Проектная деятельность


Предварительный просмотр:

 Проект  «Школьная  театральная  лаборатория «За гранью света»

2. Пояснительная записка

        В связи с новым социальным заказом общества к образованию непрерывно возрастают требования к выпускнику специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушениями зрения как человеку творческому, способному к саморазвитию, обладающему высокой нравственной культурой, адаптированному в социуме, готовому решать общественные проблемы наравне со зрячими людьми.

В КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» сложилась определенная система содружества и сотворчества учащихся и педагогов, позволяющая обеспечивать практическую помощь ребенку-инвалиду в самореализации его творческой индивидуальности, в нахождении своего места в жизни. После окончания высших и средних учебных заведений выпускники школы успешно трудятся по специальностям: юристы, учителя, музыканты, психологи, массажисты и др.

Вместе с тем, есть нерешенные проблемы, связанные с физическим недугом школьников. У детей со зрительной депривацией отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы (заниженная самооценка, подавленное настроение, чувство неуверенности, резкость в общении), недоразвитие моторики и двигательной координации, ограниченность наглядно-образного, конкретно-чувственного опыта, недостаточное  развитие саморегуляции поведения.

В связи с данными проблемами возникла идея создания проекта  школьной  театральной лаборатории «За гранью света».

Актуальность проекта заключается в том, что театральная деятельность помогает детям-инвалидам раскрепоститься, освободиться от комплексов, поверить в свои способности, стать более инициативными в творческом и интеллектуальном самовыражении, позволяет безболезненно интегрироваться в общество

Новизна проекта  заключается в создании  постановок  аудио - тактильных спектаклей силами обучающихся школы-интерната. Театральная постановка может восприниматься через слуховые, кинестетические, обонятельные, вкусовые спецэффекты, а само действие предполагает интерактивное взаимодействие со зрителями и театр становится «для всех».

Уникальность проекта:

Необходимо создать специальные условия инклюзивного спектакля в формате 5D при помощи технического оборудования и реквизита

1. Спектакль воспринимается всеми органами чувств, кроме зрения        (если на спектакле присутствуют зрячие зрители, на глаза  надеваются специальные повязки или маски, количество зрителей ограничено до 30-40 человек в зависимости от вместимости зрительного зала)

2. Зрителей рассаживают так, чтобы они были доступны для  участия в спецэффектах  спектакля.

3. Воздействия  на органы чувств  зрителей для полного погружения в атмосферу спектакля проводится посредство спецэффектов  (почувствовать ветер, тепло или холод, дождь или снег,  ароматы, попробовать что-то на вкус, обследовать тактильно предметы, совершать определенные действия: танцевать, размахивать руками, топать ногами, выкрикивать)

4. В сценариях спектаклей нет «немых» сцен. Озвучиваются все передвижения актеров.

5. Звуковое сопровождение имеет первостепенное значение для спектакля в данном формате.

6. Голоса актеров – это главное в подготовке спектакля.

Для некоторых детей нашей школы-интерната театральная лаборатория «За гранью света» стала стартовой площадкой в выборе профессии. Они связали свою жизнь с искусством. Модягин Герман  окончил Московский институт современного искусства (курс Д.Певцова). Работает в Москве. Толкачеков Эмиль окончил колледж эстрадного и циркового искусства (класс И.Кобзона), сейчас работает в республиканской филармонии города Горно-Алтайска.   Кутуева Елена и    Рыжиков Александр в настоящее время студенты Московской консерватории. Ермилов Максим и Борисова Юлия студенты Бийского государственного музыкального колледжа. Эти ребята в свое время были активными участниками проекта.

3. Цели и задачи проекта:

 Цель проекта: повышение социального статуса детей с нарушениями зрения, раскрытие творческого, личностного, интеллектуального потенциала детей с нарушениями зрения, интеграция их в общество.

Задачи проекта.

  1. Создание специальных условий для коррекции нарушенных функций у

детей с депривацией зрения и их социальной реабилитации.

2. Формирование потребности в творческой самореализации личности.

3. Повышение исполнительской, зрительской и коммуникативной культуры участников проекта.

4. Укрепление духовно-нравственного и физического здоровья детей.

  5. Воспитание толерантности, гуманистических принципов через привлечение к волонтёрской работе.

4. Срок реализации проекта

долгосрочный

2 октября 2023 года - 24  мая 2024 года

5. Целевые показатели и индикаторы

  1. Диагностика интересов, способностей и возможностей школьников с ОВЗ.
  2. Формирование контингента участников школьной театральной лаборатории «За гранью света»
  3.  Организация и проведение школьных представлений.
  4. Показ спектаклей для детей детского дома, детского сада, жителей микрорайона и близлежащих сел.
  5. Проведение мастер-классов для студентов БиГПУ.
  6. Творческий портрет учащихся. Лучшее актерское исполнение.
  7. Видеопрезентации о школьной театральной лаборатории «За гранью   света»
  8. Привлечение родителей учащихся к участию в проекте с целью оказания помощи в подготовке спектаклей.
  9. Привлечение спонсоров к участию в проекте.
  10. Расширение представлений учащихся о профессиональных возможностях, связанных с театральной деятельностью.
  11. Встречи с актерами городского драматического театра.
  12. Показ спектаклей для ветеранов.

6. Основные направления деятельности по реализации проекта

Этап организационный: приобретение  оборудования.

Этап подготовительный: привлечение  добровольных участников проекта , учащихся школы; выбор репертуара, произведения, разработка  сценария, характеристика героев; разработка  и изготовление спецэффектов к данной постановке.

Этап технологический:  репетиции, коррекция сценария, подготовка реквизита, спецэффектов, рекламного материала.

Этап практический: организация выступлений театрального коллектива.

7. План – график мероприятий по реализации проекта

сроки

План работы

2 октября по 31 октября 2023 г

4 занятия

Выбор репертуара. Подбор актёров

1 ноября по 25 декабря 2023 г.

8 занятий

Прочтения сценария, распределения ролей, подготовка музыкально оформления.

8 января по 20 февраля 2024  

6 занятий

Приобретение  реквизита  для реализации спектакля.

Репетиции

Создание инвентаря для спецэффектов

21 февраля по 30 апреля

8 занятий, 2 выступления

Создание инвентаря для спецэффектов

репетиции и выступления

13 мая по 24 мая

Подведения итогов. Анализ полученных результатов

8. Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта

1. Обеспечение социализации ребенка-инвалида через творчество.

2. Сохранение и развитие духовно-нравственного и физического здоровья школьников.

3. Формирование общей культуры, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и самому себе.

4. Выявление одаренных детей, создание условий для их дальнейшего развития. Ребенок-инвалид, овладевший социально-значимыми качествами будет конкурентоспособным и адаптированным в профессиональной сфере.

9. Вероятные риски и пути их снижения

  • незаинтересованность отдельных учащихся
  • недостаточная материальная база
  • занятость детей
  • нехватка времени

Пути снижения вероятностных рисков - это регулярная организация занятий по театральному мастерству для участников театральной лаборатории с целью постановки спектакля на школьной сцене и выездных гастролях, систематическое мотивирование, привлечение интересного литературно-музыкального  материала.

10. Информация о руководителе и составителях проекта

Руководитель проекта: Костюченко Татьяна Николаевна, педагог библиотекарь

Составитель проекта: Корунец Мария Андреевна,

Координатор проекта: Сергиенко Ольга Владимировна, учитель математики, тифлопедагог, трудовой стаж 40 лет, образование высшее, окончила Бийский государственный педагогический институт, Ленинградский  государственный педагогический  институт им. Герцена,  высшая квалификационная категория.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Olga\Desktop\dobroshkola_3.jpg

Анкета –заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса «Доброшкола» среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам, на лучший дизайн образовательной среды в условиях обновления инфраструктуры школ

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3»

Номинация: Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий (кабинет учителя-дефектолога)

  1. Общие сведения

Населенный пункт

Город Бийск Алтайского края

Дата основания образовательной организации

01.10.1930г.

Финансовые условия создания развивающего обучающего пространства

Сумма полученной субсидии из ФБ -600 000 рублей

Сумма из бюджета субъекта – 1.356.000 рублей

Характеристика здания.

Наличие и характеристика созданной доступной среды, наличие паспорта доступности образовательной организации

Свидетельство о государственной регистрации права 22АД 618794. Дата выдачи 17.09.2015г.(оперативное управление)

Типовое здание: 3 этажа, бетонные перекрытия, лифты отсутствуют.

Пандус, крыльцо с мягким покрытием, асфальтированные подходы к зданию, автостоянка для инвалидов.  Поручни внутри здания, доступные санитарно-гигиенические помещения, расширенные дверные проемы, надписи по системе Брайля, сопровождение инвалидов, тактильные и цветовые выделители препятствий (лестницы, двери, углы). Тифлотехнические средства обучения, специальная литература.

Паспорт доступности имеется.

Контингент образовательной организации

АООП НОО: вариант 3.2 – 7 обучающихся

                       вариант 3.3. – 2 обучающихся

                       вариант 3.4. – 3 обучающихся

                       вариант 4.2. – 51 обучающийся

                       вариант 4.3 -  13 обучающихся

Возраст 7-11 лет.

АООП слепых и слабовидящих с интеллектуальными нарушениями

 5-9 классы – 17 обучающихся

Возраст 12-16 лет

АООП ООО – 78 обучающихся

Возраст 12-16 лет

АООП СОО – 16 обучающихся

Возраст 16-18 лет

Наличие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютер, ассистент)

4 педагога-психолога,

2 учителя-логопеда,

25 учителей-тифлопедагогов,

1 учитель-дефектолог,

1 социальный педагог

на 187 обучающихся с ОВЗ.

Принятые решения по созданию развивающего обучающего пространства

Утвержден план благоустройства школы-интерната. Общая концепция дизайна помещений: живое созерцание – первый шаг в процессе овладения знаниями. Основные принципы подбора мебели и материалов: удобство, безопасность, практичность, эстетика, многофункциональность, длительность эксплуатации.

 Пользовались рекомендациями СанПиН 2.4.2.3286-15, Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336, дополнительно приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309.  

Создана рабочая группы по разработке проекта «Модернизация развивающего обучающего пространства школы – интерната». В состав рабочей группы вошли педагоги, родители, обучающиеся 10-12 классов. Предложения обсуждались на заседаниях рабочей группы и передавались администрации школы – интерната. В основе предложений идея стимулирования интереса к образованию, творчеству через формирование адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию.

  1. Непосредственное описание созданного развивающего обучающего пространства

Описание созданного развивающего пространства

Рабочая зона учителя – дефектолога занимает достаточное пространство, позволяющее осуществлять необходимые движения и перемещения. Оборудование: многофункциональный стол, вращающееся кресло, ПК, принтер, сканер, ксерокс.

Зона коррекционно-развивающей работы - большая часть кабинета. Стены, пол, потолок, окна включены в деятельность.  Ребенок свободно двигается, работает стоя, сидя, лежа. В интерьере кабинета облегченные мобильные столы, позволяющие работать в группах, магнитные доски, развивающее оборудование.

Сенсомоторная зона - широкоформатный фланелеграф. Игры и упражнения с использованием фланелеграфа способствуют развитию глазомера, согласованности действий рук, туловища и ног, равновесия, ловкости, навыков пространственной ориентировки.

Предпочтителен зеленый цвет, он благотворно влияет на зрение, снимает утомление, помогает успокоиться.

Используются цвета, которые не поглощают свет. На окнах полупроницаемые жалюзи. Стены постельных тонов. На полу мягкий ковер, заглушающий звуки.  Естественное и искусственное освещение.

Белая магнитная доска с набором цветных фломастеров и магнитов предназначена для индивидуальной работы. Сухой аквариум, «японский сад камней» используются в качестве релаксации после напряженных занятий. Для этой же цели предназначен «уголок уединения».

В кабинете        типовая, модульная, мобильная мебель бежевого цвета.  Удобные столы и стулья используются как для работы, стоя, так и сидя. Это дополнительная возможность тренировки мышц, формирования осанки.

Специальное оборудование - тифлотехнические приборы: лупы, приборы для черчения и рисования, пособия для чтения и письма по Брайлю, инструменты, готовящие руку ребенка для восприятия чтения и воспроизведения точечного шрифта. «Метка на оконном стекле» для тренировки аккомодационной мышцы.

Диагностика проводится по методике М. Безруких, Г. Никулиной, рекомендациям В.З. Денискиной. Цифровые программы для развития зрительной трудоспособности «Тир», «Галактика», «Цветок», «Кодинга». Рабочие программы разработаны на основе рекомендаций кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена и института коррекционной педагогики РАО.

Возможности использования предложенных преобразований в условиях иной образовательной организации

Преобразования по формированию развивающего обучающего пространства посредством дизайна школы-интерната вполне могут быть использованы иной образовательной организацией. Дизайн школы-интерната универсален, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, дает возможность вариативности, допускает творческую реконструкцию.

Дополнительные сведения об образовательной организации

Школа-интернат - многофункциональное учреждение, обеспечивающее систему коррекционно-реабилитационного образования детей с нарушениями зрения и их социальную адаптацию в современном мире. Основная цель -подготовить выпускника к реализации себя не только в профессиональной, но и семейной, творческой, информационной и других сферах жизни. Осуществляется личностно – ориентированный подход, делается все для воспитания гражданина, патриота. Школа обеспечивает воспитанникам полное среднее и разнообразное дополнительное образование. Работает коллектив высоко профессиональных специалистов. Школа не стоит на месте в своем развитии, ставит перед собой новые цели и стремится к их достижению.  Участие в нацпроекте «Образование» является перспективным направлением деятельности.



Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАН»

Председатель Совета школы КГБОУ "Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3"

                   Н.И. Верина

(ФИО)

__________________________

(подпись)

Протокол № _5__
от «15» августа 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГБОУ "Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3"

                 

                   М.А. Попова

(ФИО)

__________________________

(подпись)

Приказ № 122
от «16 августа 2019 г.

Конкурс на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере общего образования в 2019 году

Номинация: «Школьный проект организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»

Наименование общеобразовательной организации: краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3"

ПРОЕКТ

«Школьный центр проектных компетенций «За рамками»

(название проекта)

Принят педагогическим советом

КГБОУ "Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3"

Протокол № 11 от 15 августа 2019г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3»

«Школьный центр проектных компетенций        

  «За рамками»

Разработчики

Педагогический коллектив КГБОУ

«Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3»

Цель

Создание мотивирующей образовательной среды, задающей каждому обучающемуся индивидуальную образовательную траекторию, направленную на развитие творческих способностей, коммуникативной и информационной компетенций, умений находить решение в условиях неопределенности, навыков саморазвития и самообразования.

Задачи

          1.Повысить образовательные результаты обучающихся через организацию научно- исследовательской и проектной деятельности.

2.Организовать научно-методическое, кадровое и информационное сопровождение научно- исследовательской и проектной деятельности.

3.Содействовать выявлению, поддержке и продвижению на образовательном рынке и рынке труда интеллектуально одаренных детей с ОВЗ.

4.Обеспечить практическую значимость научных исследований и проектов с учетом актуального рынка профессий.

5.Оснастить учебное пространство для организации проектной и научно-исследовательской деятельности.

Срок реализации проекта

2019-2020 учебный год

Целевые показатели и индикаторы

Доля обучающихся, включенных в проектную деятельность;

доля участников (индивидуальных и командных) конкурсов (фестивалей, олимпиад и др.) проектов;

доля призеров и победителей (индивидуальных и командных) конкурсов (фестивалей, олимпиад и др.) проектов;

         доля учителей, прошедших обучение по организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования;

         доля учителей, активно использующих технологии индивидуальной проектной деятельности, обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования;

        количество публикаций по результатам проектной деятельности: научно-исследовательских, учебно-методических и информационно-наглядных, размещенных на образовательном портале проекта;

         количество рабочих мест в оборудованном и оснащенном образовательном помещении для организации проектной деятельности обучающихся.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

Увеличение доли обучающихся, включенных в проектную деятельность – не менее чем в 2 раза (55%);

Увеличение доли участников (индивидуальных и командных) конкурсов (фестивалей, олимпиад и др.) проектов – на 50%;

          Увеличение доли призеров и победителей (индивидуальных и командных) конкурсов (фестивалей, олимпиад и др.) проектов – не менее чем на 25%;

           Увеличение доли учителей, прошедших обучение по организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования – не менее 75%;

         Увеличение доли учителей, активно использующих технологии индивидуальной проектной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования – не менее чем на 50%;

Подготовка публикаций по результатам проектной деятельности: научно-исследовательских, учебно-методических и информационно-наглядных, размещенных на образовательном портале проекта – не менее 20 ед.;

         Создание оборудованного и оснащенного образовательного пространства для организации проектной деятельности обучающихся – не менее чем на 10 мест.

Источники финансирования проекта

Средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования;

текущее финансирование.

2. Пояснительная записка

Характеристика актуального состояния

КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3», в дальнейшем именуемая «Школа», начала свою деятельность в г. Бийске в 1977 году и в настоящее время является многофункциональным краевым учреждением круглосуточного пребывания для слепых, слабовидящих детей, с ослабленным по зрению здоровьем и сопутствующими заболеваниями.

В 2018-2019 учебном году в Школе обучались 179 человек. Для детей наряду с лечением и обучением действуют диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские, которые обеспечивают развитие способностей детей в области ремесел, музыки, спорта, декоративно-прикладного и художественного творчества.

В Школе налажена работа по своевременному и комплексному обследованию детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, выявлению трудностей в обучении и школьной адаптации с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Эффективно действует система мониторинга деятельности специалистов по всем направлениям коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы.

К основным позитивным результатам деятельности Школы можно отнести заметное увеличение абсолютной (100%) и качественной успеваемости (с 50,34% до 56,4% за три последних учебных года) как в целом по школе, так и при обучении на каждом из уровней образования.

Выпускники 10-го класса по итогам года показали достаточный уровень освоения программного материала по всем предметам. Из 14 обучающихся к государственной итоговой аттестации были допущены 100%.

Прошли успешно аттестацию и получили аттестат о среднем общем образовании 100% выпускников 12 класса. Средние баллы результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе, физике, обществознанию в Школе в течение 3 лет выше средне краевых.

Одним из приоритетных направлений повышения мотивации и интереса к знаниям является научно-исследовательская проектная деятельность, которая успешно реализовывалась в творческих парах, организованных по принципу «учитель – ученик(и)». Результат – участие проектов в конкурсах различных уровней, начиная со школьного уровня и заканчивая международным (Приложение 2).

Международный уровень: проект ученицы 11 класса «Анализ рынка финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками для физических лиц г. Бийска» – 2 место.

Всероссийский уровень: портал «Слово педагога» исследовательская работа ученицы 12 класса в номинации «Юный исследователь» «Школьный вестник: анализ особенностей, качества и содержания журнала для детей с ОВЗ по зрению», 1 место; всероссийский конкурс «Ты – гений», 1 место.

         Межрегиональный и краевой уровень: VIII «Тихомировские чтения» в     г. Новосибирске – звание Лауреата ученица 7 класса за представление исследовательской работы «Волонтеры: взгляд в историю и перспективу. Особенности деятельности молодежных волонтерских отрядов г. Бийска». Кучерова Н.Н., учитель русского языка и литературы была руководителем исследовательского проекта, принявшего участие в международном конкурсе для детей и молодежи «Страна талантов» (г. Москва), в номинации: «Проект, проектная деятельность».  Работу представляла ученица 11 класса по теме: «Тайны почерка, или как влияет характер на почерк человека» – 1 место.

         Краевой конкурс школьных проектов «Шаг в будущее» – 1 место ученицы 3 класса за исследование «Графические фантазии», 1 место ученицы 7 класса за проект «Упаковочные материалы: решение или проблемы?».

Проектной деятельностью занимались в прошедшем учебном году 27% обучающихся и 10% педагогов.

Вместе с тем, ряд показателей работы Школы не удовлетворяют руководителя и коллектив. Наиболее значительные из них:

 Пропуски уроков: по итогам 2018-2019 учебного года на одного ученика приходится 130 пропущенных уроков, что безусловно отражается на качестве знаний обучающихся.  Динамика за три последних года – отрицательная.

  Ниже средне краевого показателя средний балл ЕГЭ по математике: выпускники показали удовлетворительные знания по разделу «Алгебра»: из 13 возможных   в среднем по учреждению правильных ответов 9 и «Реальная математика» (из 7 -  5,33). По разделу «Геометрия»: никто из выпускников не приступил к решению геометрических задач части С.

Несмотря на значительные успехи в проектной и научно-исследовательской деятельности отдельных обучающихся и педагогов, наблюдается низкая активность Школы в наращивании потенциала научно-исследовательской и проектной деятельности.

Невысокий уровень показателей поступления выпускников школы:

Выпускники, получившие

Учебные заведения

2015-2016  

2016-2017

2017-2018

2019-2020

основное общее образование

СПО

2(22,2%)

3(37,5%)

4(36,4%)

трудоустройство

1(11,1%)

1 (9,1%)

Продолжили обучение в школе

6(66,7%)

5(62,5%)

6 (54,5%)

среднее общее образование

ВУЗы

4(80%)

6 (86%)

3 (42,9%)

СПО

1 (14%)

4 (57,1%)

трудоустроено

1(20%)

-

-

свидетельство об обучении

продолжили обучение

2(29%)

-

1(25%)

3 (100%)

трудоустроено

2(29%)

-

2(50%)

на инвалидности

3(42%)

-

1(25%)

Анализ работы Школы показал, что перечисленные низкие результаты образовательного процесса возникли вследствие недостатков в образовательной деятельности, в том числе в процессе внедрения ФГОС ОВЗ. 

Среди них следует отметить следующие:

структура и содержание образования обучающихся с ООП, коррекционно-образовательного пространства, педагогических технологий, модернизация которых проводилась 3 последних года, не в полной мере позволяют формировать такие параметры результатов обучения, как вариативность, открытость, адаптивность;

           на уроках и в организации проектной деятельности, по-прежнему, преобладают традиционные формы передачи знаний от учителя к ученику (не более 10% обучающихся показали определенные результаты в области проектной и научно-исследовательской деятельности в течение 3 лет);

меры, принимаемые педагогическим коллективом в области ранней профориентации и профессионального самоопределения школьников, не приносят системных положительных результатов.

Очевидно, что администрации и коллективу в первую очередь необходимо обратить внимание на те недостатки в научно-методических, кадровых, финансовых и материально-технических в условиях, из-за которых возникли проблемы образовательного процесса:

научно-методическая помощь педагогам оказывается не на дифференцированной основе, отсутствует консультативная помощь в организации педагогического самообразования;

не соответствует запросам времени система раннего раскрытия интересов и склонностей, обучающихся к научно-исследовательской деятельности, усвоения школьниками исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений, выявления и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения;

           необходимо прилагать дополнительные усилия для того, чтобы подготовка учителя, формирование его дидактической, методологической, методической, философской позиций соответствовали профессиональным стандартам педагога специального образования – по экспертной оценке администрации Школы, сегодня в полной мере стандарту соответствуют около 70% педагогического состава;

           внебюджетная деятельность учреждения ограничена единственной услугой – приемом на обучение детей из других регионов, что составляет не более 15% субсидии из бюджета;  

темпы развития материально-технической базы не соответствуют темпам развития инноваций в образовании: в школе в 2018 году оборудован современной компьютерной техников 1 класс – 10 рабочих мест. Остальная компьютерная техника существенно устарела физически и морально.

Краткий проблемный анализ образовательной системы школы представлен в таблице:

Направления анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Направления развития

Результаты работы

В течение последних 3 лет 100% выпускников получили аттестаты об основном общем и среднем общем образовании

Выпускники продемонстрировали высокие (выше среднего по краю) результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, физике, обществознанию

Поступили в организации СПО в среднем 30% выпускников – стабильный показатель в течение 3 лет.

За 2016-2019 годы занято 16 призовых мест в конкурсах проектов (80% от количества участников)

Показатель поступления в вузы снизился за три года – в половину;

Низкие результаты выпускников 12 классов по математике (геометрии) – 42 б,

Показатель трудоустройства – не превышает 10% (1-2 человека)

Низкий уровень охвата научно-исследовательской и проектной деятельностью (27% школьников и 10% педагогов)

Организовать современную профориентацион-ную работу; повысить качество подготовки выпускников к ЕГЭ

Инициировать создание Совета работодателей в г. Бийске по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ

Создать мотивирующую образовательную среду для развития научно-исследовательской и проектной деятельности  

Образовательная деятельность

Создана система своевременного выявления отклонений в развитии в рамках ШПМПК с целью определения соответствующего образовательного маршрута

В школе-интернате продолжается дистанционное обучение детей с ОВЗ, проживающих на территории Алтайского края, которые находятся на домашнем обучении.  Ведется электронный журнал. Дети, обучающиеся дистанционно, принимают участие в конкурсах и олимпиадах, сдают государственные экзамены

В течение 2016-2019 годов отмечен рост абсолютной и качественной успеваемости, как в целом по школе, так и при обучении на каждом из уровней образования

Школа является практической и экспериментальной площадкой для студентов АГГПУ  им. В.М. Шукшина

Неумение учителей организовать работу на уроке с разными по уровню подготовки школьниками в активной форме

Направления и содержание внеурочной (профориентацион-ной) деятельности не коррелируется с образовательными результатами и содержанием учебной деятельности;

Высокое число пропусков уроков – в среднем 130 на 1 обучающегося в год

Повысить требования к содержанию и технологии урока с точки зрения субъектности обучающихся

Обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной метапредметной, профориентацион

ной деятельности

Сформировать систему индивидуальной помощи школьникам, пропустившим занятия по болезни

Кадровые условия

Высокая квалификация педагогов (92% имеют высшую и первую квалификационные категории);

современная образовательная площадка межрегиональных, краевых и городских мероприятий: научно-практических конференций, обучающих семинаров и мастер-классов

Тифлопедагогиче-ское образование имеют 27 педагогов (51%);

недостаточная мотивация отдельных педагогов к саморазвитию и самообразованию;

доля педагогов, достигших предпенсионного и пенсионного возраста – 55%;

Организация профессиональной переподготовки учителей по тифлопедагогике, дефектологии;

организация повышения квалификации педагогов по освоению технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода, организации проектной и научно-исследовательской деятельности

Материально-технические условия

Достаточная ресурсная база для организации диагностической, коррекционной и оздоровительной работы;

Создана 100%-ная доступная среда;

Обеспечен высокий уровень условий обучения, проживания детей, питания, организации досуга

Низкий уровень ресурсов для организации учебно-исследовательской работы по предметам естественнонаучного цикла;

Несоответствие оборудования для организации проектной и научно-исследовательской деятельности, соответствующей требованиям ФГОС

Приобретение учебно-лабораторного оборудования для кабинета «Естествознания»;

Оснащение и

оборудование учебного помещения для организации проектной и научно-исследовательской деятельности

Таким образом, на основе вышеприведенного проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации можно выделить следующие, наиболее актуальные для Школы проблемы:

невысокие показатели поступления в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, и трудоустройства, выпускников;

недостаточно интенсивно формируется образовательная среда для реализации ФГОС с ОВЗ и профессионального стандарта педагога-дефектолога;

несоответствие оборудования для организации проектной и научно-исследовательской деятельности, соответствующей требованиям ФГОС;

низкий уровень охвата научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.

Решению проблем низкого уровня охвата научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся и несоответствия оборудования для организации проектной и научно-исследовательской деятельности, соответствующей требованиям ФГОС будет способствовать проект создания «Школьного центра проектных компетенций «За рамками».

Проект подготовлен для участия в конкурсе на предоставление гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования в 2019 году, в номинации: «Школьный проект организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования».

3. Содержание проекта

Проект «Школьный центр проектных компетенций «За рамками»

Цель проекта – создание мотивирующей образовательной среды, задающей каждому обучающемуся индивидуальную образовательную траекторию, направленную на развитие творческих способностей, коммуникативной и информационной компетенций, умений находить решение в условиях неопределенности, навыков саморазвития и самообразования.

Задачи

Мероприятия

Индикаторы

Единица измерения

2018-2019 учебный год

2019 -2020 учебный год

Источники финансирования

(в руб.)

Комментарии

 1.Повысить образовательные результаты обучающихся через организацию научно- исследовательской и проектной деятельности.

1. Разработка модели и внедрение структуры Школьного центра проектных компетенций «За рамками»

Доля обучающихся, включенных в проектную деятельность;

%

27

55

Текущее финансирование

Школьный центр проектных компетенций «За рамками» (далее – ШЦПК «За рамками» создается как объединение дополнительного образования в рамках штатной численности

2. Организация деятельности ШЦПК «За рамками»:

-проведение занятий с обучающимися по формированию проектных компетенций;

-сборка проектных команд;

-разработка проектного календаря школы

3. Создание специального информационного ресурса на сайте школы -   образовательного портала ШЦПК «За рамками»

2.Организовать научно-методическое, кадровое и информационное сопровождение научно- исследовательской и проектной деятельности.

1. Проведение обучающих мероприятий для педагогов с приглашением экспертов

Доля учителей, прошедших обучение по организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования;

%

-

75

135000-00

Средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования

Организация обучения, повышения квалификации, в том числе через участие в конференциях и конкурсах

Доля учителей, активно использующих технологии индивидуальной проектной деятельности, обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования

%

10

55

Текущее финансирование

2.Наполнение и администрирование образовательного портала ШЦПК «За рамками»

Количество публикаций по результатам проектной деятельности: научно-исследовательских, учебно-методических и информационно-наглядных, размещенных на образовательном портале проекта;

Единиц

-

20

Текущее финансирование

Администрирование портала будет осуществлять учитель информатики школы

3. Обобщение опыта. Подбор и адаптация рекомендаций для развития интеллектуальных возможностей у обучащихся с депривацией зрения

3.Содействовать выявлению, поддержке и продвижению на образовательном рынке и рынке труда интеллектуально одаренных детей с ООП.

1.Организация участия школьных команд, индивидуальных участников в городских, краевых, всероссийских научно - исследовательских, социальных и творческих конкурсах проектов;

2. Организация информационного освещения (продвижения) участников в СМИ, социальных сетях, официальном сайте школы

доля участников (индивидуальных и командных) конкурсов (фестивалей, олимпиад и др.) проектов;

%

20

50

Текущее финансирование

Мероприятия реализуются в рамках деятельности ШЦПК, как объединения дополнительного образования и в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

доля призеров и победителей (индивидуальных и командных) конкурсов (фестивалей, олимпиад и др.) проектов;

%

5

35

Обеспечение не менее одной публикации в СМИ, социальных сетях, официальном сайте школы для каждого участника

%

-

100

4.Обеспечить практическую значимость научных исследований и проектов с учетом актуального рынка профессий

1.Организация проектной деятельности с обеспечением связи с современными тенденциями на рынке труда, наиболее востребованными профессиями, а также возможностями применения полученных знаний, умений и навыков в жизни и на практике;

2. Организация экскурсий, открытых лекций, презентаций проектов и отельных этапов, профессиональных проб,

мастер-классов, встреч с известными людьми

Доля обучающихся (выпускников), принявших участие в проектах и мероприятиях профориентационной направленности

%

10

70

Текущее финансирование

Мероприятия реализуются в рамках деятельности ШЦПК, как объединения дополнительного образования и в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

5.Оснастить учебное пространство для организации проектной и научно-исследовательской деятельности

1. Оснащение и оборудование помещения для ШЦПК «За рамками»:

приобретение оргтехники, компьютерной техники, технических средств обучения, фото и видеоаппаратуры, канцелярских принадлежностей

Наличие рабочих мест в оборудованном и оснащенном образовательном помещении для организации проектной деятельности обучающихся

Единиц

-

10

565000-00

Средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования

Детализированная смета прилагается

5. Механизм управления реализацией проекта

Стратегическая команда проекта:

Попова Марина Алексеевна, директор школы, образование высшее, педагогический стаж 38 лет, высшая квалификационная категория;

Сергиенко Ольга Владимировна, руководитель методического совета школы, образование высшее, педагогический стаж 36 лет, высшая квалификационная категория;

Жданова Елена Борисовна, учитель истории и права, образование высшее, педагогический стаж 27 лет, высшая квалификационная категория.

Будут также сформированы рабочие группы проекта по направлениям:

организационно-методическое;

финансово-экономическое;

информационное и мониторинговое

Члены Совета Школы:

Верина Н.И., заместитель директора по ВР - председатель Совета школы,

Борисова И.А., родитель,

Долгорукова И.Р., родитель

Кашлева Л.В., социальный педагог,

Попова М.А., директор,

Бурматова Арина, ученица 12 класса

Для оценки эффективности результатов проекта будут проведены следующие виды работ:

формирование критериев оценивания качества работы с привлечением независимых экспертов;

социологический опрос участников проекта, педагогов и родителей о необходимости и эффектах данной работы;

организация открытых заседаний рабочих групп по ходу реализации проекта, в том числе в сети Интернет в режиме реального времени;

рейтинг участия детей в различных исследовательских проектах, конкурсах, научных конференциях;

мастер-классы по обмену опытом работы педагогов в режиме онлайн (видеоконференции, вебинары);

мониторинг результатов проекта.



Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

              Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен: их детство скованно узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщенно постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Огромное значение имеет социальная адаптация такого ребёнка. Успешная социальная адаптация помогает сформировать систему отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяют успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации. Высокое качество образования не сводится только к обученности учащихся, набору знаний, умений и навыков по учебным предметам, а связывается с воспитанием, понятием «качества жизни», раскрывающимися через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Л.С. Выготский писал: «Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».

В современных социальных условиях проблема поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной. Наиболее эффективным в решении проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение художественно-творческих технологий. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствования и художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Одно из решений этих проблем – театрализованная деятельность.

Внутренний мир ребенка с нарушениями зрения оригинален, нестандартен. Таким детям свойственна особенная спонтанность творчества.  Разнообразное пространство театрального искусства позволяет бережно и мягко скорректировать особенности психоэмоциональной сферы ребенка, отвлекает от сосредоточенности на заболевании. Он начинает активно познавать мир, себя в нем, взаимодействовать с ним более комфортно, уверенно чувствовать себя в любой, даже незнакомой обстановке.

К таким выводам пришли педагоги КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интерната №3», создавшие и реализующие проект театральной лаборатории «За гранью света». В основе проекта – постановка аудио - тактильных спектаклей силами обучающихся школы-интерната. В нашем учебном заведении обучение и воспитание детей- инвалидов по зрению неразрывно связано с их реабилитацией.

Театральная постановка может восприниматься через слуховые, кинестетические, обонятельные, вкусовые спецэффекты, а само действие предполагает интерактивное взаимодействие со зрителями и театр становится «для всех».

Основная цель проекта: воспитание гармоничных межличностных отношений детей с разным уровнем зрения через приобщение к театральному искусству и созданию инклюзивных постановок.

Проект театральной лаборатории «За гранью света» направлен не только на достижение некоего художественного результата (создание инклюзивных спектакля в формате 5Д), но и на отработку способов самовыражения, решения характерологических конфликтов, снятия психологического напряжения, коррекции личностного развития и толерантности.   Сценическая работа детей — это не только освоение театрального искусства, но и взаимодействие со зрителем, проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, с незрячими детьми, совместной работы и творчества.

Задачи, которые ставит перед собой театральная лаборатория следующие:

  • создание инклюзивного спектакля по форме и содержанию, понятного и доступного всем: зрячим и незрячим зрителям;
  • обучение безопасному сопровождению человека с глубоким нарушением зрения с использованием помощи зрячих воспитанников, обеспечивая наиболее удобное совместное передвижение в зрительном зале;
  • приобщение к театральной культуре через привитие правил поведения в театре и знакомства с разными формами театрального действия;
  • развитие умений работать в коллективе;
  • развитие сенсорных способностей всех детей (незрячих, слабовидящих, зрячих) через умение различать запахи, звуки, прикосновения, движение воздуха;
  • развитие эстетического вкуса детей через восприятие художественного слова, прослушивание лучших образцов русской и зарубежной музыки;
  • воспитание толерантности, гуманистических принципов через привлечение к волонтёрской работе;
  • формирование чувства коллективизма, ответственности за общее дело;
  • приобщение к духовным и культурным ценностям через сопереживание персонажам спектакля.

Важно то, что необходимо создать специальные условия инклюзивного спектакля в формате 5D.

  1. Спектакль можно смотреть только с закрытыми глазами, на глаза зрячих зрителей надеваются специальные повязки или маски.
  2. Зрителей рассаживают так, чтобы они были доступны для участников спектакля. Это необходимо для того, чтобы погрузить зрителей в атмосферу происходящего вокруг, воздействуя на их органы чувств различными спецэффектами.
  3. Количество зрителей ограничено до 30-40 человек.
  4. Особые требование к сценарию, в котором нет «немых» сцен. Ведущий озвучивает все передвижения актеров.
  5. Голоса актеров должны быть яркие и контрастные, легко различаемые.

Театральная лаборатория существует в школе-интернате 5 лет. За это время зрители увидели 5 спектаклей: «История года», «Дары волхвов», «Гарри Поттер и философский камень», «Восточный базар», «Три девочки» по мотивам произведений Г.Х.Андерсена, О. Генри, Джоан Роулинг, Елены Верейской.  Театральные постановки пользуются большой популярностью. Они нужны самим актерам, среди которых много незрячих учеников, и зрителям, особенно целевой аудитории. Все спектакли очень разные, требующие различных выразительных средств.  Учебный год только начался, а зрители уже очень ждут следующую постановку и активно участвуют в формировании запроса по интересующим темам. Реализацией проекта «За гранью света» получается разрешить такие проблемы:

  • отсутствие произведений театрального искусства, специально адаптированного для полноценного восприятия инвалидами по зрению;
  • низкая культурная и досуговая составляющая качества жизни детей с ОВЗ;
  • дисбаланс социально-культурных возможностей детей с нормальным зрением и детей с дефектами зрения.

Реализация данного проекта повышает самооценку всех участников, снимает психологические барьеры, мешающие жить полной жизнью, интеграция детей в общество существенно упрощается.