Тестовые задания по дисциплине ОДБ.09 ЭКОЛОГИЯ

Хомякова Ирина Ивановна

Тестовые задания для текущего контроля по дисциплине ОДБ.09 Экология

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Тестовые задания для текущего контроля  по теме 1.1 «Общая экология»

Вариант 1.

Часть 1

Инструкция:  в заданиях  № 1-21 выберите один правильный.ответ

 1. Ученый, предложивший термин «экология» - это:

а) Э. Геккель;   б) В. И. Вернадский;   в) Ч. Дарвин;   г) А. Тенсли

2. Экология – это:        

А) наука о животных  б) наука об охране природы   в) наука об условиях обитания организмов

г) наука о связях живых организмов с окружающей средой  

3. Экология изучает следующий  из перечисленных уровней  организации живой материи:

а) экосистемный   б) органный;  в) клеточный;  г) молекулярный.

4. Резкие колебания температуры характерны для среды жизни:

А) организменной б) водной   в) почвенной  г) наземно-воздушной 

5.  Компоненты  неживой природы, которые воздействуют на организмы это:

а) абиотические факторы;  б) биотические факторы; в) антропогенные факторы

6.  При отклонении экологических факторов среды от оптимальных для организма значений его жизнеспособность изменяется следующим образом:

А)  уменьшается   б) увеличивается   в) не изменяется   г) увеличивается или уменьшается в зависимости от продолжительности воздействия фактора

7. При формировании  ярусов  в лесном сообществе лимитирующим фактором является:

А)  вода  б) свет  в) минеральное вещество почвы  г)  температура

8. Совокупность особей одного вида,  занимающая  определенную территорию - это:

А) экологическая группировка  б) экосистема   в) сообщество   г) популяция 

9. Определенное положение, которое занимает популяция в составе биоценоза, называется:

А)  жизненной формой  б) экологической нишей  в) ареалом   г) экотопом (биотопом)

10.  Организмы, потребляющие готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих – это:

А) Консументы  б) продуценты  в) редуценты   г) растения

11. Тип биотических взаимодействий, при которых оба вида независимы и не оказывают друг на друга никакого влияния - это:

А) нейтрализм   б) мутуализм   в) паразитизм   г)  комменсализм

12. Тип биотических взаимодействий, при которых одна популяция подавляет другую, но сама не  испытывает отрицательного влияния – это:

А) Хищничество  б) Нейтрализм  в) паразитизм  г) аменсализм

13. Тип данной пищевой цепи: лесная подстилка → редуценты  → минерализованное органическое вещество - это:  А) детритная цепь  б) цепь хищников   в) цепь паразитов  г) пастбищная цепь

14.  Исторически сложившаяся устойчивая совокупность популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на однородном участке территории или акватории,- это: А)  сообщество (биоценоз)   б) биотоп   в) ареал    г) биосфера

15. Биоценоз и окружающая его неорганическая среда (экотоп)  представляют собой сложную систему, получившую название:

 А) экосистема или биогеоценоз б) ареал  в)  биоагроценоз  г)  экологическая ниша

16. Из перечисленных ниже экосистем естественным биогеоценозом является:

А)  лес   б) пруд   в) сад  г) город

17. Оболочка Земли, населенная живыми  организмами, - это:

А)  тропосфера  б) атмосфера  в) биосфера   г) литосфера

18. Верхняя граница биосферы определяется:

А) атмосферой  б) озоновым экраном  в) верхними  слоями  литосферы   г) гидросферой

19. Граница биосферы в океане находится на максимальной глубине:

А)  100-120 м   б)  1-2 км    в) 3 км     г) 10-11 км

20. Совокупность веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют, - это:  А) живое вещество  б) косное вещество  в)  биогенное вещество    г) биокосное вещество

21.Ученый, который внес фундаментальный вклад в учение о биосфере – это:

А) В.И.Вернадский   б) Ч. Дарвин   в) А. Тенсли    г) Э. Геккель  

Часть 2

Инструкция: в заданиях № 22 – 23  установите правильную последовательность, указав ее буквами

22. Распределите объекты экологического изучения в порядке их  усложнения (обозначьте последовательность буквами):  А)  популяция  б) сообщество  в) организм (особь)   г)  биосфера    д) экосистема

23. Распределите звенья биотического круговорота веществ и энергии в нужной последовательности:

А)  продуценты  б) редуценты    в) консументы   г)  солнечная энергия

Инструкция: в задании  № 24  выберите все правильные ответы.

24. Биосфера охватывает:      А) нижнюю часть атмосферы  б) верхнюю часть  атмосферы   в) всю гидросферу   г) нижние слои литосферы   д) верхние слои литосферы

Часть 3    

25. Впишите вместо многоточия названия основных  структурных компонентов биоценоза…….,  …..…,  …….

Тестовые задания  для текущего контроля по теме 1.1 «Общая экология»

Вариант 2

Часть 1

Инструкция для студентов: в заданиях № 1-21  выберите один правильный ответ.

  1. Экология – это наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду   б) влияние загрязнений на здоровье человека

  в) влияние деятельности человека на окружающую среду   г) условия существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают

2. Термин «экология» ввел немецкий зоолог Э. Геккель в следующем году:

а) 1866  б) 1900  в) 1766  г) 1966

3. Экология изучает следующий  из перечисленных уровней  организации живой материи:

а) органный    б)  клеточный   в) популяционно-видовой   г) молекулярный.

4. Среда жизни, в которой много кислорода, света, резкие изменения температуры во времени и пространстве часо возникающий дефицит влаги – это:

А) почвенная среда   б) организменная среда   в) водная среда   г) наземно-воздушная среда

5.  Экологические факторы среды, обусловленные деятельностью человека - это:

а) абиотические факторы;  б) биотические факторы; в) антропогенные факторы

6.  Условия среды, возникающие при максимальных отклонениях экологических факторов среды от оптимальных значений, угрожающие жизнеспособности организма, называются:: 

А)  экстремальными   б) ограничивающими   в) зоной оптимума   г) зоной пессимума

7. К биотическим факторам среды относится: А)  влажность воздуха  б)  солевой состав воды  в) температура, свет   г)  опыление растений, поедание одних особей другими

8. Общая территория, которую занимает биологический вид, - это: А) площадь питания    б) ареал    в) биоценоз    г) биогеоценоз 

9.Верно ли утверждение: «Любой вид – это большая популяция, которая состоит из более мелких популяций, так как вид неоднородно распределен в пространстве»: А)  нет   б) да      в) скорее нет, чем да   г) скорее да, чем нет  

10. Зеленые растения, микроскопические морские и пресноводные водоросли, производящие органические вещества из неорганических соединений, - это:

А) редуценты   б) продуценты   в) консументы  1-го порядка    г) консументы  2-го порядка

11. Тип биотических взаимодействий, при которых один организм использует другой организм в качестве жизненной среды, - это: А) Хищничество  б) Нейтрализм  в) паразитизм  г) аменсализм

12. Тип биотических взаимодействий, при которых оба вида взаимно подавляют друг друга, - это: А) аменсализм   б) хищничество   в) конкуренция   г) мутуализм (симбиоз)

13. Тип данной пищевой цепи: продуцент  растительноядное животное  плотоядное животное – это: А) детритная  цепь   б) цепь редуцентов   в) цепь паразитов  г)  пастбищная цепь

14. Совокупность совместно обитающих популяций разных видов микроорганизмов, растений и животных называется:

А) экосистемой (биогеоценозом)    б)  сообществом (биоценозом)   в) биотопом   г) ареалом

15. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называется:

А)  экосистемой (биогеоценозом)    б)   сообществом (биоценозом)    в)  популяцией  г) агробиоценозом

16.  Из перечисленных ниже экосистем естественным биогеоценозом является:

А)  оранжерея   б) озеро   в) город  г) водохранилище

17. Биосфера – это: А) совокупность видов  б) совокупность  сообществ (биоценозов)          

 в)  совокупность экосистем (биогеоценозов)   г) совокупность биотопов

18.. Граница биосферы в литосфере находится на глубине:

А) 1-2 м    б)  100-120 м  в) около 1км    г) около 3 км  

19. Фактор, определяющий верхнюю границу распространения жизни в биосфере – это:

А) отсутствие кислорода   б) интенсивный поток ультрафиолетовых лучей  в)  температура  г) отсутствие воды

20. Совокупность веществ в биосфере, которые  создаются живыми  организмами, - это:

А) живое вещество  б) косное вещество  в)  биогенное вещество    г) биокосное вещество

 21.Термин «биосфера» ввел ученый: А) Э. Геккель   б) Ч. Дарвин   в) Э.Зюсс   г)   В.И. Вернадский

Часть 2  

Инструкция: в заданиях  № 22 – 23  установите правильную последовательность, указав ее буквами

22. Укажите буквами последовательность  расположения сфер  в биосфере (снизу вверх):

А)  нижние слои атмосферы  б) озоновый слой  в) верхние слои литосферы (3 км) г) гидросфера (до10км)

23. Установите последовательность уровней организации живых   систем:

А) популяционно-видовой   б) организменный   в)  биосферный  г) биоценотический 

Инструкция: в задании  № 24 выберите все правильные ответы:

24. В состав биосферы входят: А) верхние  слои  литосферы  б) сфера выше озонового слоя   в)  сфера ниже озонового слоя  г) гидросфера

Часть 3.

25. Впишите вместо многоточия  названия групп экологических факторов среды: …..,  …..,  …… 

Тестовые задания для текущего контроля по теме  1.2  «Социальная экология»

Вариант 1

Инструкция. В заданиях № 1-7  выберите один правильный ответ

1. Социальная экология изучает взаимоотношения. взаимосвязи в системе:

А) организм – окружающая среда   Б) общество – окружающая среда   В)  биоценоз – биотоп   Г)  человек – окружающая среда

2. К естественному  загрязнению среды относится:

А) массовое цветение растений   Б) выбросы оксидов серы в атмосферу  В) сброс сточных вод в водоемы   Г) разлив нефти в океане

3. К биологическим  загрязнителям воды относятся:

А) вирусы   Б)  кислоты   В) радиоактивные элементы   Г) фенолы

4. Загрязняющее окружающую среду  вещество, источником которого является сельское хозяйство:

А) нефть   Б) СМС    В) пестициды   Г)  кислоты

5. Повышение температуры атмосферы  из-за увеличения содержания в ней углекислого газа,  некоторых других газов, аэрозолей  получило название:

А) антропогенный стресс  Б) парниковый эффект  В) энергетический кризис  Г) сопротивление воздушной среды  

6. Кислотные осадки обусловлены загрязнением атмосферы:

А)  оксидами углерода и пылью Б) оксидами серы и азота  В)   углеводородами и фреонами   Г) оксидами углерода и озоном

7. Источником поступления углекислого газа в атмосферу являются:

А) предприятия топливно – энергетического комплекса  Б) химические заводы  

В) железнодорожный транспорт   Г) предприятия пищевой промышленности

8. Установите соответствие между колонками:

Вид загрязнения                        Источник загрязнения

1. Естественное                         А) автотранспорт

2. Антропогенное                      Б) пыльные бури

                                                    В) предприятия по производству стройматериалов

                                                    Г) сход селей в горах

Тестовые задания для текущего контроля по теме  1.2  «Социальная экология»

Вариант 2

Инструкция. В заданиях № 1-7  выберите один правильный ответ

1. Центральным понятием социальной экологии является:

А) экосистема   Б) социосистема   В) социоэкосистема   Г) геосистема

2. К антропогенному загрязнению среды относится:

А) частицы от пыльной бури  Б) вулканическая лава  В) свалка бытовых отходов  

Г) селевой поток в горах

3. К химическим загрязнителям воды относятся:

А) вирусы   Б) водоросли   В) бактерии  Г) фенолы

4.  В «кислотном» дожде  и снеге содержатся следующие кислоты:

А) кремниевая, фосфорная   Б) угольная, фтороводородная  

 В) серная, азотная  Г)  иодоводородная, сероводородная

5. Вид загрязнения окружающей среды, которое связано с промышленными выбросами нагретого воздуха, газов и воды:

А) биологическое   Б)  электромагнитное    В)   тепловое    Г) радиоактивное

 6. Основным источником загрязнения воздуха угарным газом является:

А) АЭС   Б) ТЭС    В) ГЭС   Г)  автотранспорт

7. ПДК – это:

А)  норматив безвредного для здоровья человека количества вредного вещества

Б)  Концентрация вредного вещества в окружающей среде  

В) предельно – допустимый выброс в воздух

Г)  предельно – допустимая экологическая нагрузка

8. Установите соответствие между колонками:

Вид загрязнения                        Источник загрязнения

1. Естественное                          А) теплоэнергетика

2. Антропогенное                       Б) космическая пыль

                                                     В) извержение вулканов

                                                     Г) сельское хозяйство

Тестовые задания по теме 1.3 «Прикладная экология»

Вариант 1

Инструкция. В заданиях 1 – 8 выберите один правильный ответ.

1. К числу главных экологических проблем современности относятся:                       А). выветривание горных пород и рост сейсмичности  Б). изменение темпов круговорота отдельных элементов   В).  истощение  озонового слоя и изменение климата    Г). включение в рацион человека ГМП

2.  Дикий хищник, которому в наибольшей мере угрожает глобальное потепление, снижая шансы на выживание. - это:

А). амурский тигр   Б). флоридская пантера  В). белый медведь  Г). бурый медведь

3. Целью «Монреальского протокола» является:

А). ограничение и прекращение производства фреонов   Б). сохранение биологического разнообразия и рациональное использование его компонентов  В). введение и соблюдение во всем мире единых экологических стандартов  4. ограничение роста мегаполисов мира  

4. Главным парниковым газом из перечисленных является:  А)  углекислый газ   Б). метан   В) окислы азота    Г). бенз(а)пирен

5. Сплошные и бесконтрольные рубки леса (сведение лесов) могут привести:

А). к  развитию эрозии почвы и заболачиванию   Б). к увеличению пожароопасности лесных массивов   В). к увеличению числа видов растений и животных   Г). к химическому загрязнению лесных массивов

6. По данным ЮНЕП (постоянно действующий орган ООН по окружающей среде), одной из главных причин деградации земель в развивающихся регионах планеты (Африка, Южная Америка) является:

А) использование древесины в качестве топлива   Б) глобальное потепление климата и понижение уровня грунтовых вод   В) расширение транспортной инфраструктуры (строительство дорог)  Г) расширение площадей под строительство предприятий

7.  Регионы и природные зоны Земли, которые   в большей степени страдают от последствий изменения климата – это:

А). Арктика и Антарктика  Б). тропические леса Амазонии   В). широколиственные леса Европы    Г). острова Океании

8. Площадь нефтяной пленки, образующейся  при разливе нефти на поверхности океана составляет:

А)  до 1 кв. км        Б)  до 4 кв. км          В) до 8 кв. км         Г)  до 12 кв. км

Тестовые задания по теме 1.3 «Прикладная экология»

Вариант 2

 Инструкция. В заданиях 1 – 8 выберите один правильный ответ.

1.  Страны мира, которые  пострадают в наибольшей степени в случае глобального потепления и подъема уровня Мирового океана, - это:

А) Уганда, Нигер  Б). Нидерланды, Таиланд  В). Австрия, Чехия  Г). Боливия, Парагвай

2. Соединения,  приносящие наибольший вред озоновому экрану Земли, разрушающие  молекулы озона:

А). метан  Б). фреоны  В). диоксид углерода   Г). угарный газ

3. Последствиями снижения концентрации озона в атмосфере могут стать:

А). рост заболеваемости людей раком кожи и глазнми болезнями  Б). усиление частоты наводнений и торнадо  В) интенсификация фотосинтеза у растений  Г) . таяние полярных льдов и активизация вулканов

4. Последствиями   выпадения кислотных осадков являются:

А). закисление озер и гибель обитателей водоемов  Б). повышение устойчивости лесов к лесным пожарам и болезням  В) усиленное развитие планктона в морях  Г). эрозия почвы и активизация оползневых процессов

5. Эрозию почвы можно замедлить при помощи:

А) . посадки защитных лесополос и распашки поперек склона  Б). посадки защитных лесополос и распашки вдоль склона  В). расширения площадей агрокультурных ландшафтов  Г). внесения в почву удобрений и ядохимикатов

6. Попадание в атмосферу повышенных объемов  оксидов азота и серы является причиной: 

А). парникового эффекта  Б). кислотных  дождей  В). озоновых  дыр  Г). северного сияния

7.  Глобальные изменения в биосфере, приводящие к  снижению плодородия почвы:  А). эрозия и засоление  Б) создание искусственных водохранилищ   В).известкование почвы  Г). осушение болот

8.  Главные причины катастрофического процесса опустынивания в Африке, в зоне Сахеля:   

А)  последствия использования ядерного оружия    Б). снижение биоразнообразия из-за браконьерства  В). рукотворное изменение ландшафтов (мелиорация)   Г). интенсивный выпас, распашка, длительные засухи

Тестовые задания по теме 2.2 «Городская среда»

Вариант 1

Инструкция. В вопросах №  1 – 9  выбрать один правильный ответ.

1. В домах из какого строительного материала предпочтительнее жить с точки зрения экологических требований:

а) бетонных;  б) из песчано-гравийных материалов;    в) гранитных;     г) деревянных.

2. На каких этажах вероятнее всего может быть повышена концентрация радона:

а) на 2-м;    б) на 1-м;    в) на 10-м;      г) этажность не имеет значения.

3. Какая комната в городской квартире наиболее опасна как накопитель радона:

а) спальная комната;   в) прихожая и холл;    б) гостиная;    г) ванная комната.

4. Почему к древесностружечным плитам (ДСП), используемым в быту, экологи относятся с осторожностью: а) ДСП сильно иссушает воздух квартир;     б) увеличивает концентрацию формальдегида в квартирах;       в) значительно повышает уровень радиации;     г) увеличивает концентрацию радона в квартирах.

5. Многоэтажные дома экологически более опасны, чем одноэтажные, так как:

а) с высотой резко увеличивается концентрация радионуклидов;    б) в многоэтажных домах нестабильный воздухообмен, вентиляция, неравномерный нагрев этажей;   в) с высотой резко увеличивается концентрация радона;     г) в многоэтажных домах сильно повышается концентрация углекислоты.

6. Повышенный уровень электромагнитного излучения в числе прочих негативных воздействий на человека приводит к:   

а) подавленности и апатии;    б) снижению иммунитета, развитию злокачественных опухолей, заболеваниям органов дыхания и кожи;     в) расстройству желудка;      г) гипертонии.

7. Одорантами называются:

а) совокупность всех газовых составляющих духов, одеколонов и пр.;     б) вещества, распыление которых отпугивает насекомых-вредителей;     в) пахучие вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности человека;    г) пахучие вещества, распыляемые для улучшения воздуха в местах общего пользования, в квартирах, машинах и др.

8 . Для уменьшения концентрации микроорганизмов, уничтожения плесени в квартирах можно использовать:  а) озонирование;      б) кондиционирование;        в) дезодорацию;        г) одорацию.

9.  Оптимальные экологические условия для человека создаются только при сочетании определенной температуры и влажности воздуха в жилых помещениях:    а) 20 °С и 15% влажности;     б) 25 °С и 60% влажности;    в) 30 °С и 30% влажности;    г) 30 °С и 80% влажности

Тестовые задания по теме 2.2 «Городская среда»

Вариант 2

Инструкция. В вопросах №  1 – 8 выбрать один правильный ответ

1. Подвал каменного дома способен снизить уровень радиации в:

а) 2-5 раз;     в) 40-100 раз;   б) 10-20 раз;      г) 200-1000 раз.

2. Под действием ультрафиолетовых лучей из искусственной кожи выделяются:

а) угарный газ и озон;   б) дивинил, хлоропрен и акрилаты;   в) оксиды серы, азота и диоксин;    г) хлор, бром и фтор.

3. Современные покрытия мебели, линолеум и др. биологически и экологически опасны, так как могут выделять в воздух:

а)  фтористый винил и стирол;   б) хлор и диоксин;    в) бром, озон и угарный газ;   г) метан, фтор и хлоропрен.

4. Для улучшения экологической обстановки в жилых помещениях рекомендуется периодически:

а) насыщать воздух положительными ионами;    б) дезодорировать;  в) насыщать воздух  отрицательными ионами;     г) проводить дезактивацию.

5. Часто детские игрушки могут представлять опасность потому, что:

а) содержат ядовитые жидкости;   б) содержат растворитель - дихлорэтан;   в) из них выделяется угарный газ;     г) из них выделяются инертные газы.

6. Комнатные цветы оказывают положительное воздействие на человека тем, что они:

а) увеличивают количество бактерий в воздушной среде;    б) уменьшают влажность воздуха;   в) увлажняют воздух, выделяют фитонциды;    г) изменяют электрическую составляющую воздуха.

7. Для здоровья людей в жилых помещениях опасным источником загрязнений является:

а) горячая вода; в) метан и меркаптан;

б) комнатная пыль; г) озон и бром.

8. Аллергические реакции, бронхиальную астму, риниты, конъюнктивиты, дерматозы у людей вызывают обычные обитатели квартир:

а) вши и моль;    б) блохи и муравьи;      в) клещи;         г) мучные жучки и кожееды.

9. От крупных и средних по размерам телевизоров необходимо сидеть не ближе:

а) 30 см;    б) 1 м     в) 3 м;       г) 5 м

Тестовые задания по теме 3.2 «Устойчивость и развитие»

Вариант 1

Инструкция. В заданиях № 1 – 8  выберите  один правильный ответ.

1. Развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей настоящих поколений

осуществляется без ущерба для будущих поколений, - называется:

    А) «непрерывным» развитием     Б) «правильным» развитием  

    В) «устойчивым» развитием    Г)  «глобальным» развитием

2. Верно ли утверждение: Понятия «Коэволюция природы и общества» и  «Устойчивое развитие» имеют одинаковый смысл.

А) да    Б) нет   В) Скорее да, чем нет   Г)  Скорее нет, чем да.

3. Главный путь решения глобальной демографической проблемы человечества  в рамках концепции «устойчивого развития», - это: А) увеличение рождаемости во всех странах   Б) увеличение рождаемости в развивающихся странах   В) снижение рождаемости в развивающихся странах  Г) снижение рождаемости в развитых странах.

4. К способам решения проблем сельского хозяйства в рамках концепции «устойчивого развития» относится:

А)  расширение посевных площадей  Б) увеличение количества  применяемых минеральных удобрений  В) применение капельного орошения (полив под корень растения) для экономии воды     Г) Увеличение количества применяемых пестицидов

5. К способам решения проблемы разрушения озонового слоя в рамках концепции «устойчивого развития» относится:

А) увеличение количества ТЭС, работающих на угле  Б) прекращение выбросов фреонов в атмосферу    В) уменьшение количества сточных вод   Г) сохранение видового разнообразия

6. К способам решения проблемы рационального использования природных ресурсов в рамках концепции «устойчивого развития»  относятся:

А) рекультивация земель (восстановление) после добычи полезных ископаемых  

Б) прекращение выбросов  газов  атмосферу

В)  уменьшение поголовья крупного рогатого скота

Г) уменьшение количества посевных площадей

7. «Экологический след» - это:

А) изменения в окружающей природной среде  в результате хозяйственной деятельности человека      Б) след от экологически чистой обуви  

В) условное понятие, характеризующее уровень потребления человечеством ресурсов природы

Г) условное понятие, характеризующее загрязнение почв

8. Индекс человеческого развития  (ИЧР) является характеристикой:

А) среднедушевого дохода Б) качества жизни жителей страны  

В) уровня медицинского обслуживания жителей страны

Г) уровня образования жителей страны

Тестовые задания по теме 3.2 «Устойчивость и развитие»

Вариант 2

Инструкция. В заданиях № 1 – 8  выберите  один правильный ответ.

        1. Основным принципом стратегии «устойчивого развития» является:

           А) «Человек для биосферы»   Б) Человечество + биосфера = гармонизация отношений  

           В) биосфера для человека    Г) отсутствие принципов  

        2. Указ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию» был подписан президентом     РФ       в следующем году:  А)   1996     Б) 1986    В) 2006     Г) 2016

        3. Рациональное использование природных ресурсов предусматривает:

А) максимально полное и комплексное извлечение и переработку  полезных ископаемых     Б) расширение географии  добычи полезных ископаемых   В) увеличение производительности труда  при добыче   Г) строительство дополнительных перерабатывающих предприятий

4. К способам решения проблем сельского хозяйства в рамках концепции «устойчивого развития» относится:

А)  выведение и возделывание новых урожайных сортов  

Б) отказ от чередования возделываемых культур (севооборотов)

В) увеличение количества применяемых гербицидов  

 Г) Увеличение количества применяемых пестицидов

5. К способам решения проблемы потепления  климата в рамках концепции «устойчивого развития» относится: А) увеличение добычи нефти   Б) использование заводских труб меньшего диаметра   В) переход на новые вещества и технологии, организация безотходных производств   Г) охлаждение газов, поступающих в атмосфер

6. К способам решения проблемы сохранения видового разнообразия в рамках концепции «устойчивого развития» относится:

А) организация животноводческих ферм   Б) клонирование животных  В) организация государственных заповедников и  заказников, Красной книги   Г) раздача редких животных населению на сохранение.

7. Расчет «экологического следа» показывает:

А) сколько условных  га территории нужно человеку для удовлетворения его потребностей и утилизации произведенных им отходов    Б) сколько условных га территории нужно человеку для обеспечения его зерновыми  культурами   В) сколько условных га нужно человеку для обеспечения его животной пищей    Г) сколько условных га нужно человеку для обеспечения его одеждой и предметами быта

8. Индекс человеческого развития – это:

А) показатель уровня образования жителей данной страны

Б) показатель средней ожидаемой продолжительности жизни

В) показатель материального благополучия жителей данной страны

Г) совокупный показатель уровня развития человека в данной стране (показатель качества жизни)

Тестовые задания по теме 4.1 «Природоохранная деятельность»

Вариант 1

Инструкция. В заданиях № 1 – 8  выберите  один правильный ответ.

1. Постоянно действующий орган ООН по окружающей среде, образованный на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды (1972) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения) – это:

А)  ЮНЕСКО   Б)  ЮНЕП     В) АСЕАН    Г) ВОЗ

2. Регулярные  наблюдения и контроль за состоянием окружающей среды для определения изменений, вызванных  антропогенным воздействием, - это:

А) Экологическая  паспортизация   Б) экологический  мониторинг

 В) экологический анализ    Г) экологическая характеристика

3. Основной принцип экологического мониторинга – это:

 А)  периодическое слежение  Б)  прогнозирование  

В) непрерывное слежение     Г) оценка отдельных фактов

4. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных территорий:

А) рекультивация   Б) рекреация   В)  реорганизация  Г) реформирование

5. Вид особо охраняемой  природной   территории, которая полностью изъята из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса – это:

А) природный  заповедник    Б) природный заказник     В) национальный парк      Г)  памятник природы

6. Официальный документ, содержащий систематизированные сведения о животных и  растениях мира, отдельных регионов или стран, состояние которых вызывает опасение за их будущее, - это:

А) Лесной Кодекс    Б) Земельный Кодекс    В) Красная книга   Г) Конституция

7. Нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды, называется:

А)  экологической деградацией   Б) экологическим кризисом    В) экологическим мониторингом   Г) рекультивацией

8. Закон РФ «Об охране окружающей среды» был принят в следующем году:

А)  1998, ред. 2000    Б)  2000, ред. 2002    В) 2002, ред. 2011    Г) 2005, ред.  2007

Тестовые задания по теме 4.1 «Природоохранная деятельность»

Вариант 2

Инструкция. В заданиях № 1 – 8  выберите  один правильный ответ

1. Конференция по окружающей среде и развитию, на которой были одобрены пять основных документов ( Декларация об окружающей среде и развитии; Повестка дня – XXI век; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция  по биологическому разнообразию) состоялась в: А)  Стокгольме, 1982 г.  Б) Рио-де-Жанейро, 1992 г.   В) Киото, 1997 г.    Г) Монреале, 1987 г.

2. Цель экологического мониторинга – это:

А)  определение изменений, вызванных  антропогенными воздействиями

Б) проведение научных исследований в биологических системах   В) открытие законов природы  

Г) Сбор средств  на  сохранение видового многообразия    

3. Максимальное содержание данного  вредного  вещества (загрязнителя)  в окружающей среде, безопасное для здоровья человека и  его последующих поколений, - это:

А)  предельно – допустимый уровень физических воздействий (ПДУ)   Б) предельно – допустимый выброс вредных веществ (ПДВ)   В) предельно – допустимая концентрация  (ПДК)    Г) предельно – допустимый сброс вредных веществ (ПДС)

4. Восстановление нарушенных земель называется: А) деградацией    Б)  демеркуризацией   В) рекультивацией    Г)  облагораживанием

5.  Особо охраняемая природная территория, создаваемая на определенный срок, на которой сохраняются или восстанавливаются отдельные виды животных и растений, природные ландшафты, - это: А) заказник    Б) заповедник    В) памятник природы    Г)  ботанический сад

6. «Черный список» (черные страницы) Красной книги включает:

А) Исчезающие виды   Б) безвозвратно исчезнувшие виды В) восстанавливающиеся  в численности виды   Г) уменьшающиеся в численности виды

7. Необратимые изменения окружающей среды на определенной территории в результате опасных природных явлений или антропогенного воздействия, называются:

А) экологическим синдромом    Б) экологическим превращением  В) экологической деградацией    Г) экологической катастрофо

8. Федеральный закон  «Об особо охраняемых природных территориях»  был  принят в следующем году:     А)  2005, ред. 2007      Б) 2010,  ред. 2015     В) 1995, ред. 2011      Г) 2000, ред. 2010

Тестовые задания по теме 4.2 «Природные ресурсы и их охрана»

Вариант  1

Инструкция. В заданиях № 1 – 8 выберите один правильный ответ.

1. К неисчерпаемым ресурсам относится:

А)  уголь   Б) нефть    В) солнечная энергия    Г) природный газ

2. К исчерпаемым  невозобновляемым ресурсам относятся:

А) почва    Б)  животный мир       В) леса       Г) железная руда

3. Система международных и государственных мер, направленных на воспроизводство и охрану природных ресурсов, защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения, называется:

А) экологический мониторинг     Б) охрана природы     В) экологическое право   Г) рациональное природопользование  

4. Систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов, составленный  для их комплексного учета,   рационального использования и дифференциации платы за ресурсы - это:

А) список  природных ресурсов    Б) кадастр природных ресурсов        В) реестр природных ресурсов    Г) перечень природных ресурсов

5. Конвенция об охране озонового слоя была принята в:

А) 1987 г. В Монреале     Б)    1997 г. в Нью-Йорке       В)  1985 г. в Вене       Г)   1992 г. в Рио-де-Жанейро

6. Общественная благотворительная организация «Всемирный фонд дикой природы»  главной целью  своей деятельности ставит:

А)  борьбу против строительства атомных электростанций    Б)  развитие природоохранного законодательства    В) сохранение биологического разнообразия Земли      Г) предотвращение изменений климата

7. К мерам по охране атмосферы относится:

А)  Увеличение использования каменного угля в качестве топлива   Б) Создание и внедрение безотходных технологий  В) рекультивация земель    Г) урбанизация

 8.   К мерам по охране водных ресурсов относится:

А)  бережное использование воды  Б) борьба с эрозией почв  В) рекультивация земель после добычи полезных ископаемых  Г) строительство ГЭС

Тестовые задания по теме 4.2 «Природные ресурсы и их охрана»

Вариант  2

Инструкция. В заданиях № 1 – 8 выберите один правильный ответ.

1. К исчерпаемым возобновляемым  ресурсам относятся:

А) земельные ресурсы    Б) энергия приливов и отливов    В) солнечная энергия    Г)  нефть

2. Ископаемые минеральные ресурсы по принципу исчерпаемости относятся к группе:

А)  неисчерпаемых возобновляемых   Б)  исчерпаемых возобновляемых    В) исчерпаемых  перспективных  Г) исчерпаемых невозобновляемых

3. Документ, ограничивающий выбросы фреонов в атмосферу, был подписан:

А)  1992, Рио-де-Жанейро      Б) 1987, Монреаль        В) 1985, Вена          Г) 1987, Киото

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» был принят в следующем году:

А)  1995г.   Б)  2000г.  В) 2002г.   Г) 2010г.  

5. Обработка отходов, в том числе и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения воздействия отходов на человека и окружающую среду – это:

А) обезвреживание отходов    Б)  использование отходов    В)  захоронение отходов    Г) утилизация отходов

6. При рациональном природопользовании повторная вырубка леса на отдельном участке  возможна через:

А) 10-20 лет    Б) 80-100 лет   В) 100-150 лет  Г)150-200 лет

7. К мерам по охране редких и исчезающих видов животных  относятся:

А)  борьба с эрозией почв  Б) борьба с  вредителями растений  В) включение видов в Красную книгу, создание заповедников  Г) внедрение безотходных производств

8. К мерам по охране лесных ресурсов не относятся:

А) увеличение производства древесины  Б) рациональное использование лесных ресурсов В) борьба с лесными пожарами     Г) своевременное лесовозобновление после вырубки

Список  литературы

1. Валова В. Д. Экология. — М., 2012.

2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

3.Коробкин В.И. Экология : учебник для студ. бакалаврской ступени многоуровневого высшего профессионального образования. — Ростов на/ Д: Феникс, 2012

4. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

5. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 клас-

сы. — М., 2014.

6. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

7. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для

студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

8. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

9. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—

11 классы. — М., 2014.