Методическая работа

Бекенова Людмила Леонидовна
Документация методического объединения словесности и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_yazykovoy_politike.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

         Отчёт о выполнении программы триединства языков.

Преподавание русского языка в Назарбаев Интеллектуальных школах, несомненно, является важным вопросом.  Методическое объединение  русской словесности и истории осуществляет свою деятельность исходя из положений Концепции языковой политики РК: учителя посещают курсы  английского и казахского языка, организованные на базе школы. Также некоторые из наших учителей обучаются на  курсах  по подготовке к сдаче IELTS.

Значимость данного учебного предмета в школьном образовании определено статусом русского языка как средства межнационального общения в Республике Казахстан, его значимостью в создании полиязычного пространства. Русский язык позволяет учащимся приобщиться к информациям научно-технического, художественно-эстетического, социального характера, которые как составные компоненты социального опыта играют важную роль в развитии познавательных интересов, способностей,   ценностных ориентиров.

 В условиях интеллектуальных школ русский язык, совместно с другими языковыми предметами, решает образовательные и воспитательные задачи полиязычного образования, содействует созданию поликультурного образовательного пространства, которые обеспечивают учащимся условия для владения в совершенстве тремя языками. В этой связи актуальной в методике преподавания русского языка представляется ориентация занятий на межкультурное общение.

   В Назарбаев Интеллектуальной школе  города Кокшетау преподавание русского языка в классах с казахским языком обучения ведется по программе классов с русским языком  обучения, что позволяет развивать у учеников способность к межкультурной коммуникации и  коммуникативной  компетенции, умения цивилизованно вести диалог  на русском и казахском языках. Поскольку ученики первых классов не все  владеют русским языком, то преподавание русского языка ведется с первого класса. Перед преподавателями стоит  задача: за короткий период времени подготовить ученика  в той мере, которая необходима для дальнейшего успешного обучения в школе. Поэтому и стала очевидной необходимость правильной и продуманной методики для достижения поставленной цели.

    В нынешнем учебном году осуществляется гибкий переход на уровневое усвоение языка. Учителями   учитывается уровень владения языком каждого учащегося и класса в целом. Восполнение неучтенных, координирование несоответствующих  тем, разделов, их углубление  решается за счет  творческого видения  учителем-предметником процесса выравнивания и дополнительных часов (спецкурсов) по русскому языку в классах с казахским языком обучения. Равнозначное изучение родного и второго языков  в классах  с казахским и русским языками обучения означает полное выполнение закона о языках.  

        Своеобразие  преподавания русского языка заключается в том, что мы объединяем четыре основных аспекта  при изучении языка - это интегративность, ориентацию на текст дискурс и вербальную коммуникацию, многоуровневость,  креативность.

 Таким образом, основным объектом рассмотрения на уроке русского языка является текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.

   При преподавании основное внимание уделяем слову и его значению, т.е. лексике и семантике, вопросам лексической и грамматической сочетаемости слов, алгоритму построения простых и сложных предложений, связи предложений в тексте. Акцент делаем не на перечислении языковых фактов, а на их интерпретацию, на том, как язык функционирует.

      На уроках русского языка изучаем разные виды текстов: текстов, относящихся ко всем функциональным стилям литературного языка – официально-деловому, научному, научно-популярному, публицистическому, проповедническому. Учим основам  анализа разных типов художественных текстов. Рассматриваем научные и научно-популярные тексты различного профиля – исторические, биологические, географические и проч.; знакомим учеников с той частью терминологии наук, которая является общеупотребительной. Таким образом, русский язык как школьный предмет лежит в основе  интеграции различных школьных предметов. Школьники  овладевают разными жанрами устной и письменной речи (пересказ, конспект, реферат, рецензия, заявление, аннотация, доклад и т. п.) Особое внимание уделяется созданию устных текстов разного типа, как спонтанных, так и подготовленных заранее. Учителя русского языка и литературы  некоторые уроки по русскому языку  при прохождении определенных тем (например, Речевой этикет, Устное публичное выступление, Пословицы и поговорки как малый жанр устного народного творчества. Массовая коммуникация- общение посредством телефона) строят таким образом, чтобы в аудиториях звучала наряду с русской и казахская речь. Учащиеся сравнивают этикетные формулы, пословицы   русского и казахского народов, находят сходство и различие, делают выводы о том, что у представителей каждого народа своя языковая картина мира. Если ученик  при грамматическом анализе языковых единиц затрудняется при определении дефиниций, он называет термин на казахском языке, затем, подумав, на русском.

  На урока дети приходят к пониманию того, что русский язык является одним из мировых языков. При овладении им  расширяются рамки внутринационального общения, через русский язык осуществляется доступ к мировым достижениям в области образования, науки и культуры.

  В этом учебном году в школе проводилась олимпиада по русскому языку среди учащихся 5-7 классов. Проводя анализ результатов, учителя отметили, что ученики классов с казахским языком обучения имеют такие же результаты, как и ученики классов с русским языком обучения, несмотря на то, что обучаются по программе русских классов второй год. Работая в этом направлении, мы достигли определенных результатов. Наши учащиеся ежегодно занимают призовые места в городских, областных предметных олимпиадах, научных соревнованиях школьников (научные проекты), а в 2010-2011 учебном году учащийся 10 класса занял 3 призовое место на республиканской предметной олимпиаде по русскому языку  среди учащихся с казахским языком обучения.

 Ученица 9 класса «В» (казахский язык обучения) заняла первое место, защищая проект на русском языке, на республиканском экологическом форуме, посвященном 20-летию Независимости Республики Казахстан.

  Ученики казахских классов активно участвуют в конкурсах сочинений на русском языке и имеют определённые успехи: в конкурсе детского и молодежного творчества «Наши идеалы: Родина, добро и справедливость!», проводимого Республиканским Союзом детских общественных объединений  Казахстана  «Жулдыз»  10 учеников заняли призовые места в различных номинациях.

 Учителем нашего методического объединения Шокаевой А.Ж. организован кружок  «Юный журналист», который посещают ученики русских и казахских классов.  Работы кружковцев были опубликованы в республиканских, областных, городских газетах. В республиканской газете «Лидер», в областной газете «Мобильная» были напечатаны статьи: «Добрая и справедливая», «Моя любимая мама» ученицы 4 «В» класса Айым Кушеновой.  Также в этих газетах было напечатано стихотворение ученицы  9 «В» класса  Аиды Ахметжар «Мама».  Ученица 4 «А» класса Аружан Муратбекова написала статью о своем дедушке «Фронтовой санитар», она была опубликована в областной газете «Мобильная».

    Все общешкольные  внеклассные мероприятия  проводятся на трёх языках. В сентябре  проводился Фестиваль языков народов Казахстана. В рамках фестиваля, который символизирует единство и согласие между народами, проводился концерт подготовленный учениками. На концерте звучали стихи и песни на разных языках, в том числе и на русском.

В этом учебном году в школе начали работать три школьных театра: на русском, казахском, английском языках.

Методическое объединение русского языка организовало два

 Театр по своей природе близок к игре ребёнка – самому доступному методу воспитания и обучения детей среднего возраста. Поэтому на нашей кафедре успешно функционируют два драматических кружка: «Огонёк», «Театральная студия».

    В драматическом кружке «Огонёк» (руководитель Саутова Баян Шараповна) постигают азы театрального искусства 13 пятиклассников. Занятия проводятся по четвергам и субботам. Основное направление деятельности – создание мюзиклов, что развивает чувство ритма, гибкость, ребята синхронно совмещают музыкальность и артистизм. Зрителям уже был представлен костюмированный музыкальный спектакль «Бременские музыканты на новый лад». В проекте намечается постановка мюзиклов по мотивам всеми любимых сказок: «Красная шапочка», «Золушка».

     «Театральная студия» (руководитель Швайбович Татьяна Николаевна) открыта для учеников 6 класса. Одиннадцать ребят активно посещают занятия в среду и субботу. Мини-сценки, выразительное чтение стихотворений, миниатюры ребята представляют на внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе. К открытию школьного театра ребята представили попурри из казахских народных сказок про Алдара-Косе «Проделки безбородого обманщика». В новом учебном году творческая группа  планирует презентацию спектаклей по пьесам С.Я. Маршака, басням И.А. Крылова.

   Язык - это инструмент, и развивается он за счет использования. Нужно создать условия, в которых  язык использовался бы как серьезный инструмент, должна быть языковая среда. И есть только одно место, где это может быть реализовано без ущемления национальных интересов. Это система образования. Поэтому самым оптимальным вариантом изучения языков,  является  бучение на двух языках, начиная с младших классов.