Путь в науку

Работа с одаренными детьми, исследовательская и проектная деятельность

Исследовательская работа моих учеников:

В помощь юным исследователям:

Что такое исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №6»

Исследовательская работа

«Вирусы» русского языка

(«Как важно грамотно сказать……»)

Выполнила:

ученица 4 класса «В»

Карсакова Катя

Руководитель: учитель

 высшей категории

Пурова И. В.

Богородск

2020

«Вирусы» русского языка

(«Как важно грамотно сказать……»)

Оглавление

1. Введение                                                                                       стр. 3

2. Ход исследования                                                                        стр. 5-7

2.1 Слова «паразиты                                                                         стр.5

      2.2   Причины употребления слов–«паразитов».                           Стр.6

      2.3  Истинные значения некоторых слов –«паразитов»                стр.7

      3.Анкетирование                                                                                 стр.8-9                                                        

4. Способы избавления от слов – «паразитов»                               стр.10

5. Вывод                                                                                           стр. 11

6. Список литературы                                                                      стр. 12

7. Приложения                                                                                  стр.13                                                                                                                                                              

        

Введение

Как важно грамотно сказать,

Чтоб собеседник мог понять

Без слов «ну это», «как его»,

«Вы это самое, того»,

«Вот», «между прочим», «так сказать»

Что мне хотелось Вам сказать

     Я учусь в 4 классе. Наш класс очень веселый и дружный. Мы много общаемся как в стенах школы, так и вне. В школе, на уроках нас знакомят с литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. Но в общении между собой мы используем другой язык, свободный от норм, часто употребляем слова: «типа», «это», «как его», «в общем» и т.д. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?  Сегодня все чаще в нашей речи стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться? Эта тема очень заинтересовала меня и я решила разобраться, что же такое слова – «паразиты».  

Мне кажется, что эта проблема очень актуальна, потому что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малоприятной, невыразительной.

Объект исследования: речь учащихся 4 «В» класса МБОУ СОШ№6 г. Богородска

Предмет исследования: употребление слов – «паразитов»

Цель исследования: изучение проблемы засорения речи учащихся 4 «В» класса словами – «паразитами» и поиски путей решения избавления от них.

Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова – «паразиты».
  2. Выявить наличие в речи учащихся слов- «паразитов».
  3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова – «паразиты».
  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Методы исследования:

1.  Изучение теоретического материала о словах – «паразитах».

2.  Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков.

3. Анкетирование.

4. Устный опрос.

5. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: допустим, если привлекать внимание учащихся к вредной привычке употреблять слова – паразиты, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи.

Ход исследования

2.1 Слова «паразиты»

Слова – «паразиты» – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого смысла, а заполняют ими паузы. К такимсловамотносятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.                          

Слова –«сорняки» «пристают» к человеку и очень часто повторяются в высказываниях, что очень затрудняет понимание. Использование слов –«паразитов» характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом. Также из-за возникшей «моды» на то или иное слово, оно может встречаться в речи людей, очень часто.

Но почему так происходит? Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор, слушаем радио и слышим речь! Речь сопровождает нас повсюду. Зачастую речь окружающая нас, свободна от каких-либо правил и норм, засорена и маловыразительна.

Если задуматься, что же такое слова-паразиты. Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова – «паразиты» съедают смысл сказанного, они питаются нашей речью. Очень тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Понять о чем он говорит, также сложно. Многие люди хотят избавиться от своих слов-паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.

2.2 Причины употребления слов–«паразитов»

Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина.  В лучшем случае мы слышим от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».

Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов–«паразитов» увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Есть и звуки – «паразиты». Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Причины употребления слов–«паразитов» можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
  4. Большое волнение;
  5. Мода на некоторые слова.

2.3 Истинные значения некоторых слов –«паразитов»

«Блин» –тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковороде.

«В натуре» –то, что существует в действительности.

«В принципе» – то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.

«Как – бы» - частица со значением условно- предположительного сравнения.

«На самом деле» -  в действительности.

«Прикинь» – прикинуть на весах (определить вес) или прикинуть в уме (посчитать).

«Короче» - сделать короче что-то длинное.        

«То есть» - уточнения чего-либо.

«Это», «Там» - местоимение.

Как слова – «паразиты» характеризуют учеников нашего класса.

Есть интересная теория о том, что слово – «паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Слово - «Короче» –в нашем классе употребляют малообщительные ученики.

Слово - «как бы», «типа» - ученики, которые многосомневаются.

Слово - «значит» -чаще употребляют мальчики. Они хотят показать свое превосходство.

Слово - «например» – используют отличники.

Слово- «ну» и «это» - ученики с плохой памятью.

Употребление слов –паразитов зависит от пола человека.

В нашем классе:

 13 девочек - чаще всего они употребляют слова «блин», «вот», «как бы».

 14 мальчиков- они употребляют самоераспространенное «значит».

Проведя   это исследование, я выяснила, что различия в употреблении слов –«паразитов»есть даже в соотношении полов. Мальчикам присущи свои слова, девочкам – свои.

3. Анкетирование с целью выяснения осведомленности детей в возрасте10-11 лет о словах – «паразитах».

Для проведения исследования составлена анкета «Слова – паразиты».

 Я в классе провелаопрос. (Приложение 1)

  1. Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?

Результаты опроса учеников4 «В» класса по вопросу «Знаете ли вы значение слова –«паразиты».

Из 27 опрошенных учеников:

- знают значения данных слов 19 человек;

- не правильно определяют значения данных слов 6 человек;

- не знают, что такое слова - «паразиты» 2 человека.

Результаты опроса сведены в диаграмме (Приложение 2)

2.Употребляете ли вы слова – «паразиты»?

В анкетировании и устном опросе принимали участие 27 учащихся 4 «В» класса.

Результаты анкетирования слова-«паразиты»в вашей речи показали:

- употребляют в своей речи слова-паразиты -  21 человек;

- иногда прибегают к употреблению слов-паразитов в своей речи – 5 человек;

-  полностью избегают слов-паразитов в разговоре – 1 человек.

Результаты опроса сведены в диаграмме (Приложение 3)

  1. Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?

Из 27 опрошенных учеников:

- из школы – 7 человек;

- по телевизору – 10 человек;

- интернет – 5 человек;

- дом – 2 человек;

-другие варианты – 3 человека.

Результаты опроса сведены в диаграмме (Приложение 4)

  1. Считаете ли вы, что слова – «паразиты» нужно искоренять из русской речи?

Из 27 опрошенных учеников:

- «да, они мне не мешают» – ответили 17 человек;

- «никогда не задумывался над этим вопросом» - ответили 10 человек.

Результаты опроса сведены в диаграмме(Приложение 5)

Из проведенного мною исследования я выяснила, что к сожалению, еще не все ученикизнают о словах –«паразитах». Многие учащиеся нашего класса употребляют этислова и не понимают, что они вредят нашему общению.

На основании наблюдений на уроках и внеурочное время я составила частотный словарь слов-паразитов. (Приложение 6)

№ п/п

Слово-паразит

Количество человек, употребляющих слово - «паразит»

1

Ну

20

2

Короче

16

3

Блин

22

4

Щас

9

5

Типа

18

6

Как бы

11

7

Значит

13

8

Это самое

8

В результаты наблюдений можно сказать, что самым распространенным словом в нашем классе является слово «Блин» его употребляют 22человека, и слово «ну» его употребляют 20 человек

Входе исследовательской работы я убедилась, что среди учеников нашего класса существует такая проблема, как употребление слов – «паразитов».  Ученики не знают о словах –«паразитах», не знают значения слов. Мы решили с этим бороться.

Способы избавления от слов-паразитов

У нас очень дружный класс и мы вместе решили избавиться от слов                   - «паразитов» постепенно, используя эти рекомендации.

  1. Больше читать.
  2. Учить стихи.
  3. Говорить медленно, думать над словами.
  4. Записывать интересные фразы, вставлять их в свою речь.
  5. Тренироваться в проговаривании скороговорок.

Используя эти рекомендации, я думаю, что в нашем классе из речи постепенно уйдут слова – «сорняки».

Мне понравилось мое исследование, что я решила придумать кроссворд   и дала разгадать ребятам. (Приложение 7)

        Они с удовольствием разгадали слова.

Вывод

Изучив речь учащихся 4 «В» класса, мы пришли к выводу, что слова- «паразиты» засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Я уверена, что если каждый из нас захочет говорить чисто и внятно, то проблема со словами – «паразитами» будет успешно решена.Необходимо объединять усилия взрослых и детей для борьбы со словами – «паразитами».

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Есть только один путь заставить человека говорить грамотно - научить его любить свой язык».

Список использованной литературы

1.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

2.Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004

3.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

4. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

5. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

 Приложение 1

E:\Новая папка\pVieiqoPOWU.jpg

E:\Новая папка\ebzIVYK-t5g.jpg

   Приложение 2

        Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7 (кроссворд)

1

П

1. Какое слово часто употребляет человек,

Р

у которого в жизни нет никаких сложностей?

О

2. Какое слово говорит человек, который не

7

С

любит разговаривать и хочет сократить свою речь?

3

З

Н

А

Ч

И

Т

3. Какое слово - "паразит" чаще употребляют

4

А

5

О

мальчики, чем девочки?

Т

П

Б

4.Какое слово-"паразит" присутствует в лексиконе  

И

Р

Л

практически всех школьников?

6

П

Р

И

К

И

Н

Ь

5. "Съедобное" слово- "паразит"

А

М

Н

6. Слово - "паразит", которое в истинном значении

Е

 обозначает: определение веса или счет в уме

2

К

О

Р

О

Ч

Е

7. Какое слово часто используют отличники?



Предварительный просмотр:

http://temagenerator.ru/

https://obuchonok.ru/



Предварительный просмотр:

Название проекта

Проект «Бумажная симфония»

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой

Участники проекта: Учитель начальных классов Пурова Ирина Викторовна, учащиеся 4 класса

Основные сроки реализации проекта: 2019-2020 г.

Основная идея проекта: создание изделий  декоративно-прикладного искусства, используя различные техники работы с бумагой.

Автор проекта: Пурова Ирина Викторовна

Предмет: Технология

Класс: 4

Краткая аннотация проекта

Проект предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Цели и задачи проекта

Цели:

  • формирование творческой личности школьника;
  • формирование знаний о происхождении бумаги; понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней;
  • выявление технических навыков и умений в процессе изучения различных техник работы с бумагой: «Аппликация», «Квиллинг», «Торцевание», «Скручивание»
  • формирование понимания необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножницами, клеем;
  • формирование у ребенка такие качества, как целеустремленность, настойчивость, доводить начатое дело до конца;
  • развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности;
  • развитие эстетического вкуса учащихся.

Задачи:

  •  формировать у детей 7 – 10 лет представления о бумаге;
  • расширять знания о значении бумаги в жизни человека;
  • развивать творческие способности школьников;
  • активизировать и обогащать словарь детей;
  • воспитывать любознательность, инициативность, интерес к различным техникам работы с бумагой, самостоятельность, активность, уверенность в себе.
  • обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги);
  • синхронизировать, координировать работу обеих рук и глаз.

План проведения проекта:

 Подготовительный этап 

  • Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
  • Разработка критериев оценивания умений и навыков детей. 

 Основной этап 

  • Планирование работы.
  • Формирование тем для занятий.
  • Проведение занятий. 

Заключительный этап

  • Выставки детских работ.

Раздел программы  

Формы и методы работы

Познавательно-речевая деятельность

Беседа «Волшебная бумага»(что это за материал, его свойства, из чего делают бумагу и что делают из бумаги). Загадки о бумаге. Просмотр мультфильма «Фиксики» (как получается бумага).  

Исследовательская деятельность  

Свойства бумаги

Продуктивная деятельность

Поделки из цветной бумаги: открытка ко Дню Матери, Валентинки, «Подарок маме», плакаты «Новый год», «Смешарики», «День Защитника Отечества», «Лето». Изготовление атрибутов к празднику «Цветочные кусудамы»

Игровая деятельность

Игра на развитие воображения «Что и как можно сделать»

Рефлексия

В процессе работы использовались методы личностно ориентированных, информационно-коммуникативных технологий:

·       Метод ситуации индивидуального и коллективного выбора;

·       Метод создания ситуации успеха;

·       Метод педагогической поддержки;

·       Самооценка, рефлексия после каждого этапа;

·       Поощрение самостоятельности, активности, аккуратности;

·       Интегрирование знаний из разных областей (окружающий мир, изобразительное искусство, трудовое обучение).

 

Заключение

В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.

В ходе реализации проекта дети активно  познавали окружающий мир, у них  формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность,самостоятельность, творчество, коммуникативность, эстетический вкус. Работа с бумагой научила детей правильному обращению с режущими инструментами,  ребята научились технике склеивания, складывания. Все эти операции требуют дополнительных усилий, а значит, укрепились мелкие и крупные мышцы рук, развивалась сноровка, ловкость пальчиков, и, в результате, общая координация движений.

В ходе работы над проектом активно использовались компьютерные, цифровые технологии. В осуществлении проекта приняли участие все ученики класса, каждый на своем уровне знаний, умений и возможностей. В ходе реализации были изготовлены коллективные панно, которыми послужили оформлением мероприятий и праздников.  Таким образом, участие в проекте для детей было очень полезным.

Рекомендации

Работа над темой данного проекта может быть продолжена в других классах. Учитывая возрастные особенности учащихся младших классов программа может немного изменена, подобраны менее сложные техники выполнения аппликаций.



Предварительный просмотр:

Требования к оформлению научно – исследовательских работ учащихся

     К исследовательской работе школьника, к ее оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.

1. Оформление работы.

  • Шрифт - Times New Roman, размер 14 кегль
  • Интервал полуторный
  • Границы сверху и снизу – 2 см: слева – 3 см, справа – 1,5 см
  • Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице – титульном листе-  № не ставится
  • В тексте необходимо установить функцию переноса слов
  • Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.

2. Требования к комплектности работы.

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Основное содержание работы
  • Список используемых источников и литературы
  • Приложения (если в них есть необходимость)
  • Отзыв научного руководителя.

2.1. Титульный лист.

На нем должна быть отражена следующая информация:

  • Где выполнена работа
  • Название темы (оно должно отражать суть исследования и соответствовать поставленной цели. Варианты: «Госдума 1917 года», «Пестик и тычинка», «Культура Древней Руси», «Звезды» и т.п., - не могут быть названием научной работы)
  • Кто выполнил
  • Научный руководитель (учитель какого предмета, ученые степени)
  • Город и год выполнения.

Внимание! Шапка на титульном листе должна быть обязательно. Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии с Уставом школы. Обязательно указать, что это научное общество учащихся.

2.2. Содержание.(пример)

Содержание.

                                                                                                                                                                     Стр.

Введение                                                                                                                                                                                                                                       3

ГЛАВА 1    .....................................................................                                                                                                                                                              5

1.1     ........................................................................                                                                                                                                                 6

1.2     .......................................................................                                                                                                                                                  9

ГЛАВА 2     ...............................................................................                                                                                                                                                   12

2.1    ....................................................................                                                                                                                                                      15

2.2     .........................................................................                                                                                                                                                20

Заключение                                                                                                                                                                                                                                    22

Список используемых источников и литературы                                                                                                                                                                     24

Приложения                                                                                                                                                                                                                                  27                                                                                                                                                                                           

Обратите внимание! После введения не надо писать «основное содержание темы», «основной текст» и т.п.

После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.

2.3 Введение.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Обычно во введении содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

2.4. Основной текст.

Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. При этом на подглавы данное правило не распространяется. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.

Пример:

  1. ……

1.1.

1.2.  

2.5. Заключение.

В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение – это только аналитика автора без цитат, сносок, заимствований. Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

2.6. Список используемых источников и литературы.

Список составляется по категориям. В первую очередь описываются источники, справочные издания (словари).

Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

Обратите внимание! Материалы из Интернета могут быть и в разделе Источники, и в других разделах списка.

Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

Пример:

Список используемых источников и литературы:

  1. Бердяев Н. Русская идея. Судьба России/Н.Бердяев//М., ООО: «Издаельство В. Шевчук». – 2000.-541 с.
  2. Достоевский Ф. Дневник писателя/ Ф. Достоевский// htp://www.panasia.ru.
  3. Ельцин Б.Записки президента/ Б. Ельцин. – М.: Огонек, 1994.-416 с.
  4. Внешняя политика Российской Федерации (1992-1999): Учебн. Пособие/Отв.ред. А Торкунов. – М.:РОССПЭН, 2000.-237 с.
  5. Алексеева Т., Капустин Б.Каковы идеологические условия общественного согласия в России?/ Т. Алексеева ,Б.  Капустин//Полис.-1997.-№3.-С. 42-46.

       

  1. Отзыв научного руководителя.

Рецензия оформляется на листе формата А4 в печатном виде.

Рецензия научного руководителя

на исследовательскую работу ученика (цы) ………………………….

Тема:………………………………………………………………………

  • Соответствует ли заявленная тема работы ее содержанию
  • Смог ли автор обосновать актуальность выбранной темы
  • Правильно ли поставлены цели и задачи
  • Соответствуют ли им полученные выводы
  • Возможна ли практическая применимость данной научной работы
  • Соответствует ли качество оформления работы действующим правилам и стандартам

Научный руководитель:                                                                       ФИО (полностью)

                                                                                                            Должность, ОУ, звание

                                                                                                                       Подпись