Для родителей

Бессонова Наталия Валерьевна

Школа Отцов

Памятка родителям от ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ответственность отцов за социальное благополучие семьи

Русский народ говорил издавна: «Без отца ребенок – полсироты, без матери – круглая сирота».  Но если вдуматься, то эта поговорка верна лишь наполовину: без отца не может быть полноценного воспитания. Недаром раньше мальчик воспитывался матерью лишь до определенного возраста, а потом поступал под опеку мужской половины семьи. С семи лет крестьянский сын вместе с отцом выходил в поле и выполнял посильную работу; маленький дворянин обучался таким наукам как фехтование, танцы, история, геральдика, верховая езда, т.е. учился быть воином, рыцарем. Если ребенок рано лишался отца, то тогда воспитательные функции брали на себя старшие братья, дяди и т.д. Для девочек отец тоже был важен: именно отец впервые представлял свету свою дочь, выводил ее в люди, вел под венец в церковь, передавая из рук в руки будущему мужу. И это было важно и в дворянской среде, и в мещанской, и в крестьянской.

Недаром отец всегда считался главой семьи, и был главой не только номинально, но и фактически. Ему первому подавали за столом кушанье, он был судьей во всех семейных спорах. Его слово было законом.

Сейчас, к сожалению, по большей мере отцы самоустранились от воспитания своих чад, объясняя это своей занятостью, необходимостью зарабатывать деньги. А некоторые и вовсе говорят, что воспитание – не мужское дело. Да и мы, женщины, немало поспособствовали этому, добившись равноправия, начав работать, и порой зарабатывать больше мужей. Таким образом, незаметно роль отца как главы семьи утратила свою значимость. Увидеть папу на собрании сегодня практически невозможно. По большому счету, воспитательные функции выполняют теперь только женщины и дома, и в детском саду, и в школе. Даже такие сугубо «мужские дисциплины» как физкультура, ОБЖ, технология для мальчиков, информатика в школах ведут женщины. И воспитание стало однобоким. Подростки стали инфантильными, а их инфантильность создает им трудности в жизни.

В литературе немало примеров, когда папы были неактивны в воспитании детей, и к чему это привело. Наиболее яркий из них – Митрофанушка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Г-жа Простакова подмяла под себя мужа, уронив таким образом авторитет отца в глазах сына, результат, как говорится, налицо: Митрофан не только ни во что не ставит отца, он и мать-то не уважает, но без зазрения совести пользуется ее безграничной любовью к себе. Еще один печальный пример – Обломов, воспитанием которого дольше, чем нужно, занимались няньки, а отец самоустранился. И вот вроде бы неглупый человек оказался абсолютно неприспособленным к жизни.

Задача нашей школы отцов «Учусь быть папой», перефразируя Антуана де Сент-Экзюпери, напомнить папам, что «мы в ответе за тех, кого породили», показать значимость «мужского» воспитания для детей, независимо от пола ребенка. Чтобы папа был не только страшилкой на случай, если чадо получило двойку, но и  другом, советчиком, защитником. Конечно, бывают случаи, когда папа, стремясь восполнить пробел в воспитании ребенка и перекрыть дефицит внимания со своей стороны, выступают в роли заступника, подменяя таким образом роль защитника и не понимая, что таким образом он еще больше приносит вреда, чем если бы не вмешивался вовсе. Такому папе необходимо уяснить, что в воспитании главное – согласованность действий обоих родителей, и что не стоит самоутверждаться за счет непопулярных мер, которые вынуждена принимать мама, чтобы хоть как-то обуздать вышедшее из повиновения дитя.

 В нашей школе занятий в классическом смысле   нет. Есть проблема – папа приходит в школу за ее разрешением, за помощью. За почти два года существования школы таких обращений было немало. И папы, обратившиеся к нам, стали активными помощниками классных руководителей, с интересом участвуют в школьных мероприятиях, стали посещать родительские собрания, трое даже стали членами родительских комитетов классов, где учатся их дети.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
  4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
  5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
  6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достигать таким способом еще больших «побед».
  7. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
  8. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
  9. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги..
  10. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  11. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом немного позже.
  12. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо».
  13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки.
  14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  15. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  16. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  17. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  18. Не защищайте меня от моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  19. Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих невпроворот.
  20. Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую – отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
  21. Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
  22. Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
  23. Просто любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.