Конкурс "Профессионал 2015"

Иванова Ольга Валентиновна

Конкурс "Профессионал 2015"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эссе.

   Каждый разумный человек хотя бы раз в жизни задаёт себе такие вопросы: Кто я такой? Зачем пришёл в этот мир? Какого моё предназначение? Что я должен сделать для этого мира?  На один из этих вопросов  отвечаю: Я ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто же такой воспитатель?  Давайте порассуждаем…      

      «В-ос-питатель». Это тот, кто призван помочь ребёнку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами. Образование – передача образов, «образ сование». От того, какими образами мы будем наполнять детей, будет зависеть не только их, но и наше будущее. Если мы  будем окружать детей  образами любви, добра, сострадания, радости и сорадости, возвышенного искусства,  образами природы, духовности, ответственности, героизма, оптимизма, познания, будем знакомить с традициями и творчеством родного народа, историей России и своего города, то это непременно укрепит внутреннюю духовную ось ребёнка, станет тем зерном, которое сможет прорости в нем и раскрыть истинное его предназначение, Миссию, с которой  пришёл он в этот мир.  И чем раньше начать этот процесс   «В-ОСИ-питания», тем плодотворнее будут  результаты. Не бояться этот мир, а  любить, радоваться ему, познавать и совершенствовать. Вот  чему воспитатель должен научить своих воспитанников. И это есть Миссия, очень ответственная и важная, та Миссия, что выпала мне как моя доля, что привела меня в этот детский сад  на  должность ВОСПИТАТЕЛЯ. И если быть более точной, ни я выбрала эту профессию, а она меня. Так уж получилось.

В процессе модернизации образования,  современное общество требует от педагога активной жизненной и профессиональной  позиции. Переключения воспитательно - образовательного процесса с передачи знаний, умений, навыков на самостоятельный творческий поиск детьми ответов на вопросы,  формирования умения учиться, познавать.  В связи с этим стараюсь вовлекать своих дошкольников в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Главным показателем профессионального мастерства можно назвать  умение понять причину того явления, с которой педагог столкнулся. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрывается умение работать с конкретным ребёнком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребёнка и интеграции в повседневной жизни. Почему личностный подход так важен, да потому, что каждый ребёнок уже с рождения имеет определённый тип характера, и его очень трудно изменить. Это значит, что у каждого ребёнка есть определённый набор качеств, в которых можно увеличить проявление одних сторон и уменьшить проявление других.  Не переломить, а развить.

Моя профессиональная жизнь заключается в постоянном движении, усовершенствовании имеющихся знаний, поиском особых подходов к каждому конкретному ребёнку, поиском инновационных методов, объединённых с лучшими традиционными методами отечественной педагогики, делающими  воспитательно – образовательный процесс исследовательским, более интересным, полезным  и понятным, отвечающим современным требованиям общества.  

Основную заботу вызывает взаимодействие с родителями. Ведь фундаментом педагогического процесса  служит не только детский сад, но и семья. Именно сегодня это сотрудничество необходимо. Ведь все мы хотим видеть детей здоровыми, добрыми, умными, достойными, креативными. Работая в сотрудничестве с родителями,  стараюсь создать все условия для развития ребёнка на каждом возрастном этапе жизни.

Труд воспитателя не лёгкий, кропотливый, а иногда и не благодарный. Если нет безусловной любви к детям, то не будет ни результатов, ни внутреннего удовлетворения жизнью. Воспитывая детей, стараюсь  и в себе воспитывать качества, так необходимые педагогу: веру в каждого ребёнка, надежду на его успех, безусловную любовь, терпение, самообладание, спокойствие, доброту, нежность, мягкость, целеустремлённость, сострадательность, всепрощение, стойкость и др.  Работая с детьми,  я должна быть  помощником, другом, советчиком, психологом, исследователем и, конечно же,  творческой личностью, обладающей незаурядными артистическими способностями.

Я горжусь тем, что я  ПЕДАГОГ, ведь суть Педагогики: забота и озабоченность  о судьбе каждого ребёнка, а значит о судьбе человечества в целом.



Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы.

Тема опыта: «Формирование  представлений  о родном крае у детей с нарушением зрения средствами изобразительного творчества».

Идея: Приобщение к русской национальной культуре, формирование любви к родному краю, городу,  развитие интереса к прошлому и настоящему Тульского края и России у детей с нарушением зрения, средствами изобразительной деятельности

Условия формирования опыта. Опыт сложился в МБДОУ № 120 – детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • Изучение программ, методической литературы;
  • Изучение опыта коллег;
  • Курсы повышения квалификации; посещение занятий, районных семинаров;
  • Личная заинтересованность данной темой.

Актуальность и перспективность опыта. Развитие креативной личности, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности - главный ориентир ФГОС. Опыт нацелен именно на развитие данных ресурсов воспитанников. Воспитание положительного отношения к родному краю у  детей так же является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Противоречия, которые решаются данным опытом: между содержанием методических пособий и программными требованиями, между низкой педагогической грамотностью родителей и превосходством их влияния на ребёнка.

Теоретическая база опыта: Основой опыта являются Федеральный государственный образовательный стандарт. 

В своей работе использую программы:

  • «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: издательство «Экзамен», 2003 г.
  • Основная Общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 120 – детский сад компенсирующего вида г. Тулы.  Принята на педагогическом совете МБДОУ № 120 Протокол № 1 от 31.08.11.
  • Программа: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Маханева М.Д., Князева О.А.  Детство-Пресс 2004 г.
  • Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой,
  • Программа Г.С. Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” -  М. 2002
  • Авторская программа «Юный художник».

Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:        

  • принцип сезонности;    
  • принцип системности и последовательности;      
  • принцип развивающего характера художественного образования;  
  • принцип природосообразности;        
  • принцип интереса;          
  • личностно – ориентированного подхода к ребенку;          
  • активности, контролируемости, индивидуального подхода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Новизна опыта:

В разработке цикла занятий по филимоновской игрушке;                    

В использовании нетрадиционных методов  в процессе рисования;    

В индивидуальной работе с детьми;                                          

В разработке и составлении картотеки дидактических игр по изобразительному искусству и патриотическому воспитанию.

Ведущая педагогическая идея. Сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать.  Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями, в данном случае - нарушением зрения и зрительного восприятия  - идти в ногу со временем, уметь адаптироваться, не быть оторванными от общества и развития своих сверстников. Итак, основной идеей опыта является приобщение к русской национальной культуре, формирование любви к родному краю, городу,  развитие интереса к прошлому и настоящему Тульского края и России, развитие творческого потенциала через художественную деятельность у детей с нарушением зрения. Патриотическое воспитание   подрастающего поколения тесно  связано не только  с изучением истории родного города и страны, традиций народа, но и с привитием воспитанникам нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Патриотическое воспитание посредством искусства  рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей.  Рисуя, ребёнок проявляет своё стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определённой степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее, точнее отражают они действительность в своём творчестве.  Большую роль в работе с нашими детьми играет коррекционная работа. Обучение детей с нарушением зрения только на основе общеобразовательных принципов, без учета специфических трудностей в условиях зрительной патологии  не всегда обеспечивает детям с нарушением зрения успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно – практической деятельности, развитии способностей к рисованию. На всех видах занятий, в сотрудничестве со специалистами,  я веду систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.

Технология опыта. Целью моей педагогической деятельность является создание условий для формирования представлений о родном крае средствами изобразительного творчества, а так же формирования  творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, учитывая специфические особенности нарушения зрительного восприятия. Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в воспитательно – образовательной  деятельности. 

Этапы работы над опытом: Изучение программ, методической литературы, знакомство с опытом коллег, постановка цели и задач опыта, составление авторской программы, составление перспективного и календарного планов, подготовка и разработка конспектов занятий, дидактических игр, презентаций, подбор иллюстративного материала.

Формы работы с детьми: НОД (групповая, подгрупповая и индивидуальная), свободная деятельность.                        

Опыт включает в себя следующие разделы:

                

Результативность.

 

Диаграммы проведённых мониторингов показывают положительную динамику развития детей по теме опыта. Последний мониторинг показал, что 50% детей группы показали высокий результат и овладели требованиями программы, 40 % обладают достаточным уровнем, 10% находятся на среднем уровне.

В результате развития изобразительной деятельности у детей:        

  • повысился уровень эмоционального благополучия;
  • дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;  
  • планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;        
  • через рисунок и цвет выражают свое отношение к родному краю, окружающему миру;              
  • могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;    
  • дают оценку результатам своей деятельности;    
  • дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему работы, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт.

Адресная направленность опыта. Опыт может быть использован воспитателями в обычных и специализированных дошкольных учреждениях.

Использование инновационных образовательных технологий в совместной деятельности с воспитанниками.

Технологии

Использование

Личностно – ориентированные:

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка;

Приоритет личностных отношений;

Индивидуальный подход к воспитанникам.

НОД;

Дидактические игры;

Образно – ролевые игры;

Индивидуальная коррекционная работа;

Экспериментальная деятельность;

Наблюдения.

Социоигровые:

Развитие взаимодействия «ребёнок – ребёнок», «ребёнок- взрослый»;

Коррекция демонстративного, протестного, агрессивного поведения;

Формирование дружеского коммуникативного поведения;

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

Работа в малых группах в рамках НОД и в свободной деятельности;

Сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры;

Метод создания  проблемной ситуации с элементами самооценки;

Сказкотерапия.

Технология проектирования.

Развитие т обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в проектную деятельность

Социально – активные методы:

  • Метод проектирования;
  • Метод взаимодействия;
  • Метод наблюдении, сравнения.

Взаимодействие различных видов НОД,  ВОД и свободной деятельности.

Работа в малых группах.

Информационно – коммуникативные технологии:

использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной работе.

Проведение НОД  с использованием  презентаций;

Использование ТСО в индивидуальной, коррекционной  и подгрупповой работе, в досуговой деятельности.

Здоровьесберегающие технологии:

Увеличение резервов здоровья ребёнка;

Формирование ценностного отношения к своему здоровью у ребёнка.

Технология восстановления зрения;

Все виды гимнастик: утренняя, коррекционная, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, ортопедическая и т.д.;

Динамические паузы;

Двигательная терапия (спортивные и подвижные игры, прогулки, спортивные досуги, физкультурные занятия);

Закаливающие процедуры;

Технология музыкального воздействия;

Самомассаж, точечный массаж, тактильные дорожки;

сухой бассейн.