Программно-методические и дидактические материалы

Заварзина Елена Петровна

Программно-методические и дидактические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика здоровья учащихся

1.Анкетирование учащихся, с целью выявления отношения к своему здоровью.

2. Анкетирование родителей, с целью выявления мнения о влиянии режима школы на здоровье учащихся.

3.Оценка состояния здоровья учащихся.

Анкета для учащихся: «Мое здоровье»

1.Есть ли у тебя жалобы на здоровье?

2.Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?

- сразу, если почувствуешь недомогание;

- когда становится очень плохо;

- когда родители сами заметят твое плохое самочувствие.

3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?

4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?

5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:

- чистишь зубы;

- делаешь утреннюю зарядку;

- завтракаешь;

- смотришь телевизор.

6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?

7.Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?

8.Регулярно ли ты моешь руки? (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)

9.Чистишь ли ты зубы?

10.Сколько раз в день ты чистишь зубы?

11.Когда ты обращаешься к зубному врачу?

- при наличии боли;

- для проверки состояния зубов.

12. Считаешь ли ты, что курение вредно?

13.Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?


Анкета для родителей:

  1. Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.
  2. Считаете ли вы, что неоходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)
  3. Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?


Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан

Вариант для младших школьников

Экспериментальный материал

Бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы. Длина линии - 100 мм. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина – точкой. Каждая линяя озаглавлена сверху и снизу:

  1. здоровый - больной
  2. аккуратный - неаккуратный
  3. умелый - неумелый
  4. умный - глупый
  5. добрый - злой
  6. есть друзья - нет друзей
  7. веселый - скучный
  8. хороший ученик - плохой ученик

Порядок проведения

Методика проводится в первом классе – индивидуально, во втором классе – допускается фронтальное выполнение. Перед началом работы дается общая инструкция.

Инструкция (дается устно):

«Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: “Я самый умный” или “Я не очень веселый”. Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».

Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину - заметной точкой.

«Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.

Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?»

Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит крестик?»

Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе?» (Отвечает на вопросы детей).

«А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились».

Раздает бланки, в 1 классе - с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения.

«Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу - очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?»

Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на первой линии, подписанной “здоровый – больной”.

«Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано “аккуратные”, внизу - “неаккуратные”. На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные люди, у которые никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу - ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик».

Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной “аккуратный - неаккуратный”.

Так последовательно заполняются все 8 линий.

В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во 2-м классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.

После завершения работы психолог собирает листы.

Обработка результатов

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала "Здоровье" рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы "Здоровье") определяется высота самооценки - от "0" до знака «крестика».

2. Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.

3. Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и соответственно, тем меньшее значение она имеет и может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.

Оценка и интерпретация результатов.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже в таблице

Показатели уровня самооценки

Группа

Испытуемых

Количественная характеристика самооценки, средний балл

Низкий

Норма

Очень высокий

Средний

Высокий

Девочки

0-60

61-80

81-92

92-100

и более

Мальчики

0-52

53-67

68-89

90-100


Показатели дифференцированности самооценки

Группа

Испытуемых

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

Девочки

0-6

7-16

более 16

Мальчики

0-9

10-19

Более 19



Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  1. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  2. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  3. Мне нравится помогать другим.
  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  1. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  1. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  2. Переживаю неприятности других, как свои.
  3. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  1. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  2. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  1. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных данных

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности — с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


Тест-тренинг «Умеете ли Вы вести здоровый

образ жизни?» (4 класс)

1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:

а)заводите будильник;

б)доверяете внутреннему голосу;

в)полагаетесь на случай.

2.Проснувшись утром, Вы:

а)сразу встаёте;

б)встаёте не спеша, затем - гимнастика;

в)ещё немного нежитесь под одеялом.

3.Ваш завтрак:

а)кофе или чай с бутербродом;

б)мясное блюдо и чай;

в)завтракаете не дома, а на работе.

4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?

а)Приход в школу в одно и тоже время.

б)В диапазоне плюс-минус 30 минут.

в)Гибкий график.

5.Вы бы предпочли за обед:

а)успеть поесть в столовой;

б)поесть не торопясь;

в)поесть не торопясь и немного отдохнуть.

6.Курение:

а)некурящий;

б)менее 5 сигарет в день или периодически курите;

в)курите регулярно;

г)курите очень много;

д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).

7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а) Долгими дискуссиями.

б) Уходите от споров.

в) Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.

8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?

а) Не больше чем на 20 минут.

б) До часа.

в) Больше часа.

9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?

а)Общественной работе.

б)Хобби.

в)Домашним делам.

10.Что означают для Вас встречи с друзьями?

а)Возможность отвлечься от забот.

б)Потеря времени.

в)Неизбежное зло.

11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.

б)По настроению.

в)По окончании всех дел.

12. Употребляете в пищу:

а)много масла, яиц, сливок;

б)мало фруктов и овощей;

в)много сахара, пирожных, варенья

13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

а)Роль болельщика.

бДелаете зарядку.

в)Достаточно рабочей и физической нагрузки.

14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

а)танцевали;

б)занимались спортом;

в)прошли пешком порядка 4 км.

15.Как Вы проводите летние каникулы?

а)Пассивно отдыхаете.

б)Физически трудитесь.

в)Гуляете и занимаетесь спортом.

Оценка результатов

Теперь найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов и суммируйте их

Очки за отв.


Вопросы


I


II


III


IV


V


VI


VII


VIII


IX


X


XI


XII


XIII


XIV


XV


1


30


10


20


30


0


0


30


30


10


30


30


20


0


30


0


2


20


30


30


0


30


10


0


10


20


0


0


0


30


30


20


3


0


0


0


10


20


30


30


0


30


0


0


0


0


30


30


400-480 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей учебы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

280-400 очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы  и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

160-280 очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и в учебе дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста


Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал: Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения : Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I субтест 
Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, т*ень). 
к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 

II субтест 
Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 
б) Река, озеро, море, мост, болото. 
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. 
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

III субтест 
Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

лес

деревья


=

библиотека

сад, двор, город, театр, книги



бежать

кричать


=

стоять

молчать, ползать, шуметь, звать, плакать



Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
а)

огурец

овощ


=

георгин

сорняк, роса, садик, цветок, земля


б)

учитель

ученик


=

врач

койка, больные, палата, термометр


в)

огород

морковь


=

сад

забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы


г)

цветок

ваза


=

птица

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья


д)

перчатка

рука


=

сапог

чулки, подошва, кожа, нога, щетка


е)

темный

светлый


=

мокрый

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный


ж)

часы

время


=

термометр

стекло, температура, кровать, больной, врач


з)

машина

мотор


=

лодка

река, моряк, болото, парус, волна


и)

стул

деревянный


=

игла

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная


к)

стол

скатерть


=

пол

мебель, ковер, пыль, доска, гвозди



IV субтест 
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

Брюки, платье, пиджак ... — одежда. 
Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата...
б) Окунь, карась...
в) Лето, зима...
г) Огурец, помидор...
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван... 
ж) День, ночь...
з) Слон, муравей... 
и) Июнь, июль... 
к) Дерево, цветок... 
Правильные ответы:
I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль 
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень 
к) Москва 
II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва 
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров 
з) лебедь
и) число
к) вкусный 
III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо 
д) сапог / нога 
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер 
IVсубтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ 
д) куст 
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета 
к) растения 
Обработка результатов
1 субтест
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.
II субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
III субтест
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
IV субтест
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация. 
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = х • 100% / 40
где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже). 



Предварительный просмотр:

Комплексная проверочная работа для 3 класса (конец года)

по программе «Школа России».

Вариант 1.

ПОЧЕМУ ПЫРЕЙ НАЗЫВАЮТ ОГНЁМ ПОЛЕЙ?

       Когда-то в русском языке было в ходу слово «пырять» — толкать. От него и произошло название растения пырей.            

       А чем он может «пыряться»? Ни рук, ни ног у него нет.

Пырей толкается могучими корневищами. Они теснят корни культурных растений, лишают их земли, влаги, пищи. Не зря русские крестьяне  прозвали грозный сорняк ползучим корнем и сосун - травой, а учёные - огнём полей. Он и в самом деле, словно огонь, уничтожает все культурные растения на полях.

       На куске земли длиной и шириной всего в один метр длина корневищ этого сорняка в пахотном слое может достигать 500 метров!

      К   тому   же   пырей   необычайно плодовит. Одно растение даёт около   300   зерновок,   а   вместе с   побегами   от   корневищ  —  до 10000. Концы корневищ загибаются кверху, образуя новые побеги.

      Корневища  пырея   и  его  подземные  побеги удивительно жизнеспособны. Будучи запаханными в землю, они легко переносят суровые морозы, длительные засухи и затопление водой до 50 дней.

      Если пырею дать волю, он, выживет с поля и рожь, и пшеницу.

Но человек научился  бороться с сорняком. Осенью на полях люди специальными приспособлениями разрезают корневища пырея. Это вызывает дружное прорастание спящих почек пырея. При последующей обработке почвы слабенькие проростки полностью уничтожаются. А оставшиеся в земле корневища ослабевают до такой степени, что многие из них не способны дать весной новые побеги.

Школа______________________________________________________

3 класс                                       1 вариант

Фамилия и  имя     _____________________________________________.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайтесь выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. Найди в тексте предложение о том, как люди борются  с грозным сорняком. Спиши его.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены главные члены.

Задание 3. Запиши, от какого глагола сорняк получил название пырей.

_________________________________________________________

Задание 4. Выпиши из текста информацию о том, чем опасен пырей для культурных растений.

__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Разбери слова  подземные,   травой  по составу. 


_________________________________________________________

Задание 6. Запиши, какой длины могут достигать корни пырея в пахотном слое. Вырази длину в дециметрах.

______________________________________________________________

Задание 7. Реши задачу.

Найди площадь участка земли, длина и ширина которого равна  1м.

Решение:__________________________________________________________

Ответ:__________________________________

Задание 8. Реши задачу.

Одно растение пырея даёт около 300 зерновок, а побеги  от корневищ – 9000 . Во сколько раз больше побегов  от корневищ растения, чем зерновок?

Решение:___________________________________________________

Ответ:___________________________________________

Задание 9.Укажи, где растёт пырей.

А) на болоте

Б) в лесу

В) в поле

Задание 10. К какой группе растений относится  пырей? Заполни таблицу, пользуясь знаниями окружающего мира.

Группа растений

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

Пример

Дополнительная часть

Задания 11 – 15 можно выполнять в любом порядке.

Задание 11.Из последнего абзаца выпишите слово, в котором  все согласные – мягкие. Сделайте звукобуквенный разбор  этого  слова.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Запиши, какие ты знаешь растения-сорняки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.Выпишите из текста по 2-3 примера имён существительных

Женского рода_________________________________________________

Мужского рода_________________________________________________

Среднего рода__________________________________________________

Задание 14. Объясни, как ты понимаешь смысл предложения.

Пырей толкается могучими корневищами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Придумай и запиши вопрос к тексту.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка  выполнения заданий комплексной работы 

№ задания

Правильный ответ

Максимальный балл за 
выполнение задания

1

Чтение до 65 слов -1 балл

Чтение от 65 слов – 2 балла

2

2.

Осенью на полях люди специальными приспособлениями разрезают корневища пырея.

Люди разрезают. Люди – имя сущ., разрезают – глагол.

2

3.

Пырей – пырять, пыряться или толкать

1

4.

Пырей уничтожает все культурные растения.  или  

Он и в самом деле, словно огонь, уничтожает все культурные растения на полях.

2

5.

Подземные, травой

2

6.

500м=5000 дм

1

7.

Ответ: 1кв.м

1

8.

2балла -верное решение и ответ 
9000: 300=30 Ответ: в 30 раз.
1 балл -верное решение, неверный ответ или не записан .
0 баллов- Задание не выполнено или выполнено неверно

2

9.

В поле

1

10.

Пырей - травянистое растение    - 1 балл, ещё 1 балл за заполнение таблицы.

2

11

Люди - 4б., 4 зв., 2 слога.                      

                   

3

12

Осот, лебеда, вьюнок, пастушья сумка, крапива и т.д.

3

13

Ж.Р – земля, рожь и т.д.

М.Р.- язык, пырей, и т.д.

С.Р.- корневище, растение,

3

14.

Объяснение

3

15.

Вопрос

2

Итого 10 заданий базового уровня, максимальный балл – 16;

5 заданий повышенного уровня, максимальный балл -14

Уровень компетентности

Уровень

компетентности

Низкий

Базовый

Высокий

Баллы

1 – 10

11 – 16

17 – 30



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;

3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

4) формировать навыки сотрудничества;

Задачи:

·                     Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

·                     Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся.

·                     Формирование навыков сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

·                     Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

·                     Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

·                     Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

I. 1. Организационный момент (психологический настрой)

Дети произносят хором.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать. 

2. Мотивация  (самоопределение к деятельности)

-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».

-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)

-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!

3. Минутка чистописания

- Ребята, откройте тетради, запишите число.  

- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх,

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим:  О, С, Х, Э

-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)

В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

II 1. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик. 

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой) 

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

 Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?

От значения слова в предложении.

Физминутка.

Если слова пишутся с маленькой буквы, то нужно присесть, если с большой хлопнуть в ладоши.

Воробей           Валя          стол         береза          Мурзик            Иванов       Алексей        ромашка    

Волга                Томск        река        Чая               город              село             Москва        Лев (лев)- проблема

2. Открытие нового знания

-А сейчас мы будем работать  в группах (4 группы)

-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.

-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.

·         Слушать друг друга;

·         Уметь уступать;

·         Уметь договариваться;

1гр.                         Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

2гр.                                 Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

3 гр.                                       .В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

4гр                             В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)

В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-Устно придумайте предложения со словом: серёжка Серёжка

Вывод. Итак, какие Вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?

( На доске учениками постепенно заполняется схема) ИМЕНА,  ГОРОДА, .КЛИЧКИ

Физминутка. - А какое полное имя у имени серёжа? А мое полное имя?

                                                Поиграем в игру с мячом. «Как тебя зовут?» Называть только свое полное имя.

-А когда я выросла, меня стали называть не только по имени, но и по …..

-А какое у меня отчество?

-А кто сможет назвать свое отчество? Продолжение игры.

 -А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВО

III. Закрепление

-Сегодня на наше имя пришла телеграмма, от героя из произведения Эдуарда Успенского. Отгадайте, от кого.

В Простоквашино живёт.

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. 

- Ребята, кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, просил  нас помочь исправить ошибки.

Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)

                                   Зачеркни  лишнюю  букву.

      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь  ошибки.

        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Проверка.  (Взаимопроверка)

Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками. 

-Оцените себя смайликами, а я после проверки оценю вас отметкой.

Какие фамилии встретились в заметке? (Матроскин, Печкин)

- С какой буквы написали фамилии?

                                                              Значит, фамилии тоже пишутся с большой буквы.

Дополнить схему: ФАМИЛИИ. С заглавной буквы пишутся города РЕКИ, МОРЯ, ОКЕАНЫ, ГОРЫ, ПЛАНЕТЫ…

-Как можно назвать это одним словом? (Одним словом можно сказать, что это географические названия.)

-А почему слово ДЯДЯ написано с большой буквы? Дополнить схему: перваое слово в предложении

IV. 1.Итог. Где же  в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы?  (название книг, фильмов, газет, журналов, адрес на конвертах) .

- Как будем писать их названия?

2.Домашнее задание (по выбору) 

- Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты  (не менее 10 слов), или У. с.86 у. 130.

Оценка деятельности на уроке


 3. Рефлексия. (Интерактивная доска)- Ребята, помните выражение, с которого мы начали наше занятие?

(«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься»)

-Сегодня на уроке мы с вами прошли небольшую часть длинной дороги знаний. 
На экране вы видите разноцветные следы.
Оцените свою работу на уроке. Выберите след нужного цвета

Зелёный- я справился со всеми заданиями без ошибок.

Жёлтый – я справился, но допускал ошибки.

Фиолетовый – было очень трудно, я ничего не понял.