Доклады
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции профильного образования и документах стандарта второго поколения организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов заявлена в качестве одной из главных задач.
Компетентностно-ориентированная модель организации образовательного процесса позволяет проектировать индивидуальные траектории обучения на основе внутренней самодифференциации. Это означает, что индивидуализацию учебного процесса можно организовать в рамках единых целей обучения, в условиях одного класса. В качестве основных условий индивидуализации образовательного процесса выступают:
- изменение единицы образовательного процесса (переход от урока к учебной теме);
- формирование ориентировочной основы деятельности в рамках изучаемой темы;
- организация коллективной деятельности, обеспечивающей самореализацию учащихся.
Представим механизм индивидуализации в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.
На этапе введения новой темы все учащиеся, независимо от их возможностей, способностей, интересов, уровня подготовленности, работают совместно. По мере своих сил учащиеся участвуют в совместной работе по моделированию изучаемого явления, решению ключевых задач. Представленная на этом этапе модель знания выступает, с одной стороны, в качестве планируемого результата обучения, обязательного для всех. С другой стороны, является основой регулирования собственной деятельности: ориентиром в выборе уровня достигаемых целей, основой для само и взаимо контроля, коррекции и саморегуляции деятельности.
Этап осознания генезиса способов деятельности все учащиеся начинают на одном уровне, работают в совместной деятельности, осуществляя ее во внешнеречевом плане. Но в отличие от предыдущего этапа, учитель начинает регулировать индивидуализацию образовательного процесса. Для этого, наиболее успешным учащимся позволяется работать над предложенными задачами в собственном режиме, обсуждая между собой план их решения. По мере выполнения задач на осознание генезиса способов деятельности, эти учащиеся автономно переходят к следующему этапу – самореализации в самостоятельной коллективной деятельности.
На этапе самореализации все учащиеся переходят к решению списка разноуровневых задач для самостоятельной коллективной деятельности, при этом:
- задачи, подобные ключевым составляют примерно 30% всего списка задач;
- задачи, требующие комбинации нескольких ключевых задач составляют примерно 40% от всего списка задач;
- задачи повышенного уровня сложности примерно – 30%.
Такое соотношение задач характерно для первого предъявления. По мере продвижения учащихся по уровням, количество задач каждого уровня может быть дополнено. Такая необходимость возникает в случаях, когда учащиеся преодолевают все уровни или же не справляются с каким-либо.
Примерный уровень заданий по теме «Неравенства», математика, 8 класс представлен в таблице.
Ключевые задачи (обязательный результат обучения) | Требующие комбинации нескольких ключевых задач | Задачи повышенного уровня сложности |
Линейные неравенства: 1) Решить неравенство: 15х-23(х+1) >2х+11, 2) Решить неравенство >2, 3)Найти область определения выражения:
| 1)Найдите наименьшее целое значение а, при котором разность дробей и отрицательна. 2)При каких значениях х график функции у=2х2+3х-5 расположен не ниже, чем график функции у=2х2-2х+6.
| 1) Решить неравенство: (-1) (4х-13) <0 2)Длина стороны прямоугольника 6 см. Какой должна быть его другая сторона, что периметр прямоугольника был меньше, чем периметр квадрата со стороной 5 см. |
Особенностью начала реализации этапа коллективной деятельности является тот факт, что уже произошла самодифференциация учащихся, то есть выделились группы учащихся, которые:
- уже успели продвинуться в решении представленного списка задач;
- находятся в начале списка;
- только приступят к их решению.
Учащиеся работают в собственном темпе, в атмосфере свободного общения и деятельности, выполняют промежуточные проверочные работы и работу над ошибками. По мере продвижения по списку задач каждый учащийся будет находиться на своем уровне, то есть не будет учащихся, решающих одну и ту же задачу.
В отличие от традиционного подхода к разноуровневому обучению, в компетентностно-ориентированной модели обучения учащиеся не выбирают уровни задач, которые им предстоит решить, они ставят цели собственного обучения, которые можно сформулировать следующим образом:
- знать стандарт;
- уметь применять знание в новой ситуации;
- уметь решать задачи повышенного уровня сложности.
Эти цели, пути и время их достижения представляются учащимся на этапе введения новой темы, а на этапе самореализации учащийся организовывает сою деятельность по их достижению, проходя все уровни учебных задач и рефлексируя полученный результат. Переход с одного уровня на другой осуществляется после проверочной квалификационной работы. В случае, если учащийся не справляется с задачами определенного уровня, он остается работать на этом же уровне. Сначала анализирует ошибки, повторяет теоретический материал, затем приступает к решению дополнительных задач соответствующего уровня.
Учитель выступает в качестве тьютора. Его задачи расширяются, он те только организатор познавательной и учебной деятельности учащихся, но в большей степени организатор социальной (планирование собственной деятельности и коммуникаций учащихся) и рефлексивной деятельности (адекватной самооценки учащихся).
Совершенно очевидно, что впервые столкнувшись с ситуацией, когда нужно не только выполнять задания учителя, а еще обоснованно ставить цели, рассчитывать свои силы, учащиеся за отведенное время в основном выполняли задачи первого уровня сложности. Это полностью соответствует базовому уровню и дает возможность учащимся изучать последующий материал.
Несмотря на то, что высокого уровня сложности никто из учащихся не достиг, наблюдение за учащимися во время экспериментальной работы показало, что они серьёзно относятся к предложенной форме работы и дают объективную оценку результатам своего труда. Они лучше запоминают математические понятия, их признаки и свойства, учатся кратко и четко излагать свои мысли, реально оценить уровень своей подготовки.
Представленный выше подход к индивидуализации учебного процесса в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды, может позволить организовать профильное обучение в условиях малокомплектных сельских школ на основе внутренней, а не внешней дифференциации.