литературное чтение

Чамрова Татьяна Васильевна

урок по литетатурному чтению " Троянский конь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_troyanskiy_kon.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел:  Фольклорные мотивы

Тема: «Троянский конь»

Цели: познакомить обучающихся с мифом Древней Греции; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Планируемые результаты:

предметные:

умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;

метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные:

проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: выставка книг по теме урока,  презентация,  Мифологический словарь  Е. Мелетинского

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся.

1.Оргмомент

Поприветствуем друг друга. Настраиваемся на дружную работу.

 Учащиеся проверяют готовность к уроку.   Настраиваются по  позитивный ход урока.

2. Актуализация знаний.

- Назовите устойчивые эпитеты, которые вы встретили в произведении.

- Расскажите, где описано, как Ярило   явился  к Матери- родной земле. С чем это можно сравнить.

-   К какому устному творчеству относится это произведение.

_ Что такое миф?

 Учащиеся называют

( Мать сыра земля.   Ярило всемогущий)

 Учащиеся пересказывают эпизод  мифа и сравнивают его с таким явлением в природе, как приближение весны и лета.

 Это произведение- миф.

 Миф – это

3 Работа по новой теме.

-   Какая  страна особенно  славилась мифами? Расшифруйте моё задание.

ЯИЦЕРГ

- Что вы  знаете о  Древнегречекой мифологии.

-  Сегодня на уроке мы совершим  виртуальное путешествие в Древнюю Грецию. Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной.  Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия.

-Какие герои  нам встретятся в мифе

« Троянский конь?»?

-Поработаем в группах с  Мифологическом словарём .Это издание представляет собой попытку дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства.

 1 группа узнает  Кто такой  Аполлон

2 группа расскажет о Менелае

 3 группа узнает о Кассандре

 4 группа , кто такой Лаокоон

5 группа расскажет об Одиссее

6 группа- об Энее

-  Вот теперь мы знаем главных героев и  мы попробуем прогнозировать  содержание текста.  ( приём чтение с остановками.) Откроем учебник.

  - Начнет нам читать Аня . По моему сигналу она останавливается , а вы подумайте, что будет дальше. ( так читается вест текст сильными учениками.)

 Учащиеся называют Греция.

Греческие мифы, как и мифы других народов, в фантастической форме отражают далекое прошлое человечества

  1группа Аполлон (Феб) — златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов.

 2 группа Менелай — царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной. Сын царя Микен Атрея и Аэропы. Организовал военный поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену — этот поход стал известен как Троянская война.

3 группа Кассандра — дочь царя Трои Приама и Гекубы. Получила от Аполлона пророческий дар. Аполлон, отвергнутый Кассандрой, сделал так, что ее прорицаниям перестали верить (так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей своего брата Париса от похищения Елены, последнее, как известно, привело к Троянской войне и гибели Трои). Кассандра стала пленницей Агамемнона, погибшая вместе с ним от рук Клитемнестры и Эгисфа.

 4 группа   Лаокоон жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город деревянного троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина,

помогавшая грекам.

5 группа Одиссей - царь Итаки, участник осады Трои, главный герой “Одиссеи”. Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой.  6 группа Эней — в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны. После падения трои Эней спасся, вынеся из горящего города на плечах старика отца и уведя с собой сына. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. В римской мифологии - отец РомаАнкия и Ардея. Легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена “Энеида” Вергилия.

 Учащиеся следят по тексту и предполагают какие будут события дальше.

4. Вторичное восприятие текста.

-Понятен ли вам коварный план хитроумного Одиссея по захвату Трои? Расскажите об этом.

— Прочитайте выразительно слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности.

— Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они развесили уши? Объясните это выражение.

-Какое значение в современном мире имеет выражение «троянский конь»?

 Это выражение стало нарицательным. Означает оно дар, принесенный с целью погубить врага, коварный обман. Из истории известно, что грекам удалось захватить Трою хитростью. Они сделали из дерева огромного коня, спрятали в туловище войско и прикатили его к воротам Трои. На боку коня было написано, что это дар уходящих данайцев богине Афине. Жрец Лаокоон, увидев коня троянцев, сказал свою крылатую фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Все же троянцы приняли эту «жертву». Греки, скрывавшиеся в чреве коня, вышли ночью и, перебив стражу, открыли ворота Трои для своих войск. Так Троя была захвачена.)

 Рассказывают , для чего же построен был такой конь.

Находят в тексте   слова Лаокоона.

 Объясняют что Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.

 Дети предполагают, что значит « троянский конь»

5. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел

Дети продолжают  предложения

6. Домашнее задание

 Прочитайте миф . Ответьте на вопросы.