Доклады

Кизельбашева Ирина Владимировна

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

 

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года,  Концепции профильного образования и документах стандарта второго поколения  организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов заявлена в качестве одной из главных задач.

Компетентностно-ориентированная модель организации образовательного процесса позволяет проектировать индивидуальные траектории обучения на основе внутренней самодифференциации.  Это означает, что индивидуализацию учебного процесса можно организовать в рамках единых целей обучения, в условиях одного класса. В качестве основных условий индивидуализации образовательного процесса выступают:

- изменение единицы образовательного процесса (переход от урока к учебной теме);

- формирование ориентировочной основы деятельности в рамках изучаемой темы;

- организация коллективной деятельности, обеспечивающей самореализацию учащихся.

Представим механизм индивидуализации в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.

На этапе введения новой темы все учащиеся, независимо от их возможностей, способностей, интересов, уровня подготовленности, работают совместно. По мере своих сил учащиеся участвуют в совместной работе по моделированию изучаемого явления, решению ключевых задач. Представленная на этом этапе модель знания выступает, с одной стороны,  в качестве планируемого результата обучения, обязательного для всех. С другой стороны, является основой регулирования собственной деятельности: ориентиром в выборе уровня  достигаемых целей, основой для само и взаимо контроля, коррекции и саморегуляции деятельности.

Этап осознания генезиса способов деятельности все учащиеся начинают на одном уровне, работают в совместной деятельности, осуществляя ее во внешнеречевом плане. Но в отличие от предыдущего этапа, учитель начинает регулировать индивидуализацию образовательного процесса. Для этого, наиболее успешным учащимся позволяется работать над предложенными задачами в собственном режиме, обсуждая между собой план их решения.  По мере выполнения задач на осознание генезиса способов деятельности, эти учащиеся автономно переходят к следующему этапу – самореализации в самостоятельной коллективной деятельности.

На этапе самореализации все учащиеся переходят к решению списка разноуровневых задач для самостоятельной коллективной деятельности, при этом:

- задачи, подобные ключевым составляют примерно 30% всего списка задач;

- задачи, требующие комбинации нескольких ключевых задач составляют примерно 40% от всего списка задач;

- задачи повышенного уровня сложности примерно – 30%.

Такое соотношение задач характерно для первого предъявления. По мере продвижения учащихся по уровням,  количество задач каждого уровня может быть дополнено. Такая необходимость возникает в случаях, когда учащиеся преодолевают все уровни или же не справляются с каким-либо.

Примерный уровень заданий по теме «Неравенства», математика, 8 класс представлен в таблице.

Ключевые задачи

(обязательный

результат обучения)

Требующие комбинации нескольких ключевых задач

Задачи повышенного уровня сложности

Линейные неравенства:

1) Решить неравенство:

15х-23(х+1) >2х+11,

2) Решить неравенство image>2,

3)Найти область  определения выражения:image

 

 

1)Найдите наименьшее целое значение а, при котором разность дробей

imageиimage отрицательна.

2)При каких значениях х график функции у=2х2+3х-5 расположен не ниже, чем график функции у=2х2-2х+6.

 

1) Решить неравенство:

 (image-1) (4х-13) <0

2)Длина стороны прямоугольника 6 см. Какой должна быть его другая сторона, что периметр прямоугольника был меньше, чем периметр квадрата со стороной 5 см.

 

Особенностью начала реализации этапа коллективной деятельности является тот факт, что уже произошла самодифференциация учащихся, то есть выделились группы учащихся, которые:

- уже успели продвинуться в решении представленного списка задач;

 - находятся в начале списка;

- только приступят к их решению.

Учащиеся работают в собственном темпе, в атмосфере свободного общения и деятельности, выполняют промежуточные проверочные работы и работу над ошибками.  По мере продвижения по списку задач каждый учащийся будет находиться на своем уровне, то есть не будет учащихся, решающих одну и ту же задачу. 

В отличие от традиционного подхода к разноуровневому обучению, в компетентностно-ориентированной модели обучения учащиеся не выбирают уровни задач, которые им предстоит решить, они ставят цели собственного обучения, которые можно сформулировать следующим образом:

-  знать стандарт;

-  уметь применять знание в новой ситуации;

- уметь решать задачи повышенного уровня сложности.

Эти цели, пути и время их достижения представляются учащимся на этапе введения новой темы, а на этапе самореализации учащийся организовывает сою деятельность по их достижению, проходя все уровни учебных задач и рефлексируя полученный результат. Переход с одного уровня на другой осуществляется после проверочной квалификационной работы. В случае, если учащийся не справляется с задачами определенного уровня, он остается работать на этом же уровне. Сначала анализирует ошибки, повторяет теоретический материал, затем приступает к решению дополнительных задач соответствующего уровня.

Учитель выступает в качестве тьютора. Его задачи расширяются, он те только организатор познавательной и учебной деятельности учащихся, но в большей степени организатор социальной (планирование собственной деятельности и коммуникаций учащихся) и рефлексивной деятельности (адекватной самооценки учащихся).

Совершенно очевидно, что впервые столкнувшись с ситуацией, когда нужно не только выполнять задания учителя, а еще обоснованно ставить цели, рассчитывать свои силы, учащиеся за отведенное время в основном выполняли задачи первого уровня сложности. Это полностью соответствует базовому уровню и дает возможность учащимся изучать последующий материал.

Несмотря на то, что высокого уровня сложности никто из учащихся не достиг, наблюдение за учащимися во время экспериментальной работы показало, что  они серьёзно относятся к предложенной форме работы и дают объективную оценку результатам своего труда. Они лучше запоминают математические понятия, их признаки и свойства, учатся кратко и четко излагать свои мысли, реально оценить уровень своей подготовки.

Представленный выше подход к индивидуализации учебного процесса в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды, может позволить организовать профильное обучение в условиях малокомплектных сельских школ на основе внутренней, а не внешней дифференциации.