В помощь родителям

Павлова Елена Сергеевна

На данной странице размещены материалы  родительских собраний и интересные заметки о воспитании детей.

对父母来说我们永远是孩子! (Для наших родителей мы навсегда останемся детьми).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 7 классе

Особенности подросткового возраста

Подготовил классный руководитель

7 класса

Павлова Елена Сергеевна

Особенности подросткового возраста

Цели:

•        Углубление представления родителей об особенностях подросткового возраста;

•        Оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками.

Задачи:

•        Выяснить, кто такой подросток с точки зрения учащихся и родителей;

•        Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;

•        Найти пути преодоления подросткового кризиса;

•        Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

В процессе подготовки собрания  учащимся была предложена анкета, состоящая из двух частей.

Анкета для родителей.

1). Знаете ли вы друзей своего ребёнка?

2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми?

3). Знают ли дети ваших друзей?

4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?

5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?

6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми?

7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?

8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе?

9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?

10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?

     Эпиграфом к собранию стали слова Дж. Дьюи :

«Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет».  

Подросток – это…

Родителям было предложено продолжить фразу.

Подростковый возраст

- это когда ребенок взрослеет, это происходит в 14 лет, он становится нервным, проявляет свой характер;

- начинается в 13 и заканчивается в16 лет, сильное изменение внешности и характера;

- это когда из ребенка человек превращается в почти самостоятельного, влюбляется и меняется в лучшую или худшую сторону, проявляет характер;

- это человек, которого всё раздражает;

- это когда тебе кажется, что ты уже взрослый, а окружающие еще видят в тебе ребенка;

- изменение внешности, отстаивание своей точки зрения, формирование взрослого человека;

- это период взросления и появления прыщей (Слайд 5)

Что же такое подростковый возраст?

           Тринадцать и четырнадцать лет – самые трудные двадцать четыре месяца в жизни. Именно в это время сомнения в себе и ощущение неполноценности достигают пика при максимальном давлении социальной среды. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.

      Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени…»       Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя.

        Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

          Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников

          Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

         Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них

           Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

    Вот статистика, которую должен знать каждый родитель:

1. Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

4.  60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

5.   Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

6.  По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет.

7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

8.  Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

     Традиционно собрание заканчивается советами родителям:

      Используйте  в  жизни  своей  семьи  следующие  правила!

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2.   Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.

Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, ваш ребенок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.

7.    Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

8.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду

Правила поведения для родителей:

•        Дайте свободу.

•        Никаких нотаций.

•        Идите на компромисс.

•        Уступает тот, кто умнее.

•        Не надо обижать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности подросткового возраста

Слайд 2

Анкета для родителей. 1 ). Знаете ли вы друзей своего ребёнка? 2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми? 3). Знают ли дети ваших друзей? 4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми? 5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике? 6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми? 7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью? 8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе? 9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку? 10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?

Слайд 3

«Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет».

Слайд 4

Вот статистика, которую должен знать каждый родитель: 1 . Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. 2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики. 3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 4. 60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности. 5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе. 6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет. 7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. 8. Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Слайд 5

Правила поведения для родителей: • Дайте свободу. • Никаких нотаций. • Идите на компромисс. • Уступает тот, кто умнее. • Не надо обижать.

Слайд 6

Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос »..

Слайд 7

Используйте в жизни своей семьи следующие правила! 1 . Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии. 2. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно. 3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители. 4. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации. 5. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса. 6. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка. 7. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ ЦЕЛЬ: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.

Слайд 2

«Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро -каждый из двоих, каким он себя видит, каждый из двоих, каким его видят другие, и каждый из двоих какими они являются на самом деле» (Вильям Джеймс ). родитель учитель ученик

Слайд 3

Психолого - педагогические доминанты развития подростка Подростковое детство – это период развития (11-15 лет), для которого характерны: доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально - комфортных потребностей, однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть своих потребностей. решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально - психологических потребностей.

Слайд 4

Возрастающая способность противостоять отрицательному влиянию среды, которая сочетается со склонностью подчинению им при неблагоприятных условиях, возникает юридическая ответственность за правонарушения. Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.

Слайд 5

Во многом психолого – педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Потребность во взрослом общении. Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности. Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Возникновение потребности к активной познавательной деятельности. Потребность в половой идентификации.

Слайд 6

Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них – играние ролей, причем именно тех, на которые подросток претендует. Наиболее характерные: «Умные» – подростки претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. «Сильные, смелые, волевые» – школьники, утвердившие себя спортивными достижениями, отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей.

Слайд 7

«Активисты» – подростки, нашедшие себя в активной общественной деятельности. «Талантливые» – подростки, самоутверждение которых идет по пути каких-то творческих способностей. «Увлеченные» – подростки, которым свойственна тяга к сильным увлечениям типа коллекционирования, тяготение к современным модным течениям и ритмам.

Слайд 8

Надежный друг, верный товарищ» – подростки, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верным товарищеским обязательствам, неписанному «кодексу чести».

Слайд 9

Возрастные задачи подростка: Принятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведения. Усвоение мужской или женской роли. Образ половой роли. Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

Слайд 10

Подготовка к профессиональной карьере. Формирование социально – ответственного поведения. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.

Слайд 11

Противоречия в общении: Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, его официальным статусом. «Быть» не получается, остается «казаться» Противоречия в отношениях со взрослыми. Отношение как к ребенку когда речь идет о правах, но взывание к взрослости, когда напоминаем о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

Слайд 12

Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие взрослые постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить ее. Возможно, присутствует боязнь некоторых взрослых потерять свой престиж, свои права на доминирование.

Слайд 13

Рекомендации педагогам и родителям Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности.

Слайд 14

Будьте одновременно добры и тверды. Взрослый не должен выступать в роли судьи. Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда нет успеха.

Слайд 15

Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Слайд 16

литература Родительские собрания: 7 класс/Авт.-сост. О.В.Дюкина .-м.:ВАКО 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест  для классного собрания  «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Инструкция

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Ответы обозначаем буквами:

А - могу и всегда так поступаю;

Б - могу, но не всегда так поступаю;

В - не могу.

 

Можете ли вы:

1.      В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.      Посоветоваться с ребенком невзирая на его возраст?

3.      Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.      Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.      Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.      Поставить себя на место ребенка?

7.      Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

8.      Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.      Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.  Пообещать  ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.  Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?

12.  Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

13.  Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 

Результаты

Ответ «А» оценивается в 3 балла, ответ «Б» - в 2, «В» - в 1 балл. Подсчитайте общую сумму баллов.

 

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

 

Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас - вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число баллов менее 16. У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями и литературой по вопросам семейного воспитания.