Родителям на заметку

Новгородова Светлана Евгеньевна

Данный раздел сайта будет интересен родителям обучающихся..

Работая дружно и слаженно мы сможем воспитать достойное поколение!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Не бывает безвредного курения»

Форма проведения собрания: круглый стол

Методы: беседа, ролевая игра, исследовательское задание, тренинг

Эпиграф:                Табак уму не товарищ (Поговорка)  

                                                         

Задачи: 1.Познакомить родителей с проблемой табакокурения в подростковой среде.                                                                                                                    2.Показать, какой вред наносит табакокурение здоровью ребёнка.            3.Рассмотреть, какую роль играют родители в предупреждении    табакокурения.

Основные вопросы:       1. История появления табака

                                           2. Какой вред наносит курение здоровью

                                           3. Секреты профилактики никотиновой зависимости подростка.

Ход родительского собрания

                                     

Вводное слово.

В современном обществе стало меняться отношение к здоровью. Среди молодёжи стало модным заниматься в спортивных клубах, посещать фитнес-клубы, бегать по утрам. Большинство людей понимает, что только здоровье  даст им возможность реализовать себя в профессии, сделать карьеру, создать семью, иметь здоровых детей. Здоровье является самым ценным для каждого человека.

Сохранить здоровье можно разными способами. Но главное – это культура самого человека, составной частью которой является отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Историческая справка.

15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто- зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро».

 На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо.

1697 году Петр I разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.

 Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. А теперь, мы попросим выступить врача, который нам расскажет, какой вред наносит организму курение.

Выступление медицинского работника.

Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.

А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %. Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.

Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки. Никотин, хоть и слабый наркотик, вызывает быструю и сильную зависимость, отсюда и сложность отказа от курения. В стране разработаны некоторые меры по борьбе с курением /запрет на курение в школах, общественных местах, на некоторых рабочих местах; запрещение рекламы табачных изделий и их продажа несовершеннолетних, предупреждения Минздрава, антиникотиновая пропаганда…/  Но лучшая мера – это воспитание  с раннего возраста неприятия курения. И в этом вопросе  главная роль принадлежит родителям.  

 Если ваш ребенок начал курить, возьмите два билета на матч с участием его любимой футбольной команды? А лучше не смотреть на то, как другие гоняют по полю мяч, а побегать самому. Девизом вашей семьи должны стать слова «Любые спортивные занятия вместе!». Может, вам ходить на лыжах, совершать велосипедные прогулки, играть в теннис или записаться в фитнес-клуб?
Во-первых, это способ снова подружиться с ребенком.
Во-вторых, физическая активность - лучшая альтернатива курению.
В-третьих, вы получаете возможность мягко, не давя, намекнуть сыну лишний раз о вреде курения («Что-то у тебя с дыхалкой... Смотри, как запыхался!»). Если же подросток согласится отказаться от вредной привычки, спорт - отличная профилактика, не позволяющая вернуться к курению («Смотри-ка, бросил курить - и подтягиваться стал лучше!»).
Табачный дым плохо влияет на голосовые связки, значит, курение явно помешает вашему ребенку, если он любит и хочет петь. Курение разрушает легкие, оно не совместимо с занятиями в спортивной секции, куда ходит ваш сын. Курение очень плохо влияет на кожу: у курильщика она становится серой, морщинистой, рано стареет, значит, курение не подходит вашей дочке-моднице, которая так заботится о своей внешности и хочет выглядеть красивой!
Учтите: болезнями подростков не запугаешь, это для них абстракция, но оказаться несостоятельными перед друзьями, перед представителями противоположного пола страшно. Вот на этом и надо играть.

Ролевая игра.

Сейчас я хочу предложить,  найти выход из  очень жизненных ситуаций. Но есть условие. Я пройду по классу, и каждый из присутствующих вытащит из конверта один жетончик: или красный, или зеленый. Получившиеся группы должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно /зеленые жетончики/, а как неконструктивно /красные жетончики/.

Ситуация №1

 Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее        судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?

После  нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.

Ситуация №2

Три девушки зашли в кафе после школы. Сели за столик. Одна из них достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Одна из них не курит совсем, другая изредка, но сейчас взяла сигарету. Как поступить той, что не курит?

Среди родителей раздаются роли, и разыгрывается ситуация.

Затем идет обсуждение среди родителей, и психолог помогает в разрешении этой проблемы.

Ситуация №3

В некоторых семьях курят родители. Вы - дети, много знаете о вреде курения и беспокоитесь за здоровье родных людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как помочь родителям, какие дать советы? Чем бы вы могли помочь?

Раздаются роли, разыгрывается ситуация.

Затем так же идёт обсуждение среди родителей.

Исследовательское задание.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет цели нации»,- сказал Оноре де Бальзак.

Нарисуйте, пожалуйста, или приведите примеры последствий, которые несёт употребление табака.

Родители обсуждают в группах  (кто-то записывает, кто-то рисует), а затем  вывешивают на доску и рассказывают.

Примерные ответы родителей:

  1. При курении возникают злокачественные опухоли.
  2. На рисунке показаны разрушающиеся зубы курильщика - жёлтые, изо рта неприятный запах, собеседники закрываются от него.
  3. Нарисован человек и рядом собака, у них у обоих сильное слюноотделение.
  4. Постоянное курение сопровождается бронхитом, различные инфекционные заболевания.
  5. В результате поступления дыма кровь, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом. Нарушается дыхание, без которого не возможно жить.
  6. Рисунок: На теле курящего лежат несколько пиявок. Утром, до первой затяжки, с пиявками ничего не произошло. Но как только человек выкурил первую сигарету, пиявки отвалились в судорогах.

Учитель. Вряд ли сегодня найдётся человек, который отрицал бы, что курение вредно. Покажем это на наглядном примере. Эксперимент поможет вам принять окончательное решение со знанием дела: курить или не курить?

Тренинг

Вспомните опасные последствия курения.

Дайте отрицательную оценку выбору, сделанному в пользу курения.

Какие могут быть отрицательные последствия курения?

Действительно ли имеются «плюсы» курения?

Обсуждение.

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания.  Семейная профилактика оказывается, тесно связана с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни-потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с курением.

Рефлексия.

1. Что полезного  вы услышали на собрании

2. Чего не было сказано на собрании, а вы хотели бы знать?

3. Актуальна ли тема собрания для вас?

                           



Предварительный просмотр:

Классный час « Табакокурение – угроза здоровью людей»

Цель: воспитание здорового образа жизни.

Ход классного часа:

1 Беседа.

 Табакокурение не является жизненно необходимым условием существования человека. Научно доказано, что это – пагубная привычка, вредная и опасная для жизни. Ежегодно в мире от болезней, связанных с табакокурением, умирают 4 млн. человек. По данным ВОЗ, количество курильщиков на нашей планете – более 1 млрд, т. е. курит каждый шестой житель планеты. В России курят 34% населения, т.е. 48,4 млн.человек, и ежегодно умирают от последствий курения 375 тыс. человек. Это около 1030 человек в день, 43 человека в час, 32 человека за 45 минут урока. (Эти данные записываются на доску).

    Несмотря на эти шокирующие цифры, более трети населения нашей страны продолжает курить. Причем старшее поколение людей, имеющих тяжелые заболевания от пагубного воздействия табачного дыма, избавляется от этой вредной привычки, а молодежь, обуреваемая бунтарскими настроениями и одурманенная рекламой, наоборот, все больше приобщается к табакокурению. По данным службы ИТАР-ТАСС 28 % подростков в возрасте до 18 лет курят, хотя по исследованиям медиков у курящих детей и подростков вероятность стать наркоманом в 55 раз выше, чем у некурящих. Особое беспокойство вызывает курение среди девушек и женщин, т.к это ведет к рождению больных детей.

     Все это вызывает тревогу за будущее страны, ведь сокращается продолжительность жизни населения, обостряется демографическая ситуация.

Краткая история табакокурения.

           Первым европейцем, столкнувшимся с курением табака, был Христофор Колумб. Во время своего путешествия в 1492 году он увидел, как жители острова Куба сосут туго свернутые тлеющие листья какого-то растения. Эти свернутые в трубку листья назывались «сигаро».

Вскоре это растение стало культивироваться и в Европе. От названия провинции Табаго, где эту траву стали выращивать, растение получило название «табак». Первоначально табак использовали как лекарство от мигрени: аромат табачных листьев уменьшал головную боль. Со временем нюханье табака, а также его курение, быстро распространилось и стало модным.

          В России табак впервые появился при царе Иване Грозном в 1583 г. Со временем было замечено, что курение табака приводит к многочисленным отравлениям организма и даже смерти. Курение стало преследоваться властями и духовенством. При царе Михаиле Федоровиче запрещалась продажа, покупка и потребление табака. Нарушающих этот запрет, наказывали палочными ударами. При повторном нарушении им отрезали ноздри или уши. В отдельных случаях их казнили. Но это не остановило распространение табака. В разные периода российской истории курение табака то разрешали, то запрещали, то ограничивали, то культивировали.

 Последствия от табакокурения самые трагические. Курящие во много раз чаще некурящих заболевают различными болезнями, например, раком полостей рта – в 25 раз, раком легкого – в 20 раз, туберкулезом легких – в19 раз, стенокардией и инфарктом миокарда – в 12 раз, язвой желудка – в10 раз. Соответственно и смертность курящих людей значительно выше, чем некурящих, ведь табачный дым представляет собой смесь ядовитых веществ. Кроме всем известного никотина в нем содержится 4720 веществ, из них более30 ядов. Помните, курильщик живет в среднем на 22 года меньше, чем некурящий человек.

Каково же воздействие курения на различные системы человека?(Сообщения учащихся).

Дыхательная система.

Наибольшее отрицательное воздействие от курения отмечается в органах дыхания. Под влиянием табачного дыма происходит хроническое раздражение слизистой оболочки гортани, развивается воспаление голосовых связок. Они утолщаются, становятся более грубыми, что приводит к изменению тембра голоса – грубый голос курильщика. Слизистая оболочка трахеи и бронхов покрыта специальными ресничками, в результате колебания которых трахея и бронхи освобождаются от мельчайших инородных частиц, которые попадают туда при дыхании. Под воздействием табачного дыма реснички теряют способность к колебательным движениям, поэтому очищение трахеи и бронхов от инородных частиц становится возможным только при кашле (проснувшись утром, курильщик долго кашляет).Входящие в состав табачного дыма канцерогенные вещества способствуют развитию рака легкого. Рак легкого протекает очень коварно и длительное время не сопровождается никакими болезненными ощущениями. Помимо этого значительно увеличивается риск заболевания злокачественными опухолями и других органов: языка, гортани, пищевода, желудка.

 Сердечно – сосудистая система.

Курение оказывает неблагоприятное воздействие на сердце: для курящего человека вероятность инфаркта вдвое выше, чем у некурящего. Никотин пагубно действует на сосуды нижних конечностей. При этом длительный спазм сосудов приводит к необратимым изменениям в сосудистой стенке. Она утолщается, просвет сосуда уменьшается, наступает постепенная облитерация (закрытие) просвета. Отсюда и название болезни – облитерирующий эндартериит. Расстройство кровоснабжения мышц ног  приводит к тому, что при движении в них возникают сильные боли. Такое состояние носит название «перемежающая хромота».Дальнейшее развитие болезни приводит к омертвению пальцев стопы, гангрене и, как следствие, к ампутации конечностей.

Органы пищеварения. Полость рта.

По данным ВОЗ, смертность от рака органов полости рта у курильщиков почти в четыре раза выше, чем у некурящих. Табачный дым отрицательно действует на зубы, покрывая их специфическим желтым налетом, разрушая зубную эмаль и способствуя развитию кариеса..

Желудочно – кишечный тракт.

Курение приводит к возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалению кишечника, заболеваниям печени.

Эндокринная система.

Установлено отрицательное влияние табака на щитовидную железу и надпочечники.

Зрение.

Действие табака отрицательно сказывается на состояние органов зрения. У курильщиков нередко развивается ослабление зрения, нарушение способности правильно различать цвета, может даже наступить атрофия зрительных нервов.

Слух.

У курильщиков слух понижается на 90 % .

Половая функция.

У значительной части курильщиков происходит прогрессивное снижение половой функции. Женщины – курильщики раньше стареют. Отрицательно сказывается табак и на течение беременности. Курящая мать еще до рождения ребенка отравляет его никотином.

Изменение личности курильщиков.

Изменение личности курильщиков со стажем подтверждено специальными исследованиями психологов и выражается в следующем:

  1. Большая экстравертированность (открытость и откровенность), склонность к задушевным разговорам во время курения; часто с элементами демонстративности, хвастливости, с претензиями на какие – то достоинства.
  2. Нестабильность, импульсивность поведения. Курильщикам быстро все надоедает, часто хочется бросить все, отвлечься;
  3. Грубые манеры поведения, бесцеремонность;
  4. Эгоизм. На сигареты тратится много денег, в том числе в ущерб семейному бюджету;
  5. Курящие люди меньше заботятся о своем здоровье;
  6. Курильщики больше пьют спиртные напитки, чаще пробуют наркотики. Путь к наркомании начинается с курения.

 На доске вывешивается плакат с диаграммой

Диаграмма распространения табакокурения разных возрастных групп населения России.

Какие же причины заставляют детей начать курить?

На доске выписываются ответы учащихся:

  • подражание взрослым,
  • влияние компании,
  • любопытство,
  • желание испытать себя,
  • помогает успокоиться.
  • это модно,
  • неверие во вредность  табакокурения.

Но, к сожалению, очень вредно не только непосредственное курение табака, очень вредно, так называемое, « пассивное» курение, т.к. 50% никотина вместе с дымом остается в воздухе, которым дышат, так сказать, без вины виноватые. Вдыхание табачного дыма в накуренном помещении в течение часа соответствует «выкуриванию» четырех сигарет. Поэтому не разрешайте курить около себя, тем более в комнате, где вы живете и работаете.

Для борьбы с табакокурением в нашей стране принят ФЗ « Об ограничении курения табака» (принят Госдумой 21 июня 2001 г.)

Статья 4.Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте, в спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры.

2. АНКЕТИРОВАНИЕ

1. Курите ли вы?

1. да

2.нет

3. нерегулярно.

2. Известно ли вам о вреде курения?

1.да

2. нет

3. предполагаю.

3. Знают ли родители, что вы курите?

1.да

2. нет

3. предполагают.

4.Приятно ли вам находиться в обществе курильщиков?

1. да.

2. нет.

3. безразлично.

5. Нравятся ли вам курящие девушки (отвечают юноши) или курящие юноши (отвечают девушки)?

1. да.

2. нет.

3. безразлично.

6. Хотели бы вы, чтобы в будущей вашей семье курили дети?

1. да.

2. нет.

3. безразлично.



Предварительный просмотр:

Классный час

«МИФЫ  И  ПРАВДА ОБ  АЛКОГОЛЕ»

Цель: формирование устойчивого негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма, воспитание здорового образа жизни.

Форма: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: классный час сопровождается компьютерной презентацией

Ход классного часа

Вступительное слово.

Некоторые дети впервые пробуют алкоголь в 4 года, а к 10 уже становятся зависимыми. Алкоголь — легальный наркотик. Согласно исследованию К. Гуррельмонна, первый контакт с алкоголем происходит теперь намного раньше — в 10—12 лет. Около 5% 13-летних уже регулярно употребляют вино, шампанское, пиво. Пока только за границей существует статистика тяжелейших последствий пьянства: в Великобритании от алкоголя умирает приблизительно в 10 раз больше молодых людей, чем от кокаина и героина, вместе взятых.

Широко распространено потребление алкоголя среди подростков в России. В 8-м классе оно отмечено у 52% учащихся, в 9-м — у 70%, в 10—11-м — у 81%. Обследования более старших групп подростков России свидетельствует о сопоставимости результатов. Так, опрос 275 студентов 4-го курса медицинского института показал, что 76,6% студентов употребляют алкоголь в компании близких друзей. Перед дискотекой это делают 88,2% юношей и 42,6% девушек.

«Главное, она не употребляет наркотики», — сказал как-то один отец специалисту по проблемам алкоголизма, услышав о том, что его дочь зависима от алкоголя.

По результатам опросов, многие российские подростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей. Детям не составляет никакого труда достать алкоголь; тому, кто пьет, не приходится, как зависимому от героина, опускаться до преступлений, чтобы добыть наркотик. Если домашний бар пуст, в ближайшем супермаркете или киоске найдется достаточный запас алкоголя. Вечером на дис- котеке усталый бармен вряд ли спросит удостоверение личности.

Для молодого поколения алкоголь в основном является групповым переживанием: выпивают прежде всего по вечерам с друзьями, на вечеринках или при другом приятном совместном общении. То есть, вряд ли среди молодежи существуют пьяницы - одиночки, Для некоторого числа опрошенных молодых людей фактором, вызывающим чрезмерное потребление алкоголя, являются социально-психологические проблемы.

Алкоголизм — это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью невозможно. Один из его признаков — неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и, если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть.

Злоупотребление алкоголем прямо или косвенно является одной из важнейших причин высокой смертности населения нашей страны. Алкогольный цирроз печени в числе ведущих причин смерти в возрастных группах от 25 до 64 лет. В целом заболеваемости у пьющих в 2—3 раза выше, чем у непьющих, а смертность от соматических заболеваний — в 3—5 раз. Вследствие действия всех причин продолжительность жизни алкоголика сокращается в среднем на 12—18 лет.

Ни одно живое существо, кроме человека, не употребляет алкоголь добровольно.

Защитный рефлекс срабатывает у всех. Наличие его очевидно и у детей. Абсолютная трезвость одно из естественных условий нормальной жизнедеятельности.

Распространению употребления спиртных напитков среди молодежи способствуют укоренившиеся представления о безвредности, а иногда и полезности алкоголя. Однако эти представления не соответствуют действительности. Что вы и попытаетесь доказать с помощью фактов.

Вам предстоит аргументировано опровергнуть один из бытующих мифов об алкоголе. /Учащиеся могут использовать как подготовленный заранее материал, так и предоставленный учителем./

1.Пиво — безвредный напиток

Пиво — безвредный напиток, который не только помогает снять напряжение, расслабиться, наладить общение, но и предотвращает употребление молодыми людьми более крепких напитков. И вообще даже в какой-то степени полезно, — такие представления до недавнего времени буквально навязывались молодежи производителями пива через СМИ, рекламу.

Так ли это?

Пиво относится к особой категории слабых алкогольных напитков. В нем содержатся вещества, повышающие восприимчивость организма к алкоголю, а также усиливающие его всасывание.

Систематическое употребление пива приводит к различным функциональным расстройствам всех органов и систем человека. Сердце, работая с повышенной нагрузкой, увеличивается, в нем нарушаются обменные процессы. Наступают склеротические изменения, сосуды становятся плотными, ломкими, отмечается расширение вен на конечностях и лице, которое приобретает характерный вид: одутловатость, обрюзглость, синевато-красный цвет. Нарушаются различные виды обмена в организме, появляется рыхлая полнота. Нервная система любителей пива хуже справляется со стрессовыми ситуациями, легче подвергается различным заболеваниям. Постепенно развиваются все признаки алкогольной болезни без резких ее проявлений. Русский писатель А. Данилевский утверждал: «Пивное пьянство, подобно водочному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно.» Подрастающий организм не замечает разлагающего действия на него алкоголя.

2.Алкоголь не опасен для молодых людей.

Подростки обычно весят меньше, чем взрослые, и печень у них меньшего размера. Содержание алкоголя в крови у них растет быстрее, они быстрее пьянеют от меньшего количества  алкоголя, и их организму легче нанести вред.

3.Алкоголики не подвергаются особому риску.

Продолжительное злоупотребление алкоголем влечет за собой изменения внутренних органов, нарушение функций мозга и нервной системы, изменение личности, ухудшение памяти и способности к сосредоточению.

В более поздней стадии возникают галлюцинации и горячечный бред. Наиболее известна «белая горячка» («дрожащее безумие»), б—15% всех алкоголиков впадают вследствие резкого ограничения употребления алкоголя в психотическое состояние, продолжающееся от 4 до 10 дней.

Они испытывают сильный страх, беспокойство, у них нарушается правильное восприятие реальности. Они видят пресловутых белых мышей и чаще всего — страшные галлюцинации, страдают от дрожи, тошноты, поноса, сильного сердцебиения, повышения температуры и кровяного давления. Без лечения умирает от 15 до 30% больных, при соответствующей терапии — умирает от 1—8%.

4.Подростки не могут стать алкоголиками.

Подростки могут  пристраститься к алкоголю намного быстрее, чем взрослые. Чем раньше ребенок начинает выпивать, тем больше риск того, что он станет алкоголиком

5. Выпившие люди  дружелюбны и общительны.

Обычно напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана со злоупотреблением  алкоголем.

6.Алкоголь стимулирует, придает силы.

Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма.

Нередко употребление алкоголя в депрессивном состоянии приводит к углублению депрессии. В подавленном состоянии человек может почувствовать себя еще хуже, особенно подросток, с мыслями о собственной неполноценности, у которого алкоголь может усилить их идеи, вплоть до попытки самоубийства

7.Алкоголь – не основная причина смертности среди молодых.

Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкоголем или наркотиками.

8.В семье, где есть алкоголик, не возникают проблемы.

Алкоголизм чрезвычайно распространен. Большинство алкоголиков отрицает наличие заболевания. Часто люди скрывают свое пристрастие к алкоголю, о котором известно только членам семьи.

Возникают ли другие проблемы в семье, где есть алкоголик?

Если в семье есть алкоголик, то страдают все. Семейные неурядицы связаны, как правило, с финансовыми проблемами. У детей возникает чувство ВИНЫ, они считают, что из-за них происходят конфликты и пьянство родителей. Дети испытывают  неловкость, стесняются пьющих родителей, скрывают ото всех свои чувства. Алкоголик может быть деспотично требовательным, что заставляет ребенка уходить из дома в озлобленном состоянии. Пьянство родителей порождает неадекватное поведение подростков. Помимо бродяжничества подростки вступают на преступный путь или сами становятся алкоголиками.

Рефлексия. В заключение классного часа учащимся предоставляется  возможность высказать свое мнение об  услышанном и сделать выводы.



Предварительный просмотр:

Классный час «Курительные смеси – наркотик или нет?»,

Цель: формирование отрицательного отношения к психоактивным веществам.

Задачи:

1.  Помочь осознать масштабы курения;

2.  Помочь осознать влияния курения на будущее человека;

3.  Воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства;

4.  Дать уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым;

5.  Развить умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

 

Что такое курительные смеси?

(Сначала учащиеся сами пытаются дать ответ на поставленный вопрос.)

Продавцы курительных смесей позиционируют свой товар, как благовония, абсолютно безвредные для организма. Все курительные смеси имеют растительное происхождение. Специальным образом подготовленное натуральное сырьё: корни, стебли, цветы, семена и листья различных растений, а так же их экстракты расфасованы в небольшие герметичные цветные пакетики. Многие травы, входящие в состав курительных смесей сами по себе являются лекарственными. Релаксация, очищение организма, успокоительный и антидепрессивный эффект, повышение жизненного тонуса: такое влияние оказывают курительные смеси, если верить продавцам этого товара. Выглядит всё вполне безобидно, если оставить без внимания тот факт, что большинство смесей не подвергались экспертизе в органах Роспотребнадзора, безопасность этой продукции не подтверждена никакими документами. Сегодня доказано, что большинство компонентов этих курительных миксов обладает серьёзным психотропным эффектом, токсическим действием; длительное употребление курительных смесей приводит к зависимости, сродни наркотической.

Какой-то научной классификации курительных смесей не существует: систематизировать столь быстро множащийся ассортимент продукта, так стремительно заполонившего рынок, учёные ещё не успели. Сами продавцы и потребители по глубине и длительности эффекта делят смеси на сильные, средние и слабые.

Сегодня ведется огромное число споров о том, что собой представляют разнообразные курительные смеси. Одни утверждают, что это пока легальные наркотики, другие, что психоактивные вещества, третьи склоны думать, что без синтетических добавок здесь не обошлось. На самом деле арома миксы это специально подобранные смеси ароматических трав. Их главное действие – это способность влиять на эмоциональное состояние человека, улучшать настроение, повышать двигательную активность. Так как действие начинается после вдыхания дыма от сгорающей смеси, то такие травяные сборы называют арома миксы или курительные смеси.

 

      Виды:

1.  По составу, Гидро Фаер – это сложный микс, включающий в себя, как растительные составы, применявшиеся для ароматизирующей цели в магических, религиозных ритуалах, так и особенно сильнодействующие экстракты натурального происхождения из растительных компонентов. Следует подчеркнуть, что Гидро Фаер отличается от большинства смесей отсутствием тяжелого аромата, напротив, для него характерен «свежий», словно аромат чистой воды, запах. При этом у человека он вызывает целую бурю положительных устойчивых эмоций. В своем составе Гидро Фаер содержит только природные натуральные растительные вещества, без химической обработки, не вызывающих при применении явлений привыкания и разрешенных к обороту на территории Российской Федерации.

2.  Спайс Тропикал. От подобных смесей ее отличает довольно густой, ароматный дым, который необычайно сильно и благотворно воздействует на настроение, жизненный тонус. Высокая концентрация целебных эфирных масел, ароматических растений и цветов.  В состав смеси входят только те растительные компоненты, которые не вызывают ни в коей мере явлений зависимого поведения и абсолютно легальны на территории Российской Федерации.

3.  Для Эклипс больше всего характерен выраженный эйфоризирующий, позитивный эффект и бодрость сопровождающаяся целенаправленной двигательной активностью. Длительный период действия. В состав Эклипс входит огромное число разнообразных натуральных растительных вытяжек, обладающей повышенной активностью.

 

Как курительные смеси влияют на организм человека?

Спайсы как марка травяной смеси в качестве благовоний появились в Европе, а также странах Северной Америки и в Новой Зеландии еще в 2002 году.

В начале этого года, когда «веселые» смеси стали завоевывать российский рынок, в НИИ питания РАМН по поручению Роспотребнадзора провели экспертизу. Оказалось, что некоторые растения, входящие в их состав, представляют угрозу общественному здоровью.

Шалфей предсказателей содержит психоактивный галлюциноген, искажает мировосприятие, вызывает агрессию, направленную на окружающих, неспособность адекватно оценивать свои действия. 

Семена гавайской розы по воздействию сравнимы с наркотиком ЛСД. Вызывают галлюцинации, кратковременное ослабление памяти.

Активные вещества цветков голубого лотосавызывают эйфорийный эффект.

Курительные смеси сегодня привлекают к себе внимание не только курильщиков, но и властей. Вокруг курительных смесей разгораются жаркие споры и битвы. Одни утверждают, что они безвредны, другие - что они самым губительным образом действуют на организм, третьи и вовсе говорят о прекрасном лечебном и профилактическом эффекте курительных смесей. Ни одна курительная смесь не является безвредной, поскольку ты отравляешь свой организм продуктами горения, и хорошо, если продукты горения не будут содержать в себе токсических и канцерогенных веществ.

Большинство курительных смеcей содержит синтетический канабиоид, который по силе воздействия “переплюнет” любой наркотик. В первую очередь, действие курительных смесей направлено на изменение психики, однако и на физическое здоровье человека они оказывают крайне негативное влияние. Уже официально зафиксированы несколько сотен случаев тяжелых последствий у молодых людей после курения опасных смесей.

Производители большинства курительных смесей недобросовестны, поскольку указывают в составе только вещества природного происхождения (которые не тоже всегда безвредны), умалчивая о тяжелых синтетических наркотиках. Самое плохое, что все эти вещества не внесены законодательством в список запрещенных веществ, поэтому и наказать никого нельзя. Употребление человеком таких смесей является одной из причин психических патологий, таких как острые и депрессивные психозы, такие вещества представляют реальную угрозу общественному здоровью.

Во-первых, как говорят медики, энтеогены влияют на состояние центральной нервной системы. Исходя из этого, длительное их воздействие на психику может оказаться тяжелым для человека неподготовленного. В частности, в результате злоупотребления курительными смесями у подростков может развиться дезориентация во времени и пространстве.

Во-вторых, определенная степень психической зависимости возникает. Если психически восприимчивому молодому человеку понравиться пребывать в состоянии эйфории и измененного сознания, то у него может возникнуть желание «убегать» от повседневных проблем именно таким образом.

Наркотиками официально признаны: лист шалфея, семена гавайской розы, цветки и листья голубого лотоса. Они вызывают сильное токсическое отравление. В них содержатся ядовитые вещества, которые вызывают галлюцинации, расшатывают психику и даже приводят к самоубийству. Люди перестают себя контролировать, становятся зависимыми.

 

Выводы:

1.  Постановлением правительства Российской федерации от 31 декабря 2009 года голубой лотос, шалфей предсказателей, гавайская роза, (Нафталин-1-ил)(1-пентил-1H-индол-3-ил) метанон (JWH-018) и ряд других синтетических каннабиноидов внесен в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

2.  Л. Н. Толстой «трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людей, если бы люди перестали одурманивать и вместе с тем отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом».



Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Энергетические напитки"

Задачи: 

1. Изучение различных источников информации о происхождении и составе энергетических напитков.
2. Исследование влияния ингредиентов энергетических напитков на ткани растительного и животного происхождения: сырой и варенный (денатурированный) куриный белок, картофель и мясо.
3. Проведение анкетирования с целью изучения отношения подростков к энергетическим напиткам.


Цель исследования: 
Показать, что употребление энергетических напитков не является эффективным средством поднятия жизненного тонуса, доказать, что энергетики оказывают негативное влияние на физиологические процессы организма человека.

Совсем недавно на рынках появились энергетические напитки, которые с невиданной скоростью начинают набирать популярность, особенно в среде молодёжи и школьников. Баночка напитка на первых порах снимает как рукой сон, без неё уже нельзя представить подготовку к экзамену или шумную ночную вечеринку.

Сегодня энергетические напитки продаются в любом киоске, в барах, клубах, их нередко можно увидеть в тренажерных залах и на спортплощадках. Реклама позиционирует их как средства борьбы с усталостью, помогающие активному образу жизни, умственной деятельности, клубным танцам и занятиям спортом.

Но так ли всё хорошо и безоблачно в употреблении энергетиков? Откуда берётся чудодейственная энергия?

Из истории

Природные психостимуляторы были известны людям всего мира с глубокой древности.
Самым распространенным из них был кофеин. Его источником в Индии и странах Ближнего Востока был кофе; в Китае, Индии и Юго–Восточной Азии – чай; в Америке – растение йерба мате и орехи кола и т. д. Кроме того, история знает примеры использования более сильных стимуляторов, таких как куст кока в Южной Америке, эфедра и ката – в Азии. Жители Монголии и Сибири использовали женьшень, элеутерококк, аралию и другие стимулирующие растения.

В 1982 году австриец Дитрих Матешиц, будучи в Гонконге, попробовал местный тонизирующий напиток и привез эту идею в западные страны. В 1984 году он основал первое предприятие по промышленному производству энергетического напитка – популярного и поныне "Red Bull". Продукт оказался столь успешным, что вскоре на рынке появились десятки напитков с подобными свойствами. Гиганты "питьевой" промышленности "Кока–кола" и "Пепси–кола" тоже не остались в стороне, выпустив соответственно "Burn" и "Adrenaline Rush".

В Норвегии, Дании и Франции энергетические напитки считаются биологически активными добавками и разрешены к продаже только в аптеках. В России тоже существуют ограничения, связанные с ними: напиток не может содержать более двух тонизирующих компонентов, на банке должны указываться ограничения по использованию, а реализация их в школах запрещена, о чем говорится в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты", от 19.01. 2005г.

В последнее время шум вокруг "энергетиков" усилился в связи с судебными разбирательствами по поводу нескольких смертей, предположительно связанных с их употреблением. В Швеции три человека умерли на дискотеке после выпитой смеси энергетического напитка с крепким алкоголем, а 18–летний ирландский баскетболист Росс Куни после трех банок напитка умер прямо на площадке.


Состав
Энергетические напитки (энергетики, энерготоники) — безалкогольные или слабоалкогольные напитки, в рекламной кампании которых делается акцент на их способность стимулировать центральную нервную систему человека и/или повышать работоспособность, а также на то, что они не дают человеку уснуть.

Напитки содержат тонизирующие вещества, чаще всего кофеин (в некоторых случаях вместо кофеина в составе заявляются экстракты гуараны, чая или мате, содержащие кофеин, или же кофеин под другими названиями: матеин, теин) и другие стимуляторы: теобромин и теофиллин (алкалоиды какао), а также нередко витамины, как легкоусваиваемый источник энергии — углеводы (глюкозу, сахарозу), адаптогены и т. д. В последнее время добавляется таурин.

Плюсы и минусы энергетиков с точки зрения здоровья

Что может объединять такие, казалось бы, разноплановые и далекие по интересам группы людей, как студенты, водители, спортсмены, клубные завсегдатаи и т. п.? Все эти люди периодически испытывают колоссальные физические, морально–волевые и умственные нагрузки. Эти люди, скорее всего, даже не догадываются о том, что составляют так называемую целевую аудиторию потенциальных покупателей энергетических напитков, или, проще говоря, энергетиков.


Энергетические напитки иногда смешивают с алкоголем. Энергетики выполняют стимулирующую функцию, в то время как алкоголь – угнетающую. Вред такого сочетания заключается в способности энергетиков замаскировать влияние алкоголя, в случае чего человек не сможет принять его влияние в расчёт. 

Минусы

Энергетические напитки можно потреблять в строгом соответствии с дозировкой. Максимальная доза – 1 банка напитка в сутки. Превышение дозы может привести к повышению артериального давления или уровня содержания сахара в крови.
Людям, страдающим от сердечных заболеваний, гипо– или гипертонии, не следует употреблять энергетические напитки.

Заявление, что энергетический напиток обеспечивает организм энергией, является голословным. Содержимое заветной банки только открывает путь к внутренним резервам организма, т. е. выполняет функцию ключа, вернее, отмычки. Другими словами, 
сам напиток никакой энергии не содержит, а только использует нашу собственную. Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг. Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии.

Как любой другой стимулятор, кофеин, который содержится в энергетических напитках, приводит к истощению нервной системы. Его действие сохраняется в среднем 3 – 5 часов, после чего организму нужен отдых. Кроме того, кофеин вызывает привыкание.

Энергетический напиток, содержащий сочетание глюкозы и кофеина, очень вреден для молодого организма.

Многие энергетические напитки содержат большое количество витамина В, вызывающего учащенное сердцебиение и дрожь в конечностях.

Фанаты фитнеса должны помнить о выдающихся мочегонных свойствах кофеина. Это значит, что после тренировки энергетический напиток пить нельзя, ведь в процессе тренировки мы и так теряем много жидкости.

В случае превышения допустимой дозы не исключены побочные эффекты: тахикардия, психомоторное возбуждение, повышенная нервозность, депрессия.

Энергетические напитки содержат таурин и глюкуронолактон. Содержание таурина в несколько раз превышает допустимый уровень, а количество глюкуронолактона, содержащееся в 2 банках напитка, превышает суточную норму почти в 500 раз (!). Даже ученым неизвестно, как эти ингредиенты действуют на организм, и как они взаимодействуют с кофеином. Поэтому эксперты заявляют, что безопасность использования таких высоких доз таурина и глюкуронолактона еще не определена, что требует проведения дальнейших исследований.

Есть расхожее мнение, что энерготоники вовсе не так эффективны, как их преподносит реклама и что они не оказывают особого действия на организм человека, есть упрямые факты, свидетельствующие об обратном.

• Шведская национальная комиссия расследует дело о смертях трех человек, спровоцированных употреблением напитков.

• Одна из погибших, танцевавшая на дискотеке девушка, вместе с алкоголем выпила две банки энерготоника и внезапно умерла от остановки сердца.

• Ирландский баскетболист Росс Куни выпил три банки энергетического напитка и через несколько часов умер прямо во время тренировки. 

• Многие водители употреблявшие энергетические напитки в состоянии повышенного утомления, с целью продолжения движения, рассказывают о возникающих после этого галлюцинациях, что говорит о психотропном воздействии указанных напитков.

• Во многих странах (Франции, Дании и Норвегии) энерготоники считаются лекарственными препаратами, их можно купить только в аптеке или их производство запрещено (Германия).

Заключение

Подростки являются активными потребителями энергетиков, не задумываясь над последствиями для своего здоровья.

Многие люди, пьющие "энергетики", думают, что действие их совершенно безвредно, и продолжают увеличивать дозу бодрящих напитков. Увлечение бодрящей газировки медики называют новым видом зависимости. Следовательно, энергетические напитки можно назвать психостимуляторами, которые вызывают возбудимость организма на кратковременный промежуток времени, но так как организм это получает извне, он очень быстро запоминает и стремится получить его еще.



Предварительный просмотр:

Тема: Особенности общения с подростком в семье.

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи: 

  • познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  • обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

Ход собрания

         Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

         Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.

         Упражнение «Ассоциации»

Назовите слова-ассоциации к слову «подросток»  (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).

«Портрет современного подростка»

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…

         За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

         Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

ТИПИЧНАЯ ФРАЗА

     КАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ

«Ты должен учиться!»

«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию

планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры

человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»

«Ты лжец!», «Ты опять врёшь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду».

«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

         Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. 

         Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

         Принятие ребенка – когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Опасно: безразличие и обман.

         Значимость ребенка – это признание его значительность в существовании семьи.

         Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Родители поздравляют своего ребенка с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Подросток должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, а вместе разбирают возникшую ситуацию.

         Родительская любовь – подросток нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4 – 5 раз в день. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.

         Принцип доступности – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с подростком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

         Воспитание ответственности и самодисциплины – формирование у подростка привычки быть ответственным за свои поступки и слова (уравновешенная и зрелая личность). Эти качества напрямую зависят от поведения родителей в семье, их способность проявить эти же качества в обыденной жизни.

         Авторитет родителей – это кропотливый труд отца и матери. Это, прежде всего желание подростка говорить родителям правду, какой бы горькой для родителей она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

         Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы.

         Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое.

Принципы толерантного общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Памятка для родителей.

1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб. 

  • попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
  • демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;
  • сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;
  • определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;
  • оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?
  • постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы;
  • излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с "изюминкой". Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.

2. Если ссора все-таки разгорелась. 

  • Не создавайте "революционную ситуацию", а если создали, разрешайте ее мирным путем.
  • Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
  • Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".
  • Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.

3. Если ребенок ушел из дома 

  • Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.
  • Для исключения разного рода несчастных случаев наведите справки в "Скорой помощи" и милиции.
  • Соберите сведения об его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь по возможности их проверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка в моменты последних встреч с друзьями.
  • При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать - результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
  • Вступите с ребенком в переговоры, убедите его выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.
  • Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
  • Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
  • В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем родственникам и друзьям. Не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
  • Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей - в возвращении на учебу, работу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия. 


Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

  1. Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей
  2. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
  3. Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
  4. Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
  5. Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
  6. Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
  7. Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
  8. Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.

Рекомендации для родителей (памятка у каждого родителя):

  1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей
  2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
  3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
  4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
  5. Научите преодолевать трудности
  6. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед
  7. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
  8. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
  9. Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
  10. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
  11. Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
  12. Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
  13. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
  14. Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  15. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
  16. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
  17. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  18. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  19. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
  20. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
  21. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  22. Помните: недоверие оскорбляет!!!
  23. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
  24. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)

Литература

  1. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
  2. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
  3. Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.
  4. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.
  5. Диреклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 – 9 классы. М.: ВАКО, 2008.