ГИА 2012

Винниченко Людмила Рэмировна

Материалы для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные приёмы компрессии (сжатия) исходного текста:

Содержательные приёмы компрессии:

  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);
  2. свертывание исходной информации за счет обобщения (переводы частного в общее).

Здесь важно хорошо понять текст, определить:

  1. Проблему, содержащуюся в тексте
  2. Стиль текста
  3. Тип речи
  4. Строение абзацев
  5. Структуру предложений

Необходимо также уметь отделять главную информацию от  второстепенной.

Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения

Анализ структуры текста включает прежде всего расчленение темы на микротемы, выделение соответствующих абзацев и их озаглавливание, т.е. составление плана. Кроме того, важно выяснение роли каждой части речи в организации текста, а также определение структуры (строения) абзаца.

В ходе проведения анализа структуры текста можно использовать следующие виды упражнений:

1.Найдите и выделите главную мысль текста в целом, главную мысль каждого из абзацев,

2.Соедините выделенное (главное, основное) и составьте связный текст.

3.Восстановите смысловую и грамматическую связь между абзацами при помощи слов: например, а именно, так как, не случайно и т.д.

4. Найдите и запишите предложение - вывод, обобщающее смысл всего текста.

Языковые приёмы компрессии:

1. Исключение:      

  1. исключение повторов;
  2. исключение одного или нескольких синонимов;
  3. исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  4. исключение фрагмента предложения;
  5. исключение одного или нескольких предложений.

2.0бобщение:

  1. замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. замена     предложения     или     его     части     определительным     или
    отрицательным местоимением с обобщающим значением (все, всякий, каждый, никто).

3.Упрощение:

  1. упрощение словосочетаний - выбор из синонимичных языковых средств наиболее кратких, ёмких, экономичных

 (Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …;  Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - …)

  1. слияние нескольких предложений в одно;
  2. замена предложения или его части указательным местоимением;
  3. замена сложноподчиненного предложения простым
  4. замена придаточного предложения предложно-падежной конструкцией

 (Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть -…) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели. - В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели)Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды)

  1. замена придаточных условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

(Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. - Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы .- С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы)

  1.   замена придаточных определительных причастным оборотом

(Девочка, которая играла в саду, была лет пяти-шести. – Играющая в саду девочка была лет пяти-шести.)

  1.  замена фрагмента предложения синонимичным выражением.



Предварительный просмотр:

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2012 г. по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом по этим предметам создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания каждого предмета.

При разработке шкал оценивания результатов выполнения экзаменационных работ по общеобразовательным предметам использовались экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом группами учащихся с различными уровнями подготовки по предмету. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительно требований к подготовке учащихся, необходимых для получения различных отметок по традиционной 5-балльной шкале.

Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. Факт изменения территориальной экзаменационной комиссией шкалы перевода баллов должен быть зафиксирован в отчете комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.

Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, а также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.

Ниже приведены рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году.

Шкала пересчета первичного балла

за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Таблица 1

Отметка по пятибалльной

шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Максимальное количество баллов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Общий балл

0 – 17

18 – 27

28 – 36,

из них не

менее 4 баллов по критериям

ГК1 - ГК4

37 – 42,

из них не

менее 6 баллов по критериям

ГК1 - ГК4

42

ЛИТЕРАТУРА

Общий балл

0 – 6

7 – 13

14 – 18

19 – 23

23



Предварительный просмотр:

Текстовые ошибки и их классификация

Логические ошибки.

Логические ошибки - это нарушение последовательности развития мыслей в тексте, их взаимосвязи, взаимообуслов ленности, нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями.

Виды ошибок:

  1. Нарушение логической связи между предложениями.
  2. Пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли.
  3. Включение в смысловую часть текста предложений, не связанных с его темой.
  4. Неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста.
  5. Логическое противоречие - особая разновидность логи ческой ошибки, при которой в одной смысловой части или в целом тексте присутствуют предложения или смысловые части, противоречащие друг другу по смыслу.

Ошибки в абзацном членении текста.

Членимость - это одна из текстовых категорий. Средством выражений членимости является абзац. Абзацное членение служит важным средством передачи авторской мысли.

Виды ошибок:

  1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части.
  2. Отсутствие абзацного членения в основной части сочи нения.
  3. Необоснованное абзацное членение - неоправданное выделение предложения или нескольких предложений из со става смысловой части или неоправданное включение пред ложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Ошибки, нарушающие речевую связанность предложений                                        и  смысловых частей текста

Эти ошибки обусловлены неумением учащихся пользо ваться синонимическими средствами языка, недостаточным словарным запасом.

Виды ошибок:

  1. Отсутствие или нарушение временных, причинно-след ственных связей между частями текста.
  2. Неоправданный повтор одного и того же слова, необос нованное использование однокоренных слов в качестве средства связи между предложениями и смысловыми частями.
  3. Необоснованное использование языковых единиц, как правило, союзов, местоимений, вводных слов, в качестве средства связи между предложениями и смысловыми частями.

Разновидности грамматических ошибок.

  1. Ошибочное словообразование.
  2. Нарушение границ предложения.
  3. Смещение прямой и косвенной речи.
  4. Пропуски необходимых слов.
  5. Ошибки в построении сложного предложения.
  6. Ошибки в образовании форм существительного, прила гательного, местоимения, глагола.
  7. Нарушение согласования.
  8. Нарушение управления.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

10.Ошибки в построении предложения с деепричастным, причастным оборотами, однородными членами

Разновидности речевых ошибок.

  1. Употребление лишнего слова.
  2. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов.
  3. Повторение одного и того же слова.
  4. Нарушение логической сочетаемости.
  5. Употребление слова в несвойственном ему значении.
  6. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
  1. Неудачное употребление личных и указательных место имений.
  1. Смешение лексики разных исторических эпох.
  1. Неоправданное употребление просторечных и диалект ных слов и выражений.

10.Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

(задание С2.1 в формате ГИА-2012)

 

Если у вас до сих пор туманные представления о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризму лингвиста Г.Степанова, тогда эта памятка вам поможет внести ясность в этот вопрос!

1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о

чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + 2 примера

3. Заключение – вывод

3. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):

• 1 абзац - тезис,

• 2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,

• 3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

• 4 абзац - вывод.

4. Каким должен быть объём сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. 

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

5. Про почерк

Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.

ВСТУПЛЕНИЕ

Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова. Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Варианты  вступления

Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

1) лингвист

учёный

языковед

автор высказывания

филолог

Г.Степанов

2) утверждал

считал

писал

рассуждал

3) высказывание

афоризм

мысль

утверждение

суждение

мнение

слова

изречение

4) справедливо

верно

неоспоримо

бесспорно

понятно

5) Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

Я поддерживаю мнение …

6) Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна.

   Бесспорно мнение автора о том, что...

7) докажем

покажем

продемонстрируем

    подтвердим

    проиллюстрируем

    разберёмся (попробую    разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

8) Я думаю, …

Я считаю, …

По моему мнению, …

На мой взгляд, …

Мне кажется, …

9) Безусловно, …

Разумеется, …

Конечно, …

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

План:

  1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
  2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
  3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём  думают люди».

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») -  область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами  - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.

Вариант 5. Грамматика  - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.

Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

Связь грамматики и лексики очевидна.

И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому,  лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и  лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.

О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.

В  том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

4. Аргументы (примеры)

Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните :

• примеров должно быть не менее 2; 

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  

   грамматическое;

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

5. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?   Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец 1  Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец 2   Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».  

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Образец 3  Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.

  Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой.  Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.________________________________________

Образец 4  Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей  и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец 5   Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец 6     Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.____________________________________________________

Образец 7     Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ:

Морфемы

  1. корень
  2. приставка
  3. суффикс

Универсальные лексические категории

  1. омонимы
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. паронимы

Лексика активного и пассивного запаса  

  1. общеупотребительная лексика
  2. диалектизмы
  3. профессионализмы
  4. жаргонизмы
  5. арго
  6. эмоционально окрашенные слова
  7. архаизмы
  8. историзмы
  9. неологизмы
  10. заимствованные слова
  11. старославянизмы
  12. традиционно-поэтические слова
  13. народно-поэтические слова
  14. разговорная лексика
  15. просторечные слова
  16. книжная лексика
  17. термины
  18. фразеологизмы
  19. крылатые слова
  20. эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы

  1. метафора
  2. метонимия
  3. ирония
  4. гипербола
  5. олицетворение
  6. синекдоха
  7. литота
  8. эпитет
  9. антономасия
  10. аллегория
  11. перифраза
  12. художественный символ

Стилистические фигуры

  1. градация
  2. антитеза
  3. оксюморон
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. эпифора

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

(ГАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС)

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

Части речи:

а) самостоятельные

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. имя числительное
  4. местоимение
  5. глагол
  6. причастие
  7. деепричастие
  8. наречие

б) служебные

  1. предлог
  2. союз
  3. частица

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

  1. способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
  2. повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
  3. восклицательные и невосклицательные предложения
  4. простые предложения
  5. двусоставные и односоставные предложения
  6. типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
  7. неполные предложения
  8. распространённые и нераспространённые предложения
  9. обращения
  10. однородные члены
  11. обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
  12. уточняющие и поясняющие члены
  13. вставные конструкции
  14. вводные слова и предложения
  15. прямая речь
  16. косвенная речь
  17. диалог
  18. сложносочинённые предложения
  19. сложноподчинённые предложения
  20. бессоюзные предложения

 

Синтаксические средства художественной изобразительности

  1. риторические восклицания
  2. риторический вопрос
  3. риторическое обращение
  4. параллелизм
  5. анафра
  6. эпифора
  7. инверсия
  8. эллипсис
  9. умолчание
  10. смещение синтаксических конструкций
  11. присоединительные конструкции
  12. парцелляция
  13. многосоюзие
  14. бессоюзие
  15. градация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

Итак, ...

Следовательно, ...

Значит, ...

Таким образом, ...

Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

ОБРАЗЦЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.

Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед  Г.Степанов.

 

Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.    



Предварительный просмотр:

Пример сочинения на лингвистическую тему

(шаблон сочинения заимствован с сайта «По уши в ГИА»

Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из  двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику или словарный запас языка, который используют люди в речи.  Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.  Значит, слова отражают мысли людей.  Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления.  То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, в текстовом фрагменте, посвященном описанию дороги князя Андрея в Рязанские имения (предложения 1-15)  Л.Н.Толстой использует шесть слов с корнем зелен-: зеленя, зеленеющий, зелеными, зеленея, зеленью, зелено. Таким образом, на лексическом уровне автор указывает на то, что в природе преобладает зеленый цвет.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика».  Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, отношение к описываемому, выражает оттенки смысла высказывания. Так, с точки зрения грамматики при описании весенней природы в рассмотренном выше фрагменте, автор использует не просто однокоренные слова (с корнем зелен-), а слова разных частей речи: зеленя, зеленью - существительные, зеленеющий - причастие, зелеными - прилагательное, зеленея - деепричастие, зелено – краткое прилагательное. Слова разных частей речи по-разному передают идею «зеленый»: как признак, как предмет, как действие. Таким образом, благодаря грамматике автор привносит в изображение весенней зелени идею разнообразия, разных форм ее проявления.

Таким образом,  грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

_______________________________________________________

А также смотреть:

1. КИМ ГИА 2011 // http://www.fipi.ru/binaries/1167/ruGIA2012.

2. Четыре образца сочинения С2.1 (по проекту ДЕМО-2012) // URL:

http:// uchimcauchitca. blogspot.com/

3. ПО УШИ В ГИА



Предварительный просмотр:

Трафарет сочинения на лингвистическую тему

Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему трафарету, вставляя необходимую информацию

Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).

Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………... Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .

Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора.

Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………

Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.