Доклад "Работа с детьми группы риска в начальной школе"

Евстефеева Елена Ивановна

Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_gruppy_riska.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Работа с детьми группы риска»

        Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.

          Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:  слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса.

     Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.

    Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».

     Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: выявление детей группы риска; диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; составление определенной программы профилактики или коррекции; воплощение программы в жизнь; подведение итогов, коррекция полученных результатов.

      Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают:эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; заинтересованность;  содействие;  доверие.

    Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

1 - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:  личные дела учащихся;  результаты медицинского обследования;  результаты диагностирования педагога-психолога; жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

2 - Выявление учащихся группы риска: составляет карту класса по выявлению детей группы риска; выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

4 - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); воспитание нравственно-правовой убежденности; формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); обеспечение благоприятного социально-психологического климата; способствование заполнению пробелов в знаниях.

      Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); помощь в преодолении учебных затруднений; помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональномсамоопределении; сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); организацию и предоставление бесплатного питания в школе; обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

5 - Реализация плана профилактических мероприятий; классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

6 - Подведение итогов, коррекция полученных результатов; классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: участие учащегося в общественной жизни класса; приемлемые (позитивные) качества личности; взаимоотношения со сверстниками; досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); каково влияние семьи; имеют ли место конфликты в классе и их причины; эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).

     Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

    При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни. Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей.  Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

     Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.