Мои работы по теме "Дошкольное образование"

Шелягина Анастасия Сергеевна
В этом разделе размещены мои работы во время учебы по программе "Дошкольное образование".

Гостевая книга

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

2. СРЕДА

3. ВОСПИТАНИЕ

4. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Генетически обусловленные свойства организма

2.1. Социально-экономические условия в стране

3.1. Специальная просветительская деятельность, направленная на усвоение знаний о нормах морали и системе ценностей

4.1. Самостоятельное освоение объектов материального и духовного мира

1.2. Стойкие и необратимые физиологические изменения в ходе индивидуального развития

2.2. Социально-культурные условия региона

3.2. Целенаправленное формирование воспитателями умений и привычек поведения

4.2. Деятельность, направленная на преобразование материальных и духовных объектов

1.3. Прижизненные физические изменения организма

2.3. Микросреда

3.3. Воспитание в процессе обучения

4.3. Художественное, техническое и другие виды творчества

2.4. Природные условия

4.4. Воспитательная работа индивида в семье

4.5. Целенаправленное самовоспитание

В тексте факторы указаны в скобках, в числовом формате (нумерация указана в таблице выше), выделены курсивом. Например, (фактор 4.5.).


Живёт на свете мальчик Миша, скоро ему исполнится 9 лет. Он учится в 4 классе московской школы с эстетическим уклоном, а также занимается в музыкальной школе по классу флейты. Миша активный и энергичный ребёнок, и с удовольствием ходит в секцию акробатики. (фактор 4.1.). У Миши есть серьёзная цель – с 5 класса поступить в музыкальный кадетский корпус. Для этого нужно постараться и с основной учёбой, и с музыкой, и с физической подготовкой. И Миша старается в меру своих сил и возможностей, а их не очень-то много. (фактор 4.5.).

В школу Миша пошёл рано – в 5 лет 9 месяцев по совету и приглашению своей будущей учительницы, к которой ходил на подготовительные к школе занятия. Родители сильно сомневались в правильности такого поступка, ребёнок психологически и интеллектуально не был готов к такой резкой перемене в жизни, хотя физически был развит хорошо. Но авторитет и аргумент учительницы, что у Миши сильно развито чувство подражания и он будет тянуться к более старшим ребятам и брать с них положительный пример, оказался решающим. И вот в середине учебного года учительница уходит из школы. Первоклашки ещё не успели привыкнуть к новым условиям жизни, не осознали себя в новом социальном статусе учеников, у них не закрепились недавно приобретенные навыки поведения и отношения к школе, а свою симпатию и доверие к быстро меняющимся временным учителям передать не так-то просто. (фактор 3.1., 3.2.). Мише пришлось особенно трудно – не стало опеки, помощи и заботы знакомой учительницы, которая обещала поддержку и повышенное внимание самому младшему в классе ребёнку. Со второго класса у ребят появилась постоянная учительница, которая сразу задала быстрый темп обучения. (фактор 3.3.).Теперь Миша справлялся с домашними заданиями только с помощью мамы. В классе Миша почти не усваивал информацию, не мог концентрировать внимание на время целого урока – приходилось дома учить и классный, и домашний материал – колоссальная нагрузка! Точные и абстрактные науки, такие как математика, информатика, история искусств Мише давались с огромным трудом, в то время как чтение, музыка, английский язык, физкультура были любимыми предметами, немного примиряющими ребёнка с необходимостью посещать не очень дружелюбную школу. (фактор 1.2.). Зато занятия в музыкальной школе приносили гамму положительных эмоций: Миша брал флейту и преображался, усердно и охотно старался производить чистые и красивые звуки, выполнял все указания преподавателя по работе с дыханием, пальцами и кистями рук, осанкой и положением туловища. Другие музыкальные дисциплины: сольфеджио, хор, оркестр воспринимались с радостью и пониманием. Без испуга и с удовольствием Миша принимал участие в концертах и музыкальных конкурсах. (фактор 1.3.).

Будучи совсем крохой Миша мурлыкал мотивы услышанных мелодий, а что-то придумывал сам. Не умея разговаривать, малыш пел, и мама точно понимала, какой мультфильм хочет посмотреть её ребёнок. В своё время мама закончила муз.школу, любила музыку и имела абсолютный музыкальный слух. Папа и дедушки играли на разных музыкальных инструментах: пианино, гитаре, баяне и аккордеоне. (фактор 1.1.).

Появление на этот свет у Миши не было лёгким, пришлось приложить массу усилий и преодолеть много трудностей и Мише, и его родным. Беременность мамы протекала с осложнениями: в первом триместре мама перенесла сильное вирусное заболевание, весенний грипп с высокой температурой, рвотой и потерей сознания, пришлось принимать антибиотики. Для предотвращения заражения плода вирусной инфекцией маме назначили курс инъекций иммуноглобулина. Последний триместр осложнился отёками конечностей средней тяжести (водянка), и за 2 недели до предполагаемой даты родов маму госпитализировали. Миша не торопился появляться на свет, но по медицинским показаниям ждать начала естественных родов было нецелесообразно: роды вызвали искусственно стимуляцией лекарственными препаратами. Миша был крупным плодом и не смог самостоятельно выйти наружу, застряла голова, только после надрезов внешнего родового канала мамы Миша пулей выскочил на свет. Из-за состояния асфиксии (отсутствия кислорода) при длительном нахождении в родовых путях сразу после рождения Миша был помещён в кислородную камеру, где пробыл 3 дня, после чего был переведен в кардиологический центр для восстановления нормальной деятельности сердца. Несмотря на осложнения при родах Миша получил высокую оценку по шкале Апгар – 8 баллов из 10, его вес при рождении составил 4500г, рост 55см. (фактор 1.2.).

Миша был очень желанным и долгожданным ребёнком. Маме и папе в год рождения Миши было по 27 и 30 лет соответственно. Ещё на 3 месяце беременности, когда врачи определили пол ребёнка, родители сразу назвали своего будущего сына Мишей, а когда маме в роддоме предложили выбрать дату родов из нескольких вариантов, сомнений не возникло – 21 ноября, день Архангела Михаила.

Миша стал первым ребёнком нового поколения в больших семьях папы и мамы – вся любовь и забота бабушек, дедушек, тётей и дядей изливалась на первенца обильными водопадами. (фактор 2.3.). Окружённый всеобщим вниманием и поддержкой, Миша быстро адаптировался к этому миру, редко простужался и болел – из детских болезней перенёс ветрянку в 3,5 года. Сердечная деятельность нормализовалась к концу 1 года, в 3 года логопеды диагностировали задержку развития речи,  неврологи – синдром дефицита внимания, хирурги – плоскостопие, терапевты – выпуклую грудную клетку из-за детского рахита. (фактор 1.2., 1.3.). Мама усиленно занималась ребёнком – массажи, закаливания, ЛФК, ортопедическая обувь, занятия с логопедом, психологом, дефектологом, кружки пения, танцев, каратэ, плавание, чтение детской литературы, разучивание стихов, частые поездки загород на природу, летом на море. (фактор 2.1., 2.2., 2.3.). Запоздание развития значительно сократилось и к 7 годам с Миши были сняты все диагнозы.

Мишина семья живет рядом с большим лесопарком на востоке Москвы, часто выбирается на пешие, велосипедные и лыжные прогулки в зависимости от сезона. (фактор 2.4.). Вместе с родителями Миша посетил много музеев, театров и концертов, а также побывал в других странах, где познакомился с особенностями быта и культуры разных народов и применил свои знания в области английского языка. (фактор 2.1.-2.3.).

Родители строят воспитание своего ребёнка на принципах положительного отношения к окружающему миру: радости, гармонии, дружбы, мира, ненасилия, сочувствия, помощи и защиты слабых, вежливости, уважения старших, бережного отношения к природе и труду человека. (фактор 2.3., 3.1.-3.3., 4.4.).

Миша растёт общительным, отзывчивым и дружелюбным мальчиком, но не боится временами выяснять отношения с ровесниками, отстаивать свою позицию. (фактор 4.2.). Миша любознательный, но не усидчивый, работа с длительной концентрацией внимания трудна ему. Миша любит играть в коллективные спортивные, подвижные и настольные игры, из самостоятельных занятий предпочитает чтение, конструктор, игры с машинками, часто музицирует на флейте и пианино. (фактор 4.1.-4.3). Если поставит перед собой задачу, например, внимательно слушать и запоминать домашнее задание в школе, то постепенно добивается цели, не бросает начатое дело на полпути и доводит до конца то, что сам решил сделать. (фактор 4.5.).

Родители очень любят своего сына и верят в него, но иногда завышают планку ожидаемого результата действий ребёнка. (фактор 2.3., 4.4.). Миша чувствует любовь и поддержку близких людей, и это чувство любви, защищённости, уверенности в своей уникальности (каждый человек уникален) и незаменимости (ты очень нужен нам и этому миру) помогает Мише преодолевать трудности, гармонично развиваться и с радостью шагать в «прекрасное далеко».

-  -



Предварительный просмотр:

План работы :

  1. Детское конструирование, основные понятия
  2. Виды и формы конструктивной деятельности
  3. Значение конструктивной деятельности для развития ребёнка дошкольного возраста
  4. Особенности развития конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
  5. Заключение
  6. Список литературы


  1. Детское конструирование, основные понятия

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

В дошкольном возрасте у детей уже ярко проявляется интеллектуальная активность, имеющая большое значение в развертывании творческого процесса. Однако это важнейшее качество обязательно должно быть востребовано в разных видах детской деятельности, иначе оно затухает. Это делает детское экспериментирование гибким и значительно обогащает процесс творческого конструирования.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т.д., поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.


  1. Виды и формы конструктивной деятельности

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
· конструирование из строительных материалов;
· конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
· конструирование из природного материала.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Этот вид конструирования благодаря простоте его функциональных свойств и способов начинают использовать в работе с детьми одним из первых и очень рано (с 2-х лет).

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Однако, как показали исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций

Конструирование по модели, разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. И, как показало исследование А.Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы для того, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. Однако, такой анализ обеспечивает поиск, направленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функционального назначения как отдельных частей, так и конструкции в целом. Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т.п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части – кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние не только на развитие конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т.е. ставить перед собой задачу. Как показали исследования (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т.п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи – в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

  1. Значение конструктивной деятельности для развития ребёнка дошкольного возраста

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры.

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближайся с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования. При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, из модулей и др.), что наиболее успешно формируется в процессе компьютерного конструирования, организованного во взаимосвязи с практическим.

Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность в реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

  1. Особенности развития конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Рассмотрим специфику конструктивной работы с детьми разных возрастных групп.

Ранний возраст (2-3 года). Конструирование пока слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее чтобы она после сна пошла гулять и т.п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют ее просьбы, некоторые указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

На третьем году жизни у детей развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные способности. Мышление у малышей наглядно-действенное, предметная деятельность является ведущей. Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра; она ведет к общению, а общение — к появлению партнерства: возникает конструирование «рядом». К концу третьего года жизни у детей начинает развиваться воображение как процесс внутреннего плана мышления.

В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает взрослый. Ребенок действует с деталями наборов строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки.

У детей третьего года жизни уже имеются элементарные представления о функциональном назначении строительных деталей и простейших предметах, которые из них можно создать. Активно развивается практическое экспериментирование: ребенок ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет.

Начиная с трех лет, конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.

Дети трех-четырех лет продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма). У них формируются понятия: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, которые они склонны подменять понятиями: большой-маленький; они овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач - заменой меньших деталей на большие; надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей. Они строят: короткую и длинную дорожки; низкие и высокие заборчики, башенки; широкие и узкие ворота, дорожки, скамейки и т.п.

Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные связи, количественные, пространственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы и особенно память.

Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Ребенок уже может представить себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, создает замыслы, ищет способы воплощения. Правда, эти попытки без помощи взрослого не всегда дают результат. Если ребенок нервничает, когда строит, а это проявляется в обидчивости, капризности, в негативных поступках (разрушает что построил, бросает кубик и пр.), это чаще всего говорит о том, что его желания и его возможности еще не совпадают. Он очень хочет построить что-то, но не понимает, как это сделать, и чаще всего теряет цель, которую ставит перед собой.

В возрасте 5—6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребенок начинает понимать позицию партнера, учитывать его настроение, желания.

Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации. Возрастает интерес ребят к конструированию и ручному труду; эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. У них формируются новые способы познания, символическая функция мышления. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других. Стремятся занять достойное место в системе отношений со сверстниками и взрослыми.

Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен контролировать себя, объективно оценивать свои действия и деятельность других. Его внимание произвольно, работоспособность хорошая, достаточно развиты все технические процессы. Ребенок успешно овладевает конструированием, художественным трудом. Особенно важным для него становится результат деятельности. Движения рук у ребенка 6-7 лет довольно ловкие, быстрые, слаженные, и их умелость продолжает быстро развиваться. У ребенка хорошо развита коммуникативная функция речи. Он быстро устанавливает партнерские отношения со сверстниками.

Интерес ребенка к конструированию продолжает развиваться: расширяется его содержание, формируются новые конструктивные умения, возрастает способность к творчеству и изобретательству. Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках, способен конструировать по теме, собственному замыслу, может сам определять условия, которым должна соответствовать их постройка, т.е. ставить перед собой задачу и создавать оригинальные конструкции, достаточно сложные по структуре, комбинаторике деталей. Деятельность детей отличается поиском новых решений, их обсуждением с другими детьми. Дети  готовы к коллективным формам работы и к сюжетному конструированию высокого уровня.

Ниже приведена таблица критериев и уровней развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таблица «Критерии оценки конструктивной деятельности»


Уровень

Критерий


Высокий уровень


Средний уровень


Низкий уровень


Изучение пространственных ориентировок


Минимальное кол-во ошибок, хорошая ориентированность.


Ошибки в ориентированности по сторонам, при положении «вверх ногами»


Не дифференцирует стороны.


Изучение умения представлять пространственные положения объектов при конструировании


Правильное расположение частей относительно друг друга, представление последовательности выполнения объекта


Недостаточно четкие представления о последовательности.


Затруднения в выполнении задания.


Изучение эффективности конструирования


Оречевляет деятельность, планирует, оценивает действие,


Мало комментирует свои постройки, не обращается за советом, не констатирует результат.


Речевая активность снижена, деятельность не планирует.


Изучение конструирования по замыслу


Отмечается: планирование, устойчивость замысла, сложность конструкции, самостоятельность, оригинальность


Планирование недостаточное, замысел не устойчив, элементы сложной конструкции, самостоятельность,
Не отличается особой оригинальностью.


Отсутствие планирования, определенного замысла, простота конструкции, требуется постоянный контроль и помощь.


Изучение влияния образца


Постройка идентична образцу или незначительно отличается от нее.


Использование деталей другой формы и образца, изменение величины.


Постройка полностью отличается от образца.


Изучение мотивов конструирования


Преобладает мотив конструирования


Мотив конструирования иногда заменяется игрой


Преобладает игровой мотив.

Формирование у детей конструктивных навыков и умений должно осуществляться постепенно с учетом их возрастных возможностей и психологических особенностей. В процессе конструктивной деятельности у дошкольников развивается фантазия и воображение, творческое мышление; воспитываются самостоятельность, активность, дружелюбие, любознательность, аккуратность, трудолюбие и другие важные личностные качества.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

  • дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
  • дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
  • расширяется область творческих проявлений.

  1. Заключение

Конструирование занимает значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Наиболее сензитивным для развития и формирования конструктивной деятельности является младший дошкольный возраст.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей; дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

В процессе конструктивной деятельности осуществляется всестороннее развитие детей, формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности, дети обретают уверенность в своих силах, стремятся создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущают себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.


  1. Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
  2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду
  5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста
  6. Парамонова Л. А. Детское конструирование и творчество
  7. Парамонова Л.А., Ударовских Г.Л. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание
  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 5-е изд.



Предварительный просмотр:

Классификация сказок. Бытовые сказки.

Афанасьев Александр Николаевич - известный собиратель и редактор русских народных сказок, благодаря которому до нас дошли лучшие образцы русского народного творчества в первозданной языковой культуре рассказчиков.

В своей классификации сказок А.Н. Афанасьев выделяет 5 групп:

  1. Сказки о животных
  2. Волшебные сказки
  3. Бытовые сказки
  4. Авантюрно-новеллистические сказки
  5. Докучные сказки

В данной работе представлен сравнительный анализ бытовых сказок.

Реалистическая бытовая сказка - наиболее популярный в народе вид сказки. Стиль и поэтика ее существенно отличаются от стиля сказок волшебных. В них нет фантастики, восходящей к древним мифологическим представлениям. Они черпают свой материал из окружающей жизни. Герой таких сказок уже не царевич, а лихой отставной солдат, мужик, крестьянский парень или батрак. Хитростью, сметливостью и догадливостью он одурачивает своего алчного хозяина, попа или барина, глупую попадью или барыню-помещицу. Большинство бытовых сказок носит сатирический характер. С необычайной наблюдательностью и большим искусством повествования в них рисуются столкновения, которые кончаются посрамлением и наказанием, а иногда разорением или гибелью обидчика и поработителя.

В бытовой сказке нашли широкое и всестороннее отражение быта и труда крестьянства. Особенно много сказок посвящено семейным отношениям. Хитрая баба, искусно подготовляющая обман мужа, сама попадается впросак и терпит посрамление. Еще худшее посрамление терпят дьяк, поп или архиерей, напрашивающиеся к красавице; она выводит их на чистую воду. Таким сказкам всегда свойственно яркое остроумие, благодаря чему они широко использованы в художественной литературе.

Мир сказки бесконечно разнообразен. Сказка в художественных образах выражает лучшие качества народа и тем самым воспитывает эти качества в тех, кто любит слушать или читать сказку.

В качестве примера для сравнительного анализа бытовых сказок были выбраны русская народная сказка «Чего на свете не бывает» и вьетнамская народная сказка «Кто быстрее рисует».


Сравнительный анализ

Критерии

Русская сказка

«Чего на свете не бывает»

Вьетнамская сказка

«Кто быстрее рисует»

СХОДСТВО

Сюжет

Спор, состязание между представителями двух сословий

Герои

2 основных героя :

Представитель богатого сословия : Богатый барин

Представитель бедного сословия : мужик-дурак

2 основных героя :

Представитель богатого сословия : китайский чиновник

Представитель бедного сословия : простой вьетнамец

Качества героев

Представитель богатого сословия :

Хвастливый, чванливый, тщеславный, высокомерный, заносчивый

Представитель бедного сословия :

Смекалистый, сообразительный, смелый, проворный

РАЗЛИЧИЯ (национальный колорит)

Имена героев

Отсутствуют

Вьетнамец Кинь

Специфика лексики

Большое количество поговорок, образных выражений, русских слов : в ум придет, сказать наудачу, красная девка, всякой всячины, жестка земля, не мели околесицы;

лапти, маленка, неметчина, холоп, авось, околесица

Концовка формулируется в виде пословицы : «Работает - что Кинь червей рисует»

Характерные слова : звук барабана, лист бумаги, кисть, тушь, драконы, дождевые черви

Наличие ретардации (наращивание текста сказки за счет повтора части сюжета)

Есть

Нет

Поведение героев в конце сказки

Барин раздосадован и недоволен, не признаёт своей неправоты, откупается от мужика, чтобы не унизить своего положения

Чиновник признает, что проиграл спор, уважительно относится к смекалке и проворности в работе простого человека


Чего на свете не бывает

Русская народная сказка

Жил-был барин, богатый-пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел-пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый день столько было, что у иных по праздникам того не бывало. А все у него денег не убывало, еще прибывало.

И захотелось раз барину пошутить над мужиком-дураком, себе и гостям на потеху. Призывает он самого бедного мужика из деревни и говорит ему:

– Слушай, мужик. Дам я тебе денег целую малёнку, только скажи мне, чего на свете не бывает. Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. Скажи же: чего на свете не бывает? Почесал мужик затылок.

– Не знаю, – говорит, – барин, кажись, взаправду все на свете бывает. Дай сроку до завтра, – может, и вздумаю.

– Ну пойди, подумай, – говорит барин, – а завтра приходи, ответ приноси.

Мужик до петухов не спал, все барскую загадку отгадывал. Раздумает, так и мало ли чего на свете не бывает, а и то в ум придет: "Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!" На другой день пришел он к барину.

– Ну что, мужик, теперь знаешь, чего на свете не бывает?

– Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнет.

Усмехнулся барин, усмехнулись и гости, видят – мужик-то сер, да ум-то у него не волк съел. Надо малёнку отмеривать. Да барин не то денег пожалел, не то хотел еще над мужиком пошутить, кто его знает, только и говорит мужику:

– Нашел, брат, что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Продумал мужик и другую ночь. Что ни надумает, все надежда плохая на барские деньги. "Хитры немцы, – думает, – у них, может, все бывает. Ну да скажу еще что-нибудь". Приходит наутро к барину.

– Ну, мужик, все ли на свете бывает?

– Не все, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.

Нет, – говорит, – это бывает: по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.

Плюнул с досады мужик, идучи домой, думает: "Видно, одному только не бывать, чтобы у меня деньги были!»

Все-таки через ночь опять идет к барину. «Наскажу, – думает, – ему всякой всячины, может, что и небывальщина будет».

– Ну, что хорошенького скажешь? – спрашивает барин. – Не узнал ли, чего на свете не бывает?

– Все, барин, бывает, – говорит мужик. – Думал я, что люди хоть на небо не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

– Как же ты на небо попал?

– Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку. Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

– И назад с журавлями?

– Нет, назад я соскочил.

– Как же ты, мужичок, не убился?

– А так, что по уши в землю завяз, не жестка земля попалась.

– Из земли же как вылез?

– Хе... как! А сходил домой, принес лопату, выкопался, да и вылез.

– Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

– Как же, видел, к ручке допустить изволили.

– Ну, что он там делает? – допрашивает барин.

А мужик-то, не будь плох, догадался и говорит:

– Что покойный барин делает? Да после моих ребятишек постилки моет.

– Врешь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги, да не мели околесицы!

http://vita.ucoz.org/Zavitushki/curly_golden_for_end_of_paragraph.png


Кто быстрее рисует

Вьетнамская народная сказка

Давным-давно приехал во Вьетнам один важный китайский чиновник и стал хвастаться, что рисует быстрее всех на свете.

Услышал это вьетнамец по имени Кинь, пришёл к чиновнику и говорит:

- Я, господин, могу посостязаться с вами. Посмотрим, кто из нас двоих быстрее рисует.

Чиновник выслушал вьетнамца, высокомерно усмехнулся и ответил:

- Пусть всего раз ударят в барабан: ещё не стихнет звук, а я вам уже зверя нарисую.

- Какого зверя? - спрашивает Кинь.

- Любого, - отвечает чиновник.

- Разве это быстро - пока не стихнет звук барабана, нарисовать всего одного зверя? - говорит Кинь. - За это время я не то что одного, а целых десять нарисую.

И вот принесли слуги каждому из состязающихся плошку с тушью, кисть и лист бумаги. Как только ударили в барабан, Кинь обмакнул все десять пальцев в тушечницу, и тут же на листе бумаги появились десять извилистых линий.

Чиновник за это время успел нарисовать птицу, обернулся и спрашивает:

- Что это вы намалевали?

- Десять зверей.

- Что же это за звери такие?

- Разве не ясно? Драконы.

- Драконы?! - удивился чиновник.

- Ну, пусть не драконы, так дождевые черви.

Чиновник ещё больше удивился, стоит, глаза выпучил. А Кинь опять говорит:

- Просто вы не знаете, что дождевые черви и есть те самые драконы, которым поклоняются китайцы, только живут они в земле.

Услышал это чиновник, почтительно сложил руки, поклонился и признал, что Кинь и смекалистей, и в работе проворней.

С той поры и пошло в народе выражение: «Работает - что Кинь червей рисует».

http://vita.ucoz.org/Zavitushki/curly_golden_for_end_of_paragraph.png