консультации

Лялина Людмила Алексеевна

                            Консультации  и  рекомендации для  родителей  и  педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народные игры для детей70.35 КБ

Предварительный просмотр:

    Народные игры для  детей  младшего возраста.

Лялина Л.А  -   педагог.

                               Автор  книги « Народные  игры   в  детском саду»

Народная игра – материал, наиболее доступный, понятный для детей вследствие близости своих образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в ней правил, элементов народной культуры.

Народные игры – это могучее воспитательно-образовательное средство педагогики, определяющий фактор физического, нравственного, социального и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

Народные игры – это первая школа развития ребенка. В них представлена история освоения ребенком культурного опыта ушедших поколений, они являются своеобразным жанром народного творчества. Уходящие народные игры должны вернуться в детское общество и стать мощным средством обогащения культурной основы личности современного ребенка.

Народные игры, в том числе и детские, - это отображение образа жизни, занятий, национальных традиций, обычаев каждого народа. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания. Основы воспитания составляла народная педагогика, а народные игры составляли основу народной педагогики. С самого начала игровые действия ребенка направлялись взрослыми в соответствии с национальными традициями. Народная педагогика, опираясь на активность ребенка в игре, всеми доступными ей средствами, обеспечивала всестороннее развитие ребенка, постепенно приобщала к культуре народа.

Общим направлением развития ребенка было постепенное приобщение к труду, причем, огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Примерно с 5 – 6 лет дети начинали делать игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Девочки сами шили наряды. Таких кукол делалось множество. Иногда, разыгрывалось целое действие, например, «кукольная свадьба» (посиделки, сватовство, баня, девичник). Причем, такая игра сопровождалась пением, таким, как поют на свадьбе.

Но традиции игры не мешали ребенку в полной мере проявить фантазию. Игре присуще, прежде всего, творчество, питаемое интересом, азартом, опытом, точными правилами, а из игры дети тот час выходят, как только она становится неинтересной.

Игры, связанные с подготовкой к будущей деятельности, всегда поощряли и направляли взрослые, лучшей похвалой сыну или дочке были ласковые слова: Хороший помощник растет!»

Основной целью народные детские игры имели развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности (ловкость, соответствующие возрасту сила, выносливость), а также нравственных, психологических и интеллектуальных качеств (смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, наблюдательность и т.д.).

Народные – это в большинстве своем коллективные игры. С помощью этих игр происходило и происходит приобщение ребенка к социуму и развитие навыков социального поведения в конкретном обществе. Значительную роль в народных играх определяли, по-видимому, самоконтроль, самооценка и социальное подкрепление со стороны окружающих.

В процессе народной игры складывалась и такая важнейшая характеристика личности ребенка, как его интеллектуальная компетентность (выбор необходимой информации; построение нового действия из опыта успехов и неудач).

Таким образом, народные игры являются мощным средством этнокультурного развития ребенка.

Современные народные игры передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету народа, в толще которого он живет и развивается. Именно поэтому так высок наш интерес и уважение к играм детей различных народов, потому что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную, прежде всего, каждому ребенку индивидуально.

В играх более полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

   Народная игра  - это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет  единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В любой игре есть  свои правила, поэтому она приучает подчинять свои действия  и мысли определенной цели, воспитывают целеустремленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом  коллектива, справедливо оценивать поступки своих товарищей.

     Задача взрослого направить игры в нужное русло, в основе которого - добрые  чувства, основанные на  дружбе, доверии, взаимной выручке и ответственности.                                                      

Из  опыта  работы   можно предложить   примерные   игры  для   детей 2-3 лет. Игры    имеют  практический  опыт во  многих садах города Москвы  и   в  других  городах.

Колодник (Сямженский район )

Взрослый предлагает малышу: "Сунь пальчик в колодчик, там зайчик". И когда тот просовывает палец между пальцами взрослого, тот зажимает его снизу большим пальцем.

(Верховажский район)

Взрослый складывает руки так, чтобы тень от его рук изображала зайчика, "мордочкой" которого был большой и указательный пальцы. Приоткрыв "рот" зайца, взрослый предлагает малышу: "Сунь пальчик, пальчик, там зайчик".

(Тарногский район)

Взрослый  соединяет руки в "замок" с поднятыми вверх большими пальцами, предлагает малышу: "Сунь пальчик, выскочит зайчик". Ребенок должен успеть выхватить палец, прежде,  чем взрослый прижмет его своими большими пальцами.

Шило                                                                                                                                    

(Вожегодский район

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребенка и при этом приговаривает: "Шило, шило, проскочило". С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребенка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребенка,  говоря: "Уй, горячо!"

Банька

В Кирилловском районе до начала игры взрослый складывал руки ладонями круг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводил своим пальцем поочередно между пальцев взрослого (с внешней стороны ладоней), приговаривая:  "Пусти в баньку". На что ему взрослый отвечал: "Водички нет". Тогда он просил еще раз, проводя по следующему пальцу: "Пусти в баньку". Ему отвечали: "Веничка нет", "Мыльца нет".

Взрослый начинал приговаривать: "Жарко, Жарко, Жарко", - если ребенок не успевал палец выдернуть.

                                                                                                                                                                                                                                         

В Устье -Кубенском районе ребенок водил пальцем по пальцам                         взрослого, приговаривая: "Тут холодно", "Тут топлено", "Тут воды нет", "Тут жару нет", а затем пытался развести ладони взрослого ("раздернуть").

В других деревнях взрослый на вопросы отвечал последовательно: "Воды мало", "Жару нету", "Каменка пала", а затем хватал ребенка за палец.

хохлатка

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,                                                                                                      

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

Кудах-кудах-кудах!

«Зайка»

Заинька, выходи, серенький, выходи!

Вот так, вот сяк выходи! Вот так, этак выходи!

(заиньке показывают, как надо выходить,

например, на середину круга)

Заинька погуляй, серенький погуляй!

Вот так, вот сяк погуляй! Вот так, этак погуляй!

(несколько шагов то в одну, то в другую сторону)

Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой!

Вот так, вот сяк топни ножкой! Вот так, этак топни ножкой!

(несколько раз топнуть ножкой)

Заинька повернись, серенький повернись!

Вот так, вот сяк повернись! Вот так, этак повернись!

(обернуться вокруг себя)

Заинька руки в боки, серенький руки в боки!

Вот так, вот сяк руки в боки! Вот так, этак руки в боки!

(положить руки на талию)

Заинька поскачи, серенький поскачи!

Вот так, вот сяк поскачи! Вот так, этак поскачи!

(попрыгать)

Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так, вот сяк попляши! Вот так, этак попляши!

(изобразить какое-нибудь танцевальное движение)

Заинька поклонись, серенький поклонись!

Вот так, вот сяк поклонись! Вот так, этак поклонись!

(заинька кланяется и игра заканчивается)

«Каравай» всеми  любимая  игра   сегодня

Чтобы малышам было понятно, во что они играют, им следует рассказать, что каравай – это такой большой круглый хлеб.

Одного из малышей ставят на середину круга, остальные берутся за руки и водят вокруг него хоровод, припевая:

Как на (имя ребенка) именины

(или день рождения)

Испекли мы каравай!

Вот такой вышины! (поднять руки)

Вот такой нижины! (опустить руки и наклониться

Вот такой ширины! (раздвинуть круг шир

Вот такой ужины! (сузить круг)

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

После последних слов, ребенок, вокруг которого водили каравай, выбирает любого из водящих хоровод и меняется с ним местами. Выбирая себе замену, взрослые и старшие дети могут приговаривать: «Я люблю, конечно, всех, но вот эту (или имя игрока) больше всех!». Игра повторяется снова и снова, пока есть желание «водить каравай»!

«Синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится. (попрыгать)

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок, (обернуться вокруг себя)

Чуть присела на минутку, (присесть на корточки)

Почесала клювом грудку (носиком вправо-влево наклоняя голову)

И с дорожки на плетень, (встать и попрыгать)

Тили-тень, тили-тень.

«Пальчиковые игры»

Не последнее значение, на мой взгляд, имеет то, что малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать различные определения и действия, изображать животных и предметы. Пальчиковые игры вполне можно придумать самим, читая детские стихи и запевая песенки, попробуйте показать какие рожки у коровы, коготки у котика, что корова большая, а котик маленький. Несложно изобразить, что кто-то спит или плачет, а с помощью большого пальца показать какое у вас хорошее настроение.

Малыши часто сами придумывают себе свою пальчиковую гимнастику, например: нажимают пальчиками (указательными пальцами рук) на клавиши фортепиано или изображают указательным и средним пальцами танцующего человечка.

«Большой пальчик»

Сожмите ручку малыша в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая:

Этот пальчик самый главный.

Он у (имя) для того,

Если спросят: «Как дела?»

Громко ты ответишь: «Во!»

Салатик

- Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)

- Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу)

- Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)

- Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)

- Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

- Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)

Пароход

«Пароход плывет по речке и пыхтит он будто печка: пых-пых-пых-пых» (Приложить ладошку к ладошке, большие пальцы поднять вверх. Пароходики могут не только плавать по столу, но и встречаться и знакомиться.)

Топ-топ

- Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги)

- Топ-топ, топ-топ.

- А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног)

- Топ-топ-топ-топ.

Замок

Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок.

- На двери весит замок, кто его открыть бы мог?

- Потянули-потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)

- Покрутили-покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)

- Постучали-постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)

- Оп, замочек и открылся (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны).

Скворечник

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

- Из скворечника торчат клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)

- Клювик раз (показываем клюв одной рукой), клювик два (показываем клюв другой рукой)

- Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики), голова (делаем «замок»).

- Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

Цветы

Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).

- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)

- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)

- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)

- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)

- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

Мишка

- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)

- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)

- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)

- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

Еж

- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики) на пригорке (показать руками жест – горку)

- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки) устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)

- А под листьями шуршат пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.

По  кочкам  по   кочкам

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом... в яму!

Бух!

Поехали, поехали

За грибами, за орехами.

Приехали, приехали

С грибами, с орехами.

В ямку бух!

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприприскочку

По кочкам, по кочкам —

Бултых в ямку!

Тюшка-тутушка.

Прыгала лягушка

На крутую горку,

Где живет Егорка

Бух! - покатилась!

С горки свалилась!

Бычок пестренький

Дети   становятся  в  круг.  Взрослый   в  роли  бычка .Бычок  встает  в  центр,  а  дети  идут  по  кругу, и  выполняют  действия  под песенку:

«Бычок  пёстренький,

долгохвостенький

Рожки  востренькие

Мы  тебя  кормили,

Мы  тебя  поили

На  лужок  водили

Ты  нас  не  бодай,

С  нами  поиграй

Скорей  догоняй».

Бычок  им  отвечает: « Му – у - у!  Догоню!»  

И бежит за  детьми

Сижу на камушке.

Все ходят по кругу, в центре вода сидит на корточках, грустит, можно накрыть голову платком.

Сижу-сижу на камушке, сижу на горючем.

А кто ж меня верно любит, кто приголубит?

Кто пожалеет, кто меня сменит?

После всех слов несколько человек выходят, гладят воду по голове, вода выбирает из них следующего.

Воробушки и кот.

Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Баба сеяла горох

Игры с детьми от 1,5 лет. Взрослый рассказывает или припевает и показывает, что малышу делать.

Баба сеяла горох

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок

Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стали русского плясать,

А потом вприсядку!

Мыши водят  хоровод  

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Пузырь.

Все стоят в кругу, держась за руки, очень близко друг к другу, плечом к плечу. Руки можно протянуть в центр кружка.

Дуйся, дуйся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не ло-пай-ся!

(С первыми словами начинают отходить назад, делая круг большим, сильно растягивают руки)

Ш-Ш-Ш-Ш!

(бегут обратно в центр, не отпуская рук, и сжимают «пузырь» до маленького кружка)

«Надувают» пузырь несколько раз.

Пузырь  2  вариант

месят  тесто

Дуйся пузырь – раздувайся пузырь… (повторять пока не лопнет)

Пузырь лопнул воздух вышел, пшы-ы-ы (сходятся вкруг вокруг теста   и  начинают сначала  месить  тесто)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Куры и петух

Воспитатель надевает на ребенка шапочку петуха. Ребенок-петух находится в одном конце комнаты, а в другом конце комнаты находятся куры. Они сидят полукругом или стоят свободно. Воспитатель говорит:

Петя-Петя-петушок,

Петя – красный гребешок.

Он по дворику гуляет,

Громко песни распевает

«КУ-КА-РЕ-КУ!»

Ребенок-петушок ходит и поет «КУ-КА-РЕ-КУ!»

Воспитатель продолжает:

К нему куры подбежали,

«Ко-ко-ко».

Куры крыльями махали,

«Ко-ко-ко».

Куры зерна собирали,

«Ко-ко-ко».

Клювом по земле стучали,

«Тук-тук-тук».

Киска Мурка увидала, всех распугала.

Колпачок»

Играющие ребята встают в круг, в центре – сидит на корточках водящий в колпачке, надвинутом на глаза. Все ведут хоровод вокруг него и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Дети сходятся к центру, поднимают «колпачка».

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь – 2 раза.

Колпачок с закрытыми глазами идет по кругу и кого-то ловит. Должен угадать имя пойманного. Если угадал – отдает ему колпачок, а сам становится в круг. Если нет – водит еще раз.

«Летал-летал воробей»

Воспитатель– «воробей».    Дети  встают в круг, а «воробей»  в середину круга. Дети идут по кругу со словами:

Летал-летал воробей,

Летал-летал молодой

За синю морю.

Видел-видел воробей,

Видел-видел воробей,

Как (  зайцы  прыгают,   вороны    летают)

Воробей продолжает : «Зайцы прыгают, вороны летают» и т.д. Дети должны изобразить то, что «видел воробей» - попрыгать  как зайцы; полетать как вороны и т.д. Воробей выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех. И приглашает на место ведущего, а сам встает на его место.

Младшая  группа  3- 5 года

Заинька                  

Заинька, попляши!

Многие из вас наверняка слышали народную песню "Заинька":

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись! и т.д.

Но не все, наверное, знают, что это не просто песня, а песня-игра. К сожалению, современные дети забыли ее и почти не играют в нее самостоятельно. Но если вы научите детей этой игре, то тогда они с большим удовольствием будут принимать в ней участие.

Игру лучше всего проводить в летнее время на улице.

Для начала выбирается водящий, "Заинька". Все участники становятся в круг и берутся за руки, "Заинька" оказывается в центре круга. Затем дети начинают петь песенку, кружась в хороводе то в одну, то в другую сторону.

"Заинька" должен выполнять то, что поется в песне. Когда дети поют:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи, —

пляшет и скачет. Когда хор поёт:

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись! —

вертится вокруг себя. На словах:

Заинька, в ладоши,

Серенький, в ладоши! —

хлопает в ладоши. Затем демонстрирует на себе "кафтан":

Впору зайке сей кафтан,

Впору зайке сей кафтан...

И показывает на "туфли с пряжкой":

Туфли с пряжкой ременной,

Туфли с пряжкой ременной...

Одновременно с этим "Заинька" двигается внутри хоровода, приближаясь к его участникам.

Когда дети исполняют:

Здесь города все немецкие,

Закрепочки железные, —

водящий дотрагивается до рук играющих, а дети поднимают вверх сомкнутые руки, чтобы выпустить его из круга и затем впустить обратно:

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выпрыгнуть...

Пока хор поет, "Заинька", свободно передвигаясь по кругу, выбирает из участников хоровода себе замену: мальчик — девочку, а девочка — мальчика. Иногда "Заинька" подходит к выбранному игроку и начинает с ним плясать, а после окончания пляски занимает его место. Новый "Заинька" становится в центр хоровода, и игра начинается заново.

В другом варианте этой игры "Заинька" предпринимает активные попытки вырваться из круга, а дети в хороводе не выпускают его. Чтобы не дать "Заиньке" сбежать, дети во время хороводного танца и пения должны двигаться так, чтобы расстояние до стоящего в центре "Заиньки" не изменялось. В процессе игры "Заинька" пытается приблизиться к ним. Участники хоровода не подпускают его к себе взмахами рук. Когда "Заиньке" удается приблизиться, он пытается вырваться из круга.

Можно закончить игру и по-другому: постепенно ритм песни и танца должен ускоряться и переходить в пляску. К концу песни, когда все участники игры пляшут, "Заинька" должен выбрать момент и попробовать выскочить из круга. Если "Заиньке" удается выскочить за пределы хоровода, то все бросаются его ловить. Поймавший становится следующим "Заинькой", и игра продолжается.

«Мишка по лесу гулял»

Дети сидят на стульчиках. Один ребенок изображает мишку. Воспитатель говорит:

Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки собирал.

Долго Мишка наш гулял.

Сел Мишутка, задремал.

Ребенок-мишка ходит, собирает шишки, а затем, садится на стул и засыпает. Воспитатель и дети тихо подходят к мишке. Воспитатель говорит:

Стали дети подходить,

Сами Мишеньку будить.

Миша, Мишенька, вставай

И ребяток догоняй.

Дети убегают на свои места, а Мишка догоняет их.

Лиса и куры

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Воробушки и кот.

Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Курочка-хохлатка.

Воспитатель изображает курицу, дети — цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

Бычок пестренький 2  вариант

Дети   становятся  в  круг.  Взрослый  выбирает    бычка .Бычок  встает  в  центр,  а  дети  идут  по  кругу, и  выполняют  действия  под песенку:

«Бычок  пёстренький,

долгохвостенький

Рожки  востренькие

Мы  тебя  кормили,

Мы  тебя  поили

На  лужок  водили

Ты  нас  не  бодай,

С  нами  поиграй

Скорей  догоняй».

Бычок  им  отвечает: « Му – у - у!  Догоню!»  

И бежит за  детьми, осаливая их .

Правила  игры.  Когда бычок  осалит  игрока,  тот  должен  остановиться.  Бычком  станет  тот,  кого  поймают  последним.

У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Мышеловка. 
Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Шла   коза  по лесу

Играющие встают в круг, коза – в центре.

Все идут по кругу в правую сторону, а коза – влево.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Коза выбирает кого-то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем…

Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока почти все дети не встанут в круг.

. Один ребенок изображает пса, он ложится на травку, голову кладет на вытянутые вперед руки. Несколько детей вмес

Лохматый пес

Дети с воспитателем тихо идут к псу и при этом произносят такие стихи:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся.

Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине — болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой)лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Лошадка.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя «Лошадки» бегут, высоко поднимая колени. На сигнал «Кучер» — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Бубен-бубен

Бубен-бубен

Долгий нос

Сколько в городе овес

2 копейки с пятаком

Ехал Ваня с колпаком

Овса Ваня не купил

Только лошадь утопил

Бубен бегать научал

Бубен-бубен

Беги за нами

Хватай руками

Я Ксюшу поймала,

Ксюша бубном будет

Пчелки-пчелки

Пчелки-пчелки

Жалятся иголки

Серые малые

Крылышки алые

По ветру летают

К цветам припадают

Медок собираю

В  колоду  таскаю.

Игра «Солнышко»  

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Репка

Я – репка!

Кто хвостик?

Начали!

Репа-репонька

Расти крепонька

Не большая не мала

До мышиного хвоста

А я  выдерну   хвостик и  помогают  тянуть  репку  дети, кого позовет водящий.

В козла

Шел козел дорогою,

дорогою широкою

Нашел козу безрогую

безрогую козу

Давай коза попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Печаль тоску размыкаем,

Размыкаем печаль

Волк и дети

Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:

Щипали, щипали по ягодку

По черную смородинку

Батюшке на вставчик

Матушке на рукавчик

Серому волку

Травки на лопату

Дай бог умыться

Дай бог убежать

И дай бог убраться.

С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.

Море  волнуется1 вариант

По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: "Море волнуется". И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: "Море утихло". После этого каждый игрок должен занять свое место, а так как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.

Море волнуется  2 вариант

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры

Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т.д.)

Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешено прикасаться к играющим.

Количество участников игры не ограничено.

Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Селезень и утка

Играющие берутся за руки и образуют круг. Двое игроков изображают селезня и утку. Они выходят на середину круга. Утке поют:

Поди, утушка, домой,

Поди, серая, домой.

Утя семеро детей,

Восьмой – селезень,

Девятая – утка.

Утка – Марфутка,

Селезень – Васютка,

Курочка – Машка,

Петушок – Игнашка!

Селезню кричат:

Селезень, догони утку!

Молодой, догони утку!

Селезень гонится за уткой и старается ее поймать. Утка может выбегать из круга, селезня же не выпускают. Игроки, стоящие в кругу, то опускают, по поднимают руки и поют:

Утушка ныряет,

По полю летает.

Кич-кич, поспевай!

Кря-кря, догоняй!

Твои детки пищат,

Они есть хотят!

Когда селезень поймает утку, выбирается другая пара.

Пирог

Выбирается водящий по считалке. Играющие становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре. Водящий - это "Пирог".  Играющие поют и показывают движения.

- Экий он высоконький - руки поднимают вверх,

- Экий он широконький - руки в стороны,

- Экий он мягонький - руками гладят живот.

Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до "Пирога".

Кто первый задел - уводит "Пирог" к себе в шеренгу. Кто опоздал - становится "Пирогом".

Игра продолжается пока интересно играть. По окончании игры можно взяться за руки в шеренге и устроить перетягивание.

Как у дедушки   у  Трифона

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит:  "Ну, сынки мои, я - дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте". Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и все  поют:

- У дедушки Трифона, семеро детей (2 раза).  Семь сыновей.

После этих слов дедушка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и пропоет: "С такими глазами". И все остальные останавливаются и показывают руками, какие огромные у них глаза и повторяют: "С такими глазами". И снова идут по кругу.

Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши, губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. Показал дедушка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи, ноги и запел:

"Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!"

Все сыновья поют эти слова с дедушкой. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям - то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Сыновья должны проворно и быстро повторить все движения и все разом должны остановиться. При каждом новом движении надо повторить слова:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

А если кто не поспеет, замешкается или ошибется, тот должен быстро войти в круг, стать рядом с дедушкой Трифоном и повторять слова и движения дедушки и всех остальных его сыновей. 

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется. Пошла  коза  по  лесу

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирается водящий ("Коза" или "Козел"). Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу,

Давай коза попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Дети вместе с водящим ("Коза" или "Козел") выполняют соответствующиП

Царь  горох

По считалке выбирается Царь-Горох. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке.

Играют 5-7 человек, т.к. большой группе играющих труднее и дольше договориться. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Играющие, выбрав Царя-Гороха, отходят в сторонку и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят со словами: "Здравствуй, Царь-Горох!" Тот отвечает: "Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?"  Играющие отвечают:

"Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!" После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь-Горох должен отгадать, что они показывают. Если не угадывает, его спрашивают: "Сдаешься?"   Да. Рассказывают  задуманное, затем загадывают снова. Если Царь-Горох угадывает, то  догоняет детей.  

Как у бабушки Ларисы

Эта игра очень похожа на игру "Как у дедушки Трифона". Все играющие становятся в круг, один из них - водящий - становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

"Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так...'"

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее  за ведущим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга.

Если водящий - мальчик, то слова "Как у бабушки Ларисы..." заменяются словами: "Как у дедушки Ивана... ".

Молчанка (вариант 1)

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Кто дальше бросит?

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 — 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница,в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Гуси

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так —

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

Лягушки

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик — дом. Вокруг дома — четыре листика вперемежку с четырьмя кочками — пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих — Лягушка-квакушка, остальные — лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата — слева. Каждый лягушонок становится на квадратик — дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» — или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся — к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики —

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки —

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

«Воробушки»

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней — дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор пока не произнесут: «И на дерево от кошки —Шур! — скрылась!»

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки —

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке —

Мур-мур-р-р! — в лапы.

Стайка дружных воробьишек —

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки —

Шмур-р-р! — скрылась.

Щенок

Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, — такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-«ватрушку».

Один из играющих — щенок, другой ребенок — хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: «Гав!» Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит «ватрушку», он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит «ватрушку» хозяин, щенок должен «служить»: хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его — тогда они вместе «идут домой». А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

Ну как я мог? Ну как я мог? Я так щенка обидел!

Пропал щенок, пропал  щенок, никто его не видел.

А он хотел, а он хотел, попробовать ватрушку...

Вернись щенок,  вернись щенок, коричневые ушки.

Мышеловка.

Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

Кот и мыши

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Стадо

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» – все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

а площадке чертят две линии на расстоянии шесть – восемь метров одна от другой, произвольно определяют ширину площадки (тоже ограничивают линиями).

Пчелки и ласточка

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зим, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

  Продолжение следует .