Для вас, коллеги!

Конспекты, консультации для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Аспекты экологического воспитания детей                                                             старшего дошкольного  возраста».

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь направит.

М. Саади

Цель экологического воспитания: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  •    Формирование представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её
  • Формирование навыков культуры поведения в природе
  •  Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе 
  •  Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными
  •  Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с природой

Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать её богатства, заботиться о флоре и фауне.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед воспитателем встаёт задача формирования у детей основ культуры разумного использования природы.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Экологическое воспитание в детском саду  это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определённые образовательные приёмы в повседневной жизни и на занятиях, воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за её состояние.

Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представления об окружающей природе в группе можно создать мини-лабораторию. В ней маленькие «учёные» могут проводить опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. На подоконниках в группе можно оборудовать мини-огород, где можно выращивать лук, укроп, подсолнух и другие растения.

В экологических уголках также можно организовать библиотеку, в которой собирают разнообразные книги, энциклопедии для детей, дидактические экологические игры. Кроме этого для экологического воспитания детей целесообразно использовать в работе CD диски с голосами разных животных и птиц, DVD диски с фильмами и мультфильмами о животных, птицах, растениях и пр.

Для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо организовать на улице правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщению детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зелёной аптеки».

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Формы экологического воспитания:                                                                                                               - Занятия

- Походы и экскурсии

- Экологические праздники и досуги

- Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

- Элементарная поисковая деятельность детей

   Методы экологического воспитания:

- Наблюдения                                                                                                                                                  - Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с   детьми

-  Ознакомление детей с природой в играх

- Несложные опыты и экспериментирование

- Моделирование

- Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

- Использование художественной природоведческой литературы

 - Беседа как метод ознакомления детей с природой

Формы экологического воспитания:

1. Занятия.

        Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

        Со старшими дошкольниками можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин- этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.

Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.

        2. Походы и экскурсии.

 Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.

Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды  их развития.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения.

           Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

        Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку- и экскурсии на сельскохозяйственные объекты- в поле, на огород, на птицеферму.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.

        3. Экологические праздники и досуги.

        Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.

        Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

        4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

        Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д.

        Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы.

         В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

        В уголке природы дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.

        Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы.

        5. Элементарная поисковая деятельность детей.

        Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

        Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

        Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей.

        В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

        

 Методы экологического воспитания.

        Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

        К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

        В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

1. Наблюдение

        Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.        

        Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.

        

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

2. Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

        Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

        В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д.

        Художественные картины - пейзажи, натюрморты - необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

        3. Ознакомление детей с природой в играх

        В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

        Игры с готовым содержанием и правилами:

        Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

        Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

        Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

        Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

        Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.

                Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.

        Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

        Творческие игры природоведческого содержания. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

        В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

        4. Несложные опыты и экспериментирование

        Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

        Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

        Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

        5. Моделирование

        Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

        Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

        Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

        6. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

        На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

        Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства.

В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляющие их размышлять, делать выводы.

        Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

        7. Использование художественной природоведческой литературы

        Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

        В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их.

        Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

        Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой.

        После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

        8. Беседа как метод ознакомления детей с природой

        Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

        Задачей воспитателя в руководстве беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

        Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

        9. Труд детей в природе 

        Труд в природе расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

                Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

                 Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями.

Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Именно поэтому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме.

Формы работы с родителями.

  • Анкетирование, проведение опросов.
  • Совместные досуги, праздники, викторины.
  • Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.
  • Экологические стенды.
  • Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытами между родителями.
  • Информационные проспекты для родителей.
  • Организация дней открытых дверей.
  • Выпуск газет, фото газет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.
  • Экологические акции.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчётливых знаний об окружающем мире.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убеждённость воспитателя, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.  

Всё хорошее в людях — из детства!                                                                                                                                               Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:                                                                                                                                             Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,                                                                                                                                                И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала  Не наукой, а частью души!



Предварительный просмотр:

Закаливание (подготовительная группа).  ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

Цели:

- создать интерес к закаливающим процедурам,  обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;

- закрепить приемы  элементарного самомассажа,  активизируя биологически активные точки;

- закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений;

-  осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босоножье, кратковременное воздействие холодной водой — обширное умывание (рук, лица);

- развивать двигательную активность, воображение;

- активизировать функции дыхательного аппарата;

- профилактика плоскостопия.

- формировать правильную осанку;

Материал: будильник, магнитофон с записью, дорожки "Здоровья" с различными раздражителями, ленты.

Время проведения: после дневного сна.

Место проведения: спальня, групповая комната.

В раздевалке папка – передвижка «Закаливание»

В группе на доске картинки на тему: «Здоровье»

ХОД ЗАКАЛИВАНИЯ:

I. Разминка в постели. Самомассаж.

Звучит будильник. Воспитатель потихоньку, спокойно будет детей. Открывает шторы.

(Дети ложатся поверх одеял.)  

Воспитатель читает стихотворение.

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово.

Воспитатель.

На кровати потянулись,

Потянулись, улыбнулись!          (дети потягиваются на кровати)

Ручки ставь перед собой              (выполняется сидя на кровати, ноги вытянуты)

И потри их меж собой                  (дети трут ладони друг о друга)

Как ладошки разогрели-

Мы умыться захотели!                   (дети выполняют «сухое умывание»)

Мы умылись, причесались,             (дети выполняют движения)

Наши ушки зачесались.                  (дети гладят уши ладошками)

Руки ставь перед собой-                    (массаж каждого пальца тремя

Каждый пальчик три рукой                пальцами другой руки )

Руки «моем» до плеча,                       (поглаживание от кисти руки до плеча)

Мы спокойно, не спеша.

Мы закончили с руками,                  (поглаживание - от стопы к бедру, и обратно)

То же делаем- с ногами.  

                     

Вот массаж мы завершаем,

К упражненьям приступаем!

II. Комплекс упражнений.  Закаливающие процедуры.

Дети проходят под лентами.

Ходьба босиком по массажным коврикам. (Две дорожки для двух подгрупп)

Дети делятся на две подгруппы. В каждой подгруппе один ребенок показывает под счет, остальные повторяют.

1-ая подгруппа идет на коврики делать комплекс упражнений «Бабушка Зима».

2-ая подгруппа идет на стулья делать упражнения профилактики плоскостопия:    

    1. пальцами ног захватить салфетку.                                                                                  

    2. ногой перекатывать мяч-ежик.

III. Закаливающие процедуры.

Вторая подгруппа убирает коврики, первая идет на умывание.

Обширное умывание:

•     руки по локоть

•     лицо

 «Отжать» руки, вытереться на насухо.

Воспитатель. 

В кране чистая водица

Ну-ка дети, быстро мыться.

Моем шею, моем руки

Вытираемся посуше.

IV.  Итог

Дети:  Мы стараемся, стараемся

Физкультурой занимаемся!

Пусть будут руки крепкими,

Пусть будут ноги сильными.

Мы будем все здоровыми,

Веселыми, спортивными.

Сюрпризный момент (фрукты).

Бабушка Зима

Времена года в чем-то очень похожи на людей. Например, весна напоминает юную, цветущую девушку. Лето смотрит на нас глазами прекрасной молодой женщины, у которой уже есть детки. Прохладная, но еще медовая осень похожа на добрую и заботливую опытную тетушку. А зима напоминает седовласую бабушку.  Назовем ее бабушка Зима.

В полях и лесочках стало голо и прозрачно. Зверькам теперь стало опасно без надобности высовываться из своих нор.

Упражнения выполняются под счет: раз – два – три - четыре.

Упр. 1. «Любопытный хомячок»

Из и. п. лежа на животе, руки на уровне плеч, согнуты в локтях — выпрямлять руки, прогибая верхнюю часть туловища, поочередно сгибая при этом ноги (как будто «хвостик замерзает»).

Вечерами между деревьев сновали голодные волки, жадно принюхиваясь к заманчивым запахам норок.

Упр. 2. «Голодные волки»

Из и. п. стоя на четвереньках (низкое положение) — подавать корпус вперед, опуская голову.

Бабушка Зима очень любила белые пушистые покрывала из снега — вот почему она поспешила укрыть ими всю землю.

 Она тихо смеялась, и от этого по улицам начинал разгуливать порывистый холодный ветер. И людям, и машинам приходилось разгребать сугробы, расчищая дороги.

Упр. 3. «Снегоочиститель»

Из и. п. сидя — передвигаться на ягодицах сначала вперед, а затем назад, в исходное положение.

Мороз становился все крепче и крепче. У детей и взрослых носы стали красными, а дым из заводской трубы стоял столбом прямо вверх.

Упр. 4. «Дым столбом»

Из и. п. стоя на коленях, взявшись за бедра под ягодицами,— выполнять небольшие раскачивания вперед-назад.

На улице еще было темно-претемно, а бабушка Зима уже не дремала. Она свистела ветром, посылая его в леса и поля, и зазывала вьюгу-поземку и вьюгу-метелицу.

Вьюга-метелица была любимицей бабушки Зимы — поэтому она пускалась в свой стремительный танец, желая порадовать старушку.

Упр. 5. «Танец вьюги-метелицы»

Из и. п. стоя у кровати, ноги расставлены несколько шире плеч, кисти рук впереди сцепить в «замок» — выполнять круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону.

Бабушка Зима не любила высокого неба — вот почему, когда царит Зима, тучи почти всегда бывают низкими — ну прямо рукой подать.

Упр. 6. «Низкое небо»

Из и. п. стоя — подниматься на носках и вытягиваться, стремясь поочередно дотянуться руками до «тучки».

Вскоре  вьюги затихали. Детвора весело играла в снежки, каталась на санках... Бабушка Зима добрела, глядя на веселые лица мальчишек и девчонок, иногда даже роняла слезу, вспоминая далекое прошлое — вот почему в зимние дни иногда бывает дождливо и слякотно...

В кране чистая водица

Ну-ка дети, быстро мыться.

Моем шею,  руки, уши

Вытираемся посуше.

Мы стараемся, стараемся

Физкультурой занимаемся!

Пусть будут руки крепкими,

Пусть будут ноги сильными.

Мы будем все здоровыми,

Веселыми, спортивными.

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

На кровати потянулись,

Потянулись, улыбнулись!          

Ручки ставь перед собой              

И потри их меж собой                  

Как ладошки разогрели-

Мы умыться захотели!

Мы умылись, причесались,            

Наши ушки зачесались.                  

Руки ставь перед собой-                    

Каждый пальчик три рукой                

Руки «моем» до плеча,                      

Мы спокойно, не спеша.

Мы закончили с руками,                  

 То же делаем- с ногами.  

                     

Вот массаж мы завершаем,

К упражненьям приступаем!