Проект здоровьеcбережения

Шестакова Ольга Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческое название: «Неболейка»

 

 

 

 

                                                                              Автор- разработчик:                                             

 

                                                                              О.А.Шестакова -  воспитатель

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Бор

2014 г.

 

 

 

 

Педагогический  проект на тему:

 

 

‘’Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды для детей старшего дошкольного возраста’’

 

 

 

 

Творческое название: «Неболейка»

                                            

Тип проекта:

По доминирующей деятельности:                           творческий, игровой

По характеру координации проекта:                     гибкий, творческий

По времени:                                                               сентябрь 2013г-апрель 2014г.

По характеру контактов:                                            коллективный, на уровне  ДОУ

Форма представления:                                             проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитание здорового поколения –

стратегическая задача России»

В.В. Путин

 

Проблема:

 Здоровье человека - первостепенная жизненная ценность. Опасные тенденции к ухудшению здоровья в настоящее  время стали угрожающими. В последние годы увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Откладывать решение этой проблемы больше нельзя.

          Формирование здоровья всегда являлась одной из самых актуальных проблем нашего общества. Поэтому охрана и укрепление здоровья детского населения является одной из важнейших задач государства.

          Обеспечение здоровья со стороны только медицинских знаний совершенно недостаточно. Наряду с совершенствованием медицинской помощи населению ведущим должно стать профилактическое направление, активная позиция и деятельность медиков и педагогов в формировании здоровья и здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами в настоящее время. Большая роль в этом принадлежит валеологии - науке о здоровье и её внедрению в повседневную жизнь.

     Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врождённых биологических потребностей, способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней. Мы должны дать детям элементарные знания о человеческом организме, научить самостоятельно, следить  за своим здоровьем, знать несложные приёмы само оздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь, правильно выбирать только полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Для этого надо дать детям элементарные знания в доступной для них форме и практически их закрепить.

    Я считаю, что валеологизация образования сегодня необходима.

 

 

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование понимания необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Задачи:

·                   Воспитание у всех участников образовательного процесса активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддерживания этой позиции.

·                   Обучение и развитие по здоровье сберегающим технологиям.

·                   Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью;

·                   Формировать навыки рационального питания, закаливания, физической культуры;

Проблемные вопросы:

·                   Как организовать совместную деятельность родителей и воспитателей по формированию у детей здорового образа жизни.

·                   Какие формы образовательной работы будут способствовать развитию у детей навыков формирования здорового образа жизни.

Гипотеза:

Если воспитание детей в русле ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, соблюдение норм и правил сохранения здоровья - постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и медицинские работники, тогда жизнь и здоровье наших детей будут в безопасности.

 

Принципы реализации проекта:

·                   систематическое изучение наиболее вероятных причин ухудшения здоровья;

·                   целенаправленное изучение правил, норм сохранения  своего здоровья в детском саду, дома, на улице, в лесу.

·                   принцип креативности, позволяющий формировать новые знания умения, навыки в данной области у ребёнка на базе уже имеющихся знаний;

·                   принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Ожидаемые результаты:

·                   повышение  у детей уровня знаний  о здоровом образе жизни;

·                   становление готовности детей самостоятельно решать здоровье сберегающие задачи, задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения;

·                   создание необходимых условий для организации деятельности по укреплению и сбережению здоровья детей в ДОУ.

·                   координация деятельности по охране здоровья и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

I этап - Организационно- подготовительный.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

 

        Содержание                                    Формы работы               Сроки проведения

 

Постановка проблемы, определение формы работы

Самообразование

Сентябрь

 

Обогащение предметно-развивающей среды

 

Оформление уголка здоровья, подборка дидактических игр

 

в течение года

Подготовка программно-методического обеспечения для реализации проекта

Подбор литературы, наглядно материала

 

 

Изучение опыта работы педагогов других ДОУ по теме проекта

Использование интернет-ресурсов

 

I I этап -  Рефлексивно - диагностический.

 

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

 

Содержание                              Формы работы                      Сроки проведения

Уточнение представлений детей о здоровом образе жизни, их опыте.

Беседы, наблюдения, первичный мониторинг

Сентябрь

 

Выявление уровня знаний родителей по данной теме

 

Анкетирование индивид. и групповые консультации, тренинги

 

Сентябрь

 

Составление тематического перспективного планирования

 

Самообразование

Октябрь

 

 

 

I I I этап  -   Практический.

 

Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о здоровом образе  жизни.

Содержание                        Формы работы                       Сроки проведения

Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации

Беседы, занятия.

 

Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми

Занятия в традиц. и нетрадиционных формах, экскурсии, ознакомление с худ. литературой

в течение года

Приобщение к проблеме в предметно-развивающей среде

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов для закрепления знаний о строении тела человека.

в течение года

Ознакомление с правилами сохранения здоровья в досуговой деятельности

Досуги, развлечения, праздники, спортивные мероприятия, дни здоровья.

 

Решение проблемы во взаимодействии с родителями

КВН, выставки детского творчества, консультации, беседы, папки-передвижки дни здоровья

 

 

I V этап- Заключительный.

 

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм  реализации проекта.

 

Содержание                          Формы работы                          Сроки проведения

 

Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта

Беседы, занятия, наблюдения, итоговый мониторинг

 

Анализ полученных знаний и умений родителей, их интерес к данной проблеме

Развлечение, викторины, анкетирование родителей

 

Апрель

Определение дальнейшей деятельности по формированию у детей навыков здорового образа жизни

Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме

 

 

 

Формы реализации проекта на занятиях.

Познавательно-речевое направление:

1.  «В гостях у доктора Айболита»

2. «Человек и его здоровье»

3. «Познай себя»

4. «Части тела»

5. «Правильная осанка»

6. «Что такое плоскостопие?»

7. «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»

8. «Знакомство со службой 03»

9.  «Умный нос»

10. «Зоркие глазки»

11. «Внутренние органы»

12. «Эмоции и здоровье»

13. « Что представляет с собой сердце человека? »

14. «Зачем нам кожа? »

15. «Я двигаюсь. Опора и двигатели нашего тела »

16. «Об удивительных превращениях пищи в нас»

17. «Разговор о правильном питании»

 

Развитие речи:

1. Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая», беседа по содержанию

2.Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему

3. Рассказ детей на тему: «Каким я хочу быть»

4.  Загадки про здоровье

5. Составление творческих рассказов по теме

6. Постановка кукольного театра «Мойдодыр»

7.Моделирование ситуаций

8. Составление рассказов с заданными словами, по картинкам

9. Инсценировка стихотворения М.Ефремовой «Наше тело»

Беседы:

1. «Здоров будешь - всё добудешь!»

2. «Я уже большой»

3. «Важность закаливания»

4. «Детям о зубах»

5.  «Телевизор, компьютер и здоровье»

6. «От чего мы болеем»  с рассматриванием иллюстраций»

7. «Внимание, микробы»

8. «Если ты заболел»

9. «Здоровье в порядке  - спасибо зарядке»

10. «Режим дня» с рассматриванием иллюстраций

11.  Рассматривание иллюстраций с изображением машины скорой помощи, беседа о её назначении

12. Беседы по иллюстрациям, по плакатам на тему «Гигиена – наука о чистоте»

13. «Юмор и здоровье»

14. «Витамины - это таблетки, растущие на ветке»

15. Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций

16 . Правила безопасности в детском саду.

 

Ознакомление с художественной литературой:

1. К.Чуковский - «Айболит», « Мойдодыр», «Федорино горе»

2. А. Барто - «Девочка чумазая», « Мы с Тамарой ходим парой», «Сто одёжек»

3.С.Михалков – «Про девочку, которая плохо кушала»

4.В.Маяковский - «Что такое хорошо, что такое плохо? »

5. Г.Зайцев- « С добрым утром», «Дружи с водой»

6. Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г.Сазонова- «Правила поведения для воспитанных дете»

7. А.Усачёв - «Футбольный мяч»

8.А.Крылов - «Как лечили петуха»

9.И.Токмакова -« Мне грустно - я лежу больной», «Колыбельная»

10.С.Маршак - «Вот какой рассеянный», «Колыбельная», «Вот тебе под спинку», «Робин - Бобин», «Великан»

11.М.Ефремова  - «Наше тело»

12.В.Нестерёнок – «Хитрая подушка»

13.И.Семёнова  - «Неболейка»

14.Ю.Прокопович - «Зачем носик малышам»

15.Б.Заходер «Ма Пари-Кари»

16.М.Берестов «Найди дорожку»

17.Э.Мошковская «Мой замечательный нос»

18.Пословицы и поговорки о здоровье

19.Загадки о здоровье

 

Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.

1.     Организация выставки «Как я провёл лето? »

2.     Конструирование из бумаги «Автомобиль скорой помощи»

3.     Конструирование из строительного материала «Скорая помощь»

4.     Лепка « Врач» (фигурка человека в белом халате и колпаке)

5.     Оформление выставки детско-родительского творчества по ЗОЖ (валеологическое направление).

6.  Рисование «Моё сердце», « Мы закаляемся»

7. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

8. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Доктор Айболит»

9. Создание коллективной работы « Здоровый образ жизни всем полезен»

10. Аппликация плаката « Витамины на грядке»

11. Выставка рисунков «Я расту здоровым »

Формы реализации проекта в исследовательской деятельности.

Опытническая  деятельность:

1. «Сравнение чистых и грязных рук»

2. «Рассматривание через лупу грязных рук»

3. «Сравнение отстоянной и только налитой воды из-под крана»

4.  «Значение воздуха для организма»

5. «Состояние детей после сна, прогулки и приёма пищи»

 

Формы реализации проекта в игровой деятельности.

Дидактические игры:

1.«Угадай профессию»

2.«Части тела человека»

3.«Кому что нужно для работы»

4.«Внутренние органы»

5.«К какому врачу пойдём?»

6.«Что хорошо, что плохо?»

7.«Это я, это я, это все мои друзья»

8.«Витаминная семья»

9.«Что на картинке?»

10.«Мой день»

11.«Какие из перечисленных действий могут привести к повреждению кожи?»

12.«Шкатулка здоровья»

13.«Чудесные витаминки»

14.«Полезное - вредное»

15.«Кукла Маша обедает»

16.«Умею – не умею»

17.«Подбери одежду для прогулки»

 18.«Я начну , а ты продолжи»

 

Формы реализации проекта в досуговой деятельности:

 

1.Развлечение на тему: «Путешествия в страну Здоровье»

2.Спортивное развлечение: «День здоровья»

3.Утренник «Мы здоровыми растём»

4.Литературно - спортивное развлечение « Страна Неболейка».

5.Викторина на тему: «Врачом ты можешь и не быть…»

6.Досуг на тему: «Что мы знаем о закаливании»

7. Музыкальное развлечение « Не шали со здоровьем»

8. Досуг на тему «Жизнь - это движение»

 

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете, в игровом уголке:

1.«Обработка ранки»

2.«Как избежать отравления некачественной пищей и что делать, если отравился?»

3.«Обработка ожога»

4.«Как помочь при ушибах?»

5.«Что положить в аптечку, если идёшь в поход»

6.«Горячие предметы на кухне»

7.«Если ты заболел»

8.«Опасные предметы в доме»

9.«Кукла заболела»

10.«Что надо делать, если поранился и идёт кровь?»

 

Игровые тренинги с телефоном.

Сюжетно-ролевые игры:

 1.« Позвони 03»

 2.«Больница»

 3.«Наш дом»

 4.«Скорая помощь»

 5.«Аптека»

 

 

 

 

 

 

Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч.

1. Экскурсии в детскую поликлинику.

2.Экскурсия по детскому саду. Знакомство  с медицинским блоком (кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет, изолятор).

3.Встречи с педиатром.

Формы работы с родителями.

Консультации:

1. «Опасные предметы в доме»

2. «Детям о труде медицинских работников»

3. «Знакомим детей со службой 03»

4. «Ребёнок один дома»

6. «Детям о ЗОЖ»

7. «Откуда опасность?»

8. «Учим детей правильному поведению в экстремальных ситуациях»

9. «Здоровье наших детей - в наших руках»

 

Папки-передвижки:

1. «Здоровый образ жизни»

2. «Как правильно одевать ребёнка»

3. «Сон и его организация»

4. «Прогулки – это важно»

5. «Безопасность детей дома»

6. «Закаливание в домашних условиях»

7. «Портфель здоровья»

Информационные стенды:

1. «03»

2. «Соблюдай правила закаливания»

3. Осторожно, грипп!

4. «Тема ЗОЖ в литературе»

5. «Практические рекомендации по действиям людей в экстремальных ситуациях»

 

Беседы:

1. «О необходимости обучения детей правильному поведению в экстремальных ситуациях»

2. «Чтобы не было беды»

3. «Безопасность в вашем доме»

4. «Если ребёнок заболел»

5.  «Закаливание»

 

Мероприятия, совместные с родителями:

1. Родительское собрание «ЗОЖ - что это такое?»

2. Конкурс  семейных работ направленных на укрепление здоровья.

3. Досуг «Мы здоровыми растём»

4. Совместные праздники «Мама, папа и я – здоровая семья»

5. Конкурс детско-родительского творчества «Со здоровьем не шути»

6.Музыкальное развлечение «В гости к Витаминам»

7.Инсценировка пьесы-сказки «Колобок - ледяной бок»

8.Семинар практикум для родителей «Первая помощь при травматизме, отравлениях»

9.Оформление  фото - выставки «Каким я был - каким я стал»   

10.Создание альбома «Здоровый образ жизни нашей семьи»                                                                            

Формы реализации проекта:

·                   Занятия.

·                   Досуговая деятельность.

·                   Система оздоровления детей

·                   Мероприятия на период повышенного заболевания грипп и ОРЗ

·                   Игровая деятельность.

·                   Экскурсии, встречи.

·                   Исследовательская деятельность.

·                   Продуктивная деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг развития детей подготовительной к школе группы

навыкам здорового образа жизни.

Ознакомление с организмом человека

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Ознакомление с организмом человека»:

·                                         повышение выше среднего уровня на 31%;

·                                         снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

 

Причины возникновения заболеваний

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Причины возникновения заболеваний»:

·                           повышение выше среднего уровня на 34%;

·                                              снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

Владение детьми культурно – гигиеническими навыками

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Владение детьми культурно – гигиеническими навыками»:

·                                    повышение выше среднего уровня на 30%;

·                                    снижение уровня ниже среднего до 0%.

Знания о труде медицинских работников

(названия и назначения орудий труда, предметов одежды)

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Знания о труде медицинских работников»:

·повышение выше среднего уровня на 24%;

·снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

Действия, если ты поранился

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Действия, если ты поранился»:

·                   повышение выше среднего уровня на 39%;

·                   снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

 

 

 

 

 

 

Общий уровень развития детей подготовительной группы навыкам здорового образа жизни.

 

 

Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми навыков здорового образа жизни:

·               повышение процента уровня выше среднего на 40% ( знания детей носят обобщенный характер, ребенок не только называет правило, но и дает характеристику последствий);

·               у 67% детей имеется определенный объем знаний, они пытаются объяснить правила, раскрыть их пользу для человека;

·         низкий уровень знаний снизился на 9% и составил к концу учебного года 0%.

 

 

 

Заключение.

Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания о формировании здорового образа жизни окружающей действительности. Все знания, полученные на занятиях, с детьми закреплялись индивидуально. Благодаря полученным знаниям, дети стали увереннее в себе и в своих силах; получили представление о здоровом образе жизни; осознали важность гигиенической и двигательной культуры; приобрели знания о здоровье  и средствах его укрепления, а также выработались практические навыки безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, сформировалась потребность в соблюдении здорового образа жизни. Положительный результат в моей работе не был- бы достигнут без совместной деятельности педагогов, медиков и родителей.

‘’Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы’’                                                                                       

 (  В. Сухомлинский)

 

 

Список используемой литературы.

1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. -2004. - №17 – 24

2. Богина. Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. –М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006.

3.Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.7. №2. С.21 – 28.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.К. « Как обеспечить безопасность детей дошкольного возраста» М. Просвещение 2004г.

5.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993.

6.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. – М., ФиС, 1990.

7. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет.  – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.  

 8.Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методические пособие – М., :Сфера, 2008.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2003г.

10.Журнал Дошкольное воспитание №11 2006г

11.Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребёнка / В.Я. Зедгенидзе // Современный детский сад 2007. - №1.

12.Интернет-ресурсы

13.Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуры для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.

14.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002

15.Карепова Т.Г. Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников « Наша традиция  - быть здоровыми»!. – Психолог в детском саду. – 2006. - №3. – с. 52-80.

16. Князева О.Л.  «Мои помощники» /Журнал « Дошкольное воспитание»  2000г

17. Козлова. С.А Парциальная  программа    «Я - человек».

18.Козлова, С.А. Мой организм: метод. Рек. / С.А. Козлова, О.А. Князева и др. – М., 2000.

19.Кулик.Г.И., Сергеенко Н.Н.  «Школа здорового человека» – СПб, ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» -2010г

20.Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.-М., 2001.

21. Люцис К.  « Азбука здоровья в картинках» - М. Русское энциклопедическое товарищество -2004г. Серия « Готовимся к школе»

22.Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. –М.: АРКТИ, 1999.

23.Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. – Л., Лениздат, 1990.

24.Новикова.И.М.  « Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» . Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2009. – 96с

25.Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.

26.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

27.Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцов //Методист. – 2007. - №2.

28.Тарасова, Т.А. Я и мое здоровье. Валеологические знания и умения – детям дошкольного возраста : пособие / Т.А. Тарасова. Л.С. Власова.      – Челябинск, 1997

29.Физическая культура - основа здорового образа жизни/Под общ. ред. В.И. Жолдака. М.,1995.

30.Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С.Б. Шарманова // Управление ДОУ. – 2006. - №4.

31.Юдин Г. « Главное чудо - Света»  / М.2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

 

                                                                 

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в         формировании понятий о здоровом образе жизни.

 

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-  Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (Беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

(Для закрепления навыков используем  художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматриваем  ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.

     В-четвертых, культура питания.

- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика",

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!"

Отсюда вывод:

Нельзя

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

                                                       

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческое название: «Неболейка»

 

 

 

 

                                                                              Автор- разработчик:                                             

 

                                                                              О.А.Шестакова -  воспитатель

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Бор

2014 г.

 

 

 

 

Педагогический  проект на тему:

 

 

‘’Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды для детей старшего дошкольного возраста’’

 

 

 

 

Творческое название: «Неболейка»

                                            

Тип проекта:

По доминирующей деятельности:                           творческий, игровой

По характеру координации проекта:                     гибкий, творческий

По времени:                                                               сентябрь 2013г-апрель 2014г.

По характеру контактов:                                            коллективный, на уровне  ДОУ

Форма представления:                                             проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитание здорового поколения –

стратегическая задача России»

В.В. Путин

 

Проблема:

 Здоровье человека - первостепенная жизненная ценность. Опасные тенденции к ухудшению здоровья в настоящее  время стали угрожающими. В последние годы увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Откладывать решение этой проблемы больше нельзя.

          Формирование здоровья всегда являлась одной из самых актуальных проблем нашего общества. Поэтому охрана и укрепление здоровья детского населения является одной из важнейших задач государства.

          Обеспечение здоровья со стороны только медицинских знаний совершенно недостаточно. Наряду с совершенствованием медицинской помощи населению ведущим должно стать профилактическое направление, активная позиция и деятельность медиков и педагогов в формировании здоровья и здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами в настоящее время. Большая роль в этом принадлежит валеологии - науке о здоровье и её внедрению в повседневную жизнь.

     Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врождённых биологических потребностей, способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней. Мы должны дать детям элементарные знания о человеческом организме, научить самостоятельно, следить  за своим здоровьем, знать несложные приёмы само оздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь, правильно выбирать только полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Для этого надо дать детям элементарные знания в доступной для них форме и практически их закрепить.

    Я считаю, что валеологизация образования сегодня необходима.

 

 

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование понимания необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Задачи:

·                   Воспитание у всех участников образовательного процесса активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддерживания этой позиции.

·                   Обучение и развитие по здоровье сберегающим технологиям.

·                   Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью;

·                   Формировать навыки рационального питания, закаливания, физической культуры;

Проблемные вопросы:

·                   Как организовать совместную деятельность родителей и воспитателей по формированию у детей здорового образа жизни.

·                   Какие формы образовательной работы будут способствовать развитию у детей навыков формирования здорового образа жизни.

Гипотеза:

Если воспитание детей в русле ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, соблюдение норм и правил сохранения здоровья - постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и медицинские работники, тогда жизнь и здоровье наших детей будут в безопасности.

 

Принципы реализации проекта:

·                   систематическое изучение наиболее вероятных причин ухудшения здоровья;

·                   целенаправленное изучение правил, норм сохранения  своего здоровья в детском саду, дома, на улице, в лесу.

·                   принцип креативности, позволяющий формировать новые знания умения, навыки в данной области у ребёнка на базе уже имеющихся знаний;

·                   принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Ожидаемые результаты:

·                   повышение  у детей уровня знаний  о здоровом образе жизни;

·                   становление готовности детей самостоятельно решать здоровье сберегающие задачи, задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения;

·                   создание необходимых условий для организации деятельности по укреплению и сбережению здоровья детей в ДОУ.

·                   координация деятельности по охране здоровья и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

I этап - Организационно- подготовительный.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

 

        Содержание                                    Формы работы               Сроки проведения

 

Постановка проблемы, определение формы работы

Самообразование

Сентябрь

 

Обогащение предметно-развивающей среды

 

Оформление уголка здоровья, подборка дидактических игр

 

в течение года

Подготовка программно-методического обеспечения для реализации проекта

Подбор литературы, наглядно материала

 

 

Изучение опыта работы педагогов других ДОУ по теме проекта

Использование интернет-ресурсов

 

I I этап -  Рефлексивно - диагностический.

 

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

 

Содержание                              Формы работы                      Сроки проведения

Уточнение представлений детей о здоровом образе жизни, их опыте.

Беседы, наблюдения, первичный мониторинг

Сентябрь

 

Выявление уровня знаний родителей по данной теме

 

Анкетирование индивид. и групповые консультации, тренинги

 

Сентябрь

 

Составление тематического перспективного планирования

 

Самообразование

Октябрь

 

 

 

I I I этап  -   Практический.

 

Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о здоровом образе  жизни.

Содержание                        Формы работы                       Сроки проведения

Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации

Беседы, занятия.

 

Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми

Занятия в традиц. и нетрадиционных формах, экскурсии, ознакомление с худ. литературой

в течение года

Приобщение к проблеме в предметно-развивающей среде

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов для закрепления знаний о строении тела человека.

в течение года

Ознакомление с правилами сохранения здоровья в досуговой деятельности

Досуги, развлечения, праздники, спортивные мероприятия, дни здоровья.

 

Решение проблемы во взаимодействии с родителями

КВН, выставки детского творчества, консультации, беседы, папки-передвижки дни здоровья

 

 

I V этап- Заключительный.

 

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм  реализации проекта.

 

Содержание                          Формы работы                          Сроки проведения

 

Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта

Беседы, занятия, наблюдения, итоговый мониторинг

 

Анализ полученных знаний и умений родителей, их интерес к данной проблеме

Развлечение, викторины, анкетирование родителей

 

Апрель

Определение дальнейшей деятельности по формированию у детей навыков здорового образа жизни

Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме

 

 

 

Формы реализации проекта на занятиях.

Познавательно-речевое направление:

1.  «В гостях у доктора Айболита»

2. «Человек и его здоровье»

3. «Познай себя»

4. «Части тела»

5. «Правильная осанка»

6. «Что такое плоскостопие?»

7. «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»

8. «Знакомство со службой 03»

9.  «Умный нос»

10. «Зоркие глазки»

11. «Внутренние органы»

12. «Эмоции и здоровье»

13. « Что представляет с собой сердце человека? »

14. «Зачем нам кожа? »

15. «Я двигаюсь. Опора и двигатели нашего тела »

16. «Об удивительных превращениях пищи в нас»

17. «Разговор о правильном питании»

 

Развитие речи:

1. Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая», беседа по содержанию

2.Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему

3. Рассказ детей на тему: «Каким я хочу быть»

4.  Загадки про здоровье

5. Составление творческих рассказов по теме

6. Постановка кукольного театра «Мойдодыр»

7.Моделирование ситуаций

8. Составление рассказов с заданными словами, по картинкам

9. Инсценировка стихотворения М.Ефремовой «Наше тело»

Беседы:

1. «Здоров будешь - всё добудешь!»

2. «Я уже большой»

3. «Важность закаливания»

4. «Детям о зубах»

5.  «Телевизор, компьютер и здоровье»

6. «От чего мы болеем»  с рассматриванием иллюстраций»

7. «Внимание, микробы»

8. «Если ты заболел»

9. «Здоровье в порядке  - спасибо зарядке»

10. «Режим дня» с рассматриванием иллюстраций

11.  Рассматривание иллюстраций с изображением машины скорой помощи, беседа о её назначении

12. Беседы по иллюстрациям, по плакатам на тему «Гигиена – наука о чистоте»

13. «Юмор и здоровье»

14. «Витамины - это таблетки, растущие на ветке»

15. Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций

16 . Правила безопасности в детском саду.

 

Ознакомление с художественной литературой:

1. К.Чуковский - «Айболит», « Мойдодыр», «Федорино горе»

2. А. Барто - «Девочка чумазая», « Мы с Тамарой ходим парой», «Сто одёжек»

3.С.Михалков – «Про девочку, которая плохо кушала»

4.В.Маяковский - «Что такое хорошо, что такое плохо? »

5. Г.Зайцев- « С добрым утром», «Дружи с водой»

6. Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г.Сазонова- «Правила поведения для воспитанных дете»

7. А.Усачёв - «Футбольный мяч»

8.А.Крылов - «Как лечили петуха»

9.И.Токмакова -« Мне грустно - я лежу больной», «Колыбельная»

10.С.Маршак - «Вот какой рассеянный», «Колыбельная», «Вот тебе под спинку», «Робин - Бобин», «Великан»

11.М.Ефремова  - «Наше тело»

12.В.Нестерёнок – «Хитрая подушка»

13.И.Семёнова  - «Неболейка»

14.Ю.Прокопович - «Зачем носик малышам»

15.Б.Заходер «Ма Пари-Кари»

16.М.Берестов «Найди дорожку»

17.Э.Мошковская «Мой замечательный нос»

18.Пословицы и поговорки о здоровье

19.Загадки о здоровье

 

Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.

1.     Организация выставки «Как я провёл лето? »

2.     Конструирование из бумаги «Автомобиль скорой помощи»

3.     Конструирование из строительного материала «Скорая помощь»

4.     Лепка « Врач» (фигурка человека в белом халате и колпаке)

5.     Оформление выставки детско-родительского творчества по ЗОЖ (валеологическое направление).

6.  Рисование «Моё сердце», « Мы закаляемся»

7. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

8. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Доктор Айболит»

9. Создание коллективной работы « Здоровый образ жизни всем полезен»

10. Аппликация плаката « Витамины на грядке»

11. Выставка рисунков «Я расту здоровым »

Формы реализации проекта в исследовательской деятельности.

Опытническая  деятельность:

1. «Сравнение чистых и грязных рук»

2. «Рассматривание через лупу грязных рук»

3. «Сравнение отстоянной и только налитой воды из-под крана»

4.  «Значение воздуха для организма»

5. «Состояние детей после сна, прогулки и приёма пищи»

 

Формы реализации проекта в игровой деятельности.

Дидактические игры:

1.«Угадай профессию»

2.«Части тела человека»

3.«Кому что нужно для работы»

4.«Внутренние органы»

5.«К какому врачу пойдём?»

6.«Что хорошо, что плохо?»

7.«Это я, это я, это все мои друзья»

8.«Витаминная семья»

9.«Что на картинке?»

10.«Мой день»

11.«Какие из перечисленных действий могут привести к повреждению кожи?»

12.«Шкатулка здоровья»

13.«Чудесные витаминки»

14.«Полезное - вредное»

15.«Кукла Маша обедает»

16.«Умею – не умею»

17.«Подбери одежду для прогулки»

 18.«Я начну , а ты продолжи»

 

Формы реализации проекта в досуговой деятельности:

 

1.Развлечение на тему: «Путешествия в страну Здоровье»

2.Спортивное развлечение: «День здоровья»

3.Утренник «Мы здоровыми растём»

4.Литературно - спортивное развлечение « Страна Неболейка».

5.Викторина на тему: «Врачом ты можешь и не быть…»

6.Досуг на тему: «Что мы знаем о закаливании»

7. Музыкальное развлечение « Не шали со здоровьем»

8. Досуг на тему «Жизнь - это движение»

 

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете, в игровом уголке:

1.«Обработка ранки»

2.«Как избежать отравления некачественной пищей и что делать, если отравился?»

3.«Обработка ожога»

4.«Как помочь при ушибах?»

5.«Что положить в аптечку, если идёшь в поход»

6.«Горячие предметы на кухне»

7.«Если ты заболел»

8.«Опасные предметы в доме»

9.«Кукла заболела»

10.«Что надо делать, если поранился и идёт кровь?»

 

Игровые тренинги с телефоном.

Сюжетно-ролевые игры:

 1.« Позвони 03»

 2.«Больница»

 3.«Наш дом»

 4.«Скорая помощь»

 5.«Аптека»

 

 

 

 

 

 

Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч.

1. Экскурсии в детскую поликлинику.

2.Экскурсия по детскому саду. Знакомство  с медицинским блоком (кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет, изолятор).

3.Встречи с педиатром.

Формы работы с родителями.

Консультации:

1. «Опасные предметы в доме»

2. «Детям о труде медицинских работников»

3. «Знакомим детей со службой 03»

4. «Ребёнок один дома»

6. «Детям о ЗОЖ»

7. «Откуда опасность?»

8. «Учим детей правильному поведению в экстремальных ситуациях»

9. «Здоровье наших детей - в наших руках»

 

Папки-передвижки:

1. «Здоровый образ жизни»

2. «Как правильно одевать ребёнка»

3. «Сон и его организация»

4. «Прогулки – это важно»

5. «Безопасность детей дома»

6. «Закаливание в домашних условиях»

7. «Портфель здоровья»

Информационные стенды:

1. «03»

2. «Соблюдай правила закаливания»

3. Осторожно, грипп!

4. «Тема ЗОЖ в литературе»

5. «Практические рекомендации по действиям людей в экстремальных ситуациях»

 

Беседы:

1. «О необходимости обучения детей правильному поведению в экстремальных ситуациях»

2. «Чтобы не было беды»

3. «Безопасность в вашем доме»

4. «Если ребёнок заболел»

5.  «Закаливание»

 

Мероприятия, совместные с родителями:

1. Родительское собрание «ЗОЖ - что это такое?»

2. Конкурс  семейных работ направленных на укрепление здоровья.

3. Досуг «Мы здоровыми растём»

4. Совместные праздники «Мама, папа и я – здоровая семья»

5. Конкурс детско-родительского творчества «Со здоровьем не шути»

6.Музыкальное развлечение «В гости к Витаминам»

7.Инсценировка пьесы-сказки «Колобок - ледяной бок»

8.Семинар практикум для родителей «Первая помощь при травматизме, отравлениях»

9.Оформление  фото - выставки «Каким я был - каким я стал»   

10.Создание альбома «Здоровый образ жизни нашей семьи»                                                                            

Формы реализации проекта:

·                   Занятия.

·                   Досуговая деятельность.

·                   Система оздоровления детей

·                   Мероприятия на период повышенного заболевания грипп и ОРЗ

·                   Игровая деятельность.

·                   Экскурсии, встречи.

·                   Исследовательская деятельность.

·                   Продуктивная деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг развития детей подготовительной к школе группы

навыкам здорового образа жизни.

Ознакомление с организмом человека

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Ознакомление с организмом человека»:

·                                         повышение выше среднего уровня на 31%;

·                                         снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

 

Причины возникновения заболеваний

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Причины возникновения заболеваний»:

·                           повышение выше среднего уровня на 34%;

·                                              снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

Владение детьми культурно – гигиеническими навыками

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Владение детьми культурно – гигиеническими навыками»:

·                                    повышение выше среднего уровня на 30%;

·                                    снижение уровня ниже среднего до 0%.

Знания о труде медицинских работников

(названия и назначения орудий труда, предметов одежды)

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Знания о труде медицинских работников»:

·повышение выше среднего уровня на 24%;

·снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

Действия, если ты поранился

 

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Действия, если ты поранился»:

·                   повышение выше среднего уровня на 39%;

·                   снижение уровня ниже среднего до 0%.

 

 

 

 

 

 

 

Общий уровень развития детей подготовительной группы навыкам здорового образа жизни.

 

 

Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми навыков здорового образа жизни:

·               повышение процента уровня выше среднего на 40% ( знания детей носят обобщенный характер, ребенок не только называет правило, но и дает характеристику последствий);

·               у 67% детей имеется определенный объем знаний, они пытаются объяснить правила, раскрыть их пользу для человека;

·         низкий уровень знаний снизился на 9% и составил к концу учебного года 0%.

 

 

 

Заключение.

Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания о формировании здорового образа жизни окружающей действительности. Все знания, полученные на занятиях, с детьми закреплялись индивидуально. Благодаря полученным знаниям, дети стали увереннее в себе и в своих силах; получили представление о здоровом образе жизни; осознали важность гигиенической и двигательной культуры; приобрели знания о здоровье  и средствах его укрепления, а также выработались практические навыки безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, сформировалась потребность в соблюдении здорового образа жизни. Положительный результат в моей работе не был- бы достигнут без совместной деятельности педагогов, медиков и родителей.

‘’Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы’’                                                                                       

 (  В. Сухомлинский)

 

 

Список используемой литературы.

1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. -2004. - №17 – 24

2. Богина. Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. –М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006.

3.Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.7. №2. С.21 – 28.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.К. « Как обеспечить безопасность детей дошкольного возраста» М. Просвещение 2004г.

5.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993.

6.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. – М., ФиС, 1990.

7. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет.  – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.  

 8.Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методические пособие – М., :Сфера, 2008.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2003г.

10.Журнал Дошкольное воспитание №11 2006г

11.Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребёнка / В.Я. Зедгенидзе // Современный детский сад 2007. - №1.

12.Интернет-ресурсы

13.Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуры для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.

14.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002

15.Карепова Т.Г. Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников « Наша традиция  - быть здоровыми»!. – Психолог в детском саду. – 2006. - №3. – с. 52-80.

16. Князева О.Л.  «Мои помощники» /Журнал « Дошкольное воспитание»  2000г

17. Козлова. С.А Парциальная  программа    «Я - человек».

18.Козлова, С.А. Мой организм: метод. Рек. / С.А. Козлова, О.А. Князева и др. – М., 2000.

19.Кулик.Г.И., Сергеенко Н.Н.  «Школа здорового человека» – СПб, ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» -2010г

20.Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.-М., 2001.

21. Люцис К.  « Азбука здоровья в картинках» - М. Русское энциклопедическое товарищество -2004г. Серия « Готовимся к школе»

22.Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. –М.: АРКТИ, 1999.

23.Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. – Л., Лениздат, 1990.

24.Новикова.И.М.  « Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» . Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2009. – 96с

25.Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.

26.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

27.Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцов //Методист. – 2007. - №2.

28.Тарасова, Т.А. Я и мое здоровье. Валеологические знания и умения – детям дошкольного возраста : пособие / Т.А. Тарасова. Л.С. Власова.      – Челябинск, 1997

29.Физическая культура - основа здорового образа жизни/Под общ. ред. В.И. Жолдака. М.,1995.

30.Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С.Б. Шарманова // Управление ДОУ. – 2006. - №4.

31.Юдин Г. « Главное чудо - Света»  / М.2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

 

                                                                 

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в         формировании понятий о здоровом образе жизни.

 

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-  Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (Беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

(Для закрепления навыков используем  художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматриваем  ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.

     В-четвертых, культура питания.

- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика",

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!"

Отсюда вывод:

Нельзя

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.