Конкурс "Учитель года - 2015"

Запорожцева Татьяна Александровна

Здесь расположены все материалы, разработанные при подготовке к конкурсу "Учитель года - 2015" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нефтекумск Ставропольского края

Эссе

 

 «Я - учитель»

                                     

                                                   

                                                    Учитель физики

                        высшей категории 

                          Запорожцева

Татьяна

Александровна

2015 год

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций).

           Россия богата событиями истории развития техники, которые стоит помнить и гордиться ими. Большое  количество ученых, конструкторов, инженеров внесли колоссальный  вклад в развитие технического прогресса в послевоенные годы жизни страны. Например, в области микроструктуры материи, физики элементарных частиц, использования энергии атомного ядра, космологии, ядерной энергетике, суда - и ракетостроении.

60-е годы прошлого века… Космос. Таинственный и необъятный, в одночасье ставший ближе ... Знаменитая улыбка Гагарина… Кажется, что время тогда улыбалось. Радовалось открытиям и свершениям. Научная мысль неслась далеко вперёд, окрылённая небывалым романтическим пафосом  эпохи.

Наши сегодняшние провалы в технике и экономике, неконкурентоспособность многих российских товаров на мировых рынках свидетельствуют о том, что  резко сократилась подпитка производства научными идеями, разработчиками новой техники, новыми технологиями, заметно уменьшился научно-технический потенциал страны из-за эмиграции и ухода ученых из сферы науки в иные сферы деятельности.

          Поэтому в современном обществе образование стало одной из самых обширных и быстро развивающихся сфер человеческой деятельности. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Общество становится не только все более заинтересованным, но и зависимым от уровня развития человеческого капитала, без которого немыслимо дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность генерировать новые знания, творчество и инициатива в наибольшей степени востребуются информационным обществом, построенном на знаниях.

Приоритетными направлениями развития российской науки, технологии и техники в настоящее время считаются следующие:

• информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

• космические и авиационные технологии;

• лазерные технологии,

• новые транспортные технологии;

• энергосберегающие технологии;

• экология и рациональное природопользование.

Как видно все они  связаны непосредственно с наукой - физикой, двери в которую для любого человека открываются в школе…

         Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

         Мы сейчас живем достаточно в интересной системе взаимоотношений. С одной стороны в стране правят рыночные отношения, с другой стороны очень консервативная система средней школы. Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Поколение, которому уже досталось в наследство столько информационных и технических открытий, что хочет оно? К чему стремится? Что сможет сделать для страны? Задаю эти вопросы себе и остро чувствую, как значима сейчас миссия учителя.

Зажечь огонь в глазах учеников, увлечь их физикой, но как? Как сделать так, чтобы им хотелось спорить и в спорах открывать истину? Как не "отпугнуть" учеников от изучения этой фундаментальной науки, сделать обучение интересным, увлекательным, а теоретические основы - простыми и понятными?

Физика - наука экспериментальная, ничего не принимающая на веру. Поэтому мои ученики постигают законы функционирования Вселенной через опыты, наблюдения и эксперименты, с удовольствием выполняют лабораторные и практические работы. Каждый ребёнок, по сути своей, - исследователь, и нужно не навязывать ему истины, а содействовать их самостоятельному открытию. Стараюсь каждого заметить и оказать эмоциональную поддержку, используя с этой целью личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

    Я должна дать ребятам опору в жизни и в то же время убедить их, что судьбу нужно строить на фундаменте собственной личности, преодолевая все трудности, которые встретятся на их жизненном пути. Это нужно обязательно сделать. Ведь они, мои мальчишки и девчонки, совсем ещё юные, хрупкие, тонкие, как деревца, которым нужно к чему-то прислониться, получить поддержку и направление развития туда, вверх.
              Какую опору могу дать ребятам я, учитель физики, ежедневно входя к ним в класс?

   Может быть, такие знания по предмету, которые позволят им успешно сдать ЕГЭ и продолжить образование по выбранной специальности? Безусловно, да. Но достаточно ли этого, ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение,        самообразование?
      Тогда что же? Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. На своих уроках я учу своих ребят не воспринимать физику как сухую науку, как некий набор формул, алгоритмов, законов. Поэтому на каждом занятии пытаюсь показать им богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей.
Мне хочется, чтобы ученики на уроках физики испытали чувство удивления перед огромным миром природы, чтобы они воспринимали мир, как гармоническое познаваемое целое,
"стоящее перед нами наподобие великой и вечной загадки" (Альберт Эйнштейн).

Лучшей формой такой деятельности я считаю диалог. Для меня это особая форма сотрудничества, скрепленная взаимопониманием. В ней моя точка зрения - одна из множества представленных идей в процессе обсуждения. Но чтобы такой разговор состоялся, нужна целая система вопросов и заданий разного уровня, предполагающая неоднозначность решения. Поэтому для таких занятий я часто подбираю задачи практической направленности, позволяющие мне опереться на жизненный опыт ребят, показать совершенство физической  мысли, нестандартность подходов к решению обсуждаемой проблемы.

Главное в работе – не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям воспитанников, вовремя похвалить, подсказать, направить. Хочу, чтобы каждый ученик поверил мне, чтобы в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно. Я хочу сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным.

Это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать те, которые действительно являются перспективными.

Вначале я думала, что для успешной работы мне будет достаточно хорошего знания своего предмета. Но я ошибалась. Время показало, что этого мало. И мне нужно расти профессионально, быть творческим, неординарным человеком, стремиться совершенствоваться и бесконечно учиться. Это истина: учишь - учись!

…Время советских физиков уже не вернется. Но будет новое время. И новое поколение. И мои ученики, наше юное «завтра», надеюсь, сохранят то, что отличало их прабабушек и прадедушек в эпоху 60-х: жажду открытий и побед.  И привнесут что - то своё. И откроются новые звёзды. Во всех смыслах этого слова. Я знаю.  Я верю. Всё впереди.

Созвездие учителей

Открыл астроном звезду,

Ту, что всю жизнь искал,

Всего-то одну звезду!

И сразу известным стал.

А добрый учитель мой,

Без титулов и наград,

Зажёг над своей страной

Созвездие новых Плеяд.

Он столько светил открыл,

Что светят во мраке дней!

И каждому подарил

Частичку души своей.

Пусть быстро меняется мир,

Но до последних дней

Мой жизненный ориентир –

Созвездие учителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нефтекумск Ставропольского края

«Методический семинар»

Тема  

 «Системно-деятельностный подход

в обучении на уроках физики

в основной и старшей школе»

                                     

                                                   

                                                    Учитель физики

                        высшей категории 

                          Запорожцева

Татьяна

Александровна

2015 год

Содержание

  1. Введение
  2. Использование системно-деятельностного подхода на уроках физики
  1. Цель системно- деятельностного подхода
  2. Актуальность системно-деятельностного подхода
  1. Практическое использование системно-деятельностного подхода
  1. Проведение творческих уроков и мероприятий
  2. Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.
  3. Системно-деятельностный подход на уроках дистанционного обучения с детьми инвалидами.
  1. Результативность.
  2. Заключение
  3. Список используемой литературы

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне сделать самому — и я пойму.»

Китайская поговорка

  1. Введение

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса.  Все более актуальной становится задача превращения знаний и умений, которые дает школа, в средство развития и саморазвития личности. Безусловно,  актуально звучит вопрос о воспитании    человека способного определять и понимать роль физики в мире, в котором он живет, использовать физику так, чтобы удовлетворить в настоящем и будущем потребности, присущие созидательно мыслящему гражданину.

    Исходя из сложности поставленных задач, в итоге поиска и размышлений я выбрала технологию системно-деятельностного подхода, которая позволяет мне реализовать ряд взаимосвязанных целевых задач и создать базу для профильного обучения в старших классах.  Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.

  1. Использование системно-деятельностного подхода на уроках физики

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы,  изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. “Кто я и что вокруг меня” - вопрос, волновавший человечество с незапамятных времен. Человеку всегда было свойственно задаваться вопросом об устройстве всего сущего. Сегодня перед школой и учеником должна стоять задача не просто изучения основ физики, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета.

  1. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

- ставить цели;

-  решать задачи;

- отвечать за результаты.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
  • Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
  • На основании изученных педагогических технологий, разработать систему преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.
  • Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению физике и сопутствующих ей предметов.

Таким образом, основной моей  задачей является - принять ученика таким, какой он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мир.

  1. Актуальность системно-деятельностного подхода.

Работая в современных условиях, я как учитель сталкиваюсь в своей деятельности с рядом противоречий:

  • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
  • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Учитывая все выше сказанное, были поставлены следующие цели и задачи:

  • Проанализировать эффективность использования системно-деятельностного подхода с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных навыков познания окружающей действительности.
  • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
  1. Практическое использование системно-деятельностного подхода

Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

  1. проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
  2. введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
  1. Проведение творческих уроков и мероприятий

При построении уроков на системно-деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания, должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.

Урок решения цепочки экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него вдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:

Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1 и т.д.

Завершается процесс и урок общим выводом.

Урок данного типа использовала при  изучении темы «Равнодействующая сил» в 7 классе. Перед учащимися ставится проблема: как ведет тело, если на него действуют несколько сил. У ребят возникает вопрос: а как направлены силы? От направления сил, действующих на тело, зависит результат. Учащиеся выдвигают гипотезы: если силы направлены в одну сторону, то равнодействующая равна сумме сил, если в противоположные, по их разности, если силы направлены под углом друг к другу – равнодействующая не может быть равна нулю.  Проверяют гипотезы, делают выводы. Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.

Урок сотрудничества и экспериментов учащихся. Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод.

 

Так, при изучении темы «Условие плавание тел» группам учащимся выдаются задания по выяснению условий, при которых тело плавает, тонет, всплывает. Каждая группа измеряет вес тела в воздухе, вес тела в воде, силу Архимеда, сравнивает их и делает вывод. Первая группа делает вывод об условии, при котором тело тонет, вторая - плавает, третья – всплывает.  В докладах учащиеся описывали кратко методику исследования, и полученные результаты.

Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но применяется при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.

Урок – митинг.

Идея урока: объявляется тема, класс разбивается на группы, которым подготавливают речь, в которой высказывают свое мнение по проблеме урока, обязательно подкрепляя его аргументами. Тема урока должна быть связана  с общественной жизнью, имеющее значение для региона, страны. Например, в 11 классе при изучении темы «Ядерная энергетика» провожу урок «Быть строительству АЭС на Кавказе?!».

Учащиеся кратко и убедительно выступают перед своими товарищами, доказывая свою точку зрения. Урок помогает не только формировать навыки устной речи, но и отстаивать свою позицию, связывать научные знания и последствия их использования.

Урок – диспут.

Заранее объявляется тема урока, например в 7 классе «Трение: друг или враг?». Класс делится на две группы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной  теме, и  оптимистов, которые ищут положительные доводы.

В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.

  1. Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.

Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет Ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?» и так далее.

Для того чтобы занятия задания не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы:

Как я это делал?

В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?

Как можно улучшить работу?

Эти меры помогут ученику в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.

Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.

Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации. Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа.

Что произойдет, если пулька, выпущенная из духового ружья, попадет в куриное яйцо. Ответ на вопрос зависит от того, вареное яйцо или сырое. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.

На тело действуют две силы 5Н и 7 Н. Чему будет равна равнодействующая? Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы?

Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении.

Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними.

 Ошибка может содержаться в условии (недостоверные данные) - длина волны красного цвета 100 мкм, в использовании формулы – применение при вычислении формулы кинетической энергии релятивистской частицы.

Задачи с «черным ящиком».

Такие задачи развивают мышление, вооружают методом познания, поскольку, исследуя «черный ящик», учащиеся проходят все звенья научного поиска: накопление фактов, их анализ, выдвижение гипотезы, формулирование следствий из нее, проверочный эксперимент, формулировка вывода.

Этот вид задач уместно применять в 8, 11 классах при закреплении темы «Соединение проводников». В черном ящике имеется три резистора с сопротивлением: 5 Ом, 5 Ом, 1 Ом. Как соединены эти резисторы?

Задачи, позволяющие овладеть методом познания.

Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.

Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей. На этот вопрос часто дают утвердительный ответ. Проведя опыт, учащиеся делают вывод, что   сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.

Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.

Учащимся нравится задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящим вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся на уроках с классом.

  1. Системно-деятельностный подход на уроках дистанционного обучения с детьми инвалидами.

Основной стратегией обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учёт его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это реализуется на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Основные задачи сетевого учителя: работа по развитию кругозора учащихся, тренировка памяти, развитие речи, восприятия, мышления и обобщению материала.

Пример структуры элемента урока дистанционного урока физики  в         9 классе  по теме «Второй закон Ньютона» с применением системно-деятельностого подхода.

Первичное усвоение материала.

2.Отбор фактов. Из жизненного опыта предположи, от чего зависит ускорение тела? (изменение скорости).

Ученик: - от силы, действующей на тело

  • от массы тела
  • от рода поверхности и т.д.

     (все варианты записываются в тетради)

-  Проведём экспериментальное исследование (через skype ученик наблюдает за экспериментом).

1.Поставим тележку на гладкую поверхность. Несильно толкнем её рукой.     Отметим расстояние, которое пройдёт тележка.

2.На пути движения тележки насыплем немного песка. Стараясь не менять силу действия, повторим опыт. Отметим расстояние, которое пройдёт тележка.

3.На пути движения тележки насыплем весь песок. Не меняя силу действия, повторим опыт.

- Сделай соответствующие выводы.

- Подготовь выступление по выполненному эксперименту: прокомментируй опыт, сформулируй вывод по наблюдаемым фактам и вопрос-проблему по наблюдаемому явлению.

Важнейшей особенностью курса является активное использование созданных в электронной учебной среде пошаговых инструкций, призванных выработать у ученика навыки логического мышления.

  1. Результативность.

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и  экспериментальной верификации выводов.

Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.

Ежегодно мои ученики являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады по физике. В 2013-2014 учебном году на муниципальном уровне Черезова Алеся ученица  9 класса заняла 1 место,  Логинова Дарья  (10 класс) и  Свинцова Виктория  (11 класс)  - 2 места.  В 2014-2015 учебном году  Кельдимуратов Дауд ученик   9 класса и Черезова Алеся ученица 10 класса заняли  1 места, Логинова Дарья ученица   11 класса -  2 место.

На Всероссийском «Молодежном чемпионате по физике» в апреле 2014 года  Коротков Даниил ученик 10 класса  занял 2 место.

Ежегодно мои учащиеся 7-11 классов участвуют  в Краевой дистанционной олимпиаде школьников "Интеллект", являясь победителями и призерами на районном уровне.  

  1. Заключение 

Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности и повышения качества обучения зависит не только от мотивации извне (со стороны учителя), но и от внутренней мотивации (со стороны  учащихся).  

Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень усвоения учебного материала.

  1. Список используемой литературы

  1. Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004 .

  1. Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. В 3-х кн.

  1. Преподавание физики, развивающее ученика. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.

   

  1. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой. – Пермь, 2003.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики в основной и старшей школе» Запорожцева Татьяна Александровна, учитель физики высшей категории МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов города Нефтекумска

Слайд 2

«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму.» Китайская поговорка

Слайд 3

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, направленных на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

Слайд 4

«Кто я? Что вокруг меня?»

Слайд 5

Цель системно-деятельностного подхода воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, способного: ставить цели; решать задачи; отвечать за результат.

Слайд 6

МОЯ задача - учить учиться!

Слайд 8

Актуальность системно-деятельностного подхода «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня, а научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни» Японская пословица

Слайд 9

Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики Творческие уроки: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

Слайд 10

Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики Творческие уроки: Урок решения цепочки экспериментальных задач: Вопрос → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод ; 2) Урок сотрудничества и экспериментов: 3) Урок – митинг: «Быть или не быть?...» 4) Урок – диспут: «Трение: друг или враг?» ТЕМА 1 группа, Эксперимент 1 2 группа, Эксперимент 2 3 группа, Эксперимент 3 4 группа, Эксперимент 4

Слайд 11

Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики Уроки, насыщенные развивающими и творческими задачами «Как вы думаете?» «Что предпринять?» «Как объяснить?» «Какую идею вы выдвинете?» «Согласны ли вы с тем, что…?» «Как улучшить?»

Слайд 12

Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики Уроки, насыщенные развивающими и творческими задачами Задачи с неопределенностью при постановке вопроса 2) Задачи с частично неверными данными 3) Задачи с «чёрным ящиком» 4) Задачи, развивающие познание 5)Задачи на поиск и объяснение λ =100 мкм !!!

Слайд 13

-, -, -, -, -,. Дистанционные уроки с системно-деятельностным подходом Дифференциация; Индивидуализация;

Слайд 14

Результаты !!!

Слайд 15

«Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки» Китайская пословица

Слайд 16

Спасибо за внимание!