Методическая публикация

Брагина Елена Аркадьевна

 

 

 

 

 

Брагина Елена Аркадьевна

 

 

"Современные подходы к проблеме

преемственности ДОУ и школы

при подготовке детей к обучению"

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План РМО244 КБ
Файл rmo.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Саратовской области

Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова

Брагина Елена Аркадьевна

Современные подходы к проблеме преемственности ДОУ и школы при подготовке детей к обучению

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Научный руководитель:

Кожара Ирина Викторовна

Вольск

2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические аспекты вопроса подготовки детей к обучению в школе…………………………………………………………………………...6

 1.1.Сущность понятия «школьная готовность» и её основные                           составляющие……………………………………………………………6

1.2. Особенности развития ребёнка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………….14

1.3.Создание условий ДОУ для полноценной подготовки детей к   обучению в школе……………………………………………………...19

Глава 2. Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой ……………….30

2.1. Анализ современного состояния работы ДОУ и школы по подготовке детей к обучению ……………………………………………30

2.2. Подбор определенных форм работы по обеспечению преемственности в работе между ДОУ и школой способствующих улучшению подготовки детей к обучению………………………………35

Заключение…………………………………………………………….....40

Список  литературы……………………………………………………..42

Приложение……………………………………………………………….46

ВВЕДЕНИЕ                                               

   

Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием является одной из актуальных на сегодняшний день. Все заинтересованные стороны этого процесса (педагоги дошкольных учреждений, учителя школы, родители)  имеют свой взгляд на данную проблему, и эти взгляды далеко не всегда совпадают.

Между тем, понятие преемственности в его сущностной характеристике предполагает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, что подразумевает наличие  тесной взаимосвязи между различными ступенями развития, проявляющейся в сохранении тех или иных элементов при переходе детей на новый этап развития.

 Отечественные учёные Е. Тихеева, Р. Буре, Г. Петроченко, Ш.Амонашвили, Л.Выготский, Л.Журова отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается этап дошкольного детства ребенка и начинается совершенно иной период его жизни. Устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются другие задачи, складываются новые виды деятельности, ведущей среди которых выступает учебная деятельность. Поэтому для подготовки к другому образу жизни, успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать процесс воспитания и обучения, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определённого уровня физического и психического развития. Именно готовность к обучению в школе выступает одним из ключевых моментов в реализации преемственности между дошкольным учреждением и начальной ступенью образования [ 8, с.360].

 Одна из проблем подготовки к школе детей, посещающих ДОУ, состоит в том, что детские сады работают по разным программам; при этом каждая из них выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах несоотносимые друг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или к формальному приписыванию их ребенку, которое искажает действительно положение дел.

  Вместе с тем при поступлении в школу ребёнок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счёт) и произвольно выбранные пробы из массы психодиагностических тестов.

  Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, а с другой – между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приёме ребёнка в школу.

Поэтому актуальность данной проблемы позволила нам выбрать тему дипломной работы «Современные подходы к проблеме преемственности ДОУ и школы при подготовке детей к обучению».

Объект исследования: подготовка детей к обучению при взаимодействии ДОУ и школы.

Предмет исследования: процесс организации преемственности ДОУ и школы при подготовке детей к обучению.

 Цель исследования: определить формы работы по обеспечению преемственности  ДОУ и школы способствующих улучшению подготовки детей к обучению.

 

Для доказательства поставленной цели были определены следующие задачи:

 1. охарактеризовать понятие «школьная готовность», её основные    составляющие;

2. рассмотреть особенности развития ребёнка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста;

3. проанализировать условия ДОУ для полноценной подготовки детей к   обучению в школе;

4. произвести анализ современного состояния работы ДОУ и школы по подготовке детей к обучению;

5. подобрать  и обосновать определенные форм работы по обеспечению преемственности ДОУ и школы способствующих улучшению подготовки детей к обучению.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты вопроса подготовки детей к обучению в школе

1.1.Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие

В первом параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть сущность понятия «школьная готовность», ее основные составляющие.

Под готовностью к школьному обучению в настоящее время понимается достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в систематическом школьном обучении. В отечественной психологии разработаны критерии, входящие в определение готовности к школьному обучению, к которым относятся: интеллектуальная, личностная, мотивационно-потребностная, моционально-волевая, поведенческая готовности.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Меняется образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением ‹‹социальной ситуации развития››, и с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал ‹‹ кризисом семи лет ››. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно – следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки [4, с.37].

  По мнению отечественных и зарубежных учёных, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность.

  Физическая готовность – это состояние здоровья, определённый уровень морфо – функциональной зрелости организма ребёнка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

 Личностная готовность – это определённый уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.

 Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребёнка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки  и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

 Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребёнку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнять эту функцию, ребёнок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребёнка со взрослыми получила название внеситуативно - личностного общения.  

 Ребёнок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и  беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.  

 При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры посторонние темы, не выплёскивать свои эмоциональные переживания и т.д.

 Не менее важной стороной личностной готовности  является способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.

 Личностная готовность предлагает также определённое отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребёнок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать своё поведение. Если самооценка ребёнка завышенная и недифференцированная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности говорить не правомерно.

 Интеллектуальная готовность – это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно – логического мышления, овладения элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры), выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозорами компетенции (представление о мире людей, вещей, природе ит.д.) [9, с.110].

    С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определённого уровня познавательного развития. Ребёнок должен быть способен вставать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.      

   Для этого ребёнку необходимо владеть определёнными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).

  Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребёнка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

 Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определённые знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует так же развивать у ребёнка любознательность, познавательные интересы и способность осознано воспринимать новую информацию [9, с.210].

По мнению других ученых, в содержание понятия «школьная готовность» входит психологическая, социально – психологическая и нравственно-волевая, физическая подготовка.

 Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать - всё это не может не отразиться на качестве обучения.

  В содержании социально – психологической и нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучение) и готовность к новому образу жизни.

  Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определённого уровня развития самостоятельности. Исследованиями К. П. Кузовского, Г. Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности.

  Возможно и формирование ответственности (К. С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданию. Ребёнок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать её долго и выполнять. Ребёнку надо уметь доводить дело до конца, преодолевая трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследованиям (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре), успешно формируются к концу дошкольного возраста.

  Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям.

  Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками.

  Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребёнка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном образовательном учреждении на занятиях и вне их.

  С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребёнка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься.

  Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.

 Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, Н.Л.Гуткина, Н.Г.Кравцова, Н.Г.Салмина, Й.Йирасек, Г.Витцлак и др.).

  Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми- учениками, рассказов взрослых о школе. Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому что мне купят ранец», и т.д. среди этих мотивов нет главного- мотива учения. Лишь появление таких мотивов сможет свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно.

 Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной организации детской   деятельности и педагогического процесса в целом [21, с.423].

            Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты.

  В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

 Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

 Это навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

 Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребёнку первый этап школьного обучения, усвоение школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приёме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, ещё не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр.

   В тоже время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

   Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целую систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определённого уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

 В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяется и  развитие произвольной сферы (волевая готовность) .

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребёнка соблюдения  большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся  (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определённым образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.

 Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированность произвольного поведения. Его развитие Д.Б.Эльконин считал более важной составляющей готовности к школе.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребёнком при приёме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности [21, с.423].

   Итак, рассматривая в данном параграфе сущность понятия «школьная готовность» и её основные составляющие, мы видим, что  подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться за долго до фактического поступления детей в школу.

1.2.Особенности развития ребёнка на рубеже дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Граница старшего дошкольного возраста, совпадающая с периодом обучения в начальной школе, устанавливается в настоящее время с 6-7 лет. Поэтому мы в данном параграфе рассмотрим особенности развития ребенка в данный возрастной период. В этот период происходит дальнейшее физическое и психологическое развитие ребенка. На протяжении младшего школьного  возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего возраста всё больше значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастать роль детского сообщества.

 Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребёнка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

В этом возрасте происходит важное новообразование произвольного поведения. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступить в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. Часто это связанно с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным, доминирующим в этом возрасте мотивом достижения успеха.

 С формированием у младших дошкольников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирования результатов действия и рефлексия.

Ребёнок способен оценивать свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово- ориентировочная основа в поступках, это тесно связанно с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребёнок способен побороть в себе все свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определённым нормам.

Важной стороной внутренней жизни ребёнка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребёнка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

 Ребёнок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребёнок не такой как внутренне. Именно эти изменения в личности ребёнка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниями сделать то, что хочется, к капризам.

«Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психологического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.»

 В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности  ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха. В сознании ребёнка закладываются определённые нравственные идеалы, образцы поведения. Ребёнок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы установление личности ребёнка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Именно в этом возрасте ребёнок переживает свою уникальность, он осознаёт себя личностью, стремится к совершенству. Это находит своё отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в её среде, добиться успеха.    

 Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Образы из окружающей жизни и  литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови. Одежда может быть украшена различными деталями  [19, с. 232].

  В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры: дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника .

 Дети подготовительной группы к школе в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми или объёмными предметами. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

 В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.

 У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками; при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

  Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными  признаками ситуации.

  Продолжается развитие воображения, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящих к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 мин.

 У детей продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи [7, с.26].

 Тем самым мы видим, что развитие ребёнка на рубеже старшего детского возраста и младшего школьного возраста бурный и продолжительный период. К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

1.3. Создание условий ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе

 

Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного полноценного психологического развития.

Базовое звено дошкольного образования – ДОУ, модернизация которого предполагает достижение нового качества дошкольного образования: его ориентацию не только на освоение детьми определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Воспитание как особый приоритет в школьном образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий образовательный процесс.

В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе, необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми.

Содержание и организация образования детей 5-7 лет определяются:

* задачами, которые общество ставит относительно новых поколений;

* возрастными особенностями детей.

  С учётом возрастных особенностей детей необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве;

* приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества: этическим, социальным, эстетическим, техническим, научным;

* педагогическое содействие собственно психологическому развитию детей.

 Значение первого направления для развития детей очевидно, так как ребёнок должен научиться жить и действовать в том мире, в котором он пребывает. Приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества осуществляется путём обучения детей в первую очередь самым разнообразным способам действия. Однако не ко всем достижениям человечества детей можно приобщить через овладения способами. Так, очевидно, что нельзя научить «способам» совершения поступков на основе норм морали, хотя можно научить способам так называемого культурного поведения  [8, с.17].

 В образовательном процессе овладения любыми способами организуется путём показа, объяснения, через собственную практику взрослых и опыт ребёнка. Однако, такой подход далеко не всегда оправдывает себя из – за внутреннего безразличия ребёнка к предлагаемому содержанию.    

 Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание последнего связать с доступной для осмысления ребёнком целью, к достижению которой побуждают реально действующие в данном возрасте мотивы.

 К 5 годам потребность детей в признании другими собственной значимости начинает частично конкретизироваться в потребности ощущения и признания другими своей компетентности в тех или иных сферах деятельности. Ребёнок хочет показать: смотри, что я умею! И именно эта потребность является базовой в мотивации учебной деятельности.

 Ощущение потребности в компетентности как особой формы сознательной человеческой активности способствует появлению направленности на преобразование самого себя.

 Учиться – это как раз и значит повышать свою компетентность, изменять, совершенствовать себя, а не окружающий предметный мир.

 На начальных этапах эта потребность удовлетворяется в дидактических играх с правилами, о значениях которых для успешного школьного обучения отечественные психологи и педагоги пишут с 50-х годов прошлого века (Л.С.Славина, А. В.Петровский и др.)

 Традиционно разработка и использование в образовательном процессе игровых приёмов отдавалась на волю желаний и выдумки воспитателя, что приводило и к удачным находкам, и к фактическому искажению «игрового фактора». Важным и принципиальным условием для новой организации эффективного образовательного процесса является создание научно обоснованных, конкретных и подробных методик и систем применения игровых компонентов на разных возрастных этапах и в разных видах детской деятельности. Региональные особенности и традиции, а также такие условия, как город и сельская местность, должны найти отражение в содержании тех ситуаций, которые будут использоваться при обучении детей овладению способами действия и при постановке соответствующих целей. Неизменной остаётся активная позиция ребёнка в складывающейся ситуации.

  В целях создания необходимых условий для достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется:

* пересмотр содержания и форм общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста;

* разработка технологий, направленных на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового самоопределения как необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей.

Как уже говорилось выше, центральной задачей подготовки детей к школе, наряду с обеспечение своевременного полноценного психологического развития является, сохранением и укреплением здоровья.

 Распространность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3 до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, учащение острой и обострение хронической патологии у детей происходят  в период получения систематического образования.

  Всё это диктует необходимость совершенствования, как организации образовательного процесса, так и его медицинского сопровождения.

 Оздоровление детей должно стать обязательной составной частью работы ДОУ любого типа. Данное положение должно найти отражение в документах всех уровней, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений.

 Ключевым фактором в улучшении медицинского обслуживания в ДОУ должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и образовательного учреждения как на этапе подготовки ребёнка к посещению ДОУ, так и в течение всего периода его пребывания в детском саду.

 В период подготовки ребёнка к поступлению, как в образовательное учреждение полного дня, так и в группу кратковременного пребывания участковым педиатром проводится:

*   многофакторная (комплексная) оценка состояния здоровья ребёнка с учётом результатов обследования специалистами;

* коррекция выявленных отклонений в состоянии здоровья и в развитии по результатам комплексной оценки;

* определение готовности ребёнка к поступлению в образовательное учреждение, прогнозирование течения адаптационного периода, психолого - медико-педагогические назначения на период адаптации для родителей и персонала.

 В период посещения ребенком, как образовательного учреждения полного дня, так и группы кратковременного пребывания участковый педиатр проводит:

* мониторинг состояния здоровья детей с привлечением специалистов поликлиники;

* выявление детей групп направленного риска и формирование общих и индивидуальных программ их оздоровления;

* оценку эффективности проводимых мероприятий.

 Перед поступлением ребёнка в школу необходимо:

* прогнозирование течения адаптации ребёнка в школе;

* формирование комплексных психолого - медико-педагогических рекомендаций на период адаптации.

 В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагается комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребёнка, на охрану и укрепление здоровья, формирование физической культуры.

  1. Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников включает:

 * комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребёнка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;

* отбор педагогических технологий с учётом возрастных особенностей детей и функциональных возможностей на данном этапе развития; отказ от «школьного» типа обучения школьников.

 2.Для достижения высокого качества работы по физической культуре планируется:

* использование современных технологий обучения разным видам движений, повышение эффективности занятий физической культурой, мониторинг физического развития и состояния здоровья детей;

* разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала;

* привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья;

*модернизация содержания работы на основе внедрения личностно ориентированных педагогических технологий: разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей и состояния их здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий;

* внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности;

* разработка технологий оздоровительной физической культуры с учётом уровня индивидуального развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

3. Использование комплексов физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных способностей детей (координация, ловкость, быстрота движений, сила, скорость, гибкость) с целью совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма.

 Для детей с ограниченными возможностями и проблемами в здоровье и физическом развитии необходимо создать адаптивную образовательную среду, а также среду, направленную на раннюю диагностику и коррекцию, на последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу [35, с. 49].

   Педагогическое содействие психическому развитию детей.

В настоящее время необходимость в специальном педагогическом содействии психическому развитию детей вызвана тем, что, по мнению специалистов, у многих детей отмечается отставание от возрастных характеристик и общепризнанных норм развития. Вместе с тем своевременное и полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте является основой дальнейшего развития ребёнка.

  Первые семь лет жизни принципиально отличаются от последующих возрастов числом и значимостью возникших психических новообразований. Именно в дошкольные годы впервые появляется речь, деятельность со сложной системой целей и социальной мотивацией, сознание, личность.

  Каждое из этих масштабных новообразований имеет сложный состав и строение, а их основные составляющие возникают у детей в определённой последовательности и взаимосвязи.

  В этом сложнейшем и малоизученном процессе в настоящий момент можно выделить следующие закономерности:

  а) появление каждой частной составляющей этих новообразований имеет свой сензитивный период. Это отрезок времени, когда в психике ребёнка складывается совокупность предпосылок, которая является максимально благоприятной для появления именно данной конкретной особенности, потенциала вполне определённого роста;

   б) возможности реализации потенциала развития детей имеют альтернативный характер и зависят от многих условий и обстоятельств жизни каждого конкретного ребёнка. В стихийно складывающихся условиях потенциал развития ребёнка часто реализуется или частично, или в нежелательных формах либо не реализуется вообще. Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в строгом соответствии с законами развития психики ребёнка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику;

   в) появление у детей в сензитивный период важнейших психических новообразований имеет далеко идущие последствия, потому что именно они определяют условия и предпосылки становления более поздних элементов основных психических структур и тем самым судьбу последующего развития человека.

  Из этих достаточно известных психологической науке положений современной педагогикой ещё не сделан практический вывод: своевременное, квалифицированное содействие психическому развитию ребёнка значительно эффективнее и проще запоздалых попыток наверстать упущенное. Если психологического содействия нет, то педагог сталкивается с неблагоприятным состоянием детской психики, со скрытым сопротивлением сложившихся в ином направлении стереотипов.

Так, например, отрезок времени перед началом и в ходе кризиса 3 лет является сензитивным периодом для становления некоторых новых черт и особенностей в психике детей. Именно в этот момент необходима забота о том, в каком направлении пойдёт их развитие. Важнейшим из них является становление продуктивного целеполагания, направленного на самостоятельное создания чего то нового, не существовавшего ранее ( постройка, рисунок и т.п.) Этот на первый взгляд не очень значительный сдвиг в деятельности и целеполагания детей 3 лет определяет, станет ли человек хотя бы отчасти созидателем или только потребителем – тем, кто стремится уметь, или тем, кто хочет только иметь. Это, казалось бы, далекое от школьной готовности различие в установках существенно влияет на мотивацию учебной деятельности. Желание и умение созидать становится предпосылками стремления ребёнка к повышению собственной компетентности -  важнейшего скрытого источника интеллектуальной и учебной активности.

  Нечёткость установки на созидание приводит к неприятию критики и к неприязни к критикующим вместо деловой ориентации на повышение качества своей работы. В начальной школе такое восприятие ребёнком объективной оценки его успехов детьми хорошо известно.

Очевидно, что разрыв единой, целостной системы образования для той части детей, которые не могли систематически посещать ДОУ до 5 лет, и сосредоточение усилий на её последнем отрезке – 5-7 лет являются опасными для психического развития человека в  самый чувствительный период этого развития.

 Пренебрежение задачами обеспечения полноценного психического развития детей до 5 лет, когда закладывается фундамент деятельности, сознания и личности человека, обрекает дошкольную педагогику на физический приоритет  коррекционной практики.

  Необходимость специальных педагогических усилий для обеспечения психического развития в течение всего дошкольного детства была осознана педагогами и психологами уже в 90-х годах прошлого века. Появляющиеся в это время новые программы дошкольного образования содержат новые весьма перспективные попытки постановки и решения данной программы. Во исполнении Комплекса мероприятий по реализации образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. требуется обновление системы научно – методического обращения, перестройка педагогической науки и преодоление её оторванности от запросов современного общества в обеспечении непрерывности процессов обновления дошкольного образования.  

 Условно их можно определить как организационные модели подготовки детей к школе  [8, с.24].

Организационные модели подготовки детей к школе.

В настоящее время подготовка детей  к школе 5-7 лет в школе осуществляется:

* в ДОУ полного дня ( для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием);

* в группах кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно – образовательных центров и центров дополнительного образования;  

* в домашних условиях – родителями или гувернёрами ( для детей из семей риска – социальными работниками).

 Дошкольное образование в группах кратковременного пребывания не зависимо от места проведения ( дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно – образовательные центры ит.д.) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе.

 В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини – центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т.д.).

Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуется разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.

 .  В целях создания благоприятных условий для достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется:

* психолого-педагогическое обоснование подходов к перестройке деятельности педагога и его общения с детьми в связи с обновлением форм содействия психическому развитию ребёнка;

* разработка единых требований к содержанию программ, которые реализуются в условиях групп кратковременного пребывания, и приведение их в соответствие с едиными целями дошкольного образования;

* разработка программ и методического обеспечения к ним в соответствии с едиными целями дошкольного образования и с учётом специфики обучения детей в условиях групп кратковременного пребывания на основе общественно – семейной модели дошкольного образования с использованием предметно – методических комплексов и автодедактических материалов;

* выделение специального времени (не менее трети всего времени  дневного пребывания детей ) для свободной самостоятельной деятельности, в том числе для игры.

 Для подготовки детей к школе в домашних условиях необходимо разработать программно – методический комплект общественно – семейной модели дошкольного образования с учётом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребёнком. Для социальных психологов, работающих с детьми из семей риска и их родителями, требуется создать специальное пособие.

 Все материалы, связанные с программно – методическим обеспечением, должны быть подготовлены как на бумажных носителях, так и в электронной версии.

 Программно – методические материалы должны быть адресованы руководителям ДОУ, методистам, воспитателям, учителям, родителям и всем тем, кто занимается проблемами подготовки детей к школе.

 В электронной версии для педагогов и родителей должна осуществлять не только самообучение, но и самоконтроль, направленный на определение уровня собственной компетентности [8, с.28].

Таким образом, данный методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественный подготовки детей к школе представлен в таблице (см. Приложение 1).

Глава 2. Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

2.1. Анализ современного состояния работы ДОУ и школы по подготовке детей к обучению

   Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические особенности.

Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребёнка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными учреждениями сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приёмов работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учёт тех достижений, которые они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

А так как начальная школа часто совсем не хочет использовать формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требованиями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определёнными знаниями, умениями и навыками и – что самое главное – подготовленного к школе в организационном плане.

В результате такого подхода к построению преемственности теряется понимание самоценности дошкольного детства, весь период посещения ребёнком дошкольного учреждения рассматривается только как период его подготовки к школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований « подготовить ребёнка к школе», сажают детей за парты и проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.

Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а искусственным путём, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное образовательное учреждение [8, с.19].

Но хотим сразу отметить, что нельзя всю вину за столь искаженную модель преемственности возлагать только на начальную школу. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, однажды попробовав применять в воспитательно-образовательном процессе школьную модель, поняли всю её «прелесть» и удобство. Разумеется, гораздо легче организовать детей, сидящих за партами, гораздо легче завладеть их вниманием – так и будем делать. Поэтому решать проблему нужно сразу с двух сторон.

А в организационном плане  предлагаются такое решение проблемы: во – первых, изменить процедуру аттестации дошкольных образовательных учреждений в части установления воспитанников – выпускников детского сада. Где оцениваются не знания, умения и навыки, сформированные у детей в дошкольном образовательном учреждении, а именно их уровень развития; во – вторых, ввести изменения в процедуру аттестации начальной школе.  Н. Третьяк считает, что необходимо включать педагогов дошкольных образовательных в аттестационные комиссии, оценивающие работу начальных школ. Именно они могут лучше всех оценить реальное осуществление преемственности в методах и приемах работы с детьми. А чтобы педагоги начальной школы могли на начальных этапах обучения эффективно применять в  образовательном процессе игровые методы, присущие дошкольному воспитанию, необходимо включать тренинги по овладению этими методами в программу повышения квалификации.

Автор убеждена, что реальных результатов в построении действенных моделей осуществления преемственности нельзя добиться только управленческими решениями. Они появятся только тогда, когда педагоги смогут найти взаимопонимание и оценить усилия своих коллег, взаимно обогатить свой педагогический опыт.

   При современной постановке учебно-воспитательной работы в детских садах дети получают определённую подготовку к обучению в школе. Учителя 1 классов отмечают целый ряд положительных качеств у воспитанников детских садов: большинство из них имеют достаточно обширные и правильные представления об окружающих предметах и явлениях, хорошо развитые фонематический слух и речь, понятие о числе, геометрических фигурах (треугольник, квадрат, овал и т.д.) и их свойствах, некоторые временные и пространственные представления, владеют порядковым и количественным счётом в пределах 10, умеют рассказывать сказки, любят игры, песни, музыку, знакомы с правилами поведения на уроке, в школе.

Однако в свете современных требований начальной школы, подготовка детей в детских садах к обучению в школе явно недостаточна, а иногда и совсем неудовлетворительна.

По мнению многих исследователей и учителей практиков, основные недостатки в подготовке к обучению в школе состоят в том, что часто знания и представления детей разрозненны, бессистемны, и это затрудняет перенос их в другие условия; недостаточно сформированы у детей учебные навыки, волевые усилия и действии, общественно значимые мотивы обучения. Установлено, что в различных детских садах, даже в отдельных группах, существует большая неравномерность общего развития и подготовленности детей к обучению в школе. Большая разница в уровне подготовки детей наблюдается в городских и сельских детских садах, детских садах и семье, в разных районах нашей страны. ( А.В.Запорожец)

Некоторые дошкольные работники, проявляя озабоченность о подготовке своих воспитанников к школе, стремясь сделать это как можно лучше, начинают обучать детей чтению по букварю, писать, решать задачи, запоминать правила и определения. С детьми, плохо успевающими по чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия. Всё это составляет содержание обучения в 1 классе. Задача детского сада иная: обеспечить развитие детей, готовность к усвоению содержания школьного обучения. Кроме того, часто, не владея соответствующими методиками и не зная всей системы школьного обучения, воспитатель, по мимо своей воли, формирует у детей неправильные умения и навыки, которые потом в школе нужно будет разрушать. Это создаёт дополнительные трудности как для учеников, так для учителей. Так например, учительница 1 класса одной из Минских школ рассказывала, как воспитательница детского сада, стремясь лучше подготовить детей своей группы к школе, изучала с ними буквы алфавита по картинному букварю. Когда в сентябре дети пришли в  1 класс и учительница спросила их, что они знают, воспитанники указанной группы заявили, что они знают буквы. На предложение учительницы назвать показываемые ею буквы один мальчик, мучительно вспоминая картинки, говорил: «Это буква «арбуз» (А),  это буква «баран» (Б), это буква «пароход» (П) и т.д. Хорошее намерение воспитателя фактически дало отрицательный результат.                                                            

 Учителю стоило много труда, чтобы разрушить приобретенные навыки, а ученику – много усилий, чтобы отрешиться от усвоенного и научиться правильно читать  [35, с.136].

Таким образом, необходимо совершенствовать учебно-воспитательную работу в детском саду, привести её в соответствие с требованиями начальной школы. Это в свою очередь требует повышения общеобразовательного уровня и методической подготовки всех работников детского сада. Дошкольным работникам следует ясно представлять, что в подготовительной группе, как переходной от детского сада к школе, задачи воспитания и обучения имеют свою специфику: они и многообразнее и сложнее, чем в предыдущих группах детского сада. Эти задачи нельзя сводить к чисто утилитарным навыкам, необходимым для обучения в 1 классе школы. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребёнка физических, умственных, нравственно – волевых качеств, комплекса психических механизмов, которые обеспечили бы ему успешное обучение не только в 1 классе, но и на последующих ступенях.

2.2. Подбор определенных форм работы по обеспечению преемственности в работе между ДОУ и школой способствующих улучшению подготовки детей к обучению

Во второй главе данного параграфа мы попытаемся, на основе анализа современных подходов, подобрать некоторые формы работы по обеспечению преемственности ДОУ и школы, которые на наш взгляд будут способствовать улучшению подготовки детей к обучению.

Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые, педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой. Путей осуществления таких контактов много.

Но нам хотелось бы выделить  такие формы работы, которые на наш взгляд заслуживают особого внимания это:

- совещания по обмену опытом работы воспитателей подготовительных групп и учителей 1 классов, которые проводятся систематически  отделами управлениями образования.

- научно – теоретические, научно - практические конференции, которые играют существенную роль в развитии теории по вопросам преемственности в работе детских садов и начальных классов, с участием директоров школ, завучей и учителей начальных классов и дошкольных работников. Такие конференции проводятся на базе ДОУ, МОУ, ГОУ СПО (колледж), где заслушиваются доклады по современным разработкам данной проблемы, проводятся мастер - классы, обсуждаются актуальные вопросы преемственности: «Задачи дошкольных учреждений в свете требований современной начальной школы»,  «Использование аналитико-синтетического звукового метода в обучении старших дошкольников грамоте», «Игровые методы и приёмы в работе с учащимися 1 классов» и др., что является ценным вкладом в разработку данной проблемы.

- учительские конференции, участие в которых помогают обогатить знаниями и опытом воспитателей подготовительных групп детских садов.

Очень полезными, в смысле обмена опытом, являются посещения учителями занятий в детском саду, а воспитателями – в школе, с последующим обсуждением и анализом этих занятий. Это оказывает положительное воздействие на работу, как детских садов, так и начальных школ.

Очень важно проведение совместных педагогических совещаний работников детских садов и школ с постановкой вопросов о преемственности в работе подготовительных групп и 1 классов [20, с.19].

Установление связи детских садов и школ может идти и по линии различных контактов воспитанников детских садов с учащимися: шефство учащихся над дошкольниками; совместное проведение воспитательных мероприятий – вечеров и утренников сказок; посещение  церемонии встречи первоклассников; экскурсии в школу; просмотр кинофильмов о школе; встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада; организация и проведение совместных трудовых дел, игр и т.д. При разумной и целенаправленной организации таких контактов, выпускники детского сада постепенно подготавливаются к выполнению требований, которые предъявит школа.

К сожалению, контакты детских садов со школой ещё недостаточно тесные, а формы их однообразны, и в этом направлении предстоит сделать очень многое.

Другой, не менее важной формой работы, обеспечивающей преемственность между детским садом и школой, является всеобщий охват детей 6-7 лет подготовкой к школе. В результате все дети, поступающие в 1 класс, будут иметь сравнительно одинаковую подготовку, что обеспечит благоприятные условия для их успешного обучения.

На сегодняшний день создаются необходимые условия для решения этой задачи. Но не каждый ребенок, по разным причинам, посещает ДОУ. Хотя число первоклассников, получивших предварительную подготовку к обучению в детских садах, непрерывно увеличивается.

В целях более полного охвата 6-7 –летних детей подготовкой к обучению осуществляется не только через детский сад. Во некоторых школах  создаются группы или специальные классы, в которых подготавливают к обучения детей, не посещающих детские сады. Особое значение созданию таких групп и классов имеет для сельской местности, где детских садов значительно меньше, чем в городах или совсем отсутствуют. Программа работы таких групп и классов соответствует программе подготовительной группы детского сада; рассчитана она в основном на общее и речевое развитие и обучение. В программу входят такие разделы работы, как пение, рисование, лепка, физкультура, обучение элементарным математическим представлениям и кроме этого проведение профилактических  мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Приведем пример одной из школ, в которой уже на протяжении нескольких лет  создана и ежегодно функционирует «Школа Деда Буквоеда», цель которой является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и чувствовать себя более комфортно и уверенно (см. Приложение 2).

По мнению Н.И.Коваль, организация занятий по обучению в подготовительных классах имеет некоторые особенности, связанные с возрастной спецификой детей. Эти особенности состоят в том, что оборудование классной комнаты должно быть близко к естественной обстановке пребывания детей до школы: двухместные столы, стульчики, соответствующие возрасту, необходимый набор игрушек, наличие игрового уголка, стеллажей, библиотечки; продолжительность каждого урока – 35 минут с обязательным проведением физкульт – минутки в середине урока; при проведении занятий следует широко использовать игровые приемы, индивидуальное обучение в сочетании с коллективной работой; занятия должны иметь практическую направленность и обеспечивать систематическую предметную деятельность. Вся работа с детьми проводится на уроке. По окончании учебного года все дети переводятся в 1 класс. Для учителей, ведущих работу в подготовительных классах, изданы программы и методические разработки к ним. Работа подготовительных классов и групп при школе регламентируется специально утвержденным положением .

Разумеется, такая форма работы, как годичная подготовка детей к школе через подготовительные группы при школах не может обеспечить того высокого уровня развития детей, который достигается в детских садах, где дети воспитываются и обучаются в течение 4-5 лет.

Однако даже такая краткосрочная подготовка детей дает положительные результаты в развитии некоторых умений, в упорядочении имеющихся и приобретении новых знаний, в формировании установки на обучение в школе.

Следует выделить еще одну форму работы, которая на наш взгляд не достаточно применяется - это подготовка детей к школе в семье.  Делать это нужно под руководством опытного учителя. Возможность и целесообразность такой подготовки доказана экспериментально  [23, с.19].

 Еще в 1975 году сектором начального обучения Института содержания и методов обучения АПН СССР была проведена двухлетняя экспериментальная работа в сельских и городских школах по изучению возможности и эффективности подготовки дошкольников к школе в домашних условиях, готовности и способности родителей проводить эту работу под руководством учителя. Подготова шестилетних детей к школе в семье велась по специально  созданным для родителей пособиям: «Азбука» ( А.И.Воскресенская, С.П.Редозубов, А.К.Янковская ), « Обучение грамоте и развитие речи» ( Л.К.Назарова, Л.А, Горбушина, И.Г.Розанов), «Обучение счету» и « Учись считать» (Я.Ф.Чекмарёв). Занятия с детьми родители проводили два – три раза в неделю. Раз в две недели родители приходили в школу, в которой должны будут обучаться их дети. Учителя этой школы знакомили их с приемами обучения детей грамоте, счёту, наблюдения над природой. Все дети экспериментальных групп научились считать, у них возник интерес к решению арифметических задач, они научились проводить звуковой анализ слова. Увеличилось количество детей, умеющих в достаточно быстром темпе читать слогами и словами.

Изданные для родителей пособия получили положительную оценку, но нуждаются в дальнейшем совершенствовании, уточнении, дополнениях. Целесообразно иметь в них указания и советы по предупреждению ошибок, которые допускают родители при обучении детей, в частности ошибок анализа звуковой структуры слов, неправильных приёмов чтения (побуквенное), неправильного построения режима занятий с ребёнком в семье и т.д. Пособия для родителей нуждаются в пополнении игровым материалом и в перечне книг, рекомендованных для чтения детям [20, с.24].

Таким образом, усилиями отделов управления образования, научно – исследовательских институтов, работников школ, ДОУ найдены новые и эффективные формы работы по организации преемственности ДОУ и школы при подготовке детей к обучению, которые нами представлены и систематизированы в нашей работе.

Заключение

Заведующие и педагоги, работающие с детьми подготовительной к школе группы, недооценивают значение детских видов деятельности, разнообразие форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы. Не учитывается и тот важный факт, что эффективность  образовательного процесса в группах зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые в совокупности обеспечивают все направления развития ребёнка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника.

 Непонимание закономерностей целостного развития ребёнка в период дошкольного детства часто приводит к тому, что в группах ведутся только учебные занятия, а игры и различные виды свободной самостоятельной деятельности ребёнка в кругу сверстников исключаются полностью.

Анализ ситуации показывает, что в вопросах подготовки детей к школе накопилось немало проблем, так или иначе связанных с организацией, содержанием и методическим обеспечением образования детей 5-7 лет.

Раскрывая сущность понятия «школьная готовность» и ее составляющие мы пришли к выводу, что подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Рассматривая особенности развития ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы видим, что это бурный и продолжительный период. К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Проанализировав в своей работе условия ДОУ для полноценной подготовки детей к   обучению в школе, мы представили методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественный подготовки детей к школе

Анализ современного состояния проблемы позволил выявить, что педагоги ДОУ совершенствуют учебно-воспитательную работу в детском саду, приводят её в соответствие с требованиями начальной школы. Это в свою очередь требует повышения общеобразовательного уровня и методической подготовки всех работников детского сада. Дошкольные работники ясно представляют, что в подготовительной группе, как переходной от детского сада к школе, задачи воспитания и обучения имеют свою специфику: они и многообразнее и сложнее, чем в предыдущих группах детского сада. Эти задачи нельзя сводить к чисто утилитарным навыкам, необходимым для обучения в 1 классе школы. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребёнка физических, умственных, нравственно – волевых качеств, комплекса психических механизмов, которые обеспечили бы ему успешное обучение не только в 1 классе, но и на последующих ступенях.

Поэтому усилиями отделов управления образования, научно – исследовательских институтов, работников школ, ДОУ найдены новые и эффективные формы работы организации преемственности ДОУ и школы для повышения качества подготовки детей к обучению в школе, которые нами представлены и систематизированы в нашей работе.

Список литературы

  1. Агапова И.Ю. Подготовка детей к школе // Начальная  школа. - 2004. - № 3. - с. 19 - 21.
  2. Белошистая А Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных чисел // Дошк. возраст 2002 п. 11, 20 с.
  3.  Безруких М.М., Ефимов С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1996. - с. 43 - 56.
  4. Бугруменко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов М., 1992. - с. 23 - 44.
  5. Буре Г.С., Л.В.Загин и др.; Сост. Р.С. Буре; Под  ред. В.Г.Нечаевой -3-е издание исп. и доп. –М. ; Превращение, 1983: -207с.
  6. Ботова Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М., 1986        
  7. Возрастные особенности психического развития детей. // Под. Ред. И.ВДубровиной, М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1982. - с. 21 - 28.
  8.  Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. / Н.Ф. Виноградова // Нач. шк. – 2000-№1. – С.5-20.
  9.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. –М; 1996.
  10.   Дошкольное воспитание № 6, 2007г. Еженедельный научно-методический журнал.
  11. . Дронова Т. «О концепции организации, содержания и методического обеспечения, подготовки детей к школе» // Дошкольное воспитание. № 8, 2007г. – с18.
  12.  Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд. перераб. и доп. –М.; Издательский центр «Академия», 2000, -416с.

12. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. –М, Издательский центр «Академия», 1999. -464с.

13.Емельянова М. Ребенок идет в школу // Дошк. воспитание 2006 п. 5, 21с.

 14.Ельцова О. Организация педагогического процесса в ДОУ // Дошк. воспитание 2006 п.10, 7с.

15. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто; -Изд. 3-е. –Ростов н/Д; Феникс,2006. -442с.

16. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений № 6, 2003г.

17. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений № 2, 2002г.

    18. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) // Дошк. воспитание 2006 п.5, 21с.

19. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗа. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. - с. 232

     20. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир // Дошк. воспитание 2001  -  58с.  

     21. Камирин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М., 2001. - с. 420-437.

      22. Квинн В.Н. Как подготовить ребенка к школе. - 1991. - с. 25 - 29.

      23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к             школьному обучению. - М., 1991. - с. 10 - 21.

   24.  Лютова Т. Педагог дошкольного образования // Дошк. возраст 2002 п.11, 91с.

25. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребёнка. –М.; Воронеж, 1997г.

  1. Мельникова Н. Дошкольный возраст о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошк. воспитание 2006 п.10, 82с.

27. Нравственное воспитание в детском саду; Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Маркова, 3-е изд. испр. и доп. –М.; Просвещение, 1984.-272с

28. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -М.; Издательский дом «Воспитание дошкольника»; 2004.-208с.

29 Пурович Л.М., Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой. –М.; Просвещение, 1990,1990 -420с.

30. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба, С.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.Г.Кочетковой, Д.В.Сергеевой. –М; Издательский центр «Академия», 1998. -336с.

31. Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста // Вопросы психологии. –М., 1984. -4-5с.

32. ПарамоноваЛ., Алимова Т. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучение и развития детей раннего и дошкольного возраста // Дошк. воспитание 2003 п.6, 27с..

33. Подготовительная к школе группа в детском саду, Под ред. М.В. Залужской. Изд. 2-е, перераб. и доп. –М., «Просвещение», 1975. 383с

34.Преемственность подходов в создании развивающей среды ДОУ и начальной школы в рамках реализации ФГОС начальной школы. – М.., 2009.

35. Предметно – развивающая среда детского сада в контексте ФГТ./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 128 с.

36. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспектива первого этапа всероссийского эксперимента // Дошк. воспитание 2001 п.6, 11с.

37. Стеркина Р., Князева О., Маханева М., Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования // Дошк. воспитание 2002 п.9, 11с.

40. Смирнов Е Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошк. воспитание 2006 п.4, 65с.

41. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.  Практикум по детской психологии. М.: Просвещение. Владос, 1995. - с. 66 - 67.

42. Феотисова Т. Из опыта духовно- нравственного воспитания старших дошкольников // Дошк. воспитание 2006 п.4, 65с.

43.Хвастунова Т.А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями // Воспитатель ДОУ. 2009 № 2.

44. Эльконина Д.Б., Венгера А.П. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.П. Венгера. –М, 1988г.

Приложение 1

Организационные модели подготовки ребёнка к школе

Задачи нормативно-правового и методического обеспечения подготовки детей к школе

I. В дошкольных образовательных учреждениях полного дня (для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием)

  1. Разработать единые планируемые результаты подготовки детей к школе с целью сохранения единства образовательного пространства России и преемственности ступеней образования.

  2. Пересмотреть содержание программ в соответствии с планируемыми результатами подготовки детей к школе.

  3. Разработать требования к предметной развивающей среде ДОУ для обеспечения качественной подготовки детей 5-7 лет к школе (старшая и подготовительная к школе группы).

  4. Разработать методические рекомендации по созданию эффективной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ребёнка, посещающего ДОУ.

  5. разработать пособие по организации и управлению деятельностью круглосуточного дошкольного учреждения с целью подготовки к школе детей из семей риска.

  6. Разработать рекомендации по организации мониторинга качества подготовки детей 5-7 лет к школе на уровне учреждения образования, региона, муниципальном и окружном.

II. Группы, функционирующие на основе кратковременного пребывания детей, как центры подготовки детей в школе при:

 * начальных и общеобразовательных школах;

 * учреждениях дополнительного образования, культуры и здравоохранения;

 * учреждениях социальной защиты, центрах социального обслуживания, музеях, клубах, домах детского творчества;

 * медицинских учреждениях и т.п.

  1. Разработать проект инструктивно-методического письма Минобрнауки РФ о создании центров подготовки детей к школе.

  2. Разработать общее положение о центре подготовки детей к школе.

  3. Разработать проект договора с родителями ребёнка, посещающего центр подготовки детей к школе.

  4. Разработать программу по подготовке детей 5-7 лет к школе в условиях дошкольной группы кратковременного пребывания и методические рекомендации для педагогов.

  5. Разработать требования к квалификационным характеристикам педагогов, ведущих с детьми 5-7 лет работу по подготовке к школе.

  6. Разработать требования к предметной развивающей среде центров по подготовке детей к школе.

  7. Разработать комплект наглядных пособий для детей и тетрадей на печатной основе.

  8. Разработать пособие для родителей, дети которых посещают центры по подготовке к школе.

III. В домашних условиях – с родителями или гувернёрами (для детей из семей риска – с социальными работниками)

  1. Разработать программно-методический комплект для общественно-семейной модели дошкольного образования с учётом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребёнком.

  2. Создать пособие для социальных психологов, работающих с детьми из семей риска и их родителями.

Приложение 2

Деятельность «Школы деда Буквоеда»

Учителя, ведущие занятия в этой школе ставят перед собой следующие задачи:

- снятие психологического стресса перед школой;

- развитие любознательности как основы познавательной активности;

- развитие интеллекта;

- развитие творческого воображения;

- формирования умения общаться со взрослыми и сверстниками.

На занятия приглашаются все будущие первоклассники, независимо от того, посещали они детский сад или нет. В течение трех месяцев по субботам дети с родителями посетили 10 занятий. Занятия состояли из пяти блоков:

- обучение грамоте;

- математика;

- валеология;

- психология;

- иностранный язык.

Каждое занятие состояло из трех мини - уроков, по 20 минут каждый. Когда дети в двух группах занимались математикой или обучением грамоте, с родителями работал психолог или социальный педагог. На третьем уроке дети объединялись в большую группу для спортивных и музыкальных занятий.

На вводном занятии дети путешествовали по школе вместе со сказочной Феей. В каждой классной комнате детей ждал сюрприз, приготовленный старшеклассниками. А познакомиться друг с другом детям помогал слоненок Тимошка (кукла из кукольного кружка), который ждал их в библиотеке школы. Малыши с трепетом протягивали свои руки, трогали слоненка и называли свои имена. Такая атмосфера помогала снять психологическое напряжение перед новыми людьми, вызывала положительные эмоции, которые важны для проведения занятий.

На уроках математики дети учились ориентироваться в пространстве, конструировать, соотносить цифру и число, выполнять задания на развитие логического мышления и др. На этих занятиях раскрывались творческие возможности детей. Обыкновенные квадраты, круги, треугольники превращались в удивительных зверушек.

Становлению графического навыка помогла работа по шаблонам  и трафаретам.

Целью занятий по обучению грамоте не только развитие речи дошкольников, но и пробуждение интереса к родному языку и традициям народа. Так, различие буквы и звука было выявлено в ходе работы над загадками. В отгадке предлагалось сравнить количество звуков и букв. Работали дети и с деформированным, неполным словом, «конструировали» буквы из ниток и пластилина. Особое внимание уделялось развитию мелкой моторики рук, так необходимому для обучения каллиграфическому письму.

Занятия в блоке «валеология» педагог вел по двум направлениям. Первое называлось «Познай себя», второе - «Я и мир вокруг». Дети узнали много нового о своем организме, выяснили, «чей нос лучше» и почему «дружба начинается с улыбки» (зубы, функции, профилактика заболеваний), побывали в гостях у профессора Пилюлькина. Занятия проходили в игровой форме. Родители тоже стали участниками оздоровительно - профилактических процедур.

Работа в блоке «психология» носила специфическую форму, ведь дети еще не пришли в первый класс, следовательно, процесс адаптации впереди. Психолог постарался определить уровень психологической зрелости ребенка, представить перспективу дальнейшего движения его психического развития и становления личности. Дети отличались повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, поэтому проводились занятия, способствующие общему расслаблению и снятию напряжения. На занятиях выполнялись упражнения на развитие памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Учителя обсуждали с родителями вопросы физического и психического здоровья, давали рекомендации по развитию речи, поднимали вопрос о важности соблюдения режима дня.

В заключении каждый дошкольник получил удостоверение об окончании «Школы Деда Буквоеда».

В основу отбора содержания занятий легли следующие принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- практическая направленность;

- занимательность;

- наглядность и др.

Сентябрь показал, что у всех детей, посещавших школу, процесс адаптации прошел успешно. Программа подготовки обеспечила преемственность дошкольного и начального образования, психологически подготовила к началу обучения.



Предварительный просмотр:

План

работы районного методического объединения

воспитателей групп раннего возраста              

на 2016 -2017 учебный год

р. п. Озинки  Саратовской обл.

Руководитель: Брагина Елена Аркадьевна -  воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ «детский сад № 1 «Улыбка»                       р.п. Озинки.

Тема: Организация образовательного процесса для детей раннего возраста с учетом современных требований.

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования.

Задачи:

Формировать мотивационную готовность педагогов работать на методическом объединении.

Совершенствовать теоретический и практический уровни профессиональной компетенции педагогов.

Способствовать поиску конструктивных форм взаимодействия с семьей, способствующих установлению доверительно-деловых отношений между педагогами и родителями

Развивать активность и поднимать творческий потенциал молодых воспитателей.

Способствовать накоплению и формированию положительного опыта работы с детьми раннего возраста.

При решении задач основными принципами работы педагогов являются:

—       уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

—       создание условий для развития индивидуальности;

—       обеспечение атмосферы психологического комфорта       для  дошкольников;

—       учет возрастных и индивидуальных  особенностей детей.

                                        Ожидаемые результаты

​ Увеличение количества педагогов участвующих в конкурсах, мастер- классах и представляющих свой педагогический опыт.

​ Повышение педагогического мастерства педагогов.

                                               Тематика заседаний РМО

№ п./п.

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

                                                   Заседание №1

Круглый стол «Актуальные вопросы адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

1.

Просмотр и анализ открытого мероприятия с детьми

октябрь

Совкова М.А.

МДОУ №5

2

«Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Брагина Е.А.

3

 Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Осипова Л.С.

МДОУ №1

4

Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ

Ким М.Н.

МДОУ №1

5

Обсуждение и утверждение плана работы РМО на 2016-2017 учебный год

Брагина Е.А.

Руководитель РМО

6

Домашнее задание «Картотека дидактических игр для детей раннего возраста»

Все воспитатели

Заседание №2

Современные подходы к развитию ребенка в игровой деятельности.

1

Просмотр и анализ открытого мероприятия с детьми по теме РМО

декабрь

Богдалова Ф.Ф

Кривашеева Т.

МДОУ №4

2

Совместная игровая деятельность взрослого и детей

Дергач Н.В. МДОУ «Белоглинный»

3

Планирование игровой деятельности

Муханбетова О.В. МДОУ «Синегорский»

4

Из опыта работы воспитателя «Игры в самостоятельной деятельности детей»

Воронина Т.В. МДОУ №2

5

Из опыта работы педагогов по теме «Познаем мир в игре»

Негметова Г.Ж. МДОУ «Пигари»

6

Презентация на тему: Развитие игровой деятельности

Брагина Е.А.

7

Домашнее задание Конспект НОД по «Формированию познавательной активности детей»

Все воспитатели

                                                    Заседание №3

«Организация совместной работы с родителями по формированию познавательной активности детей»

1

Просмотр и анализ открытого мероприятия с детьми по теме РМО

февраль

Негметова Г.Ж. МДОУ «Пигари»

2

С «Роль семьи и дошкольного учреждения в воспитании любознательности у детей раннего возраста»

Лукашенко Т.В. МДОУ           «Сл. рудник»

3

Представление опыта работы «Родители – наши союзники»

Богдалова Ф.Х.

МДОУ №4

Богданова Н.В.

МДОУ №1

4

 Мастер-класс «Родительское собрание»

Дорошенко Т.В.

5.

Презентация нестандартного оборудования в ДОУ для детей раннего возраста

Брагина Е.А.

6.

Домашнее задание:  «Нестандартного игрового оборудования для детей раннего возраст».

Все воспитатели

Заседание №4

Тема: «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке»

1

Просмотр и анализ открытого мероприятия с детьми

апрель

Хорольская Т.А. МДОУ №2

2

Сообщение «Организация деятельности детей на прогулке»

Совкова М.А.

МДОУ №5

3

Обмен опытом на тему: «Совместная деятельность взрослого и ребёнка на прогулке», просмотр видеороликов

Воронина Т.В. МДОУ №2

4

 Мастер-класс: «Проведение подвижных игр на прогулке

Кузнецова Н.Н. МДОУ №3

5

Выставка нестандартного игрового оборудования для детей раннего возраста.

Все воспитатели

6.

Подведение работы РМО за 2016-2017 у.г.

Брагина Е.А.