Мир. Общество. Человек.

Агеева Татьяна Викторовна

программа элективного курса, 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка

            Данный курс «Человек. Общество. Мир» предназначен для учащихся 10 Б класса и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся социально-гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание». Курс разработан на основе программы Волошиной О.И., Логунова А.П. и др. «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» Министерства образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

            Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться и» жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащегося готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем традиций.

           При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании» Безусловный приоритет над знаниями отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным опытом

           В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию.

         Не менее важная цель – выработка учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстроизменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащегося высших интеллектуальных функций.

        Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматический характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, тем более, что реализовать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект манипуляций политиков и шарлатанов.

                                       АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА КУРСА

          Актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимися, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала

         Курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащегося способности понимания современных явлений, событий, процессов.

                                     УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА

 Создать условия для выработки следующих межпредметных умений:

  1. Рефлексивных:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способ видения мира другими людьми;

- анализировать позицию автора текста; уметь понять написанные и произнесённые тексты;

- сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста;

- находить причинно-следственные связи; планировать исследование.

  1. Логических:

- сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;

- использовать базовые категории;

- формулировать сущностные определения и т.д.;

- выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.

   3. Текстовых:

Уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы речи

- при письменном изложении – раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл, значение в рамках избранной темы.

  4. Коммуникативных:

         - объяснять свой выбор, решение;

         -  ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;

         - вести дискуссию, слушать и слышать оппонента.

Курс рассчитан на 35 часов. Формы промежуточного контроля – рефераты, доклады.

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

1-2

Введение: задачи курса, формы работы.

2

Подготовка докладов  (тема 1)

3-4

Тема 1. «Загадка III тысячелетия» - когда же оно началось? Условность и реальность исторического времени. Заслушивание и обсуждение докладов.

2

Подготовка рефератов  (тема 2).

5-8

Тема 2. Перспективы цивилизации:

4

Подготовка выступлений по теме 3, по группам

а) Уточнение понятия цивилизация, история вопроса, точки зрения. Заслушивание реферата и дискуссия по теме реферата.

2

Б) Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. Заслушивание реферата и его обсуждение.

2

9-13

Тема 3. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях:

5

Подготовка рефератов по теме 4.

А) Диалог цивилизаций. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

1

Б) Конфликт и противостояние цивилизаций. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

1

В) Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла»; Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции). Заслушивание докладов с последующим их обсуждением.

3

14-17

Тема 4. Попытки выработки цивилизационных универсалий:

4

Подготовка докладов по теме 5.

А) «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. Заслушивание реферата с последующим его обсуждением.

2

Б) «Право слабых» воспринимать  и адаптировать эти ценности. Заслушивание реферата с последующим его обсуждением.

2

18-22

Тема 5. Нарастание цивилизационных кризисов:

5

Подготовка докладов по теме 6

А) Глобальная Африка. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

1

Б) Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. . Заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

1

В) Экологические кризисы. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

1

Г) Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы).  Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

23-27

Тема 6. Кризисная ситуация как система «вызовов»  и типы ответов на нее. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

5

Подготовка рефератов по теме 7.

А) Активизация национального и религиозного фактора, движение «анти-» Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

Б) «Принуждение к миру» (США). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

В) Ориентация на собственные силы (Китай). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

Г) Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

2

28-32

Тема 7. Основные тенденции цивилизационного развития:

5

Подготовка по одному сообщению от группы по теме 8

А) Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

Б) Международный терроризм. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

2

В) Поиск координированных усилий (сотрудничество в Космосе и др.). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

Г) Перспектива сохранения многообразия в условия универсализации. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением

1

33-35

Тема 8. Главные загадки и тайны. Третьего тысячелетия. Выступления по группам.