Статьи

Стрепетова Ольга Анатольевна

Активно использую электронные тесты, многовариантные задания для контроля и самоконтроля знаний, компьютерные презентации на этапе изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья656.15 КБ
Файл статья29.96 КБ
Файл конспект урока439.13 КБ
Файл статья20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА.

РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

        ГБОУ СПО Анжеро-Судженский горный техникум, г. Анжеро-Судженск
strepetowaolga@.ru

      Изготовление и эксплуатация машин и механизмов связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами.

      Чертеж, как известно, является международным графическим языком техники. Графический язык рассматривается как язык делового общения, содержащий геометрическую, техническую и технологическую информацию. Развитие современной механизации и автоматизации производства коренным образом меняют соответствующие требования к технической подготовке специалистов, которые должны свободно владеть умениями и навыками составления и чтения чертежей (независимо на каком носителе – бумажном или электронном). При помощи чертежа инженер или техник передает свои идеи и мысли.

        Совершенно четко должны быть определены роль и место инженерной графики в системе среднего профессионального  образования. Так как СПО готовит специалистов, способных приспосабливаться к новым требованиям рынка труда, к общественной жизни, им необходима основательная графическая подготовка, обеспечивающая в какой-то мере трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.

Необходимость изучения дисциплины «Инженерной графики» диктуется условиями повседневной жизни человека, в которой ему нередко приходиться читать графические изображения. Чертежи входят в паспорта машин, оборудования, справочники, инструкции и другие документы.

        На протяжении всего периода обучения выполняются практические работы по созданию, оформлению чертежей. Каждая практическая работа позволяется  последовательно переходить от простых способов построения чертежа  к более сложным. Получаемые в первом разделе,  «Геометрическое черчение», знания и умения применяются при изучении последующих разделов. Используется межпредметная связь с дисциплинами «Материаловедение», «Техническая механика», «Метрология и стандартизация».

     Задача дисциплины «Инженерная графика» заключается не только в выработке у студентов правильных и рациональных приемов работы чертежными инструментами и в овладении геометрическими основами чертежной техники. Развитие инженерной графики расширило способы получения графических изображений. Вместе  с  ручными способами выполнения чертежей  применение находят компьютерные способы  графических изображений и  составления проектной документации.

Использование компьютерной графики дает возможность создание, редактирование, хранение чертежей и  проектной документации с помощью различных программных средств.

       На практических занятиях студенты знакомятся с графическими системами AutoCAD, широко используемыми для автоматизации проектно- конструкторских работ в различных отраслях промышленности.

       При чтении лекций по дисциплине «Инженерная графика»  удобно использовать презентации формата Microsoft Power Point. Основой таких лекций являются слайды,  передающие на экран всю графическую информацию. Студентам интересны наглядные изображения, они осваивают материал быстрее и лучше запоминают содержание. При изложении материала с помощью презентации время лекции и практического занятия используется эффективно. Преподавателю не надо изображать решение задачи у доски, всю последовательность решения можно поместить на отдельных слайдах,которые могут заменить плакаты.Применяя презентации на дисциплине «Инженерная графика» значительно облегчается работа преподавателя. Презентации могут быть предложены студентам на электронных носителях, а также установлены на специальном сервере учебного заведения для свободного доступа студентам.

   «Инженерная графика» - одна из ступеней, формирующая знания, необходимые для освоения специальных общетехнических дисциплин.

        Результаты навыков приобретенных на занятиях инженерной графике и овладения чертежом подкрепляются при выполнении курсовых  и дипломных проектов  профессиональных модулей.

       Средством повышения успеваемости является заинтересованность студентов дисциплиной.   Увлечение инженерной графикой можно создавать многими способами: мастерство преподавателя, наглядные пособия, широкое применение технических средств обучения, интересная внеклассная работа, в которой не последнее место занимает проведение олимпиад.

С целью выявления талантливых студентов в техникуме  ежегодно проводится  олимпиада по инженерной графике.

25 марта  в нашем техникуме прошла олимпиада по инженерной графике среди студентов 2 курса.

Основные цели и задачи олимпиады:

- углубление знаний, повышение интереса к дисциплине;

- воспитание технического мышления, пространственного представления, самостоятельности, ответственности;

- умение пользоваться чертежными инструментами;

- активизация внеурочной деятельности работы студентов  по инженерной графике.

        Студенты принимают активной участие в олимпиаде по дисциплине «Инженерная графика».Задание выполняется в течение 3 часов. Требовалось иметь навыки черчения, пространственного видения модели, знаний  правил и требований ЕСКД, с чем ребята успешно справились с небольшими недочетами.

F:\олимпиада по ИГ\олимпиада техникум\фото 2015\C nokia 109.jpg       

F:\олимпиада по ИГ\олимпиада техникум\фото 2015\C nokia 124.jpg

Студенты в процессе выполнения заданий олимпиады.

      Олимпиада – это соревнование, в котором должны быть победители. После подведения итогов происходит награждение.

Список литературы:

1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.- с.142.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М., 2004.

3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М., 1990.

          4. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента./  И. Ковалевский: Высшее образование в России № 1, 2000,- 114-115с.

           5. Коджастирова, Г.М.  Словарь по педагогике./ Г.М. Коджастирова, – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр “МарТ”, 2005, – 448 с.

          6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: “Академия”, 2005,- – 272 с.

           7. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000.

 8. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001

    9. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр “МарТ”, 2006. – 336 с.

 10.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. – М., 2000



Предварительный просмотр:

История развития шахтного  транспорта:  рудничные локомотивы

ГБОУ СПО Анжеро-Судженский горный техникум

О.А. Стрепетова, преподаватель

strepetowaolga@.ru

     Доставка грузов, людей и оборудования представляет собой периодический процесс, распространяющийся на многие объекты шахты – как на поверхности, так и под землей.

Шахтный транспорт выполняет три основные технологические задачи:

  • погрузку, перегрузку, разгрузку и складирование на поверхности и в шахте различных вспомогательных грузов;
  • транспортирование грузов с поверхности до забоев и других объектов в шахте, а также выдачу из шахты материалов и оборудования для ремонта;
  • доставку шахтеров от околоствольного двора к рабочим местам и обратно в начале и конце смен, а также ремонтных рабочих по шахте в течение смены.

     Успешное внедрение нового оборудования и разработка эффективной технологии транспортных систем создадут основополагающие предпосылки для роста производительности труда на подземных горных выработках, снижению доли ручного труда и уменьшения производительности затрат.

Целью данной исследовательской работы проанализировать развитие шахтных локомотивов.

        Откатка угля к стволу шахты – одна из наиболее важных операций. До начала текущего столетия на угольных шахтах России, как уже упоминалось, откатка по горизонтальным выработкам осуществлялась конной тягой.

             В 1905 г. в Донбассе была применена откатка при помощи бесконечного каната с электрическим приводом. В первые годы советской власти механизация откатки развивалась медленно. Отечественные контактные электровозы мощностью 14,6 кВт, изготовлены на Краматорском машиностроительном заводе, появились только в 1925 г. на шахте «Артем».      

    Быстрое развитие электровозной откатки обусловило производство   контактных электровозов на заводе «Динамо» и аккумуляторных – на Подольском машиностроительном заводе. Однако к середине 30-х годов уровень подземной электровозной откатки не превышала 20% в общем, объеме перевозки грузов из-за недостаточной надежности и малого ресурса электровозов. Новые контактные и аккумуляторные электровозы типа П-ТР и П-АР, вышедшие в серию в 1939-1940 гг., имели улучшенную конструкцию.

 После Великой Отечественной войны в Советском Союзе                                                                                  повышается мощность электровозов. Если до 1941 г. основным типом были электровозы весом не более 7 т, то в 50-е годы появились сотни мощных электровозов весом 10 и 14 тонн. Дальнейшее техническое развитие электровозостроения связано с разработкой унифицированного ряда контактных электровозов 7-КР, 10-КР  и 14-КР, и аккумуляторных электровозов 8-АРП и 12-АРП, которые не уступали в то время лучшим зарубежным образцам. Аккумуляторный АК и контактный ТК малогабаритные электровозы с цепным весом 1,7 - 2т производства Лаптевского машиностроительного завода применялись для откатки в промежуточных штреках как вспомогательный транспорт.

     В 70-х годах начинается разработка контактных и аккумуляторных электровозов нового параметрического ряда сцепного веса от 4 и 28 т.  В настоящее время на отечественных угольных и рудных шахтах применяют около 70% аккумуляторных электровозов, которые питаются от аккумуляторных батарей, установленных на электровозе. В рудных шахтах в основном (почти100%) применяют контактные электровозы постоянного тока, которые получают электроэнергию от контактного провода. Контактные электровозы по сравнению с аккумуляторными проще по конструкции, более удобны и значительно дешевле в эксплуатации, так как имеют большую скорость движения и, следовательно, производительность откатки. На угольных шахтах параллельно с электровозами широкое применение нашли дизелевозы, отличающиеся высокой степенью автономности, безопасности и экономичности. Напочвенные дизельные локомотивы по сравнению с аккумуляторными электровозами обладают целым рядом преимуществ:  отпадает необходимость  в сооружении зарядных и преобразовательных камер, содержании аккумуляторного хозяйства, достигается максимальная автономность локомотива, обеспечивается независимость тягового усилия от времени работы в течение всей смены, увеличивается мощность при равных габаритных размерах, повышается производительность машины, сокращается количество обслуживаемого персонала.

        Опыт эксплуатации дизельных локомотивов показал, что при одинаковом сцепном весе, один дизельный локомотив заменяет работе два электровоза.      Номенклатура дизельных локомотивов позволяет их применение для транспортировки как основных, так и вспомогательных грузопотоков в шахтах опасных по взрыву метана и угольной пыли с нормальным и завышенным уклоном пути до 0,05.

     До 2005 года в шахтах России использовались дизельные локомотивы только импортного производства, в основном, фирм «Ferrit» Чехия и «DBT Scharf» Германия.  В настоящее время на Александровском машзаводе соданы и с 2006 года серийно выпускаются отечественные локомотивы – Д10Г и Д14Г. При их конструировании был учтен опыт эксплуатации импортных локомотивов. Положительные наработки нашли свое отражение в компоновке и функциональной оснащенности локомотивов Д10Г и Д14Г, что позволило достичь качества, соответствующего мировым стандартам. В то же время по цене локомотивы отечественного производства значительно ниже импортных аналогов.

           В результате изучения данной темы была составлена таблица об основных этапах развития шахтного транспорта, где отмечены достоинства и недостатки каждого этапа. По данной таблице можно сделать следующие выводы:

 Транспортные  машины,  работающие в горной промышленности, должны иметь высокую производительность, надежность, энерговооруженность и долговечность, обеспечивать бесперебойное  перемещение полезного ископаемого  на значительное    расстояния;

      подземный рельсовый транспорт должен развиваться в направлении создания мощных локомотивов с электрическим или дизельным приводом.


Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШАХТНОГО ТРАНСПОРТА

Год

выпуска

Назначение

Достоинства

Недостатки

1

2

3

4

В конце 18 века

Первые попытки механизации транспорта

(по деревянным настилам перемещали тачки и вагонетки)

Перемещение большого

количества грузов

Износ деревянных настилов

1776г

Первые железные уголки вместо деревянных настилов

Прочность

1788г

Первые рельсы из чугуна

Прочность

1806…1809г

(П.К. Фролов)

Первая чугунная дорога

Перемещение большого

количества грузов

1802г

Первый в мире паровой транспортный экипаж

Перемещение груза на значительные расстояния

1803г

Первый в мире паровоз (Р. Тревитик)

Паровоз не нес на себе груз, а тянул вагонетки с грузом

1833…1834г

Первый паровоз в России

(Е.А. и М.Е. Черепановы)

1835г

Второй паровоз в России

Мощность паровоза превзошла мощность лучшего английского локомотива

1861г

Первый ленточный конвейер «песковоз» (А. Лопатин)

1882г

Первый рудничный электровоз

фирмой «Siemens & Halske»

Перемещение большого

количества грузов

Первая половина19 века

Используется канатная откатка

Возросла производительность труда

Механизация транспорта носит единичный характер

1

2

3

4

1911г

Механические санки на колесах

Повысился объем добычи угля

1910г

Испытание импортных конвейеров

Первые в России качающиеся конвейеры

Повысился объем добычи угля

Общая техническая отсталость промышленности

1925г

Впервые применена скреперная установка

Повысился объем добычи угля

1925г

Изготовлен отечественный контактный локомотив, мощностью 14,6кВт

Снизилось число несчастных случаев на транспорте;

производительность труда возросла почти в 2 раза;

снизилась себестоимость откатки.

Недостаточная надежность, малый ресурс локомотивов.

1930г

Создан первый ленточный конвейер

Предназначен для пластов мощностью не менее 0,9 при угле падения до 15° и длине лавы до 200м

Сложность переноски, необходимость сохранения строгой прямолинейности лавы, быстрый износ ленты.

1935…1936г

Первые шаги по созданию переносных скребковых конвейеров

Возможность применение в очистных забоях

1935…1939г

Первые поставки на шахты Донбасса отечественных ленточных конвейеров

Замена малопроизводительного и трудоемкого канатного транспорта по наклонным горным выработкам

1939…1940г

Испытание на шахтах Донбасса новых  скребковых конвейеров

Высокая производительность, возможность транспортировать груз не только по падению, но и по восстанию

1939…1940г

Новые контактные и аккумуляторные электровозы типа П-ТР и П-АР

Имели улучшенную конструкцию, систему управления, повышенную емкость.

Был ликвидирован разрыв между механической выемкой и доставкой угля

1

2

3

4

1945…1947г

Прошли испытание передвижные скребковые ковейеры

Появилась возможность перейти на узкозахватную технологию работ в очистном забое

1945г

Разработаны ленточные конвейеры с шириной ленты 700мм, 800-900мм

Сократилось число перегрузов на конвейерных линиях наклонных выработок, повысилась скорость движения ленты.

50-е годы

Созданы мощные электровозы весом 10 и 14т

Происходит реконструкция подземных рельсовых путей (настилают две рельсовые колеи)

1961…1962г

Разрабатываются ленточные конвейеры с шириной ленты от 800мм до 1600мм

Облегчился труд шахтеров  и повысилась производительность труда

70-е годы

Начинается разработка контактных и аккумуляторных электровозов с цепным весом от 4 до 28 т

Улучшение тяговых характеристик, повышение скорости, совершенствование сигнализации

1980…1990г

Разработаны «базовые типы» передвижных скребковых конвейеров СП, СПЦ

Появилась возможность доставлять  уголь из очистных забоев с мощностью пластов от 0,6 до 3,5м

С 1994 по 2009 год в области шахтного транспорта произошли изменения:

- появилось новое высокопроизводительное оборудование

- повысился уровень механизации вспомогательных работ

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                             


 Литература

  1. Галкин В.И., Шешко Е.Е. Транспортные машины. – Москва издательство «Горная книга», 2010                                                                                                                                                                                                                                              
  2. Клорикьян С.Х., Старичнева В.В. и др. «Машины и оборудование для шахт и рудников». Справочник. – МГУ, 1994.
  3. Татаренко А.М., Максецкий И.П. «Рудничный транспорт». М.:Недра,1990.
  4. Под.редакцией Щадова В.М. Рудничный транспорт и механизация вспомогательных работ. – Москва издательство «Горная книга», 2010



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

        ГБОУ СПО Анжеро-Судженский горный техникум, г. Анжеро-Судженск
strepetowaolga@.ru

Дисциплина Инженерная графика

Дата проведения 1 семестр

Специальность15.02.08 Технология машиностроения

Курс 1 курс

Тема урока Деление окружности на равные части

Тип урока Урок изучения нового материала

Цели урока

Методическая  цель: показать  методы  достижения  активизации  мыслительной  деятельности студентов  на  основе  использования  новых  информационных  технологий.

Основная  цель:  формирование  графической  грамотности  на  основе  перехода  к   компьютерной  графике.

Образовательная цель: сформировать навыкиграфической грамоты и правил  деления окружности на равные части; формировать компоненты ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Развивающая цель:развитие  способностей  к  конструкторской  технологической  деятельности; развитие  технического  мышления, пространственных  представлений, творческих  способностей, графических  навыков.

Воспитательная цель:формирование  профессионального  отношения  к  изучаемому  материалу; воспитание  культуры  труда,  формирование  навыков самостоятельной  работы.  

Формы организации обучения: индивидуальная

Методы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством наставника; частично-поисковый метод.

Используемые технологии: проблемно поисковые, ИКТ.

Средства обучения:

вербально-информационные – учебные  пособия (опорный  конспект);  

наглядные – плакат  для  анализа  графического  состава  изображений,  детали  для  демонстрации, раздаточный  материал (карточки-задания);

аудиовизуальные – мультимедийный  видеопроектор, презентация к уроку, персональные компьютеры, система автоматизированного  проектирования  AutoCAD,  электронные  упражнения.

Используемая литература:

Основная

1. Боголюбов, С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений[Текст]: – 3-е изд., испр. и  доп. – М.:

Машиностроение, 2006. – с.392: ил.

2.Степакова, В.В. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений[Текст]/Курцаева Л.В., Айгунян М.А. и др. -  М.: Просвещение,

2012.-319с.: ил

4.Миронов, Б.Г. Черчение[Текст]: Учебник/Миронов Р.С.– М.: Машиностроение, 1991. – 290с.: ил.

2. Бродский, А.М. Практикум по инженерной графике[Текст]:Учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. – 5-е изд., стер. -  М.:

 Издательский центр    «Академия», 2009. – 192с.

5.Чекмарев А.А. Справочник по черчению[Текст]:Учеб.пособие для студ.учреждениясред.проф.образования. – 3-е изд.,стер. – М.:

Издательский центр    «Академия», 2007. – 336с

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

       Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений студентами является собственная познавательная деятельность обучаемого. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача преподавателя. Реализация данной задачи возможна через повышение эффективности урока, использование современных форм учебного процесса.  На открытом уроке «Деление  окружности  на  равные  части» основной   идеей было показать методы  достижения  активизации  мыслительной  деятельности студентов  на  основе  использования  новых  информационных  технологий.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающегося

Планируемый результат обучения

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, создание положительного настроя.

Приветствуют преподавателя.

Готовятся к уроку.

Включение в образовательный процесс.

2

Целеполагание и мотивация

Объявление темы, целей, проблемы урока, план решения поставленных задач

Проводит

-инструктаж по работе в аудитории «Инженерная графика»;

Слушают, принимают цели и задачи урока, знакомятся с этапами решения проблемы, с наставниками.

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.

3

Актуализация знаний

Контрольные  вопросы  по  предыдущим  

(индивидуальный опрос

Повторяют основные понятия

- выдает задания по работе на первом уроке  (рабочий чертеж детали);

- индивидуальную (групповую) работу со студентами;

- корректирует выполнение работы (упражнение)

Формирование компонентов

ОК 2.

Всестороннее повторение пройденного материала.

Выявление степени подготовленности группы для изучения нового материала.

4

Изучение нового материала

Практическое назначение правил деления окружности на равные части (важность  и  значимость  выполняемой  работы).

Организация деятельности студентов по усвоению нового материала (объяснительно – иллюстративный  метод).

Подводит общие итоги.

Выдает учебный материал.

Выдает карточки для выполнения задания

Упражнение (в рабочей тетради студента).

Рассаживаются за рабочие столы.

Изучают раздаточный материал.

Выполняют задание.

Организуют предварительное обсуждение результатов работы

Выполняют:

- слушают;

- ведут краткий конспект;

- отвечают на поставленные вопросы;

- выполняют задания;

- оформляют упражнения;

- дополняют ответы друг друга

Формирование компонентов ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

5

Первичное закрепление новых знаний

Оценка  студентов  за  выполнение  практических

Опорный конспект (обобщение).

Подготовка  к  выполнению  практической  работы (техника безопасности, анализ графического состава изображения).

Практическая   работа  по  индивидуальным  разно-уровневым  заданиям (самостоятельная  работа).

Получение информации о результатах обучения

7

Подведение  итогов  и  результатов  урока

Оценка  студентов  за  выполнение  электронных  упражнений,

Краткий  анализ  работы  группы  и  отдельных  студентов  на  данном  занятии.

Электронные  упражнения  в  системе  автоматизированного  проектирования.

8

Информация о домашнем задании

Знакомит с домашним заданием, предлагая выбрать: 1) Выполнить работу над ошибками.

2) Найти примеры использования деления окружности в машиностроении.

3) Придумать и построить геометрическое изображение на основе простейших геометрических построений, с использованием деления окружности на равные части

Выбирают, обосновывая, домашнее задание.

Формирование компонентов

ОК 8.

.

9

Рефлексивно-оценочный

Подводит итоги совместной деятельности по изучению материала.

Краткий  анализ  работы  студентов  на  данном  занятии.

Что больше всего понравилось на уроке?

(было интересно, было трудно, я научился…).

Что бы  Вы хотели изменить?

Работа в группе, коллективный вклад.

Формирование компонентов

ОК 8.

Оценка степени удовлетворённости собственной деятельностью, работой в малой группе и всего коллектива по освоению учебного материала.

ХОД УРОКА

Урок сопровождается электронной презентацией.

Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. Обращает внимание на эпиграф урока.  Просит обучающихся задуматься о степени ихучастия в процессе освоения нового учебного материала.

3. Объяснение нового материала.

Целеполагание и мотивация

Слайд 4.  

Преподаватель: При изготовлении многих деталей возникает необходимость деления отрезка окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8… равные части. К таким деталям относятся различные колеса, гайки, гаечные ключи, диски, прокладки, плашки, фланцы и т.д.

Для выполнения такого рода чертежей деталей необходимо уметь выполнять геометрические построения деления окружностей на 3, 4, 5, 6, … равных частей.

Слайд 10 и 5. (детали зубчатые колеса)

Актуализация знаний

Преподаватель. Для изучения данной темы необходимо повторить«Графическое оформление чертежей». Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

Вопрос: Соотнесите  правильное  наименование линии  по  её  начертанию:

Ответ: Сплошная  волнистая  линия.

Вопрос:Назовите правильное  определение  стандартов  ЕСКД:

Ответ: Это  нормативные  документы,  которые  устанавливают  единые  правила  выполнения  и  оформления  конструкторских  документов  во  всех  отраслях  промышленности.

Вопрос: Соотнесите  правильное  наименование линии  по  её  начертанию:

Ответ: Штрихпунктирная  тонкая  линия.

Вопрос: Определите, какую длину предмета надо указать на чертеже, если она  равна 1250 мм,  а  масштаб   изображения   1:10:

Ответ: 12,50.

Вопрос: Определите,  какое  расположение формата  А4  допускается  ГОСТом:

Ответ: вертикальное

Вопрос: Определите,  штрихпунктирная линия с двумя точками используется  для:

Ответ: изображения линий сгиба на развёртках.

Вопрос: Определите,  штриховая линия используется  для:

Ответ: изображения невидимых линий.

Вопрос:  Какие размеры имеет формат А3:

Ответ: 420 х 297

Изучение нового материала

     

Сегодня на занятии мы рассмотрим, как можно выполнить деление окружности на равные части. Многие элементы детали располагаются равномерно по окружности. Поэтому и возникает необходимость делить окружность на равные части.

   А сейчас мы с вами рассмотрим исторические  сведения, примеры из практики, где встречается деление окружности на равные части.

Учитель:

Слайд 11(диски)

Преподаватель: Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например: превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов.

Слайд 6 (снежинки)

Преподаватель: Правильный шестиугольник явился предметом специального исследования великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630), о котором он рассказывает в своей книге “Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках”.

     Рассуждая о причинах того, почему снежинки имеют шестиугольную форму, он отмечает: “плоскость можно покрыть без зазоров лишь следующими фигурами: равносторонними треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками. Среди этих фигур правильный шестиугольник покрывает наибольшую площадь”.

Слайд 8 (витражи)

Преподаватель: Правильные многоугольники встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда ценили их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе.

Деление окружности на равные части широко применяли и в строительстве. Одним из примеров могут  служить витражи. В переплетах воплощается своеобразный узор.

Слайд 7. (логотипы)

Преподаватель: Примеры применения деления окружности на равные части и использования правильных многоугольников в графическом дизайне трудно даже перечислить, но, пожалуй, самым распространенным является создание на их основе эмблем, логотипов и товарных знаков различных фирм.Внимательно посмотрите на вещи, которые нас окружают: несомненно, вы найдете много примеров использование темы “Деление окружности на равные части”.

 Слайд 9. (многоугольники)

Преподаватель: С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников, так как правильными многоугольники считаются только в том случае, если все их вершины принадлежат одной окружности и делят его на равные части.Когда-то в построении правильных многоугольников вкладывали мистический смысл. Так, пифагорейцы, последователи религиозно-философского учения, основанного Пифагором, приняли в качестве знака своего союза звездчатый многоугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника.

Вопрос: Какими инструментами можно использовать при делении окружности на равные части?

Ответ: транспортиром, чертежный угольник, масштабную линейку

Преподаватель: Правила строгого геометрического построения некоторых правильных многоугольников изложены древнегреческим математиком Евклидом. Оказывается, что многие построения, в том числе и деление окружности на равные части, можно выполнять только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки

Деление окружности на равные части (преподаватель показывает слайды деление окружности на равные части).

Слайд 12. Деление окружности на 3 части.

Слайд 13. Деление окружности на 4 части.

Слайд 14. Деление окружности на 5 частей.

Слайд 15. Деление окружности на 6 частей.

Слайд 16. Деление окружности на 7 частей.

Слайд 17, 18. Деление окружности на 8 частей.

Слайд 19. Деление окружности на 10 частей.

Слайд 20. Деление окружности на 12 частей.

Преподаватель: Теперь о делении на большее количество частей. Для этого существует вот такая таблица коэффициентов.

Слайд 21.Таблица коэффициентов для подсчета длины хорды

Для получения длины хорды, нужно умножить диаметр окружности на

коэффициент из таблицы.

Таблица позволяет делить окружность до 30 частей. Если требуется большее количество, то коэффициент несложно посчитать самостоятельно. Для этого делим 360 на нужное количество частей и берем синус этого числа (на большинствекалькуляторов есть такая функция). Полученный результат делим на два - это и есть наш коэффициент.

4. Первичное закрепление новых знаний

Преподаватель: Слайд 22.

С целью формирования практических навыков выполним следующее практическое задание:вычертить контур детали, применяя правила деления окружности на равные части в тетради.

Студенты выполняют практическую   работу  по  индивидуальным  разно-уровневым  заданиям (самостоятельная  работа) в тетради.  

      Закрепление  материала  изученного  на  данном  уроке  и  ранее  пройденного,  связанного  с  новым

Преподаватель: Для  подготовки  к  построению многоугольников в системе AutoCAD вы  выполнили  предварительную  работу  от  руки  по  делению  окружности  на  равные  части.

      Продолжим изучение  темы, выполнив практическое задание «Построение многоугольников  в  среде    AutoCAD».       На предыдущих  занятиях  вы  научились  работать   по  стилям (слоям)  с  различными  типами  линий, построение  графических  примитивов (линия, ломаная,  окружность), работа  с  командами  управления  графическим  экраном, объектными  привязками. Одновременно  с  изучением  этих  тем  мы  выполняли  упражнения  по  созданию  рабочей  среды  в  соответствие  со  стандартами  ЕСКД  для  выполнения  чертежей. Вы  самостоятельно  подготовили  форматы  А3 и  А4  для  выполнения  графических  работ  в  течение  учебного  года (преимущество  компьютерной  графики).

Повторение правил поведения и техники безопасности в компьютерном классе.  Выполнение электронных  упражнений  в  среде  автоматизированного  проектированияAutoCAD.

5. Домашнее задание. Слайд 24.

1) Выполнить работу над ошибками.

 2) Найти примеры использования деления окружности в машиностроении.

3) Придумать и построить геометрическое изображение на основе простейших геометрических построений, с использованием деления окружности на равные части

6. Подведение итогов.  Выставление оценок.

Что нового вы узнали на уроке?

Для чего нужно знать правила деления окружности на равные части?

Какие геометрические построение нужно использовать при построении следующих деталей? Слайд 22.

Скажите, на сколько частей нужно разделить окружность для  построения следующих деталей?

       Сегодня  вы  на  собственном  опыте  узнали,  как  графические  программы  помогают  конструкторам (студентам)  в  их  графической  и  творческой  деятельности  по  созданию  чертежей.  И  в  то  же  время  вы   ещё  раз убедитесь, что  независимо  от  того  выполняют  чертёж  на  компьютере  или  от  руки, стандарты  ЕСКД  надо  знать  и  в  том  и  в  другом  случае.  

            Так  же, сегодня на уроке,  мы  научились  анализировать  графический  состав  изображения. Эти  знания  и  умения  потребуются  вам  при прохождении  производственной  практики (анализ  графического  состава  изображения)  и  выполнении курсового  и  дипломного  проекта,  где  каждый  из  вас  должен  уметь  грамотно  оформить  графическую часть  в  системе  автоматизированного  проектирования.  От  этого  будет  зависеть  качество  защиты  курсового   и  дипломного проектов.

1. Студенты   самостоятельно  выбирали  уровень  задания  и  могли  оценить  собственный  выбор  (справились  или  не  справились).  Это  поможет  им  определять  для  себя  уровень  в  следующих  графических  работах и  достичь  максимально  возможного  уровня  в  пределах  данной  дисциплины.  Студент  не  нацеливается  на  отрицательный  результат.  

2. Оценки,  полученные  студентами  на  занятии,  обоснованы  выбором  уровня.  

3. Высокая  работоспособность  студентов  на  занятии  обеспечивалась в результате  использования   новых  информационных  технологий  (мультимедийный  видеопроектор, презентация к уроку, персональные  компьютеры, система  автоматизированного  проектирования AutoCAD).

       

Приложение 1

Построение многоугольников в средеAutoCAD.

К многоугольникам относятся равносторонние треугольники, квадраты и шестигранники, которые можно построить тремя способами: описанный многоугольник, вписанный многоугольник, многоугольник с заданной стороной.

1. Построение описанного многоугольника. В вкладке "Главная" - "Рисование" нажимаем на "Многоугольник".

5

Так же можно воспользоваться командной строкой. Набираем команду "МН-УГОЛ", после нажимаем "Enter". Далее покажется рамка, куда вводится число сторон ( по умолчанию 6). Значение указывается в командной строке. Число сторон может быть от3 до 1024.

5

Задаем точку с координатами (0,0), "Enter" , выбираем параметрразмещения "Описанный вокруг окружности".

5

Также щелчком правой клавиши мыши можно вызвать контекстное меню и выбрать этот параметр.

5

Задаем радиус окружности, допустим 500 и "Enter".

5

До того как ввести значение радиуса многоугольник можно развернуть под любым углом.

5

2. Примерно также строится вписанный многоугольник, только параметр размещения выбираем "Вписанный в окружность".

5

В командной строке вводим радиус либо в нужном месте экрана с помощью щелчка левой кнопки мыши курсором образуем точку.

5

В обоих случаях параметр размещения можно писать через командную строку: "О" – описанныймногоугольник, "В" – вписанныймногоугольник.

3. Построение многоугольника с заданной стороной. Вкладка "Главная" - "Рисование" - "Многоугольник" и задаем число сторон. Щелчокправой клавиши мыши для вызова меню и выбираем "Сторона".

5

В командной строке вводим координаты первой конечной точки (0,0) и второй конечной точки (100,500), жмем "Enter".

5

С помощью командной строки, после ввода числа сторон, многоугольник с заданной стороной можно построить путем введения в командную строку русскую букву "С" и нажимаем "Enter".

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Значение технических средств наглядности в учебном процессе.

ГПОУ «Анжеро- Судженский горный техникум»

О.А. Стрепетова, преподаватель

strepetowaolga@.ru

     Необходимость достижения эффективности и качества работы на каждом участке жизни нашего общества  целиком относятся и к образовательным учреждениям среднего профессионального образования.

      Тем более, что применительно к ним речь идет о постоянном повышении качества подготовки и воспитания специалистов среднего звена.

       В этих условиях обеспечить формирование творчески мыслящих, всесторонне подготовленных к жизни и практической деятельности, нравственно зрелых специалистов становится первоочередной задачей.

       В наше время научно-технического прогресса, когда техника и технология производства должны совершенствоваться, особенно возрастает потребность в людях, имеющих высокую профессиональную подготовку и общую культуру, творчески мыслящих, способных самостоятельно ставить и решать принципиально новые технические задачи. Поэтому одной из важнейших целей обучения в учреждениях СПО является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, развитие технического мышления. Здесь открывается большое поле деятельности учебных кабинетов обеспечивающих проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

     Каждый преподаватель для улучшения качества обучения проводит занятия, где в той или иной мере использует различные средства наглядности. Поэтому необходимо, чтобы наглядное пособие удовлетворяло следующим требованиям:

- должно быть одновременно и одинаково видимо всем студентам в аудитории;

- должно обладать высококачественным оформлением;

- модели должны быть просты по конструкции, удобны для установки, перемещения.

     Изучая  общепрофессиональную дисциплину «Инженерная графика», где принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с принципом наглядности, применение технических средств наглядности повышает интерес студентов к черчению.

     На занятии по дисциплине «Инженерная графика» преподаватель может представлять   средства наглядности студентам различными способами:

  1. детали в натуре;
  2. изображение деталей, получаемые при помощи проекционной аппаратуры (кино, эпидиоскопа, ЛЭТИ, компьютерной графики и др.);
  3. объемные наглядные пособия (геометрически фигуры);
  4. графические изображения (схемы, диаграммы, чертежи).
  5. модели;
  6. технические рисунки, эскизы и плакаты, используемые при обучении дисциплины.

    Выбор средства наглядности во многом зависит  от методики и техники его использования на занятии.

     Учебный процесс по дисциплине «Инженерная графика» качественно изменился,  вместо  привычным всем карандаша, линейки и ватмана студенты на занятиях работают со специализированным программным обеспечением. Чертежи и схемы выполняются на компьютерах,  легко поддаются редактированию и отображаются на экранах мониторов.

     Применение технических средств наглядности становятся неотделимой частью учебного процесса по черчению там, где технические средства применяются регулярно, грамотно, способствуют повышению результативности и качества обучения, где есть преподаватели увлеченные своим делом, где обучение – это  творчество.  К техническим средствам наглядности относится не только компьютер и видеопроектор, а также  специально созданные дидактические электронные материалы и пособия: видеозаписи, кинофильмы,  презентации, тесты.    

       Например:  презентации, как технические средства наглядности - наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение студентами знаний, повышают интерес к данной дисциплине.

     При соблюдении необходимых условий технические средства наглядности могут оказывать существенную поддержку как при изучении нового материала, так и при повторении пройденного,  поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

      В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения.

     Наглядность — не самоцель, а средство обучения. Она применяется  тогда, когда имеющийся запас знаний, представлений не дает студентам возможности образовать новые представления и понятия. Если же у студентов имеется достаточный запас представлений, то нет необходимости пользоваться наглядностью.