Мониторинг результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы

Девицкая Зоя Владимировна

Область "Физическое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одобрено городским методическим объединением инструкторов по физической культуре г. Нижневартовска

от 27 сентября 2012года        

МОНИТОРИНГ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Модифицированная методика оценки физического развития  

 физической подготовленности

 дошкольников  Н. Лесковой,  Л.Г. Ноткиной

 

2012г.

 

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре примерной основной общеобразовательной программы (приказ №655 от 23.11.2009г.) на городском методическом объединении рассматривался вопрос о мониторинге физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы предполагает мониторинг промежуточных результатов освоения программы и оценку итоговых результатов ее освоения.

 Мониторинг за  физическим развитием проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастной  группе, которую посещает ребенок. Так, если работа в группе ведется в соответствии с задачами развития,  к концу пятого года жизни (средняя группа), мониторинг должен проводиться по листам оценки «к концу пятого года жизни».

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, правильно выполняются все                   основные элементы движения, педагог  ставит уровень «высокий» (3 балла). Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ребенок справляется с большинством элементов техники,    допуская незначительные ошибки, ставится оценка «средний» (2 балла). Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций или  при выполнении упражнения ребенком допускаются значительные ошибки, ставится оценка «низкий уровень» (1 балл).

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «высокий уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «средний уровень», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «низкий уровень», процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагает: проведение комплексного психологического диагностического обследования. Оно должно проводиться инструктором по физической культуре и  педагогом-психологом. По результатам  оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка.

    Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

     Содержание мониторинга  тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

    Общим количеством голосов был принят следующий мониторинг для оценки физического развития   физической подготовленности  дошкольников  для детей 4-7 лет.

  1. Ходьба

методика обследования

средний возраст.

1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы.

2. Свободное движение руками от плеча.

3. Шаг ритмичный, но еще не стабильный и тяжеловатый.

4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры и без них.

старший возраст.

1. Хорошая осанка.

2. Свободное движение рук от плеча со сгибанием в когтях.

3. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный.

4. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп.

5. Активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая)

 6. Умение соблюдать различные направления, менять их.

  1. Бег на скорость (10 метров)

возраст

пол

Высокий уровень

Средний  уровень

Низкий уровень

   4

М

<

3,2

>

Д

<

3,4

>

  5

М

<

3,1

>

Д

<

3,2

>

  6

М

<

2,9

>

Д

<

3,1

>

  7

М

<

2,8

>

Д

<

2,9

>

методика обследования.

средний возраст.

1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.

 2. Руки согнуты в локтях

3. выраженный вынос бедра маховой ноги.

4. ритмичный бег.

старший возраст.

1.Небольшой наклон туловища, голова прямо.

2. руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь.

3. Быстрый вынос бедра маховой ноги.

4. Опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах.

5. Прямолинейность, ритмичность бега.

                                                                                                   

Предварительная работа:

 До проведения проверки движений инструктор размечает беговую дорожку; до линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 метров. В конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок, натянутая лента и.т.д.)

Инструктор знакомит детей с командами («На старт», «Внимание», «Марш»), правилами выполнения задания: начинать бег строго по сигналу, возвращаются к линии старта только по краю беговой дорожки. Целесообразно организовывать бег парами: в этом случае появляется элемент соревнования, повышающий интерес, мобилизующий силы детей.

Даются две попытки с интервалом отдыха 2-3 мин. Фиксируется лучший результат.

  1. Челночный бег (3*10 м) сек.

возраст

пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М

<

12,7

>

Д

<

12,4

>

5

М

<

11,3

>

Д

<

11,6

>

6

М

<

11,2

>

Д

<

11,3

>

7

М

<

9,7

>

Д

<

10,1

>

методика обследования.

старший возраст.

  1. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах.
  2. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие.
  3. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.

Предварительная работа:

 До проведения проверки движений инструктор размечает беговую дорожку (3*10 м) до линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 метров. В начале и в  конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок, конус, модуль  и.т.д.)

Инструктор знакомит детей с командами («На старт», «Внимание», «Марш»), правилами выполнения задания: начинать бег строго по сигналу, возвращаются к линии старта только по краю беговой дорожки. Целесообразно организовывать бег парами: в этом случае появляется элемент соревнования, повышающий интерес, мобилизующий силы детей.

Даются две попытки с интервалом отдыха 2-3 мин. Фиксируется лучший результат.

                                         

  1. Прыжки в длину с места (см)

возраст

пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М

70,0 и   >

58,0-69,5

57,0 и    <

Д

70,0 и   >

60,0-69,0

59,0 и    <

5

М

92,0 и   >

77,1-91,6

76,0 и    <

Д

87,0 и   >

76,2-86,5

75,0 и    <

6

М

101,0 и >

86,3-100,0

85,0 и    <

Д

100,0 и >

88,0-99,6

87,0 и    <

7

М

113,0 и >

100,0-112,7

99,0 и    <

Д

114,0 и >

98,0-113,4

97,0 и    <

                                                     методика обследования.

средний возраст.

 1.  Исходное положение:  ноги стоят параллельно на ширине ступни; полуприседание с наклоном туловища; руки слегка отведены назад;

2. Толчок: двумя ногами одновременно; мах руками вперед- вверх.

3. Полет: руки вперед – вверх; туловище и ноги выпрямлены.

4. Приземление: одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко, положение рук свободное.

старший возраст.

1.  Исходное положение: ноги стоят параллельно на ширине ступни, туловище наклонено вперед; руки свободно отодвинуты назад.

2.  Толчок: двумя ногами одновременно (верх – вперед); выпрямление ног; резкий мах руками вперед верх.

3.  Полет: туловище согнуто, голова вперед; вынос полусогнутых ног вперед; движение рук вперед верх.

4. Приземление: одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню; колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; руки движутся свободно вперед- в стороны; сохранение равновесия при приземлении.

  1. Бросок набивного мяча (1 кг.) из – за головы, стоя (см.)

возраст

пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М

>

160,0

<

Д

>

145,5

<

5

М

>

168,0

<

Д

>

150,0

<

6

М

>

210,0

<

Д

>

170,0

<

7

М

>

240,0

<

Д

>

209,0

<

методика обследования.

1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты верх и согнуты так, чтобы предмет находился за головой;

2. податься всем туловищем вперед;

3. туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях;

4. Туловище и ноги выпрямляются, подняться на носки, руки выпрямить вперед – вверх и сделать бросок.

6.Гибкость

возраст

пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М

>

1,1

<

Д

>

1,8

<

5

М

>

3,8

<

Д

>

6,8

<

6

М

>

3,9

<

Д

>

7,6

<

7

М

>

5,1

<

Д

>

7,9

<

Методика обследования.

1. Исходное положение: стоя на гимнастической скамейке, ноги, на ширине ступни,   руки опущены  вниз.

2. Наклон вперед - вниз, опустить руки ниже уровня скамейки, ноги не сгибать,

    зафиксировать  результат.

                                       

                                                



Предварительный просмотр:

Мониторинг  на конец  учебного 2013-2014 года

Физическая культура

Группы

Уровни

2-я гр. комп. напр. 3-5 лет «А»

2-я гр. комп. напр. 3-5 лет «Б»

2-я гр. комп. напр. 3-5 лет «В»

1-я гр. комп. напр. 5-7  лет «А»

1-я гр. комп. напр. 5-7  лет «Б»

2-я гр. комп. напр. 5-7 лет «А»

2-я гр. комп. напр. 5-7 лет «Б»

Итог

Обследовано детей (чел.)

20

21

18

23

22

21

21

146

Высокий %

50%

35%

17%

18%

32%

19%

43%

13%

Средний  %

50%

67%

83%

82%

68%

81%

57%

62%

Низкий  %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

75% (высокий и средний)

Так как у детей в возрасте 3 – 5 лет не достаточно развиты и укреплены мышцы рук, дети показали слабый результат в метании мешочка вдаль, а также набивного мяча весом 1 кг.  Были запланированы и проведены специальные упражнения для развития мышц спины и рук (йога, статические упражнения, общеразвивающие с предметами и на полу). Дети в этом возрасте способны быстро и легко запоминать движения, однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

У детей 5 – 7  лет в начале года процент среднего  уровня  выше, так как  относительно слабо развиты мелкие мышцы рук и  детям с трудом дается  метание вдаль. В начале года у детей плохо развита гибкость. Запланирована и ведется  индивидуальная работа в спортивном зале,  а также и на прогулке воспитателями.

Мониторинг  на конец  учебного 2013-2014 года

Физическая культура

Группы

Уровни

2-я гр. комп. напр. 3-5 лет «А»

2-я гр. комп. напр. 3-5 лет «Б»

2-я гр. комп. напр. 3-5 лет «В»

1-я гр. комп. напр. 5-7  лет «А»

1-я гр. комп. напр. 5-7  лет «Б»

2-я гр. комп. напр. 5-7 лет «А»

2-я гр. комп. напр. 5-7 лет «Б»

Итог

Обследовано детей (чел.)

21

21

22

24

22

21

21

151

Высокий %

50%

52%

48%

50%

45%

55%

58%

50%

Средний  %

50%

48%

52%

50%

55%

45%

42%

35%

Низкий  %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

2013-2014 у.г.- 85%, (высокий и средний)

У детей 4  лет расширились возможности опорнодвигательного аппарата. Дети стали давать элементарный анализ движениям, выделять в них характерные особенности. Дети 3-5 лет стали лучше ориентироваться в пространстве, за счет этого вырос показатель челночного бега. В силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения стали точнее и энергичнее, в связи с чем вырос показатель прыжков в длину с места.

На шестом и седьмом году жизни у детей появилась выразительность, плавность и точность движений, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно освоились прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по канату, метание на дальность и в цель.


Мониторинг  на начало   учебного 2014-2015 года

Физическая культура

Дата проведения: май 2015г

Цель:

Оценка уровня физического развития детей в конце учебного года.

Выявление динамики развития физических качеств и эффективности применяемых методов и приёмов в работе

Используемые методы:

Диагностический метод, наблюдение, беседа, анализ деятельности детей.

Методика проведения:

Выполнение специально подобранных заданий (метание, прыжки, бег, лазание)

Группы

Уровни

Дети средней группы «А»  от  3 до 5 лет

средняя«Б»  детей от  3 до 5 лет

средняя «В»  детей от  3 до 5 лет

старшая «А»  детей от 5 до 7 лет

старшая«Б»  детей от 5 до 7 лет

старшая«В»  детей от 5 до 7 лет

старшая«Г»  детей от 5 до 7 лет

Итог

Обследовано детей (чел.)

21

21

19

27

27

25

26

166

Высокий %

12%

61%

20%

22%

45%

45%

46%

36%

Средний  %

88%

39%

80%

78%

55%

55%

54%

64%

Низкий  %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Высокий уровень 70%, средний 30%, низкий 0%. – 100%

У детей в  среднем дошкольном возрасте расширились возможности опорно – двигательно  аппарата. Дети стали давать элементарный анализ движениям, выделять в них характерные особенности. Дети 3-5 лет стали лучше ориентироваться в пространстве, за счет этого вырос показатель челночного бега. В силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения стали точнее и энергичнее, в связи с чем вырос показатель прыжков в длину с места.

На шестом и седьмом году жизни у детей появилась выразительность, плавность и точность движений, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно освоились прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по канату, метание на дальность и в цель.