Карл Орф и его "Шульверк"

Трошина Ольга Геннадьевна

Тема :Вклад  Карла  Орфа  в  музыкальную  педагогику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karl_orf.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

                          Карл  Орф   и   его   «Шульферк»

       В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций  музыкального  воспитания  детей,  которые стали  основой для разработки  различных  программ   и  методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа  “Шульверк.  Музыка  для  детей”.
     Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано  самим   Орфом  и  обозначает “ обучение   в   действии”.   Главный принцип  этой  педагогики — “учимся, делая  и  творя” — позволяет  детям, исполняя  и   создавая  музыку  вместе,  познать  ее  в  реальном,  живом действии,  в  процессе  музицирования.                                                                              «Шульверк» - это  пятитомная  антология  музыки  для  детей.  Она  собрана  и  обработана  Орфом   для   пения  и  танцев  с  аккомпанементом   ансамбля  орфовских   инструментов.  Каждая  небольшая  пьеса  из «Шульверка»  представляет  собой  простейшую  партитуру,  доступную  в  исполнении     даже  маленьким  детям.  Орф  очень  заботился  о  качестве  материала  с  которым  дети  соприкоснуться  впервые, поэтому  основу «Щульверка» составил  южнонемецкий  фольклор:  магический  и  классический  календар-ный.  В  последних  томах  Орфом   использован  фольклор  и  других  европейских  народов: французский,  датский,  шведский,  английский.  Интерпретация  фольклора – вот  идея  «Шульверка».                                                           Орфбыл  против  раннего  ограничения  музыкального  слуха  ребёнка  рамками  классической  музыки  и  мажорно – минорной  гармонии.  Он  считал  это  неоправданным    и  стремился  в  «Шульверке»  создать  усло-вия  для  восприятия  детьми   в   будущем  разнонациональной   музыки   как  прошлого,  так  и  настоящего.  Это  было  главной  заботой  Орфа  воспитать  «открытый  миру»  слух  и  вкус,  не  замыкать  ребёнка  в  кругу  европейской  музыкальной  классики  18 -19 веков.

Карл  Орф  был   убеждён,  что  для  детей  нужна  своя  особая  музыка,  специально  предназначенная  для  музицирования  на  первоначальном  этапе.  Она  должна  быть  доступна  переживанию  в  детском  возрасте  и  соответствовать  психике   ребёнка.  Это  не  чистая  музыка,  а  музыка неразрывно  связанная  с  речью  и  движением:  петь  и  одновременно  приплясывать, выкрикивать  дразнилку  и  чем- нибудь  звенеть.  Чередовать  речь  и  пение  для  детей  так  же  естественно,  как  и  просто  играть.  Такая  музыка  есть  у  всех  народов  мира.  Детская   элементарная  музыка  любого  народа  генетически  нераздельно  связанная  с  речью  и  движением.

   Её  Орф  назвал   элементарной  музыкой  и  сделал  основой  своего  «Шульверка».   Основным  предназначением «Шульверка»  является  первичное  приобщение  всех  детей  к  музыке.  Независимо  от  их  способностей,  раскрепощение  индивидуально-творческих  сил.  Развитие  природной  музыкальности.

Шульверк  (Schulwerk) – особая  разновидность  учебной  игры. Немецкое  слово  «werk» (работа)  обозначает  одновременно  и  её  процесс,  и  результат,  искусно  сделанную  работу.

Создавая   «Шульверк»,  Орф  задумывал  изобрести  «игру  в  музыку»,    музыкальную  игру –импровизацию,  которая   могла  бы  подготовит  детей  к  дальнейшему  музыкальному  обучению  и  дать  толчок  творческому  мышлению   на   годы   вперёд.  Исходной  мыслью  Орфа  было  понимание  того,  что  предпосылки  музыкального  воспитания  через  творчество  создаются  самой  системой  обучения.   Возможность  создания  такой  формы  обучения  и  была  им  доказана  в  «Шульверке».

Однако  следует  отметить,  что  «Шульверк»  Орфа  не  является  учебником  в  традиционном  смысле.  Его  можно  назвать  дидактической  концепцией, декламирующей  особый,  творческий  подход  к  обучению  музыке.

В  «Шульверке»  Орф   предлагает   творить  не  только  ребёнку,   но  и  педагогу.  «Шульверк»  предоставляет  выбор  методики  самому педагогу. Однако  педагоги,  работающие  с  детьми  по  «Шульверку»   в  разных  странах,  пришли  к  выводу  о  необходимости  создания  в  самом  общем  виде  универсальных   методических  рекомендаций   для  воплощения  в  жизнь  намерений  Орфа.  В  них  они  стремились  ввести  обучение  элементарной  импровизации  в  систематическое  «русло».  Не стоит  думать,  что  это  доступно  только  избранным.  Величие  и  гуманность  концепции  Орфа  состоит  в  том,  что  Орф  предлагает  стать  соавторами  «Шульверка»,  так  как  элементарное  музицирование  доступно  всем.  Несложно  придумать  вместе  с  детьми  самую  малость:  аккомпонемент  из  звучащих  жестов  к  дразнилке.  Изменить  её  естественный   поэтический  ритм,  изобрести  свободную  звуковую  композицию,  дав  детям  спонтанно  поиграть  на  инструментах.

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке   2) на языках других культур 3) на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

         ИНСТРУМЕНТЫ

Барабаны и ударные инструменты.  Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко

Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д. 

 Способы  организации  

                                                                                                                                                                 Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами  предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-урок - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

Сегодня  в  России  существует  большое  количество  педагогов, пробующих  работать,  используя    принципы «Шульверка»,  так  как    элементарное  музицирование   доступно  всем.

  Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей является  первичное  приобщение  всех детей  независимо  от  их  способностей  к  музыке,  раскрепощение  индивидуально-творческих сил, развитие  природной музыкальности.   Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

      Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.  Подобный подход получил распространение во всем мире.

      Если учесть общеизвестное утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.

      Т.Тютюнниковой  создана  программа  «Элементарное музицирование  с дошкольниками»  по  системе  Карла  Орфа,  которая  родилась  как объединение  двух  идей: систематического развития  музыкальности  детей  и  импровизационно-творческой  деятельности  как   принципа   обучения. В основе   программы  лежит  идея  творческого  музицирования   как коллективной   синкретической   деятельности (пение, ритмизованная речь, игра   на   детских  музыкальных   инструментах,  танец   импровизированное движение  под  музыку, озвучивание  стихов  и  сказок, спонтанная импровизированная  театрализация). Принципиальная  новизна  данной авторской  программы  состоит  в  разработке  структуры  творческой деятельности  детей   как  учебной.   Программа  предполагает  системную реализацию  игрового  подхода  в  обучении.  Игровое  обучение – это скрытое,  не  директивное   обучение,  когда   дети  понимают, что  с  ними играют, но не осознают, что их учат. Цель программы – привить первоначальные  навыки  творческого  ансамблевого  музицирования  на основе  развития   импровизационного   мышления;  развить  природные  способности  ребёнка.

 

 

Основным  предназначением  Шульверка  является  первичное  приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.                                         Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.  Подобный подход получил распространение во всем мире.

Если учесть общеизвестное утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.  В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.        3.  Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. В основе программы лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Принципиальная новизна данной авторской программы состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной.   Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления; развить природные способности ребёнка.

Меня привлекает в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.
Я и раньше включала в практику своей работы элементы этой программы, а теперь использую разработки автора более системно и углублённо.        Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.     "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, и, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).                                                                            В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняю. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).  Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно. Напомнить детям, что птички поют высоко, нежно и это можно изобразить с помощью треугольника, металлофона.

Металлофон хорошо передает и звуки падающих .капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.

На   барабане   палочки   выбивают   дробь,   словно   гром   гремит (выполнить попеременные быстрые удары двумя палочками).

Творческие задания ребята могут выполнять как индивидуально, так  и коллективно — например, шумовой оркестр. Можно обсудить  с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Конечно же необходимы инструменты. Шумовые  инструменты  имеются в  музыкальном  уголке каждой группы. Кроме этого можно и нужно использовать инструменты  из бросового материала  - листки бумаги, фольга, крышки, расчёски, коробочки, ложки, камешки, баночки с горохом  могут превратиться в инструменты,  Всё зависит от наших фантазий. Такие инструменты очень эффективны в использовании. – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников.

Нельзя забывать и о телесных «музыкальных инструментах». «Первым инструментом» человека было его собственное тело. Оно является им и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, щёчкам, притопы, щелчки пальцами, удары ладошками по грудной косточке и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения:

Хлопки: звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями.

Притопы: всей стопой, пяткой, носком.                                                                                 Шлепки: по коленям, по груди, по боками, по надутым щёчкам.                                         Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по ладоням.                                             Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы не только с детьми, но и со взрослыми. Объяснение такой эффективности простое : ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются им навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительную эмоционально – двигательную разрядку. Поэтому и существует у всех народов мира.

Изучив программу Т.Тютюнниковой, я стала чаще использовать работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых – развитие ритмического чувства детей.

Приведу несколько примеров игр, которые могут использовать в своей педагогической деятельности  воспитатели а так же родители:

Декламируется  речевой зачин. А затем исполняются ритмы на всех телесных инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, на грудной косточке с одновременным их слоговым проговариванием.

Игры со звучащими жестами:

“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем с тобой.

«Тюшки – тютюшки» (Ах ты, берёза)

Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит.д.

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!

Также в своей педагогической практике я широко использую опыт работы Елены Попляновой «Палочки – скакалочки». Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение

«Комары и мошки» слова рус. народные

Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Комары и мошки, тра-ля-ля.

Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ.

А как наступит ночь, улетают прочь!

Во время первого четверостишия дети рисуют палочками круги в воздухе, изображая полёт мошек и комаров. Во втором  - стучат кончиками обеих палочек одновременно по коленям (сначала параллельно, затем, скрестив руки). Следующие две строчки сопровождаются постукиванием палочек, а затем – «шагами» палочек по коленям. В конце стихотворения – палочками рисуют в воздухе большие полукруги – насекомые разлетаются в стороны и прячутся за спиной.

«Ножки»

«Большие ноги шли по дороге: Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ…»

Дать в руки малышу две палочки. Договориться с ним, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки – шаги самого малыша. Они лёгкие и подвижные. А голос звучит более звонко и легко.

Необходимо следить, чтобы движения были точно в ритм стихов. А можно – стихи пропеть. В конце упражнения можно предложить детям выложить из палочек какой ни будь рисунок. Например, превратить палочки в солнечные лучики. Ребята с большим удовольствием выполняют подобные задания.

Элементарное музицирование способствует  появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

При  игре   на   музыкальных   инструментах   ребенку  легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид  музыкальной  исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные  звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из музыкальных  и шумовых  инструментов  для  ребенка  не угасает.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первуочередь подготовить его самого. Для этого необходимо запланировать целый ряд мероприятий.

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песни. Проведение консультаций в предпраздничные дни: занятия с ведущими, обыгрывание различных игр, в том числе  музыкально-дидактических, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях я  не только разучиваю с детьми определенный репертуар, обучаю навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомлю с их выразительными возможностями, но и побуждаю к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого необходимо показать способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой - молоточки

Скок, скок, скок – 2 р.  - бубны

Санки скрипят – рубель

Бубенчики звенят – бубенчики

Дятел стучит – коробочка

Вьюга свистит – свистулька, бутылка

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой - молоточки

Скок, скок, скок – 2 р.  - бубны

Белка на ёлке орешки грызёт

Цок-цок – скорлупа

Рыжая лисичка зайчика стережёт – тарелка с кисточкой

Холод, холод, стужа, стужа – свистулька, бутылка

Снег пушистый кружит, кружит – треугольник

Ехали мы ехали, наконец доехали – молоточки, бубны

С горки «Ух» - металлофон

В ямку «Бух» - тарелка, бубны

Приехали – падают, руки в стороны

Можно предложить детям поиграть в имена -  дети должны узнать  по ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне имя:

http://www.i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image010.jpg

Дети узнают,  как  назвали  девочку — Таней  или  Танечкой:

http://www.i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image011.jpg

4 Игра для малышей:  взрослый  обращает внимание на весёлого зайчика (ребёнок  в шапочке зайчика с барабаном в руках)

«Я зайчик – попрыгайчик.

Я играю в барабанчик!»  - ребёнок импровизирует игру на барабане. Остальным детям предложить постучать кулачком о кулачок.

Или

«Ёж на дудочке играет и детишек забавляет»

Или

«Я – медвежонок Миша, я музыку люблю.

Послушайте, ребята, как звонко в бубен бью!»

Или

«Я – козочка рогатая, играю целый день,

Звенит мой колокольчик: динь-динь, динь-динь-дилень!»

Что необходимо для творческого музицирования?

Необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому одно из главных условий успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Для многих  детей   игра   на   музыкальных   инструментах  помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального  развития , но и  развитие  мышления,  творческой   инициативы, сознательных отношений между  детьми, участие в  театрально – игровой деятельности  с применением детских музыкальных и шумовых инструментов.

Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах, активизировать потребность в освоении игры на том музыкальном инструменте, который выберет ребенок.

Мне  очень импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку. Я, как и любой другой музыкальный руководитель,   стараюсь создать на музыкальном занятии атмосферу радости, удовольствия и успеха. Ребёнок за первые пять лет должен освоить гигантский объём знаний и умений. А наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости!