конспект занятия

Ловцова Татьяна Ивановна

Все о меде. Знакомство со свойствами меда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_uchitel_zdorovya_med_1.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема

«Мед и наше здоровье»

Разработчик

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 32 Калининского района Санкт-Петербурга

Ловцова Татьяна Ивановна

Форма проведения

Исследовательская игра

Цель

создать условия  для формирования представлений о пользе и ценности меда для здоровья человека

Задачи

 -Мотивировать детей на исследовательскую деятельность.

-Дать возможность при помощи взрослого узнать о происхождении  меда.

-Актуализировать знания детей о свойствах меда, разнообразии видов меда, о  правилах безопасного поведения в природе.

-Способствовать развитию умения  определять натуральность меда разными способами.

-Расширять активный словарь воспитанников: пыльца, нектар, пасека, улей, соты, вощина, гречишный мед, липовый мед, донниковый мед.

-Воспитывать потребность заботиться о  своем здоровье, употреблять полезные природные продукты в пищу.

Виды детской деятельности

Игровая,  коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Материалы и оборудование

Презентация, посылка Почты России, мешочки тканевые по количеству детей, вощина, макет улья, макет цветка, мягкая игрушка Пчела с всасывающим нектар механизмом, соты из конструктора, бумажные плоские цветы, образцы меда, мнемотаблицы о меде, пробирки для опытов с медом, пипетки, йод, влажные салфетки, продукты пчеловодства ( муляжи, свечи, воск)

Структура совместной деятельности

1.Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивация к деятельности (ситуация успеха, создание проблемной ситуации, формулировка проблемы)        

2.Поисковый этап

Совместная деятельность  по решению проблемы, самостоятельная деятельность, продуктивная деятельность

3.Рефлексивно-оценочный этап

Аналитическая деятельность, обобщение результатов исследования, выводы.

Содержание

Мотивационно-ориентировочный этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

-Здравствуйте ребята! Как у вас настроение? Вы любите сладости? А что именно? А за что вы их любите? Мама вам разрешает есть много сладкого?  А почему? Верите ли вы в то, что есть на свете сладость полезная для здоровья? Хотите узнать, что это?

Я шла к вам и встретила почтальона Печкина, он передал  посылку, адрес указан вашего детского сада  и на посылке  написано «Для здоровья ребятам». Это вам! Откроем, посмотрим, что там?

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель достает из посылки мешочки, вручает каждому ребенку мешочек.

-Попробуем определить, что находится внутри мешочка по запаху и на ощупь. Какой запах у предмета? Приятен ли запах вам?

Достаньте, то, что лежит в мешочке. Как вы думаете, что это?

Вы сказали, что то, что у нас в руках - пахнет мёдом! А хотите проверить и узнать, почему? И почему на посылке написано «Для здоровья ребятам»?  

Тогда отгадайте загадку

 Нет полезней в мире средства,                                            знаем мы его все с детства.                                            Он здоровье нам несет                                            наш тягучий, сладкий…(Мёд)

-А вы пробовали мёд?  Спросите у меня, чтобы  вы хотели узнать про мёд? (принимает все вопросы детей)

Я поняла, вы хотите узнать о пользе  и вреде мёда, о свойствах мёда, узнать какой мёд самый лучший?

Для этого я приглашаю вас в центр исследования меда! Готовы? Закройте глаза и медленно повернитесь вокруг себя и повторяйте слова: «Раз, два, три, четыре, пять,  хочу о мёде я узнать»

Приветствуют воспитателя, участвуют в диалоге.

Игра «Волшебный мешочек»

Исследуют предмет в мешочке по запаху и на ощупь.

Ответы детей

Дети достают из мешочков кусочки вощины. Высказывают свои варианты предположений.

Ответы детей

Отгадывают загадку

Фиксируют в речи проблемные вопросы

Закрывают глаза, поворачиваются  вокруг себя.

 2 минуты

Поисковый этап

Технологии, методы, приемы

вопросы, стимулирующие

познавательную активность детей

Рефлексивно-оценочный этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Организация исследования  макета «улей»

Воспитатель обращает внимание детей на необычный домик на цветочной полянке

Загадывает загадку

  Есть на свете сладкий дом, 
 Садом пахнет в доме том. 
 А жильцы, жужжа от радости, 
 В домик свой приносят сладости, 
 Угощая нас потом. 
 Угадайте — что за дом?

Правильно, этот дом – улей! И живут в нем пчелки – труженицы. Давайте заглянем в улей.

-Дом, в котором живут пчелы, должен служить надежной  защитой от погодных условий. Что внутри?

- Материал в рамках называется вощина. Мы с вощиной сегодня уже встречались. Вощина сделана из воска и состоит из сот - ячеек, каждая из ячеек имеет одинаковый размер и идеальную шестигранную форму (показ большой соты), они скрепляются и становятся невероятно прочными.

Ой, ребята, с приходом весны, кажется, проснулись жители улья?

Организация исследования процесса сбора нектара пчелами на модели - игрушке

Раздается жужжание. Воспитатель демонстрирует мягкую игрушку - пчелку

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, как выглядит пчела? 

-Тельце пчелы имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок – «носик». Им она высасывает нектар с растений и превращает его в мед. 

Воспитатель демонстрирует сбор нектара на модели, читая стихотворение

Полетела пчела,

Села на цветок. 
В цветок — хоботок! 
Нектару взяла.                                                                                             

  И в улей понесла.

 Воспитатель:

-Пчела собирает нектар и приносит его в улей. В улье нектар жуется пчелками несколько раз. Так получается густой сироп. Пчела выливает сироп в ячейку сот и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп еще более густым. Так получается мед. Кто хочет попробовать собрать нектар?

Воспитатель:

-Пчелки, перелетая с цветка на цветок не только собираю нектар, но делают одно очень важное дело. Оказывается, садясь с одного цветка на другой,  пчелы  переносят на своих лапках пыльцу, т.е. опыляют растения.

Показ на модели пчелы.

-Опылять растения нужно, чтобы они цвели. А что будет, если пчелы не будут опылять растения?

Правильно, в природе все взаимосвязано.

Подвижная игра: «Пчелки»

На полу бумажные плоские цветочки, на два меньше, чем детей. Детям  раздаются липучие шарики из конструктора – пыльца.

- Давайте мы с вами превратимся в  пчёлок. Под музыку вы начинаете разбегаться (легкий бег) по нашей полянке махать крылышками и жужжать. Музыка остановится – надо успеть положить шарик-пыльцу на цветок.

Воспитатель предлагает детям выполнить гимнастику для глаз:

-Пчелы потрудились, все растения опылили,  глаза устали искать цветы, надо им отдохнуть!

Гимнастика для глаз с использованием ИКТ

Раз налево, два – направо,

Три наверх, четыре вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Мнемотаблица

Воспитатель достает из посылки мнемотаблицы по правилам безопасного поведения с пчелами.

- В нашей посылке оказались картинки. О чем они нам говорят?

Исследование видов меда

Воспитатель обращает внимание детей на посылку.

-В посылке есть еще  баночки. В них  – мед! Посмотрите, а почему он разный?  Может в мёд добавляют различные краски?

Пчелы собирают нектар с разных цветущих растений.

(Воспитатель дает понюхать каждую баночку)

Этот акациевый мёд - собран с цветов акации, этот гречишный мёд - собран с цветов гречихи, луговой мед (цветочный) – собран с различных луговых цветков. Поэтому мед разный по цвету и по запаху.  

Дыхательная гимнастика - «Пчелы»

И. п. – ноги слегка расставлены.

 Мы представим, что мы пчелы

1 – развести руки в стороны (вдох);      

 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)

Речевая игра:  «С каких растений собран мёд»

Воспитатель:

- Я скажу название меда, а вы угадайте,  с каких растений пчелы собирали для него нектар.

Цветочный мед – с цветов,

гречишный мед – с гречихи,

одуванчиковый – с одуванчиков,

акациевый – с акации,

липовый – с липы,

вересковый – с вереска,

клеверный – с клевера,

тыквенный – с тыквы,

огуречный – с огурцов,

разнотравный – с разных трав.

Хотите продолжить исследовать мед?

Воспитатель приглашает детей к столу с пробирками.

Опыты с пробирками

«Консистенция меда»

- Переверните пробирки, мед быстро переливается? Нет! А почему?

«Прозрачность меда»

-Поставьте соломинку в пробирку. Расскажите видна ли у вас соломинка сквозь мед?

Опыт « Липкость меда»

Выньте соломинку из пробирки, на кончике будет капелька меда, дотроньтесь соломинкой до листка бумаги на столе, накройте капельку другим листком. Что произошло?

Опыт «Растворимость мёда» Добавим в  воду капельку меда, соломинкой перемешаем. Что случилось с медом. Вот почему мед так хорошо пить с чаем!

Опыт«Натуральность меда».

Чтобы определить качество меда, нужно в сладкую медовую воду капнуть йод. Если  вода станет синей – мед не настоящий, если вода слегка коричневой, то наш мед настоящий, натуральный и полезный для здоровья! Давайте проверим!

Таким образом, в ходе исследования мы убедились, что наш мед – имеет запах,густой, прозрачный и непрозрачный, растворяется в воде..

В посылке еще что-то есть!Картинки – схемы о пользе мёда.

А чем полезен мед, нам эти схемы расскажут.

1. Мед дает силу! Рекомендован  спортсменам для ускорения процесса восстановления и повышения выносливости.

Физкультминутка:«Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Будет пчелкам, чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Нужно летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты).

Продолжим узнавать о пользе меда.

2.Мед - прекрасный источник для питания мозга

3. Здоровье.  Улучшает пищеварение, очищает организм, нормализирует обмен веществ. Повышает иммунитет, позволяет сократить потребление медицинских препаратов. Лечит заболевания верхних дыхательных путей.

4.Спокойствие. Принимая на ночь ложку меда,  крепко спится.

5 Красота. Полезен для кожи, волос и т.д.

Воспитатель демонстрирует картинку о вреде меда

-Ребята, какой вред может нанести мед здоровью человека? О чем нам нужно помнить и знать?

Если употреблять в пищу, большое количество меда, то это может привести к ожирению, кариесу зубов (больше чем от сахара, поэтому после меда надо тщательно полоскать рот), мед может вызвать сильную аллергию.

Вывод: мед приносит пользу, но может навредить , если его неправильно использовать и употреблять.

Продукты пчеловодства

Воспитатель обращает внимание детей на витрину с продуктами пчеловодства.

Как вы думаете, почему здесь, в центре исследования меда находятся эти предметы?

Мед применяется очень широко человеком: в медицине, в кулинарии, в косметологии.

Пора нам возвращаться в детский сад!

Раз, два, три , четыре, пять

Мы в детском саду оказались опять!

Почему на посылке было написано «Для здоровья ребят?»

Ребята, в народе говорят, что мед это золото. Объясните почему?

Важно ли то, что вы сегодня узнали про мед?

Что было самым интересным?

Я желаю вам крепкого здоровья:

Знают взрослые и дети:

Мёд вкусней всего на свете.

Он излечит все болезни.

Мёд из всех лекарств  полезней!

Ешьте мёд и будьте здоровы!

Вручение детям подарков - свечей из вощины.

Пусть эти свечи из вощины

Напоминают вам о меде

И нашем путешествии.

Спасибо! До свидания!    

Дети открывают глаза , видят макет цветочной полянки и улей

Дети отгадывают загадку

Дети рассматривают макет улья, через крышу и дверь.

Ответы детей

(Дети вспоминают волшебные мешочки)

Рассматривают соты

Ответы детей.

Дети по очереди собирают нектар с цветка, засасывая жидкость хоботком пчелы из середины цветка и выливая ее в соту (в голове пчелы вшита резиновая груша, в середине цветка  - губка с водой)

Ответы детей

(Если не будут пчелы опылять растения, то не будет цветов на земле, а если не будет цветов, то не будет красоты, не будет меда, пчелы исчезнут, им нечем будет питаться)

Подвижная игра под музыку «Пчелки»

Выполняют упражнения  для глаз

Рассматривают мнемотаблицу, высказывают свои суждения.

Рассматривают баночки с медом,  делают вывод

Нюхают разные виды меда, делают вывод.

Выполняют дыхательные упражнения

Ловят мягкую игрушку-пчелку и называя растение, бросают пчелку обратно водящему.

Дети подходят к столу с пробирками, пробуют перевернуть пробирку с медом, делают вывод. Что мед- густой, а не жидкий.

Дети с помощью соломинки определяют прозрачность меда, высказывают свои ответы.

Дети с помощью соломинки определяют липкость меда, высказывают свои ответы.

Ответы детей, вывод о том, что мед растворяется в воде

Выполняют эксперимент,  делают вывод ( в результате опыта,  вода стала коричневой , не посинела ,  значит мед настоящий)

Дети рассматривают схемы, рассказывают о пользе меда

Выполняют упражнения

Дети рассматривают схемы, рассказывают о пользе меда.

Дети рассматривают схемы, рассказывают о вреде меда.

Ответы детей

Закрывают глаза , медленно поворачиваются вокруг себя. Открывают глаза.

Ответы детей, выводы.

 16 минут