся предлагается определить, достигнута ли цель чтения, отметить то новое, что он узнал из этого текста и рассказать содержание текста по плану, выделяя главное, воспроизводя те вопросы, которые он составил к частям текста и ответы на них. Этот вид работы проходит в форме диалога с учителем. В  беседу с учителем подключаются все учащиеся, озвучивают свои вопросы, которые они составили к тексту. Вопросы, на которые нет ответа в тексте, выписываются отдельно и на них по возможности дается ответ на уроке или эти вопросы остаются в качестве домашнего задания.

Основные умения продуктивного чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Так, например, изучение темы «Бактерии» учащимся предлагается следующий текст (приводится часть текста):

«Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле. Они появились более 3 млрд лет назад. Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические организмы. Они одноклеточные. Ядра, отделенного оболочкой, у бактерий нет. Такие организмы называются прокариотами. Весь наследственный материал у них распределен в цитоплазме.

http://cn1.nevsedoma.com.ua/images/2011/131/4/22310000.jpg

Сколько их видов существует, точно не известно. Условно указывают около 10 000 видов. Клетки бактерий имеют намного меньшие размеры, чем клетки растений и животных. В среднем это 0,5 – 5 мкм. Кишечная палочка , например, имеет длину клетки от 1 до 6 мкм. Самые крупные из бактерий достигают в размерах 750 мкм, т.е. 0,75 мм. Самые мелкие из них имеют размеры  от 0,1 до 0,25 мкм. По теоретическим подсчетам, клетка меньших размеров не может быть жизнеспособной.

 http://images.myshared.ru/17/1043714/slide_2.jpg

Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами – они гетеротрофы. Некоторые бактерии, например сине-зеленые водоросли, способны создавать органические вещества из неорганических. Органические молекулы довольно крупные, и в мелких

 клетках не могут поместиться все необходимые молекулы.

        

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал их в XVII веке Антони ван Левенгук. В середине XIX века Луи Пастер открыл болезнетворные свойства бактерий, а также со многими хозяйственно важными процессами (например, порчей продуктов питания). Медицинская микробиология получила развитие в трудах Роберта Коха. Он сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследование туберкулеза. Изучением бактерий занимается наука бактериология.»

Сразу обращается внимание на фотографии, выделенные слова, по которым учащиеся высказывают предположение, что разговор пойдет о бактериях. Так же они предполагают, что можно узнать о бактериях.

К  каждому абзацу учащийся может поставить не один вопрос. Так, например, к первому абзацу могут быть следующие вопросы: каково строение бактерий? Почему они относятся к прокариотам? Кого мы называем прокариотами? Обсуждение каждого вопроса проводится детально, тщательно. В тексте находятся ответы. В ходе беседы учащиеся  неоднократно обращаются к тексту, перечитывают его. В итоге совместно определяется главное, о чем говорится в данном кусочке текста и дается ему подзаголовок  - «Строение бактерий».

После такой работы с каждой частью текста учащиеся учатся находить главное, понимают смысл прочитанного. Не останется незамеченным ни одно слово, ни один термин, ни один процесс, происходящий с биологическими объектами.

Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет сформировать «грамотного читателя». Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).